Региональный оператор выставляет счета на оплату по коммунальной услуге "Обращение с ТКО" на незаселенные жилые помещения в администрацию сельского поселения. Договор на оказание услуги заключен не был. В квартирах никто не проживает. Обязана ли сельская администрация оплачивать данную услугу? Должна ли администрация заключить договор с региональным оператором?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность оплачивать коммунальную услугу "обращение с ТКО" по незаселенным жилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности, возлагается на администрацию поселения, как собственника жилых помещений.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом данная обязанность возлагается как на собственников, так и на нанимателей жилых помещений (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Пунктом 148.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148.36 Правил N 354). В этом случае в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего в жилом помещении (смотрите формулу 9.1 приложения N 2 к Правилам N 354).
Таким образом, непроживание в жилом помещении не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО. Данное положение согласуется с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, в силу которой неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги*(1) (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22, определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2023 г. N 307-ЭС22-29806).
Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 декабря 2022 г. N 52-П указал, что полное освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает, от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции РФ).
А в другом определении Конституционный Суд РФ подчеркнул, что коммунальная услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме с определенной периодичностью, обусловленной установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, и независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем указанная услуга направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений (создании комфортных условий для проживания в них), но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции РФ). Учитывая данное обстоятельство, а также невозможность установления как самого факта потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами конкретным собственником или пользователем жилого помещения в многоквартирном доме, так и точного объема такого индивидуального потребления (по крайней мере в современных условиях становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий по общему правилу недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2022 г. N 3212-О).
Исключение из этого правила установлено лишь для лиц, временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствующих в жилом помещении (п. 148.44 Правил N 354). В этом случае осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 Правил N 354).
Однако отсутствие нанимателей по той причине, что жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, не передано по договору социального найма в пользование гражданам, не является временным отсутствием в смысле, придаваемом ему пп. 86, 90, 92, 93 Правил N 354, поскольку неиспользование лицом жилых помещений (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения администрации сельского поселения как собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности, услуги по обращению с ТКО (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2020 г. N Ф07-16981/19 по делу N А42-11498/2018).
В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2023 г. N 08АП-14846/22 по делу N А70-10220/2022 суд прямо указал, что факт невселения в жилое помещение муниципального жилищного фонда в установленном порядке граждан и непроживание в нем не может служить основанием для полного освобождения администрации от уплаты коммунальных платежей за вывоз ТКО. В противном случае освобождение администрации, являющейся собственником помещений в жилых домах, от оплаты коммунальных услуг ставит других собственников жилых помещений, которые постоянно или временно в них отсутствуют, но обязаны при этом такие услуги оплачивать, в неравное положение с ответчиком, что противоречит принципу равенства правового режима для всех субъектов имущественных отношений.
Не является основанием для освобождения от оплаты коммунальных услуг и отсутствие заключенного с региональным оператором договора на вывоз ТКО.
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники и наниматели. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте регионального оператора.
В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. N 41963-АЧ/04, в котором сказано, что договоры об оказании услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Как следует из п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора (смотрите информацию Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 января 2019 г. "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
7 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Верховный Суд РФ решениями от 23 мая 2018 г. N АКПИ18-238 и от 26 февраля 2020 г. N АКПИ19-967 признал пп. 56(2) и 148(36) Правил N 354 соответствующими положениям ч. 11 ст. 155 ЖК РФ. Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 13 апреля 2020 г. N 301-ЭС20-4119.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"