Организация работает в сфере энергетики в Оренбургской области (передача электроэнергии). На предприятии издан приказ, что непривитые работники с 01.11.2021 будут отстранены от работы без сохранения заработной платы.
Законно ли это, если в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, работников энергетики нет? Каков порядок отстранения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отстранение работников предприятия, осуществляющего деятельность в сфере энергетики, от работы по причине их отказа от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) будет являться правомерным, только если они выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, приведенные в постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. К работникам, выполняющим иные виды работ, такие меры применены быть не могут. Вместе с тем если работодатель примет решение не отстранять таких работников от работы, то, возможно, свою позицию ему придется отстаивать в суде.
Об отстранении сотрудника от работы работодателю следует издать соответствующий приказ в свободной форме с указанием срока отстранения - на период эпидемиологического неблагополучия. С приказом работник должен быть ознакомлен под подпись. Заработная плата за период отстранения работнику не начисляется.
Обоснование вывода:
Перечень оснований, по которым работник отстраняется от работы (не допускается к работе), приведен в ст. 76 ТК РФ. При этом такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок, сама ст. 76 ТК РФ не содержит. Вместе с тем эта статья обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника также в случаях, предусмотренных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень N 825). Оснований для отстранения от иных видов работ по причине отсутствия профилактических прививок федеральное законодательство не содержит (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 02.06.2021 N 17АП-4570/21, определение Верховного Суда Республики Коми от 16.07.2015 N 33-3452/2015).
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (далее - прививка против коронавируса), включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н. Принятие решения о проведении прививок по эпидемическим показаниям относится к компетенции главного государственного санитарного врача РФ, главных государственных санитарных врачей субъектов РФ (п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ). Сам по себе факт включения коронавирусной инфекции в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям без принятия главными санитарными врачами указанного выше решения не влечет за собой последствий, предусмотренных п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ (смотрите письма Роспотребнадзора от 01.03.2021 N 02/3835-2021-32, от 02.03.2021 N 09-3748-2021-40).
Таким образом, отстранение от работы из-за отсутствия прививки от коронавируса возможно при соблюдении одновременно двух условий:
- работа, которую выполняют сотрудники организации (учреждения, предприятия), включена в утвержденный Правительством РФ перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
- наличие решения главного санитарного врача РФ или главного санитарного врача субъекта РФ о проведении профилактической вакцинации по эпидемическим показаниям.
Вместе с тем чиновники придерживаются другой позиции: в случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам отказавшиеся от вакцинации граждане должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия (смотрите письмо Минтруда России и Роспотребнадзора от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532, письмо Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, ответ 1, ответ 2, ответ 3 Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
На территории Оренбургской области действует постановление Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14.10.2021 N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление N 3).
Как следует из пп. 1, 3.3 Постановления N 3, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности, осуществляющим деятельность в сфере энергетики, в срок до 01.11.2021 надлежит организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с обеспечением охвата прививками не менее 80,0% от общей численности работников, сотрудников коллектива, организации. Указанные нормы не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (п. 2 Постановления N 3).
Следовательно, отстранить от работы сотрудников с 02.11.2021 работодатель вправе при отсутствии у них сертификата о вакцинации или справки о прохождении первого этапа вакцинации (смотрите, например, решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 22.09.2021 N 2-677/2021).
Однако постановления главных государственных санитарных врачей субъектов РФ не относятся к федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, которыми могут быть предусмотрены случаи, когда работник должен быть отстранен от выполнения трудовых обязанностей. Поэтому, на наш взгляд, отказ от вакцинации в рассматриваемом случае чреват отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне N 825.
Дополнительное основание для временного отстранения от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, на котором они заняты, или выполняемой ими работой, предусмотрено п. 2 ст. 33, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Отстранение этих лиц осуществляется на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Вместе с тем оснований для отстранения работников, отказывающихся от вакцинации, данный закон не содержит.
Таким образом, полагаем, что отстранение от работы сотрудников предприятия энергетики, которые выполняют работы, не поименованные в Перечне N 825, по причине их отказа от вакцинации будет неправомерным.
Обращаем внимание, что высказанная нами позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Не исключено, что контролирующие органы будут придерживаться иной точки зрения по данному вопросу. Соответственно, если работодатель примет решение не отстранять работников от работы, то, возможно, свою позицию ему придется отстаивать в суде.
