С какими документами, локальными нормативными актами работодатель должен ознакомить работников?
Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ)*(1).
По общему правилу, предусмотренному ст. 22 ТК РФ, принятие локальных нормативных актов - это право, а не обязанность работодателя. Однако в некоторых случаях издание локального нормативного акта является для работодателя обязательным*(2).
В соответствии с частью третьей ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором*(3).
Такая формулировка позволяет заключить, что обязанности работодателя знакомить работника со всеми существующими локальными нормативными актами не установлено (определение Омского облсуда от 11.12.2013 N 33-8168/13). Работодатель обязан ознакомить работника лишь с теми документами, которые касаются его непосредственно. В ст. 68 ТК РФ в качестве такого документа прямо упомянуты правила внутреннего трудового распорядка.
Очевидно, что к таким локальным нормативным актам относятся документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, с которыми работодатель обязан ознакомить работника под подпись в силу п. 8 ст. 86 ТК РФ, а также правила и инструкции по охране труда для работников, необходимость существования которых установлена частью второй ст. 212 ТК РФ*(4).
В остальном перечень документов, с которыми работодатель обязан ознакомить работника при приеме на работу, зависит от того, какие локальные акты приняты у конкретного работодателя и каково их содержание.
В частности, порядок индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ) и система оплаты труда, в том числе системы премирования (ст. 135 ТК РФ), могут быть установлены локальными нормативными актами. Соответственно, принятие соответствующего локального нормативного акта влечет обязанность работодателя ознакомить с ним работников, поскольку вопросы оплаты труда непосредственно связаны с трудовой деятельностью работника.
Если работодатель планирует в предусмотренных ст. 105 ТК РФ случаях разделить рабочий день на части, такое разделение производится на основании локального нормативного акта.
Если в организации предусмотрена работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, необходимо установить перечень должностей таких работников. Такой перечень может быть установлен локальным нормативным актом (ст. 101 ТК РФ).
Очевидно, что работники, которым устанавливается такой режим рабочего времени, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным нормативным актом.
В ситуации, когда кому-то из работников установлена система оплаты труда, не основанная на окладе, работодателю необходимо установить размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздники (часть третья ст. 112 ТК РФ). Если такие размер и порядок установлены локальным нормативным актом, то работники, которым полагается выплата дополнительного вознаграждения, должны быть с ним ознакомлены.
С целью проведения аттестации работников, когда она не является обязательной в силу закона или подзаконного акта, необходимо принять локальный нормативный акт о порядке проведения такой аттестации (часть вторая ст. 81 ТК РФ), с которым также необходимо ознакомить работников.
В виде локального нормативного акта могут быть утверждены и должностные инструкции*(5). В этом случае работники должны быть ознакомлены с содержанием должностной инструкции, соответствующей занимаемой должности.
Работники, временно переведенные на дистанционную работу в соответствии со статьей 312.9 ТК РФ, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным нормативным актом*(6).
Представляется также целесообразным и ознакомление работников с графиком отпусков. По нашему мнению, такой документ не является локальным нормативным актом, однако на практике широко распространена точка зрения о том, что такая обязанность на работодателя все же возложена частью второй ст. 22 ТК РФ, предписывающей знакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами*(7).
К сведению:
Отметим, что определения локального нормативного акта законодательство не содержит, как не содержит их перечня и возможных разновидностей локальных нормативных актов (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5997/12 по делу N А82-15647/2011). При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, - это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально неопределенного круга лиц*(8).
Законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, в связи с чем работодатель вправе определять ее самостоятельно (определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015). Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений. Таким образом, любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Ответ прошел контроль качества
12 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исключение составляют работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
*(2) Смотрите материал Энциклопедия решений. Круг вопросов, подлежащих урегулированию с помощью локальных нормативных актов.
*(3) Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Ознакомление работников с локальными нормативными актами (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников.
*(4) Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- О документации в области охраны труда (Т.В. Шадрина, журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 9, сентябрь 2019 г.);
- Вопрос: Какие документы (журналы, инструкции, положения) по охране труда должны быть обязательно в любой организации в соответствии с законодательством? Есть ли установленные формы таких документов или их может устанавливать сам работодатель? (Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.);
- Вопрос: Организация получила письма электронные письма от Министерства социального развития Московской области и администрации города, в которых говорится о необходимости разработать Положение о СОУТ (ссылаясь на приказ N 438н от 19.08.16 "Об утверждении Типового положения о СОУТ"). Подлинность писем не ясна. Разработка локального нормативного акта с названием "Положение о системе управления охраной труда" является обязательным для организации? (Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2016 г.);
- Энциклопедия решений. Создание системы управления охраной труда в организации;
- Типовое положение о системе управления охраной труда (утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438н);
- Примерная форма положения о системе управления охраной труда (Разработана: Компания ГАРАНТ, февраль 2017 г.).
*(5) Смотрите материал Энциклопедия решений. Должностная инструкция.
*(6) Смотрите материал Энциклопедия решений. Перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя.
*(7) Смотрите материал Энциклопедия решений. График отпусков (раздел "Ознакомление работников с графиком отпусков").
*(8) Смотрите, например, определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015; определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015; определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014; определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.