Годовой отчет казенных учреждений - 2022.
Памятка бухгалтеру
Минфином России подготовлен приказ от 09.12.2022 N 186н о внесении изменений в Инструкцию N 191н (находится на регистрации в Минюсте России), которые следует учесть при формировании отчетности за 2022 год.
В Памятке учтены изменения, предусмотренные Приказом N 186н и касающиеся порядка формирования отчетности за 2022 год. Текст Приказа N 186н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах.
Общие требования
Чем руководствоваться при составлении отчетности?
Порядок формирования бюджетной отчетности установлен Инструкцией N 191н (в редакции приказов Минфина России от 21.12.2021 N 217н, от 14.06.2022 N 94н, от 09.12.2022 N 186н - находится на регистрации в Минюсте России).
Особенности формирования бюджетной отчетности в 2022 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103;
- от 05.12.2022 N 07-04-05/02-30541;
- от 23.11.2022 N 07-04-05/02-29265;
- от 11.11.2022 N 02-06-07/110261;
- от 10.11.2022 NN 02-06-07/109442, 07-04-05/02-27817;
- от 06.04.2022 NN 02-06-07/29936, 07-04-05/02-8204.
Подробнее с дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении главными администраторами средств федерального бюджета и федеральными казенными учреждениями годовой бюджетной отчетности за 2022 год можно ознакомиться в новостной ленте.
С дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении федеральными органами и учреждениями в 2022 году месячной и квартальной бюджетной отчетности можно ознакомиться здесь.
Особенности составления и представления в 2022 году бюджетной отчетности финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 12.12.2022 NN 02-06-07/121658, 07-04-05/02-31108;
- от 23.11.2022 N 07-04-05/02-29266;
- от 06.04.2022 NN 02-06-07/29938, 07-04-05/02-8205.
Справочно: Особенности формирования бюджетной отчетности в 2021 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 17.02.2022 NN 02-06-07/11529, 07-04-05/02-3501;
- от 30.12.2021 N 02-06-07/108267;
- от 30.12.2021 NN 02-06-07/108105, 07-04-05/02-33040;
- от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373;
- от 04.10.2021 NN 02-06-07/80403, 07-04-05/02-24033;
- от 22.06.2021 NN 02-06-07/49381, 07-04-05/02-14686;
- от 31.03.2021 NN 02-06-07/23866, 07-04-05/02-6944;
- от 23.03.2021 NN 02-06-07/21091, 07-04-05/02-6050.
Подробнее об общих требованиях к составлению бюджетной отчетности, ее составу и периодичности представления читайте в Путеводителе по бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти |
Как сверить показатели составленной отчетности?
Проверьте сформированную бюджетную отчетность на соблюдение требований к ее составлению и представлению путем выверки показателей отчетности по установленным Инструкцией N 191н и субъектом консолидированной отчетности (в частности, Федеральным казначейством) контрольным соотношениям.
Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности, размещенные на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы" (подраздел "Учет и отчетность"), уточняются и дополняются в процессе сдачи отчетности.
Наиболее значимые изменения, внесенные в Контрольные соотношения ФК перед составлением отчетности за 9 месяцев 2022 года, в том числе касающиеся годовой отчетности - в специальном материале.
С изменениями, внесенными в Контрольные соотношения ФК перед составлением отчетности за полугодие 2022 года, в части проверки номеров счетов в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) в составе годовой отчетности, можно ознакомиться в новостной ленте.
Об отражении расчетов по безвозмездным передачам в отчетности с учетом Контрольных соотношений ФК см. здесь
Проверьте правильность применения бюджетной классификации РФ - в отчетности должны содержаться коды бюджетной классификации, актуальные на отчетную дату.
Сверить показатели отчетности поможет следующая информация: - Контрольные соотношения по отчетности организаций бюджетной сферы; |
||
На что еще следует обратить внимание при проверке показателей отчетности читайте в Путеводителе по бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти |
||
Подробнее об исправлении ошибок прошлых лет можете прочесть в Энциклопедиях решений |
Как подготовиться к составлению годового отчета?
