Обзор писем Минфина России и ФНС России за третий квартал 2020 года для бюджетной сферы
Подробнее о позициях Минфина России и ФНС России по вопросам налогообложения см. Обзор писем Минфина России и ФНС России за третий квартал 2020 года
1. COVID-19
1.1. Общие положения
Господдержка, осуществляемая в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", не распространяется на муниципальные унитарные предприятия (Письмо Минфина России от 03.07.2020 N 06-04-12/01/57482).
По мнению Минфина РФ, учреждения здравоохранения могут обратиться за выделением средств целевой субсидии для возмещения расходов на выплату заработной платы, осуществленных за счет приносящей доход деятельности в целях реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Письмо Минфина России от 03.07.2020 N 09-07-06/57928).
1.2. Применение КБК в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции
Предоставление грантов в форме субсидии бюджетному и (или) автономному учреждению на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции отражается по соответствующим видам расходов 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям", 623 "Гранты в форме субсидии автономным учреждениям" классификации расходов бюджетов (Письмо Минфина России от 02.07.2020 N 02-05-11/57143).
Дотации бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам и ИП отражаются по направлению расходов 58550 "Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников...".
Расходы бюджетов субъектов РФ на предоставление указанных субсидий необходимо отразить по коду ЦСР, в 6-10 разрядах содержащему направление расходов 58550. Код направления расходов 58550 предусмотрен проектом изменений в Порядок N 85н (Письмо Минфина России от 15.07.2020 N 02-05-11/61791).
По коду направления расходов 58570. будут отражаться дотации из федерального бюджета на выплаты членам избирательных комиссий, за условия работы, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ (Письмо Минфина России от 22.07.2020 N 02-05-11/64316).
Приобретение масок (полумасок фильтрующих), применяемых в медицинских целях, следует отражать по подстатье 341. Расходы по приобретению специальной одежды (полумасок фильтрующих в качестве средств индивидуальной защиты) - по подстатье 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ (Письмо Минфина России от 29.07.2020 N 02-08-10/66856).
1.3. Особенности отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции
Расходы, произведенные в условиях пандемии COVID-19, в случае если они не планировались для целей выполнения задания на отчетный период, потребность в закупке тех или иных товаров, работ, услуг не прогнозировалась и актуальность их закупки на более длительный период не может быть оценена, относить в состав себестоимости государственных/ муниципальных работ, услуг неправомерно. По мнению Минфина, расходы, осуществляемые учреждением в период приостановления его деятельности и не связанные с оказанием услуг / выполнением работ, целесообразно относить на финансовый результат текущего финансового года, то есть на счет 4 401 20 200 (Письма Минфина России от 13.08.2020 N 02-06-10/73034 и N 09-07-07/73693).
Медицинские маски и перчатки принимают к учету на аналитических счетах счета 0 105 00 000 в следующем порядке:
- если маски и перчатки НЕ являются частью комплекта СИЗ (спецодежды), то учитываются на счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства";
- маски и перчатки со сроком полезного использования менее 12 месяцев, приобретаемые как СИЗ для профилактики коронавируса среди сотрудников медучреждений, работающих в чистых помещениях/зонах, отражаются на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы";
- маски и перчатки, приобретенные в целях формирования комплектов СИЗ (спецодежды), выдаваемых сотрудникам медучреждения для использования в течение периода, превышающего 12 месяцев, учитывают одновременно с комплектом спецодежды на счете 0 105 05 000 "Мягкий инвентарь" (Письмо Минфина России от 16.07.2020 N 02-07-10/62248).
Операции по списанию продуктов питания в объеме потерь (утрат) в связи с мероприятиями по предупреждению распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе коронавирусной инфекции (COVID-19), при наличии документов, обосновывающих правомерность таких списаний, относится к операциям, отражающим расходы, возникшие вследствие чрезвычайных ситуаций, и подлежащих отражению по аналогии с операциями по списанию потерь материальных запасов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастроф, по дебету счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" и кредиту счета 0 105 32 442 "Уменьшение стоимости продуктов питания - иного движимого имущества учреждения" (Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 02-06-10/82007).
1.4. Налог на доходы физических лиц
Оплаченная работодателем для работников стоимость проведения исследований на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков. Соответственно, доходов, подлежащих обложению НДФЛ, в таком случае не возникает (Письма Минфина России от 28.07.2020 N 03-04-06/65718).
Дополнительная финансовая поддержка семей с детьми в виде ежемесячной выплаты в размере 5 000 рублей, а также единовременной выплаты в размере 10 000 рублей на каждого ребенка не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 79 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина России от 23.07.2020 N 03-04-05/64569).
Повышение уровня выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, а также персоналу организаций социального обслуживания, работающему с гражданами, у которых выявлен COVID-19, и лицами из групп риска заражения, за счет средств регионального бюджета предусмотрено в Правилах предоставления МБТ из федерального бюджета, а значит осуществляются субъектом РФ на основании акта Правительства РФ и потому освобождаются от НДФЛ (Письма Минфина России от 20.07.2020 N 03-04-09/63226, от 16.07.2020 N 03-04-06/61923, от 14.08.2020 N 03-04-07/71670).
1.5. Страховые взносы
Оплата работодателем проведения исследований работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, по договору с медицинским учреждением, допущенным к проведению такого исследования в соответствии с законодательством РФ, не признается объектом обложения страховыми взносами. Также не подлежат обложению страховыми взносами исследования работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) по договорам ДМС или договорам на оказание медицинских услуг, заключенным организацией на срок не менее одного года с медицинскими учреждениями, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством РФ. Однако, суммы компенсаций расходов работников на проведение указанного исследования в медицинских учреждениях, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. (Письма Минфина России от 07.07.2020 N 03-15-06/58517, от 28.07.2020 N 03-04-06/65718).