В немногочисленной судебной практике не выработано единого подхода к решению вопроса правомерности отстранения работников в подобных ситуациях. Так, одни суды приходят к выводу, что работники, осуществляющие работы в сферах, предусмотренных постановлением главного санитарного врача субъекта РФ, должны проходить обязательную вакцинацию, а при отсутствии прививки должны быть отстранены от работы (решения Пролетарского районного суда г. Тулы Тульской области от 29.09.2021 N 2-1927/2021, N 2-1918/2021, Углегорского городского суда Сахалинской области от 22.09.2021 N 2-677/2021). Другие считают отстранение работников, выполняющих работы, не поименованные в Перечне N 825, не соответствующим закону (постановление Моршанского районного суда Тамбовской области от 30.09.2021 N 5-581/2021, решение Заднепровского районного суда города Смоленска от 19.10.2021 N 2-1710/2021).
Отметим, что в соответствии с пп. 10.5 указа Губернатора Оренбургской области от 17.03.2020 N 112-ук "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" работодатели, осуществляющие деятельность на территории Оренбургской области, обязаны перевести на дистанционную работу осуществляющих трудовые функции на территории Оренбургской области работников в возрасте 60 лет и старше, работников с хроническими заболеваниями в соответствии с перечнем, утверждаемым министерством здравоохранения Оренбургской области, не прошедших полный курс вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) с использованием вакцины, прошедшей государственную регистрацию, беременных женщин, учитывая при этом необходимость обеспечения бесперебойного функционирования организаций.
Также, как следует из письма Минтруда РФ и Роспотребнадзора от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532 "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных" (далее - Письмо N 14-4/10/П-5532), если работа сотрудника позволяет, он может быть переведен на дистанционный режим работы. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки. Получается, что работников, которым вакцинация противопоказана, отстранять от работы не требуется.
Порядок отстранения работника от работы трудовым законодательством не регламентирован. Как правило, работник отстраняется от исполнения трудовых обязанностей приказом (распоряжением) работодателя, в котором следует указать основание и срок такого отстранения (в данном случае - на период эпидемиологического неблагополучия) (смотрите письмо N 14-4/10/П-5532). С приказом (распоряжением) об отстранении работника целесообразно ознакомить под подпись (смотрите ответ 4 Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). Отказ работника от ознакомления с распорядительным актом не лишает работодателя права препятствовать выполнению им работы в дальнейшем. Факт отказа от ознакомления с приказом (распоряжением) об отстранении рекомендуем работодателю зафиксировать в акте, который составляется в свободной письменной форме и в котором указываются время, место и другие обстоятельства, при которых работник отказался от ознакомления с приказом об отстранении от работы.
Отстранить работника от работы (не допустить его к работе) фактически возможно лишь в период, когда он обязан осуществлять свою трудовую функцию. Пока сотрудник находится на больничном или в отпуске, отстранить его от работы нельзя. Издать приказ об отстранении от работы допустимо только с тем условием, что период отстранения начинается после окончания отпуска или закрытия листка нетрудоспособности (смотрите ответ 5, ответ 6 Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ", а также определение Верховного Суда Республики Коми от 18.06.2020 N 33-2334/2020, определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.08.2015 N 33-2072/2015).
Заработная плата за период отстранения от работы сотруднику не начисляется (часть третья ст. 76 ТК РФ, Письмо N 14-4/10/П-5532).
В табеле учета рабочего времени проставляется соответствующий код, означающий у работодателя отстранение от работы без начисления заработной платы (например, код "НБ" ("35"), если у работодателя используется табель формы N Т-12 или N Т-13 (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) (часть четвертая ст. 91 ТК РФ).
По окончании срока, на который работник был отстранен от работы, он обязан вновь приступить к исполнению своих обязанностей. Если работник был отстранен не на конкретный срок, а до прекращения действия обстоятельств, явившихся основанием для его отстранения, работодатель должен уведомить работника о необходимости выйти на работу с определенного времени. Способ такого уведомления нормативно не урегулирован, поэтому сообщение может быть сделано любым способом, который обеспечивает осведомленность работника о его обязанности приступить к работе (вручение письменного уведомления, ознакомление под подпись с приказом о допуске к работе). Предупредить работника о том, что он вновь допускается к работе и обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей, можно и в устной форме, однако следует помнить, что в случае возникновения спора с работником по вопросу о моменте, начиная с которого работник должен был выйти на работу, работодатель должен будет доказать, что он своевременно уведомил работника о такой обязанности. Поэтому соответствующее уведомление целесообразно составить в письменной форме и получить подтверждение того, что работник ознакомился с ним.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Ответ прошел контроль качества
23 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.