Подготовиться к составлению годовой отчетности Вам поможет наш специальный материал. Подробнее об отражении событий после отчетной даты и поступивших после отчетной даты документов отчетного года - в нашем специальном материале и Энциклопедии решений. При формировании показателей годовой отчетности не забывайте создавать и корректировать резервы предстоящих расходов. Не забудьте сформировать на годовую отчетную дату резервы, связанные с временным разрывом между датами фактического получения имущества, результатов работ/услуг, и датой подписания заказчиком документов приемки. Подробности - здесь. О порядке отражения операций по договорам оказания коммунальных услуг и особенностях формирования резерва под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы, см. здесь |
|
Достоверность показателей годовой бюджетной отчетности необходимо подтвердить результатами проведенной годовой инвентаризации. В чем особенности проведения инвентаризации 2022 года? Основные моменты, важные детали, пошаговые действия - об этом Вы можете прочесть здесь |
|
Организовать и провести инвентаризацию помогут наши Энциклопедии решений: - Инвентаризация активов и обязательств; - Отражение результатов инвентаризации в учете |
|
Смотрите также видеоуроки и семинары ГАРАНТА: Инвентаризация 2022: как оформить и провести Инвентаризация-2022: анализ дебиторской и кредиторской задолженности Закупка товаров, работ и услуг: когда надо применять счет 401 60? Подготовка к составлению годовой отчетности в государственном (муниципальном) учреждении Все видеоматериалы для бухгалтера бюджетной сферы доступны в любое время! Видеоуроки по бухучету, отчетности и бюджетной методологии: коротко о главном; |
В какой срок представить отчетность?
Конкретные сроки представления бюджетной отчетности устанавливаются вышестоящим участником бюджетного процесса (субъектом консолидированной отчетности), которому такая отчетность представляется (п. 10 Инструкции N 191н).
Федеральные органы и учреждения предоставляют бюджетную отчетность средствами подсистемы "Учет и отчетность" ГИИС "Электронный бюджет" с соблюдением сроков, установленных пп. 288 - 289 Инструкции N 191н.
Сроки представления годовой консолидированной бюджетной отчетности за 2022 год главными администраторами средств федерального бюджета установлены приказом Федерального Казначейства от 22.08.2022 N 24н.
Кому представляется отчетность?
Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств.
Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и (или) главному администратору источников финансирования дефицита бюджета.
В случае выполнения субъектом бюджетной отчетности нескольких бюджетных полномочий при исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации (получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицитов бюджетов), субъектом бюджетной отчетности формируется единый комплект бюджетной отчетности по совокупности выполняемых им полномочий (п. 10 Инструкции N 191н).
В случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии, отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени предавшего полномочия субъекта отчетности вышестоящему субъекту консолидированной отчетности (п. 6 Инструкции N 191н, п. 7 Стандарта "Учетная политика...").
Подробнее о порядке представления бюджетной отчетности, в том числе уточненной отчетности - в специальных разделах Путеводителе по бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти |
Как подтвердить достоверность бюджетной отчетности?
Для подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности начиная с отчетности за 2021 год установлено требование об обязательном наличии аудиторского заключения до подписания годовой бюджетной отчетности руководителем субъекта бюджетной отчетности (подп. "б" п. 6, п. 37 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности...", утв. приказом Минфина России от 01.09.2021 N 120н).
Как организовать аудит в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности? Что должны проверить аудиторы для вынесения решения о достоверности отчетности? Какое заключение могут вынести аудиторы? Подробности - в специальном материале Более подробно ознакомиться с порядком организации и проведения внутреннего финансового аудита, рекомендациями финансового ведомства, получить ответы на самые важные вопросы по ВФА можно в специальном разделе Памятки специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере |
|
Как заполнить Аудиторское заключение о достоверности бюджетной отчетности? |
Изменения в порядок формирования отчетности
В порядок формирования отчетности за 2022 год изменения внесены тремя приказами Минфина России: от 21.12.2021 N 217н, от 14.06.2022 N 94н, от 09.12.2022 N 186н (находится на регистрации в Минюсте России).
Минфином России подготовлен приказ от 09.12.2022 N 186н о внесении изменений в Инструкцию N 191н (находится на регистрации в Минюсте России), которые следует учесть при формировании отчетности за 2022 год. Текст Приказа N 186н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах.
Учтите все изменения, которые касаются годового отчета за 2022 год.