Для субъектов МСП продолжают действовать введенные с 01.04.2020 пониженные тарифы страховых взносов в размере 15%, которые применяются к части выплат в пользу граждан, превышающей величину ФМРОТ на начало расчетного периода. Пониженные тарифы применяются с 1 числа месяца, в котором сведения о субъектах внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 01.04.2020 г. При исключении из реестра пониженные тарифы не применяются с 1 числа месяца, в котором плательщики выбыли из реестра (Письмо ФНС от 12.08.2020 N СД-4-3/12972@).
2. Особенности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета
2.1. Общие положения
При определении нижней границы крупной сделки в расчет должна приниматься балансовая стоимость активов по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, включающая в себя показатели стоимости как финансовых, так и нефинансовых активов, к которым относятся в том числе права пользования активами на счете (напомним: сделка признается крупной, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного/ автономного учреждения).
Таким образом, для расчета контрольного показателя при определении цены крупной сделки в 2020 году учреждению следует использовать показатели Баланса (ф. 0503730) за 2019 год, а именно строку 350 графы 10 "Актив - итого на конец отчетного периода" (Письмо Минфина России от 06.08.2020 N 02-06-10/69236).
Минфин России рассмотрел вопрос о порядке ведения Табеля учета рабочего времени в бюджетных учреждениях (ф. 0504421) и пришли к выводу о том, что при ведении табеля методом регистрации отклонений выполняются требования ТК РФ по учету затрат рабочего времени, фактически отработанного работником. При этом выбранный метод учета рабочего времени должен быть утвержден субъектом учета в рамках формирования его учетной политики (Письмо Минфина России от 8 сентября 2020 г. N 02-07-05/79091).
2.2. Финансовое обеспечение
Обязанность завершить расчеты не позднее 1 октября 2020 года или последнего рабочего дня до указанной даты НЕ касается в части расчетов по контрактам, заключенным в 2020 году в связи с расторжением контрактов отчетного года по соглашению сторон, решению суда или из-за одностороннего отказа стороны договора.
Если федеральному ПБС в 2020 году доведены дополнительные ЛБО на оплату контракта отчетного года на выполнение работ по капремонту, который был расторгнут в 2020 году в связи с неисполнением поставщиком обязательства по указанному контракту, и сумма нового контракта меньше дополнительных лимитов на указанные цели, то сумма "экономии" дополнительных ЛБО может быть использована для заключения в 2020 году контрактов, связанных с тем же капремонтом (Письмо Минфина России от 17.08.2020 N 09-01-08/72213).
29 сентября вступили в силу изменения в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496, согласно которым срок, отведенный получателям средств федерального бюджета на принятие в текущем году бюджетных обязательств по контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет ЛБО, доведенных на 2020 год, продлен до 25 декабря.
Однако установленные ограничения сроков не относятся к бюджетным обязательствам, поименованным в п. 11 Положения N 1496. Минфин России обращает внимание на КВР, направления расходов и другие элементы бюджетной классификации, с применением которых могут приниматься такие бюджетные обязательства (Письмо Минфина России от 25.09.2020 N 02-05-12/84478).
В соответствии с положениями БК РФ и ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджетов и подлежат зачислению в бюджет соответствующего публично-правового образования, в ведении которого находится казенное учреждение (Письмо Минфина России от 22.07.2020 N 09-04-13/64021).
Поступление в бюджет доходов от использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без его предоставления и без установления сервитута, в частности, под размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов подлежит учету по подстатье КОСГУ 129 "Иные доходы от собственности" с АнКВД 120 "Доходы от собственности" и отражается по коду бюджетной классификации 1 11 09040 00 0000 120 "Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)".
Поступления в бюджеты от операций с земельными участками от доходов по соглашениям о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, учитываются по подстатье КОСГУ 430 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов" в увязке с одноименным АнКВД и с применением КБК 1 14 06312 00 0000 430 "Плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". При этом начисление таких доходов следует отражать по счету 0 205 73 000 "Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами" (Письмо Минфина России от 24.07.2020 N 02-08-10/65287).
Органы местного самоуправления вправе формировать муниципальное задание не только в соответствии с общероссийскими базовыми перечнями, но также в соответствии с региональным перечнем государственных и муниципальных услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни, и работ. Работа, связанная с благоустройством территории поселения, в том числе озеленение, обслуживание уличного освещения, уборка территории, направленная на удовлетворение нужд муниципального образования, может выполняться бюджетным учреждением в соответствии с муниципальным заданием, сформированном в порядке, установленном администрацией местного образования, в случае если такая работа содержится в региональном перечне (Письмо Минфина России от 14.08.2020 N 09-07-08/73668).
2.3. КОСГУ, КВР и другие КБК
2.3.1. КБК - 2020 год
Для учета прошлогодних штрафов предусмотрены отдельные КБК. Минфин приводит пример использования КБК для зачисления в федеральный бюджет санкций за одинаковое, по сути, правонарушение, решения о привлечении к ответственности за которое были вынесены в 2019 и в 2020 году: неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В 2019 году штраф за указанное нарушение отражается по КБК 000 1 16 10121 01 0001 140 "Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет по нормативам, действовавшим в 2019 году..", а в 2020 году - по КБК 000 1 16 07090 01 9000 140 "Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед федеральным государственным органом, федеральным казенным учреждением." (Письмо Минфина России от 02.07.2020 N 02-05-10/57088).
