Покупателю по договору поставки поставлено 150 листов металлопроката (общим весом 13 тонн). В ходе совместной приемки был выявлен товар с существенными недостатками (весом 1,2 тонн). В остальной части товара поставщик претензию покупателя к качеству товара не признал. Покупатель, ссылаясь на пункт 2 статьи 475 ГК РФ, настаивает на отказе от договора и возврате денежных средств.
Пункт 2 статьи 475 ГК РФ дает покупателю право отказаться от исполнения договора в отношении всего товара или только от части товара, признанного обеими сторонами некачественным?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что выявление недостатков в отношении незначительной части товара не предоставляет покупателю права предъявлять поставщику предусмотренные ст. 475 ГК РФ требования в отношении всей партии товара.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 513 ГК РФ покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. В тот же срок покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (п. 2 ст. 513 ГК РФ).
Как следует из вопроса, покупателю был поставлен товар (150 листов металлопроката общим весом 13 тонн). В отношении части товара (менее 10% от общего объема поставленных товаров) в ходе совместной приемки были выявлены существенные недостатки. Качество остальной части товара соответствует договору поставки и пригодно к использованию.
Покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ). Покупатель вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков либо замены товаров (п. 2 ст. 520 ГК РФ). Согласно ст. 475 ГК РФ покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
При этом как указано в п. 4 ст. 475 ГК РФ в случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (ст. 479 ГК РФ), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 475 ГК РФ.
По смыслу приведенных норм полагаем, что выявление недостатков в отношении отдельных единиц товара не предоставляет покупателю права предъявлять поставщику предусмотренные ст. 475 ГК РФ требования в отношении всей партии товара. При описанных обстоятельствах покупатель также не вправе требовать от поставщика замены всей партии товара.
Как следует из ст. 475, 523 ГК РФ, отказ покупателя от исполнения договора поставки в связи с ненадлежащим качеством товара возможен, если недостатки являются существенными, то есть не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок. По смыслу положений ГК РФ для такого отказа (равно как и для расторжения договора по требованию покупателя в судебном порядке) нет оснований, если недостатки выявлены у незначительной части партии товара (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 N 08АП-13829/19; постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2021 N Ф09-927/21 по делу N А60-15911/2020). Следовательно, для предъявления поставщику требования о возврате всего товара покупателю следует провести проверку всей поставленной партии товара. И лишь если будет установлено, что вся или существенная часть партии товара не соответствует условию договора о качестве, покупатель (в зависимости от характера выявленных недостатков) может предъявить поставщику одно из указанных выше требований.
Однако, как следует из вопроса, существенные нарушения обнаружены лишь у части поставленного товара (1,2 тонны), в то время как более 90% поставленного товара (11,8 тонн) отвечают требованиям по качеству.
В этой связи полагаем, что покупатель вправе обратиться к поставщику с требованием, предусмотренным ст. 475 ГК РФ, только в отношении той партии товара, которая имеет существенные недостатки.
Заметим также, что в отношении товаров, поставляемых партиями, в случае проведения испытаний пробы товара, ее результаты распространяются только на ту партию (часть партии) товара, от которой отобрана проба. Не допускается распространять результаты испытаний пробы, отобранной от части партии, на другие части той же партии (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 N 18АП-1268/17).
В договоре поставки также может быть предусмотрено право покупателя по своему выбору отказаться от приемки партии товара полностью или в части в случае поставки партии товара, не соответствующего полностью или в части требованиям к товару о количестве, ассортименте, качестве, комплектации (смотрите постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 N 08АП-11605/20 по делу N А46-12223/2020; постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 N 01АП-328/20).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга
Ответ прошел контроль качества
7 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"