Приказ Минфина России от 21.12.2021 N 217н о внесении изменений в Инструкцию N 191н
Изменения, внесенные приказом Минфина России от 21.12.2021 N 217н (зарег в Минюсте России 02.02.2022) в инструкцию по формирования бюджетной отчетности, в основном следовало учесть начиная с годовой отчетности за 2021 год. Подробности - здесь.
Поправок, которые необходимо применять начиная с отчетности за 2022 год, немного, но они затрагивают именно годовые отчетные формы казенных учреждений, органов власти и местного самоуправления.
Об основных изменениях, касающихся порядка формирования бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета за 2022 год финорганами, можно прочесть в новостной ленте
Приказом N 217н предусмотрено одно системное изменение, касающееся расчетов с юридическими лицами - нерезидентами РФ. Уточнение заключается в указании в ряде отчетных форм идентификатора контрагента, если контрагент является юридическим лицом - нерезидентом РФ. Напомним, что порядок формирования нового кода "Идентификатор контрагента" содержится в п. 4 Общих положений Методических указаний к Приказу N 61н.
Какие именно изменения внесены Приказом N 217н в годовые формы отчетности за 2022 год - в специальной таблице:
Отчетная форма |
В отчетности за 2021 год |
В отчетности начиная с 2022 года |
Сведения о финансовых вложениях ... |
Порядок формирования кода в графе 5 не установлен в случае, если эмитентом является юрлицо - нерезидент РФ |
В графе 5 указывается идентификатор контрагента, если эмитентом является юридическое лицо - нерезидент РФ |
Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах |
Порядок формирования кода в графе 8 раздела 3 не установлен в случае, если эмитентом является юрлицо - нерезидент РФ |
В графе 8 раздела 3 указывается идентификатор контрагента, если эмитентом является юридическое лицо - нерезидент РФ |
В графе 2 раздела 4 отражается ИНН. В случаях, когда у принципала нет ИНН, порядок формирования кода не установлен |
Уточнено, что в графе 2 раздела 4 отражается: - ИНН, если принципалом является юрлицо РФ, орган госвласти/местного самоуправления; - ОКСМ, если принципалом является иностранное государство; - идентификатор контрагента, если принципалом является юридическое лицо - нерезидент РФ |
|
Сведений о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале |
В графе 2 отражается ИНН. В случаях, когда у контрагента нет ИНН, порядок формирования кода не установлен |
Уточнено, что в графе 2 отражается идентификатор контрагента, если контрагентом/эмитентом является юридическое лицо - нерезидент РФ |
Приказ Минфина России от 14.06.2022 N 94н о внесении изменений в Инструкцию N 191н
Изменений, внесенных Приказом N 94н, немного, но они влияют на формирование показателей годовой отчетности за 2022 год. В частности, Приказом N 94н предусмотрен ряд поправок, связанных в основном с прошлогодними изменениями в Порядок N 209н.
Какие именно изменения внесены Приказом N 94н в отчетные формы - в специальной таблице:
Отчетная форма |
Изменения |
Отчет о движении денежных средств |
Раздел "Поступления" дополнен следующими строками: - 0410 для отражения поступлений доходов от концессионной платы (подстатья 12К КОСГУ); - 0411 для отражения поступлений доходов по договору простого товарищества (подстатья 12Т КОСГУ); - 1450 для отражения поступлений от выбытия биологических активов (подстатья 460 КОСГУ). Показатели по строке 1450 включены в итоговый показатель по строке 1400 "Поступления от реализации НФА". В свою очередь строки 0410 и 0411 необходимо учесть при формировании итогового показателя по строке 0400, в котором отражается сумма показателей по коду КОСГУ 120 "Доходы от собственности" |
Уточнены названия строк 2701 - 2703: в них следует отражать безвозмездные перечисления бюджетам текущего характера (подстатьи 251 - 253 КОСГУ). А для отражения перечислений бюджетам капитального характера введены новые строки: - строка 2704 для отражения перечислений капитального характера другим бюджетам бюджетной системы РФ (подстатья 254 КОСГУ); - строка 2705 для отражения перечислений капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств (подстатья 255 КОСГУ); - строка 2706 для отражения перечислений капитального характера международным организациям (подстатья 256 КОСГУ). Показатели по строкам 2704 - 2706 включены в итоговый показатель по строке 2700 | |
Сведения о движении нефинансовых активов |
Внесена правка технического характера: в строке 170 "Вложения в непроизведенные активы" уточнен код счета аналитического учета (0106ХХ000) |
Аналогичные изменения, а также небольшие правки технического характера предусмотрены для финансовых органов в форме документов "Консолидированный отчет о движении денежных средств" (ф. 0503323), Сведения о движении нефинансовых активов консолидированного бюджета (ф. 0503368).