Поступление доходного платежа, который объединяет различные по своей экономической сути поступления/ доходы и является неделимым, подлежит отражению в рамках того кода КОСГУ, который является основным при получении дохода. В случае, когда арендатор оплачивает расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме в фиксированной сумме в составе арендной платы, которая является неделимой, доходы от платы по договору аренды отражаются по подстатье 121 "Доходы от операционной аренды" КОСГУ (Письмо Минфина России от 15.07.2020 N 02-08-10/61843).
Доходы муниципального бюджета от поступления из бюджета субъекта РФ целевых МБТ в форме консолидированной субсидии, из которой часть средств будет направлена на выплату возмещения собственникам аварийного жилья, отражаются по подстатье 151 "Поступления текущего характера от других бюджетов..." КОСГУ. В свою очередь расходы муниципального бюджета на выплату из указанной субсидии возмещений за жилые помещения для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов отражаются по подстатье 298 "Иные выплаты капитального характера физическим лицам" КОСГУ (Письмо Минфина России от 16.07.2020 N 02-08-10/62375).
Полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам власти субъектов РФ, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций регионам. Аналогичные меры предусмотрены для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Доходы бюджета субъекта РФ от предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем указанных категорий граждан рассматриваются как иные межбюджетные трансферты текущего характера.
Поступление этих средств и начисление дохода следует отражать с применением АнКВД 150 "Безвозмездные денежные поступления" в увязке с КОСГУ 151 "Поступления текущего характера от других бюджетов..." (по Дебету счета 1 205 51 561 в корреспонденции с Кредитом счета 1 401 40 151).
Расходы по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, как правило, осуществляются в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. В этом случае начисление таких расходов будут отражены в учете с применением КВР 322 "Субсидии гражданам на приобретение жилья" в увязке с КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" по Дебету счета 1 401 20 262 в корреспонденции с Кредитом счета 1302 62 737 (Письмо Минфина России от 30.07.2020 N 02-06-10/67173).
Отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, находятся в компетенции Минкомсвязи России. В соответствии с приказом Минкомсвязи расходы, относящиеся к сфере ИКТ и подлежащие отражению по виду расходов 242, должны быть включены в План информатизации соответствующего ведомства.
В целях правильного отражения расходов на приобретение товаров, работ, услуг в рамках мероприятий по защите информации следует применять КВР 242, либо КВР 244, исходя из разъяснений Минкомсвязи о принадлежности мероприятий к сфере ИКТ. Если по заключению Минкомсвязи такие расходы не относятся к сфере ИКТ, т.е. не связаны с информатизацией государственного органа, их следует отразить по КВР 244 (Письмо Минфина России от 22.07.2020 N 02-05-12/65146).
Отражение расходов на мероприятия по утилизации списанной техники, приобретенной по КВР 242, производится также как по КВР 244, но только исходя из разъяснений Минкомсвязи России о принадлежности мероприятий к сфере ИКТ.
Предоставление разъяснений по вопросам отнесения товаров, работ, услуг к сфере информационно-коммуникационных технологий относится к компетенции Минцифры России, за которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Если по заключению Минцифры России услуги по утилизации технических средств, выведенных из состава ИКТ инфраструктуры и исключенных из состава объектов учёта при списании, относятся к сфере ИКТ, то есть связаны с информатизацией государственного органа, то расходы на оплату этих услуг можно смело отражать по КВР 242, в ином случае - КВР 244 (Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 02-05-10/69252).
Расходы на закупку компакт-дисков, являющихся универсальными оптическими носителями информации, изначально предназначенными для записи и воспроизведения аудио- и видеоконтента, не относятся к мероприятиям по информатизации, а значит, что расходы по их приобретению следует отражать НЕ по КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", а по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (Письмо Минфина России от 31.08.2020 N 02-05-10/76113).
Расходы на исполнение судебного решения о взыскании безвозмездной социальной единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов, функционирующих в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, и органов прокуратуры следует отразить по целевой статье, содержащей направление расходов 93594, увязанной с КВР 322 "Субсидии гражданам на приобретение жилья" (Письмо Минфина России от 08.07.2020 N 02-05-10/59293).
Оплата договоров на оказание услуг по проведению оценки рыночной стоимости объектов недвижимости и экспертизе отчетов об оценке, а также договоров на поставку оборудования следует отразить по виду расходов 244 в увязке:
- с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" - в части расходов на оплату услуг по оценке недвижимости;
- со статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" - в части поставляемого оборудования;
Приобретение объектов недвижимости для размещения фельдшерско-акушерских пунктов отражают по КВР 412 "Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность" с кодом КОСГУ 310 (Письмо Минфина России от 10.07.2020 N 02-05-11/61041).
Расходы на бюджетные инвестиции в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения, а также на приобретение объектов государственной собственности относятся на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в соответствии с отраслевой принадлежностью. Поэтому расходы бюджета в целях реконструкции учреждения культуры подлежат отражению по подразделу 0801 "Культура" (Письмо Минфина России от 10.07.2020 N 02-05-10/61977).
Форменная одежда является унифицированным по существенным внешним признакам комплектом предметов одежды (включая ее элементы, такие как кокарды) и обуви, предназначенных для ношения сотрудниками ряда служб (в рассмотренном случае - противопожарной службы). Расходы по оплате договора на приобретение кокард относятся на подстатью 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ (Письмо Минфина России от 14.07.2020 N 02-08-05/61460).
На примере затрат по оплате договора на оказание услуг по разработке стандарта, формализующего значения показателей подлинности коньячных дистиллятов указано, что такие расходы следует отразить в рамках подраздела и целевой статьи, по которым отражаются расходы на обеспечение функционирования учреждения, в увязке с КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (Письмо Минфина России от 16.07.2020 N 02-05-10/62132).
