Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 325725-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(об ограничении права лиц, уволенных в связи с утратой доверия, занимать отдельные должности)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроектом N 325725-8 предлагается установить временное ограничение права лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционные стандарты), занимать отдельные должности в государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также занимать должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
Законопроект N 325725-8 внесен Правительством Российской Федерации одновременно с "пакетным" законопроектом N 325724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предлагающим внесение корреспондирующих изменений в Федеральные законы "О противодействии коррупции", "О прокуратуре Российской Федерации", "О федеральной службе безопасности", "О государственной охране", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "О Следственном комитете Российской Федерации", "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пояснительной записке законопроект N 325725-8 подготовлен в целях реализации абзаца третьего пункта 14 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
В пояснительной записке также отмечается, что "...Специфика правового статуса лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей, предопределяет необходимость предъявления к ним специальных требований, касающихся не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня".
Законопроект N 325725-8 нацелен на достижение поставленной цели путем внесения изменений в ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Статью 275 ТК РФ, регламентирующую заключение трудового договора с руководителем организации, предлагается дополнить новой частью, в соответствии с которой не допускаются к замещению должности руководителя государственного (муниципального) учреждения лица, которые подверглись взысканию в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за несоблюдение антикоррупционных стандартов в течение пяти лет со дня применения указанного взыскания.
Аналогичные запреты предлагается установить в статье 349.1 ТК РФ (при замещении должностей в государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании, включенных в перечни, установленные соответственно нормативными актами государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании), а также в статье 349.2 ТК РФ (при замещении должностей в Фонде пенсионного и социального страхования, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенных в перечни, установленные соответственно нормативными актами фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов).
В пояснительной записке отмечается, что "...Взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия применяется в исключительных случаях умышленного совершения грубых правонарушений, связанных с несоблюдением антикоррупционных стандартов, когда иные меры представляются недостаточными с учетом всех обстоятельств ситуации. Перечень оснований для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия носит исчерпывающий характер и предполагает совершение лицом указанного правонарушения, несущего наибольшую общественную опасность".
В целях соблюдения принципов справедливости, равенства, исключения возможности несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина предлагается установить временный характер ограничение права - пять лет со дня увольнения (освобождения от должности) по соответствующему основанию. Данный срок коррелирует с предусмотренным в настоящее время сроком нахождения соответствующих сведений в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия (см. ст. 15 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Законопроект не устанавливает временного ограничения права лиц, уволенных за несоблюдение антикоррупционных стандартов, занимать отдельные должности во всех организациях, учредителями которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, либо права занимать должности в организациях, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями.
Кроме того, запрет в течение пяти лет со дня применения взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за несоблюдение антикоррупционных стандартов не применяется к лицам, которые до дня вступления в силу соответствующего федерального закона подверглись указанному взысканию.
С учетом "пакетного" характера законопроектов N 325725-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и N 325724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" их рассмотрение в первом чтении необходимо осуществлять одновременно.
Результат рассмотрения законопроекта N 325725-8 органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 8 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту отмечает, что "...часть седьмая статьи 81 Кодекса дополняется понятием "освобождение от должности" в одном значении с понятием "увольнение". Однако в Кодексе применительно к процессу увольнения такое понятие не используется (например, статьи 22.1, 80, 192, 394 и другие). Оно используется, например, при регулировании вопросов прохождения государственной гражданской службы (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В связи с этим в целях единообразия используемой в Кодексе терминологии предлагаемое дополнение следует исключить".
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, являющийся комитетом-соисполнителем по законопроекту N 325725-8, отмечает своевременность и важность вносимых изменений и считает возможным поддержать данный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает законопроект N 325725-8.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, в основном согласна с законопроектом, но считает целесообразным установить исчерпывающий характер перечня должностей, определяемых новой проектируемой статьей 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, в основном согласна с законопроектом.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 325725-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.