Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
1. Установление основных направлений государственной политики в области охраны труда направлено на выполнение принятых Российской Федерацией международно-правовых обязательств.
В соответствии со ст. 2.1. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.; ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII) государство признает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, в том числе условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В силу ст. 2.1 Пакта государство, подписавшее Пакт, обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в нем прав всеми надлежащими мерами и способами.
Согласно ст. 2 Конвенции N 187 Международной организации труда об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Женева, 15 июня 2006 г.; ратифицирована РФ Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ) каждое государство-член, ратифицирующее данную Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики (в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды), национальной системы (безопасности и гигиены труда) и национальной программы (по безопасности и гигиене труда).
Статьей 4 Конвенции N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (Женева, 22 июня 1981 г.; ратифицирована РФ Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ) целью национальной политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды объявлено предупреждение несчастных случаев и повреждения здоровья, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде. Эти идеи отражены в принципах обеспечения безопасности труда, перечисленных в ст. 209.1 ТК (см. комментарий к указанной статье Кодекса).
1.1. Первым среди основных направлений государственной политики в области охраны труда заявлено обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (абз. 2 ч. 1 рассматриваемой статьи).
Несмотря на то, что "обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников... в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формированию политики в сфере охраны труда, охватывающей не только вопросы безопасности и гигиены труда, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом"*(5), стоит напомнить, что охрана труда уже определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В результате получается замкнутый круг: основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета охраны труда. Полагаем, что приоритет сохранения охраны и здоровья работников следует рассматривать не как одно из основных направлений государственной политики, а как принцип, основополагающую идею, лежащую в основе всего института охраны труда. Так, существует практикоориентированная Программа "Основы медицинских знаний, которыми должны владеть работодатели для стимулирования и мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни", рассчитанная на 36 академических часов (см. Письмо Минтруда России от 11 августа 2016 г. 15-2/10/В-5638), а также типовые корпоративные программы, например, Типовая корпоративная программа сохранения здоровья на рабочем месте сотрудников КМЦ г. Читы "Начни с себя! Живи здоровым!", Корпоративная программа Волгоградской области "Укрепление здоровья работающих", Модуль "Здоровое питание и рабочее место".
1.2. В абз. 3 ч. 1 рассматриваемой статьи в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда заявлено принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Помимо настоящего Кодекса, отдельные нормы, посвященные охране труда работников, содержатся в других федеральных законах. К примеру, Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 18) конкретизирует, что работники внеуличного транспорта, которые выполняют работы, непосредственно связанные с движением подвижного состава внеуличного транспорта, обеспечением безопасности движения подвижного состава или обеспечением безопасности перевозки пассажиров либо маневровой работой, обязаны проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены) и в конце рабочего дня (смены), а также для выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Аналогично ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрены обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры для работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочих места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, урегулированы ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Напомним, что согласно п. "к" ч. 1 ст. 71 Конституции трудовое законодательство отнесено к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Субъекты РФ участвуют в нормативном правовом регулировании отношений в области охраны труда по остаточному принципу. Принимаемые субъектами РФ законы и подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить положениям федерального законодательства в области охраны труда. Примеры нормативных правовых актов субъектов РФ приведены в комментарии к ст. 211.3 ТК.
К иным нормативным правовым актам РФ следует отнести подзаконные акты Правительства и других федеральных органов исполнительной власти. Как правило, они принимаются в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, посвященными охране труда. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 219 ТК Правительством принято постановление от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".
Согласно ч. 2 ст. 212 ТК государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, постановлениях Правительства, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ (более подробно о государственных нормативных требованиях охраны труда см. комментарий к ст. 212 Кодекса).
1.3. В качестве основного направления государственной политики в области охраны труда законодатель также признает государственное управление охраной труда (абз. 4 ч. 1).
Стоит отметить, что понятие "государственное управление" может пониматься в узком и широком смысле. В широком смысле термин "государственное управление" соответствует английскому "governing" ("правление"), в узком - соответствует английскому "public administration" ("публичное администрирование"). При этом governing включает как принятие политических решений и управление политическими акторами (policy-making), так и public administration, то есть реализацию политических решений, государственные услуги, принятие подзаконных актов и др.*(6)
В Федеральном законе от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" государственное управление определено как деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития РФ и обеспечения национальной безопасности РФ. Таким образом, в рассматриваемой статье понятие "государственное управление" использовано в узком смысле (с англ. public administration).
Согласно ч. 1 ст. 211 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтрудом, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Так, приказом Минтруда N 776н от 29 октября 2021 г. утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда (СУОТ), разработанное в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
С точки зрения формальной логики, было бы корректнее не включать "государственное управление охраной труда" в число основных направлений государственной политики в области охраны труда, так как эти понятия разумно рассматривать не как общее и частное, а как два взаимосвязанных аспекта государственного управления в широком смысле (с англ. governing).