Не все услуги "Почты России" являются услугами связи в целях применения КОСГУ, и для определения нужной подстатьи рекомендует обратиться к Генеральным условиям оказания услуг почтовой связи, дополнительных и иных услуг АО "Почта России". Так, например, услуга "Бокс-сервис" определена в составе перечня "Иные услуги" и не относится к услугам почтовой связи. А расходы по оплате иных услуг, не относящихся к услугам почтовой связи, следует отражать по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" (Письмо Минфина России от 28.07.2020 N 02-08-10/65937).
Отражение расходов на статьях/ подстатьях КОСГУ зависит от их экономического содержания. Расходы по приобретению автомобильных аптечек не могут быт отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ и подлежат отражению по подстатье 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ (Письмо Минфина России от 24.07.2020 N 02-08-10/64846).
Расходы, формирующие стоимость объектов НФА при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, которые впоследствии повлияют на стоимость объекта, следует относить на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. При этом осуществление аналогичных по содержанию расходов, предназначенных не для целей формирования капитальных вложений, и не связанных с формированием стоимости нефинансовых активов, следует отражать по соответствующим подстатьям статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ (Письмо Минфина России от 24.07.2020 N 02-08-05/65171).
Коды направлений расходов, содержащие значения R0000-R9990 применяются для отражения расходов региональных бюджетов в том числе на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в целях софинансирования которых бюджетам субъектов РФ ранее были выделены средства из федерального бюджета. В числе таких перечислений - иные МБТ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам/займам в агропромышленном комплексе. Расходы региональных бюджетов, которым федеральный бюджет выделили МБТ на эти цели, подлежат отражению по направлению расходов R4330 (Письмо Минфина России от 30.07.2020 N 02-05-10/66919).
Расходы на выплату пособий на погребение, выплачиваемые в случае смерти пенсионеров федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также членов их семей, осуществляемые в соответствии с законом, подлежат отражению по направлению расходов 30140 "Возмещение федеральными органами исполнительной власти расходов на погребение" (Письмо Минфина России от 30.07.2020 N 02-05-10/66889).
Компенсация персоналу расходов, связанных с осуществлением служебных, трудовых обязанностей, таких как расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей, иные аналогичные расходы подлежат отражению по соответствующим подстатьям статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ.
При наличии локального акта, устанавливающего обязанность работодателя по компенсации затрат сотрудника, связанных с использованием личного транспорта для исполнения должностных обязанностей, в том числе по возмещению расходов по приобретению ГСМ, такие расходы подлежат отражению по КВР 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" в увязке с подстатьей КОСГУ 222 "Транспортные услуги" КОСГУ (Письмо Минфина России от 01.09.2020 N 02-05-10/77002).
Право волонтера на получение определенной поддержки, в том числе в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, и др. закреплено Законом о благотворительной деятельности и добровольчестве/ волонтерстве. Расходы учреждения по выплатам волонтерам, привлекаемым к выполнению работ, определенных договором гражданско-правового характера, включая выплату компенсации стоимости питания, подлежат отражению по КВР 244 в увязке с подстатьей КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" (Письмо Минфина России от 21.08.2020 N 02-05-10/73608).
Расходы (операции) по выплатам работникам-вахтовикам в период их временной изоляции (обсервации) при прибытии на вахту из других регионов, осуществляемые в соответствии с Временными правилами работы вахтовым методом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 N 601, следует отразить по виду расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", увязанному для целей бухгалтерского учёта с подстатьёй 212 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме" классификации операций сектора государственного управления (Письмо Минфина России от 25.09.2020 N 02-05-10/84472).
Расходы на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию подлежат отражению по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 120 "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов", увязанному с подстатьей 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" КОСГУ (Письмо Минфина России от 22.09.2020 N 02-05-10/83214).
Компенсации стоимости проезда к месту санаторно-курортного обслуживания и обратно подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами. При отражении расходов на обеспечение социальных гарантий и компенсаций персоналу, к которым, в частности, относится возмещение отдельным категориям работников затрат по проезду в санаторий и обратно, следует помнить, что по выплатам, отраженным по КОСГУ 211, 212 или 214 в увязке с КВР подгруппы 110, взносы однозначно должны начисляться по КВР 119 и КОСГУ 213. Это прямые нормы Порядка N 85н и Порядка N 209н (Письмо Минфина России от 28.08.2020 N 02-08-05/75993).
Внесение на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек в сумме причитающегося вознаграждения экспертов за проведение экспертизы осуществляемое на основании соответствующего судебного акта, отражается по КВР 831 "Исполнение судебных актов..." в увязке с подстатьей КОСГУ 297 "Иные выплаты текущего характера организациям".
В бухгалтерском/ бюджетном учете операции по перечислению учреждением денежных средств на депозитный счет арбитражного суда для оплаты вознаграждения экспертам Минфин предлагает отражать с использованием счета расчетов 0 302 97 000 "Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям" (Письмо Минфина России от 24.07.2020 N 02-06-10/65074).