Приказ Минфина России от 09.12.2022 N 186н о внесении изменений в Инструкцию N 191н
Наибольший интерес вызывают изменения, предусмотренные декабрьским приказом Минфина России от 09.12.2022 N 186н в инструкцию по формированию бюджетной отчетности (находится на регистрации в Минюсте России), которые следует учесть при формировании отчетности за 2022 год.
Текст Приказа N 186н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах
Изменения в Инструкцию N 191н, которые содержатся в Приказе N 186н, существенно отличаются от поправок, предусмотренных Проектом приказа Минфина России (дата создания 03.11..2022). Фактически количество изменений намного меньше ранее запланированного объема правок.
Приказом N 186н предусмотрено поэтапное применение изменений, которые следует учесть при формировании бюджетной отчетности. Причем ряд поправок впервые следует учесть при формировании отчетности на 1 июля 2023 года, основную часть поправок необходимо применять начиная с отчетности за 2023 год, но есть ряд изменений, касающихся годовой отчетности за текущий, 2022 год.
Обратите внимание - все изменения, внесенные в отчетные формы в связи с переходом на положения Стандарта "Биологические активы", предусмотрены на следующий, 2023 год. Такой подход к отражению в отчетности показателей по биоактивам начиная с отчетности за 2023 год согласуется с запланированными изменениями в Инструкцию N 157.
Рассмотрим новые требования, которые установлены Приказом N 186н для годовой отчетности - 2022.
1. Особенности формирования Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) за 2022 год предусмотрены Приказом N 186н как внесение изменений непосредственно в текст приказа, которым утверждена Инструкция N 191н. Ведомство уже использовало такой прием в 2020 году, когда устанавливало временные спецправила для отчетности в условиях пандемии. Теперь потребовались особые правила для годовой отчетности-2022. Речь идет об отражении расчетов по МБТ капитального характера. Напомним, что с 2022 года межбюджетные перечисления и безвозмездные неденежные передачи капитального характера отражаются с применением подстатьи 254 КОСГУ вместо использовавшейся ранее подстатьи 251 КОСГУ, на которой остались только межбюджетные перечисления/передачи текущего характера. Но соответствующие счета расчетов 206 54 и 302 54 в текущем году в Едином плане счетов не появились. Более того, запланированными изменениями в Инструкцию N 157н предусмотрено применение указанных новых счетов только со следующего, 2023 года. Подробнее об этих и других изменениях см. здесь.
В текущем, 2022 году, при отражении в учете операций с МБТ капитального характера действует особое правило: расчеты по МБТ отражаются на счетах 206 51 и 302 51, а перечисления и фактические расходы - с использованием подстатьи 254 КОСГУ на соответствующих счетах 1 401 20 254 и 1 304 05 254. Изменения в приказ N 191н подготовлены с учетом особенностей текущего года в части межбюджетных расчетов капитального характера. Нюансы, предусмотренные при формировании Справок (ф. 0503125) за 2022 год - в специальной таблице:
Что отражаем |
Графа 9 "Код корр. счета" |
Перечисление МБТ капитального характера в Справках (ф. 0503125 по кодам счетов 1 206 51 561/661, 1 302 51 831): расчеты по перечислениям и возвратам МБТ текущего года с условиями и без условий передачи активов |
1 304 05 254 |
Признанные/начисленные расходы по МБТ капитального характера в новой Справке (ф. 0503125 по коду счета 1 401 20 254) - формируется в порядке, аналогичном для Справки (ф. 0503125 по коду счета 1 401 20 251) |
1 302 51 731 |
Администраторы доходов от возвратов неиспользованных остатков МБТ капитального характера отражают расчеты по возврату остатков в Справке (ф. 0503125 по коду счета 1 206 51 661) |
1 205 61 561 |
В Справках (ф. 0503125 по коду счетов 1 206 51 000, 1 302 51 000, 1 205 61 000) отражаются: - незавершенные расчеты по МБТ капитального характера, а именно дебиторская и кредиторская задолженность на конец года; - суммы задолженности к возврату в бюджет, а именно неиспользованные остатки МБТ капитального характера |
х |
Кроме того, в соответствующих Справках (ф. 0503125) как межбюджетные расчеты отражаются безвозмездные неденежные расчеты по передаче НФА, финансовых (за исключением денежных средств и их эквивалентов) активов и обязательств между:
- получателями средств субъекта РФ и органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами;
- получателями средств федерального бюджета и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
В 2023 году расчеты по МБТ капитального характера следует отражать в бюджетном учете с применением новых счетов 206 54 и 302 54. Соответственно, начиная с отчетности 2023 года предусмотрено формирование новых Справок (ф. 0503125 по кодам счетов 1 206 54 561/661, 1 302 54 831).