1.4. Следующим направлением государственной политики в области охраны труда является государственная экспертиза условий, которая выполняет контрольную функцию по определению качества условий труда, а также соответствия требованиям гарантий и компенсаций работников, контактирующих с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников. Понятие государственной экспертизы условий труда приведено в ч. 12 ст. 209 ТК. Цели, основания проведения, права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, перечислены в ст. 213 ТК.
1.5. В отдельное направление выделено предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, что связано с заботой государства о безопасности условия труда, гарантированной ст. 37 Конституции. Конвенция Международной организации труда N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах", которая была ратифицирована СССР в марте 1988 г. - является одним из самых ранних нормативных документов в сфере охраны здоровья работников и их защиты от производственного травматизма.
Примерный ведомственный план мероприятий по снижению производственного травматизма утвержден приказом Минтруда от 12 февраля 2018 г. N 71.
С 1 марта 2022 г. вступил в силу приказ Минтруда от 22 сентября 2021 г. N 656н "Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица))".
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 18 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ФСС вправе принимать решение о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, размер которых определяется ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены приказом Минтруда от 14 июля 2021 г. N 467н.
1.6. Следующее направление - формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками (абз. 7). Согласно Конвенции Международной организации труда N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Женева, 15 июня 2006 г.), оценка профессиональных рисков или опасностей и борьба с ними в месте их возникновения являются одними из основополагающих принципов национальной политики содействия безопасной и здоровой производственной среде.
Более подробно об оценке и управлении профессиональными рисками см. комментарий к ст. 218 настоящего Кодекса, а также приказ Минтруда от 28 декабря 2021 г. N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков".
1.7. Законодательство РФ не содержит прямых указаний, в каких формах государство должно принимать участие в финансировании мероприятий по охране труда (абз. 8). Так, в ч. 1 ст. 225 ТК указано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" было предусмотрено финансирование подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", однако с 1 января 2022 г. реализация этой подпрограммы прекращена (постановление Правительства от 22 сентября 2021 г. N 1603 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
1.8. Основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда реализуются работодателями, тем не менее государство обязано разрабатывать федеральные и региональные программы, направленные на улучшение условий и охраны труда, в том числе содействовать внедрению "чистых технологий", модернизации и замене устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья, полуфабрикатов, способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий (см., например, пп. 5.11, 5.12, 5.16 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством на 2021-2023 годы).
С 1 марта 2022 г. действует новый Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней, утв. приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н. Среди таких мероприятий, например, издание (тиражирование) инструкций, правил (стандартов) по охране труда; приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте и др.
Ранее финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда регламентировалось ст. 226 ТК, с указанной даты этот вопрос урегулирован ст. 225 ТК (ФЗ "О внесении изменений в ТК").
1.9. Согласно абз. 10 ч. 1 рассматриваемой статьи одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда также является координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды обеспечивает Правительство. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними.
1.10. Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников (абз. 11) обеспечивается, в частности, путем установления возможности уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций на расходы, произведенные на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК), и расходы, произведенные на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК).
1.11. Создание условий для формирования здорового образа жизни работников (абз. 12) является новым направлением государственной политики в области охраны труда, впервые введенным в ТК ФЗ "О внесении изменений в ТК". При этом в других статьях настоящего Кодекса термин "здоровый образ жизни" не упоминается, в число обязанностей работодателя в области охраны труда, перечисленных в ст. 214 ТК, обязанность по созданию условий для формирования здорового образа жизни работников не включена.
Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя, потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, является одной из форм обеспечения приоритета профилактики в сфере охраны здоровья (см. также Стратегию формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, утв. приказом Минздрава от 15 января 2020 г. N 8).
Таким образом, применительно к изучаемому разделу создание условий для формирования здорового образа жизни работников обеспечивается, прежде всего, путем:
- запрета курения на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 9 ч. 1 ст. 12 ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции");
- рассмотрения появления на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения как однократного грубого нарушения работников трудовых обязанностей (подп. "б" ч. 6 ст. 81 ТК), а также основания для отстранения от исполнения трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 76 ТК).
1.12. Порядок проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда (абз. 13 ч. 1 рассматриваемой статьи) установлен ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
1.13. Установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (абз. 14 ч. 1 настоящей статьи) также можно рассматривать как одно из направлений государственной политики в области охраны труда, целью которого является предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Примерами таких гарантий являются:
- сокращение нормальной продолжительности рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 ч в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК);
- предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, и работникам с ненормированным рабочим днем (ст. 117-119 ТК);
- повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146-148 ТК).
- сохранение места работы и среднего заработка работникам на время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования (ст. 185 ТК) и др.
На практике при решении вопросов о праве работников на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда возникают вопросы о соотношении положений ч. 1 ст. 92 ТК и классификации условий труда по степени вредности и (или) опасности, установленной ст. 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда".
1.14. Международное сотрудничество в области охраны труда (абз. 15 ч. 1) осуществляется путем сотрудничества с международными и региональными организациями, а также иностранными государствами.
Например, в рамках Соглашения между Правительством и Международной организацией труда о Бюро Международной организации труда в Москве (Москва, 5 сентября 1997 г.) Российской Федерацией и Международной организацией труда утверждались Программы сотрудничества на 2013-2016 годы и на 2017-2020 годы.