2.3.2. КБК - 2021 год
Рекомендации Минфина России, касающиеся некоторых особенностей и изменений порядка применения КБК на 2021 год, изложены в Письме от 10.09.2020 N 02-05-11/79909:
1. Реализация инициативных проектов
Источником финансового обеспечения инициативных проектов, касающихся реализации значимых для жителей муниципального образования мероприятий, станут средства, заложенные в местном бюджете на эти цели, формируемые в том числе с учетом объемов добровольно вносимых инициативных платежей и/ или соответствующие МБТ из бюджета субъекта РФ. Каждому инициативному проекту должен быть присвоен КБК - при предоставлении из бюджета субъекта МБТ на реализацию инициативных проектов КБК должен определить региональный финорган. А для учета поступления в местный бюджет инициативных платежей планируется ввести в Перечни КБК новый код доходов 000 1 17 15000 00 0000 150. В свою очередь муниципальный финорган должен определить к этому КБК коды подвидов доходов для поступлений инициативных платежей для реализации каждого инициативного проекта. Это нужно для того, чтобы вернуть инициативные платежи лицам, их внесшим, в том случае, если инициативный проект не был реализован или после его реализации часть инициативных платежей осталась неиспользованной.
2. Гражданская оборона и ЧС
Уточнены наименования и правила применения подразделов 0309 "Гражданская оборона" и 0310 "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность"
3. МБТ бюджетам ТФОМС на осуществление межтерриториальных расчетов
Из перечня подгрупп видов расходов исключена подгруппа "Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования" - сейчас это КВР 580. Поэтому на следующий год расходы бюджетов на предоставление МБТ бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе расходы бюджетов ТФОМС на осуществление межтерриториальных расчетов, подлежат отражению по виду расходов 540 "Иные межбюджетные трансферты". Для поступления в доход бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов МБТ в рамках осуществления межтерриториальных расчетов применяется КБК 000 2 02 59999 09 0000 150 "Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам ТФОМС.
4. Новые КВР и изменение назначения действующих видов расходов
4.1. Расширение назначения кода 241: помимо научно-исследовательских и опытно-конструкторских по этому КВР могу отражаться и технологические работы. Уточнено, что речь здесь идет о работах, результатами которых являются отчеты, макетные образцы, опытные образцы, патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение и т.п.
4.2. С 2021 года вводится новый КВР 246 "Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем" для отражения расходов региональных и муниципальных бюджетов на реализацию мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации государственных информационных систем, но только в том случае, если соответствующий финорган принял решение о применении данного КВР
4.3. Соответственно, уточнен и порядок применения вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
4.4. С 2021 года расходы бюджетов и бюджетных/ автономных учреждений по оплате коммунальных услуг будут отражаться по КОСГУ 223 в увязке не с КВР 244, а с новым КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов". По этому коду отражаются расходы на оплату:
- потребленных энергетических и/или коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности по ним;
- услуг транспортировки указанных энергетических и/или коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям
При этом перечень расходов, учитываемых по КВР 247, закрытый, а значит, этот код не применяется для отражения расходов, не поименованных в нем, в том числе на закупку твёрдого и жидкого топлива (Письма Минфина России от 27.08.2020 N 02-05-10/75430 и от 03.09.2020 N 02-05-10/79715).
4.5. Расходы на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере следует отражать по предусмотренным Приказом N 98н новым КВР 614, 624, 635, 816.
5. Новый элемент доходов "Бюджеты муниципальных округов"
Запланировано внесение в Порядок N 85н нового элемента доходов (12-13 разряды в структуре доходных КБК) - 14 - бюджет муниципального округа, а размещенным на официальном портале проектом поправок в Перечни КБК N 99н предусмотрены соответствующие коды классификации доходов бюджетов.
6. Уточнение КБК для учета государственных /муниципальных заимствований
В целях реализации изменений в БК РФ в части государственных/ муниципальных заимствований, управления государственным/ муниципальным долгом и государственными финансовыми активами вышеупомянутым проектом поправок в Перечни N N 99н предусмотрено уточнений ряда КБК группы 000 01 02 00 00 00 0000 700 "Привлечение кредитов от кредитных организаций в валюте РФ".
2.4. Бухгалтерский (бюджетный) учет
Если условиями контракта на выполнение ОКР за счет средств бюджета предусмотрено закрепление исключительных прав на результаты ОКР (образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию) за публично-правовым образованием в лице заказчика, а это зачастую орган власти или местного самоуправления, то в бюджетном учете такого органа объект исключительных прав на результаты ОКР подлежат отражению на счете 0 102 00 000 "Нематериальные активы".
Впоследствии такие НМА могут быть переданы подведомственному учреждению в качестве капитальных вложений в создание объектов государственного/ муниципального имущества. Передачу нематериального актива в этом случае следует отразить по кредиту счета 0 102 00 000 в корреспонденцией с дебетом счета 0 401 20 281 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям".
При этом, как подчеркивает Минфин России, стоимость переданного НМА, используемого для осуществления капитальных вложений, относится в сумме амортизационных отчислений на удорожание объекта (Письмо Минфина России от 13.08.2020 N 02-07-10/71312).
Разграничение государственной собственности на землю - одно из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования. Вместе с тем отсутствие госрегистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Так, на основании договоров аренды или договоров безвозмездного пользования земельными участками, собственность на которые не разграничена, уполномоченный орган власти/ орган местного самоуправления передает право пользования землей, вовлекая тем самым указанный актив в хозяйственный оборот. В этом случае земельный участок нужно принять к учету на счете 1 103 13 000 "Прочие непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждений"
Минфин подчеркивает: при прекращении действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, вовлеченным в хозяйственный оборот, выбытие его с бюджетного учета не происходит.
И если впоследствии будет принято решение о включении этого земельного участка в состав государственной/ муниципальной казны, то по факту регистрации права собственности, в бюджетном учете уполномоченного органа следует провести реклассификацию объекта (Письмо Минфина России от 23.09.2020 N 02-07-10/83379).
Следует помнить, что активом признается имущество, принадлежащее учреждению и/или находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. При этом имущество, не соответствующее критериям активов, должно учитываться на забалансовых счетах учреждения.