Обратите внимание: в Приказе N 186н не предусмотрено включение в Справки (ф. 0503125) расчетов с автономными и бюджетными учреждениями в части безвозмездных неденежных передач и/или в части расчетов по субсидиям на задание и целевым субсидиям как в текущем, так и в следующем году. Для Справки (ф. 0503125) важны консолидируемые показатели исключительно между участниками бюджетного процесса - субъектами бюджетной отчетности, к которым АУ/БУ не относятся.
2. В Приказе N 186н предусмотрена специальная норма для Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) за 2022 год. Расходы на приобретение/изготовление объектов, относящихся к биоактивам, а именно показатель по статье 360 "Увеличение стоимости биологических активов" КОСГУ, отражаются по строке 3310 раздела 2 Отчета (ф. 0503123), предназначенной для отражения расходов на увеличение стоимости основных средств по статье 310 КОСГУ.
Отдельная строка 3350 для расходов по КОСГУ 360 предусмотрена начиная с Отчета (ф. 0503123) на 1 июля 2023 года.
3. В Приказе N 186н содержится еще одна специальная норма для отчетности за 2022 год - в четвертом разделе Текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) при формировании годовой отчетности за 2022 год необходимо раскрыть информацию об изменении входящих остатков на 01.01.2022 в связи с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных учреждением самостоятельно. А именно, необходимо пояснить изменения валюты баланса на начало 2022 года, которые отражены в первом разделе Сведений (ф. 0503173) в графе 6 по коду причины "03", в разрезе сумм изменений и следующих дополнительных причин:
Код причины |
Наименование |
03.1 |
несвоевременное поступление первичных учетных документов |
03.2 |
несвоевременное отражение фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета |
03.3 |
ошибки в применении счетов бухгалтерского учета |
03.4 |
ошибки, допущенные при отражении бухгалтерских записей на основании первичного учетного документа (за исключением ошибок в применении счетов бухгалтерского учета) |
03.5 |
иные причины |
А начиная с отчетности за 2023 год такая расшифровка изменений входящих остатков в случае исправления ошибок прошлых лет предусмотрена на постоянной основе как самостоятельный новый раздел 4 "Дополнительная информация по коду причины 03" в Сведениях (ф. 0503173).
4. Уточнен порядок формирования показателей в строках 371 и 372 Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). Правка носит технический характер. Согласно Приказу N 186н в указанных строках, предназначенных для отражения показателей увеличения/уменьшения стоимости прав пользования, не учитываются обороты по внутреннему перемещению (принятию объекта на учет в стоимости произведенных вложений). Такой порядок применялся и в прошлом году при составлении Отчета (ф. 0503121) за 2021 год. Подробности - здесь.
5. Ряд поправок касается Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
Так, в графе 3 Сведений (ф. 0503190) при осуществлении капвложений за счет средств федерального бюджета вместо кода объекта капитальных вложений по федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) следует указать код объекта капитальных вложений, присвоенный ГИИС "Электронный бюджет", а именно уникальный код объекта капитального строительства, объекта недвижимого имущества, который начиная с 2021 года используется в документах, формируемых на всех этапах бюджетного процесса, и не подлежит изменению до завершения осуществления капитальных вложений.