1.15. Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда также поименовано как основное направление государственной политики в области охраны труда (абз. 16 ч. 1). Несмотря на это, данное направление не входит в число полномочий ни Минтруда (см. Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 61), ни Роструда (см. Положение, утв. постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 324).
Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021-2023 годы (п. 5.10) предусмотрено проведение работ по развитию и внедрению современных методических рекомендаций по выявлению опасностей и оценке профессиональных рисков на основе существующих процедур специальной оценки условий труда, производственного контроля, анализа и оценки риска производственного травматизма, учета анализа причин и обстоятельств событий к возникновению микротравм и т.д.
1.16. Предусмотренный абз. 16 мониторинг состояния условий и охраны труда организует Минтруд совместно с органами исполнительной власти субъекта (более подробно см. комментарий к ст. 211.2 ТК РФ).
Правовой основой для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации является Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
В силу ст. 8 вышеуказанного федерального закона лица, в отношении которых ведется федеральное статистическое наблюдение, обязаны предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе. Формы, обязательные для представления работодателями, утверждаются Росстатом.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по обособленным подразделениям.
Непредоставление статистической отчетности по месту нахождения обособленных подразделений действия заявителя образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2018 г. N 07АП-6864/18).
1.17. Обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков (абз. 17 ч. 1 рассматриваемой статьи) является также одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Отношения по обязательному социальному страхованию названы в ст. 1 ТК в качестве вида отношений, непосредственно связанных с трудовыми и как следствие вовлеченных в сферу правового регулирования трудового законодательства, с оговоркой "в случаях, предусмотренных федеральными законами".
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, установлены ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний".
Экономическая заинтересованность работодателей в снижении профессиональных рисков посредством вышеуказанного вида обязательного социального страхования обеспечивается путем установления страховых тарифов, дифференцированных по классам профессионального риска. В настоящее время продолжают действовать страховые тарифы, установленные Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (см. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 413-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов").
1.18. В абз. 18 ч. 1 рассматриваемой статьи отдельно выделена защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Разберем понятие "законный интерес". Названия "законных интересов" и "охраняемых законом интересов" получили интересы, реализация которых регулируется правом, но которые имеют отличающийся от субъективных прав механизм реализации*(7).
Законные интересы, как и субъективные права, имеют в своем основании притязание на обладание определенным социальным благом. При этом законному интересу корреспондирует обязанность контрсубъекта всего лишь не мешать заинтересованному лицу пытаться использовать возможность для реализации своего интереса*(8). Таким образом, спецификой в сравнении с субъективными правами механизма реализации законных интересов является отсутствие возможности требования реализации (предоставления определенного блага) за счет поведения обязанного лица.
Однако ТК и ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" прямо закреплены социальные блага, которые пострадавшее лицо либо члены его семьи могут требовать от конкретных обязанных субъектов (ФСС и работодателя). В этой связи представляется, что законодатель имел в виду все же не защиту законных интересов, а защиту прав работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей.
1.19. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, также рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда (абз. 19 ч. 1 комментируемой статьи).
Согласно ч. 1 ст. 353 ТК федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда. Права инспекторов труда гарантированы ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ) Конвенцией N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (Женева, 11 июля 1947 г.).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК).
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено постановлением Правительства от 21 июля 2021 г. N 1230. Положение предусматривает применение системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предусмотренной ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ".
Государственный инспектор труда при проведении проверок (независимо от формы надзорного мероприятия) вправе истребовать документы (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК, пп. 40, 42, 44, 48 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)).
Непредоставление или несвоевременное предоставление документов образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 12 марта 2018 г. N 36-АД18-1).
Обращаем внимание, что государственная инспекция труда не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
1.20. Последним основным направлением государственной политики в области охраны труда, перечисленным в рассматриваемой статье (абз. 20 ч. 1), является содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Таким образом, осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников организациями-работодателями, не осуществляющими отдельные публичные полномочия, и работодателями - физическими лицами, выходит за рамки названного закона. Тем не менее мы можем ориентироваться на этот закон при определении субъектов общественного контроля. Из ч. 3 указанного закона следует, что субъектами общественного контроля являются граждане, общественные объединения и иные некоммерческие организации.
Общественным объединением, основной целью которого является представительство и защита социально-трудовых прав и интересов граждан, являются профессиональные союзы. Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности установлены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Свобода ассоциации и защита права на организацию гарантированы Конвенцией N 87 Международной организации труда (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.).
2. Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Согласование действий, перечисленных в ч. 2 субъектов, обеспечивается посредством института социального партнерства (разд. II ТК). Российской Федерацией приняты международно-правовые обязательства по содействию коллективным переговорам (Конвенция N 154 Международной организации труда о содействии коллективным переговорам (Женева, 24 июня 1981 г., ратифицирована РФ Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 138-ФЗ).
Реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляет Правительство (подп. "е.4" ч. 1 ст. 114 Конституции).