Если по судебному решению учреждение утратило контроль над активом, то есть объект бухгалтерского учета более не соответствует критериям признания активов, продолжать его учет на балансовых счетах уже некорректно. В этом случае имущество нужно списать с баланса.
Минфин напоминает, что списание, например, капвложений, более не соответствующих критериям признания активов, отражается корреспонденцией Дебет 0 401 10 172 - Кредит 0 106 ХХ 410. До момента передачи актива стороне, которую суд признал правообладателем / пользователем, объект должен учитываться на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (Письмо Минфина России от 28.08.2020 N 02-07-10/75821).
Дикорастущие деревья и кустарники на прилегающей к учреждению территории или в парке/ сквере могут быть приняты к учету при проведении инвентаризации как полученные в результате необменной операции активы. Учитывая критерии отнесения объекта бухгалтерского учета к активам, признание дикорастущих многолетних деревьев и кустарников, расположенных на территории учреждения, парка или сквера, в качестве объектов учета основных средств в составе учетной группы "Биологические ресурсы" на одноименном счете 0 101 07 000 возможно по результатам инвентаризации при условии укоренения и приживания или достижения стадии плодоношения/ цветения после пересадки растения. До момента укоренения/ приживания и т.д. растений, полученных в рамках необменной операции, их следует учитывать на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (Письма Минфина России от 22.09.2020 N 02-07-10/83030 и N 02-07-05/83031).
Стандарт "Основные средства"
Переходные положения Стандарта "Основные средства" не используются вне рамок временного периода, предусмотренного для перехода на первое применение Стандарта. В 2019-2020 гг. при оценке объектов основных средств действует общая норма, согласно которой первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений (Письма Минфина России от 22.07.2020 N 02-07-10/64376, от 07.09.2020 N 02-07-10/78469).
Стандарт "Концессионные соглашения"
Субсидии производителям в целях возмещения недополученных доходов и/или финансирования затрат могут предоставляться из бюджетов в соответствии с концессионными соглашениями. При предоставлении таких субсидий должен определяться порядок возврата в случае нарушения условий их предоставления.
Перечисление средств в целях возмещения недополученных доходов и/или возмещения затрат в соответствии с концессионными соглашениями отражается по КВР 415 "Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями". При этом Минфин обращает внимание, что целевое назначение средств, предусмотренных видом расходов 415, предусматривает осуществление капитальных вложений на условиях софинансирования. Поэтому объем инвестиционных вложений концессионера - стороны, получающей объект по договору концессии, не может включать долю софинансирования, источником которой являются бюджетные средства.
Если по условиям концессионного соглашения концедент (государство, субъект РФ, муниципальное образование) финансирует/ возмещает расходы на использование/ эксплуатацию объекта, расходы концессионера по обслуживанию заемных средств и/или компенсирует доходность инвестированного собственного капитала концессионера, указанные расходы признаются им в составе расходов того периода, в котором они возникают, с обособлением в учете. Обычно принимающей стороной по договору концессии является организация некоммерческого сектора. В такой ситуации случае возмещение ей указанных расходов Минфин рекомендует отражать в учете концедента по дебету счета 0 401 20 245 в корреспонденции с кредитом счета 0 302 45 734
Если в соответствии с условиями концессионного соглашения концессионер (получатель объекта) предъявляет концеденту требование возместить недополученный доход, то концедент признает соответствующую сумму в составе расходов отчетного периода на безвозмездные перечисления организациям (Письма Минфина России от 03.07.2020 N 02-07-10/57988, от 27.08.2020 N 02-07-10/75870; от 17.09.2020 N 02-07-10/81832).
2.5. Налог на доходы физических лиц
Объект обложения. База.
Положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц единовременного денежного поощрения, выплачиваемого муниципальному служащему, уволенному из органа местного самоуправления по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, статья 217 НК РФ не содержит, следовательно, указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (Письмо Минфина России от 22.09.2020 N 02-05-10/83214).
2.6. Страховые взносы
Объект обложения. База
Любая материальная помощь, оказываемая работникам за счет работодателя, если она выплачивается не по основаниям, поименованным в НК РФ, облагается страховыми взносами, но только в суммах, превышающих 4000 рублей на одного работника за расчетный период (Письмо Федеральной налоговой службы от 24.07.2020 N БС-4-11/11908@).
Ежемесячная стимулирующая выплата старосте сельского населенного пункта, назначаемая органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета в соответствии с положениями Закона об общих принципах организации за выполнение им соответствующих полномочий, независимо от того, производится такая выплата в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, облагается страховыми взносами (Письмо Минфина России от 12.08.2020 N 03-15-07/70569, письмо ФНС от 13.08.2020 N СД-4-11/13069@).
Единовременное денежное поощрение, выплачиваемое муниципальным служащим при увольнении их по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, рассчитываемое в зависимости от стажа работы, не поименовано в перечне необлагаемых страховыми взносами выплат согласно статье 422 НК РФ, соответственно, указанная выплата облагается страховыми взносами на основании п. 1 ст. 420 НК РФ в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 22.09.2020 N 02-05-10/83214).
Оплата приглашенным членам жюри стоимости проезда к месту оказания услуги, проживания и питания в месте оказания услуги, производимая с целью обеспечения выполнения ими по договорам гражданско-правового характера самой услуги - судейства, признается объектом обложения страховыми взносами.
Оплата стоимости проезда, проживания и питания почетных гостей конкурса, учитывая, что такие лица не состоят в трудовых отношениях с учреждением и с ними не заключены гражданско-правовые договоры, не подлежит включению в облагаемую базу для начисления взносов (Письмо Минфина России от 24.08.2020 N 03-04-06/73842).