Кроме того, не заполняются показатели в графах 13 - 15, предусмотренные для указания плановых сроков реализации инвестиционного проекта.
Уточнены наименования и коды статуса объектов, которые указываются в графах 7 и 8 Сведений (ф. 0503190) - появились новые коды, а некоторые из ранее существующих исключены или переименованы.
6. Еще одно спецправило, установленное для годовой отчетности-2022, заключается в требовании раскрыть в четвертом разделе Текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) сведения о показателях по сегментам за отчетный год дополнительно к той информации, которая содержится в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
Напомним, что Стандартом "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам" предусмотрено раскрытие информации в консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности за 2022 год. Под сегментами понимаются группы организаций, сведения по которым обособленно раскрываются в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 12 Стандарта определено, что сведения о показателях по сегментам раскрываются в составе таблиц Пояснительной записки к годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. А именно раскрывается информация о доходах, расходах, активах и обязательствах по каждому сегменту за отчетный и прошлый годы.
Но положениями Приказа N 186н не предусмотрены дополнительные таблицы (приложения) или изменения в существующие таблицы (приложения), которые включены в Пояснительную записку. Планы по переименованию граф 6 и 8 в разделе 1 Сведений (ф. 0503169) так и остались нереализованными - подробнее о проекте изменений в Инструкцию N 191н см. здесь.
Кроме того, в системном письме по годовой отчетности - 2022 также не определено, какую именно информацию необходимо дополнительно представить. Отметим, что информация по сегментам в части расчетов раскрывается в Сведениях (ф. 0503169) благодаря порядку формирования номера счета для учета расчетов - в 26 разряде указывается код, соответствующий определенному сегменту. Например, если в 26 разряде номера счета указан код "1", расчеты осуществляются с участниками бюджетного процесса - сегментом "Бюджетные единицы". Код "2" в 26 разряде номера счета соответствует сегменту "Бюджетные (автономные) учреждения", а код "3" - третьему сегменту "Внебюджетные единицы".
Дополнительные требования и критерии к раскрытию информации в бюджетной отчетности вправе установить ГРБС, финорган соответствующего публично-правового образования. Информация о том, какие сведения по сегментам необходимо дополнительно отразить в текстовой части Пояснительной записки, может содержаться непосредственно в письмах о критериях к годовой отчетности за 2022 год, подготовленных такими субъектами консолидированной отчетности.
7. Для финорганов, уполномоченных на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации, предусмотрены те же особенности формирования годовой отчетности за 2022 год, что и для ГРБС, ПБС, иных субъектов бюджетной отчетности, а именно:
- особый порядок предоставления Справок (ф. 0503125) в части показателей по МБТ капитального характера;
- спецправила для Отчета (ф. 0503323) в части расходов на приобретение/изготовление биоактивов;
- требование о раскрытия дополнительной информации по сегментам и изменении входящих остатков на начало 2022 года, вызванных исправлением ошибок прошлых лет.
Применение скорректированных форм Баланса (ф. 0503320), Отчета (ф. 0503321), в которых появились отдельные графы для бюджетов муниципальных и городских округов, предусмотрено начиная с отчетности за 2023 год.
8. Еще одна важная особенность, предусмотренная Приказом N 186н, касается порядка формирования консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год по правилам, установленным Стандартом "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность".
Федеральное казначейство раскрывает показатели консолидированной отчетности в составе информации по статистике государственных финансов.
Субъекты консолидированной отчетности, указанные в подп. "б" - "е" п. 6 Стандарта, в частности, главные администраторы (распорядители) средств соответствующего бюджета бюджетных средств, финорганы субъектов РФ и муниципальных образований, раскрывают показатели консолидированной отчетности в консолидированной Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110), сводной Справке по заключению счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710). Отметим, что информация по консолидируемым показателям раскрывается в Справках (ф. 0503110, ф. 0503710) благодаря порядку формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета 401 10 и 401 20 с отражением в 1 - 17 разрядах номеров счетов соответствующих кодов бюджетной классификации РФ (составной части кодов), в частности, кодов доходов (или АнКВД), кодов видов расходов бюджетов, а в 24 - 26 разрядах номеров счетов - статей/подстатей КОСГУ.