Расчет по страховым взносам
При необходимости уточнения или корректировки ИНН застрахованного лица плательщику страховых взносов в составе уточненного РСВ следует представлять только раздел 3 с корректным/ актуальным ИНН и заполненными показателями в подразделе 3.2, без представления в дополнение раздела 3 с типом аннулирования сведений "1" (Письмо ФНС от 25.08.2020 N АБ-4-11/13649@).
2.7. Налог на добавленную стоимость
Ввозимые на территорию РФ медицинские товары для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, поименованные в разделе V перечня, утвержденного Правительством РФ от 30.09.2015 N 1042, освобождаются от налогообложения НДС в случае безвозмездной передачи некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения. Если же указанные товары предназначены для реализации на территории РФ на основании возмездных хозяйственных договоров, то освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Кодекса не применяется (Письмо Минфина России от 03.07.2020 N 03-07-07/57457).
При рассмотрении вопроса начисления НДС в отношении платы, перечисляемой в целях компенсации расходов наймодателя по содержанию предоставленных в пользование жилых помещений, Минфин вновь рекомендует руководствоваться письмом ФНС от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ о применении НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества и делает следующие выводы:
1. Наймодатель не исчисляет НДС, если компенсационная выплата является переменной частью стоимости услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитиях и возмещением затрат наймодателя по содержанию предоставленных в пользование жилых помещений.
2. Если платежи за коммунальное обслуживание, включая пользование связью, а также охрану, уборку, не являются переменной частью платы и взимаются наймодателем с нанимателя без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат или на основании договора предоставления в пользование жилых помещений как платежи, являющиеся возмещением затрат наймодателя по содержанию предоставленных в пользование жилых помещений, то эти платежи также не учитываются наймодателем при определении налоговой базы по НДС.
3. При оказании наймодателем нанимателю услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, иных услуг, например, услуг по обслуживанию предоставленных в пользование помещений или эксплуатационных услуг, в том числе на основании отдельного договора, исчисление наймодателем НДС производится применительно к каждому виду услуг (Письмо Минфина России от 21.08.2020 N 02-08-10/73721).
Операции по реализации имущества, находящегося в оперативном управлении казенных учреждений, не включены в перечни операций, не признаваемых объектами налогообложения НДС и освобождаемых от налогообложения этим налогом, а значит облагаются НДС (Письмо Минфина России от 06.07.2020 N 03-03-06/3/58012).
Реализация на экспорт сырьевых товаров, изготовленных из приобретенных в России лома и отходов цветных металлов
Минфин рассмотрел вопрос о применении НДС при реализации на экспорт сырьевых товаров, изготовленных из приобретенных в России лома и отходов цветных металлов.
Организация, приобретающая лом и отходы черных и цветных металлов у плательщиков НДС, признается налоговым агентом. Вычеты сумм налога производятся в особом порядке порядке, установленном НК РФ (Письмо Минфина России от 06.07.2020 N 03-07-08/57987).
2.8. Налог на прибыль
Доходы, полученные организацией-наймодателем на компенсацию расходов по содержанию предоставляемого по договору найма жилых помещений, в закрытом перечне необлагаемых доходов не поименованы. Следовательно, в целях налогообложения прибыли суммы платежей за "коммуналку" учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом учреждение вправе учесть расходы за коммунальные услуги, связанные с приносящей доход деятельностью (Письмо Минфина России от 21.08.2020 N 02-08-10/73721).
Находящиеся на УСН автономные учреждения, переходящие со следующего налогового периода на общий режим налогообложения и изъявившие желание применять ставку 0% по налогу на прибыль, вправе в текущем налоговом периоде подать заявление и копии лицензии на медицинскую деятельность.
Документы подаются в налоговый орган по месту нахождения учреждения не позднее месяца до начала налогового периода, в котором начнет применяется нулевая ставка (Письмо Минфина России от 20.07.2020 N 03-03-06/1/62966).
2.9. Упрощенная система налогообложения
Порядок определения и признания расходов
При УСН можно учесть расходы в виде платы нотариусу за нотариальное оформление доверенностей, а также расходы в виде платы нотариусу за оказание услуг правового характера (Письмо Минфина России от 30.09.2020 N 03-11-11/85366).
Потери от порчи продовольственных товаров в общественном питании при УСН учитываются в пределах норм естественной убыли, утвержденных приказом Минпромторга России от 01.03.2013 N 252, сверх норм - не учитываются (Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 03-11-06/2/69377).
Расходы на приобретение автомобиля могут быть учтены при исчислении налога при УСН, если используется для осуществления предпринимательской деятельности, (Письмо Минфина России от 06.08.2020 N 03-11-11/68959).
При определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учитывают расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). При этом главой 26.2 НК РФ не предусмотрена возможность учитывать расходы в виде процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты), в случае если эти расходы осуществлены (понесены) не указанной организацией (Письмо Минфина России от 21.08.2020 N 03-11-11/73607).
Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе учесть расходы на приобретение огнетушителя и противопожарной сигнализации при условии, если они приобретены в целях обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в целях выполнения предписаний сотрудников государственного пожарного надзора, при соответствии указанных расходов критериям статьи 252 Кодекса, то есть являются обоснованными и документально подтвержденными (Письмо Минфина России от 20.08.2020 N 03-11-11/73229).
2.10 Прочие платежи в бюджет
С 2021 года для организаций отменено декларирование транспортного и земельного налогов. То есть уже за 2020 год налоговый орган на основании имеющихся у него данных о транспортных средствах и участках, принадлежащих организации, рассчитает эти налоги и известит налогоплательщика об этом сообщениями по утвержденным формам.