Дополнительно к информации, которая содержится в Справках (ф. 0503110, ф. 0503710), в текстовой части Пояснительной записки раскрываются взаимосвязанные показатели (при их наличии) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вместе с тем в системных письмах по годовой отчетности - 2022 не содержится указаний, какую именно информацию необходимо дополнительно представить.
Как всегда напоминаем - не исключено, что в ходе регистрации в Минюсте России отдельные положения Приказа N 186н могут быть изменены.
Состав годовой бюджетной отчетности
Годовая отчетность - 2022 составляется и предоставляется главным распорядителем (распорядителем), получателем бюджетных средств, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором (администратором) доходов бюджета в общем порядке в составе всех форм бюджетной отчетности, формирование которых предусмотрено п. 11.1 Инструкции N 191н, без каких-либо исключений.
При формировании отчетности за 2022 год необходимо учесть изменения, внесенные приказом Минфина России от 09.12.2022 N 186н в Инструкцию N 191н (находится на регистрации в Минюсте России), а также особенности формирования и отражения в отчетных формах отдельных показателей, установленные в системном письме Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653,07-04-05/02-31103 по отчетности за 2022 год - с основными положениями письма можно ознакомиться здесь.
В случае, если ВСЕ показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, НЕ ИМЕЮТ числового значения, такая форма отчетности НЕ составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период НЕ представляется, при этом информация об отсутствии в составе бюджетной отчетности указанных форм подлежит отражению в разделе 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности" текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
При формировании и (или) представлении бюджетной отчетности средствами программных комплексов автоматизации формы бюджетной отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) "показатели отсутствуют" (п. 8 Инструкции N 191н).В следующих специальных материалах, подготовленных по каждой форме, входящей в состав годового отчета, Вы найдете порядок заполнения отчетных форм с примерами, иллюстрациями и практическими советами по формированию показателей отчетности:
В следующих специальных материалах, подготовленных по каждой форме, входящей в состав годового отчета, Вы найдете порядок заполнения отчетных форм с примерами, иллюстрациями и практическими советами по формированию показателей отчетности:
Специальные материалы по каждой отчетной форме с учетом положений приказа Минфина России от 09.12.2022 N 186н (находится на регистрации в Минюсте России) будут актуализированы в ближайшее время
Дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены (п. 5 Инструкции N 191н, п. 11 Стандарта "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности"):
- главным распорядителем бюджетных средств - для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;
- главным администратором доходов бюджета - для подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
- главным администратором источников финансирования дефицита бюджета - для подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- финансовым органом - для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н утверждены дополнительные формы годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкция о порядке их составления и представления (далее - Инструкция N 15н):
- Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);
- Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);
- Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).
При формировании годовой отчетности за 2022 год дополнительные формы бюджетной отчетности, установленные Инструкцией N 15н, составляются и представляются главными администраторами средств федерального бюджета (подведомственными им федеральными учреждениями), перечень которых содержится в Приложении N 2 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653,07-04-05/02-31103.
Дополнительно главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают представление в составе годовой отчетности за 2022 год Сведений о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. 0503128 ФАИП).
Также главные распорядители средств федерального бюджета, которым в отчетном финансовом году были выделены средства из резервного фонда Правительства РФ и/или резервного фонда Президента РФ (или осуществлялось использование средств фондов, выделенных в предыдущие периоды), представляют информацию об использовании средств резервных фондов:
- в части резервного фонда Правительства РФ в соответствии с приказом Минфина России от 04.02.2021 N 12н формируются Сведения (ф. 0501118), которые представляются не позднее срока, установленного для представления годовой бюджетной отчетности (абз. 3 и 4 п. 2 Приложения N 3 к к приказу Минфина России от 04.02.2021 N 12н);
- в части резервного фонда Президента РФ формируется Отчет об использовании ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации (ф. 0503127U).
Ответственность за нарушение представления бюджетной отчетности и иных сведений, необходимых для составления и исполнения бюджетов
При формировании бюджетной отчетности одной из важных задач является обеспечение правильности ее формирования и недопущение ошибок в целях предоставления достоверной информации пользователям отчетности.
За какие ошибки в учете и отчетности оштрафуют руководителя и (или) главного бухгалтера? |
|
Какая ответственность предусмотрена за искажение показателей отчетности? |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.