Разъяснено, что согласно положениям НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют суммы транспортного и земельного налогов, а также суммы авансовых платежей по указанным налогам самостоятельно. Направление сообщений осуществляется за истекший налоговый период с указанием суммы налога, исчисленного налоговым органом. Однако исполнение обязанности по уплате транспортного и земельного налогов не ставится в зависимость от направления сообщений (Письмо ФНС от 17.07.2020 N БС-4-21/11555@).
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ с учетом апрельских изменений в случае, если в соответствии с условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, пеня устанавливается контрактом от цены этапа, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных отдельным этапом исполнения контракта и фактически исполненных контрагентом. В своем письме специалисты Минфина России отметили, что указанная норма Закона N 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта. Таким образом, подчеркивают представители министерства, в случае если контрактом были предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, с 1 апреля 2020 года начисление пени происходит в соответствии с положениями ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в новой редакции.
При этом неприменение указанного положения Закона N 44-ФЗ, при условии установленных контрактом отдельных этапов исполнения контракта, может быть истолковано как неосновательное обогащение. В то же время обязательного внесения изменений в контракт, устанавливающих новый порядок начисления пени, не требуется ввиду возможности указания суммы начисленной пени в документах о приемке (Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67461).
2.11. Кассовая дисциплина
При поступлении в бухгалтерию документов, подтверждающих расчеты с самозанятым лицом, нужно учитывать нюансы деятельности таких контрагентов - неприменение ими ККТ. То есть чек об оплате они выдать обязаны, но формируют его посредством специального мобильного приложения. По закону такой чек должен быть передан покупателю/ заказчику в момент расчета наличными денежными средствами и/или с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю/ заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.
Самозанятый может передать чек покупателю/ заказчику как в электронной форме, так и на бумажном носителе - в таком случае чек может быть распечатан с помощью любого распечатывающего устройства, например, обычного принтера (Письмо Федеральной налоговой службы от 27.07.2020 N АБ-3-20/5461@).
Доведены особенности заполнения поля "107" распоряжения о переводе денежных средств при уплате НДФЛ: указанный реквизит содержит значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
Согласно положениям НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате пособий по временной нетрудоспособности и отпускных - не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Датой фактического получения дохода в виде ежемесячных премий, являющихся составной частью оплаты труда, признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход. Таким образом, при уплате НДФЛ с ежемесячных премий, например, за февраль 2020 г., в реквизите "107" указывается "МС.02.2020", так как периодичность уплаты данного налогового платежа - месяц.
По мнению Минфина, при уплате НДФЛ с сумм квартальных, годовых премий, пособий по временной нетрудоспособности и отпускных указывать в реквизите "107" платежного поручения также целесообразно срок в формате "МС.мм.гггг", например, при выплате в феврале - "МС.02.2020", то есть месяц, в котором произведены выплаты, так как в этом случае доход считается полученным в день его выплаты.
Указывать в этом поле конкретную дату не нужно (Письмо Минфина России от 04.08.2020 N 21-03-04/68215).
QR-код является обязательным реквизитом при оформлении оплаты за произведенную покупку товара, работы, услуги, но не исключает наличие в кассовом чеке или БСО другого обязательного реквизита - суммы расчета.
Вместе с тем, учитывая, что QR-код позволяет получить набор данных, необходимых для отражения в бюджетном/ бухгалтерском учете факта хозяйственной жизни, принятие к учету БСО/ кассового чека с QR-кодом, но без отдельного указания суммы расчета, возможно только при условии, что в бухгалтерии имеются средства для расшифровки/ считывания QR-кода.
В ином случае работник должен представить в бухгалтерию документ с расшифровкой данных, включенных в QR-код, либо иной документ, подтверждающий сумму расходов работника. При безналичной оплате это может быть, например, выписка со счета работника (Письмо Минфина России от 10.08.2020 N 02-06-10/73528).
3. Бюджетная (бухгалтерская) отчетность
На 1 июля
Доведены особенности формирования и представления полугодовой бухгалтерской и бюджетной отчетности-2020 (Письма Минфина России и Федерального казначейства от 03.07.2020 N N 02-06-07/58289, 07-04-05/02-13139 и N N 02-06-07/58288, 07-04-05/02-13137).
На 1 октября
Доведены особенности формирования и представления бухгалтерской и бюджетной отчетности за 9 месяцев 2020 (Письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.09.2020 NN 02-06-07/85969, 07-04-05/02-19797, NN 02-06-07/85972, 07-04-05/02-19799).
Особенности заполнения форм отчетности
Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168)
В Сведениях (ф. 0503168) информация представляется раздельно по имуществу, составляющему казну публично-правового образования, и по иному имуществу. По указанному принципу раскрывается информация в Сведениях (ф. 0503168) в части движения материальных ценностей на забалансовых счетах - обособленно в отчете отражается имущество казны, учтенное на забалансовых счетах, и иное имущество, учтенное на забалансовых счетах. Органом, уполномоченным на ведение учета имущества казны, подлежит раскрытию в бюджетной отчетности информация об объектах казны, в том числе при формировании показателей раздела 2 "Нефинансовые активы, составляющие имущество казны" и раздела 3.1 "Движение материальных ценностей имущества казны на забалансовых счетах" Сведений (ф. 0503168) (Письмо Минфина России от 30.07.2020 N 02-06-10/67173).
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769)
В целях формирования Сведений (ф. 0503169) к долгосрочной задолженности относится задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев. К долгосрочной задолженности не относится задолженность, срок действия которой менее 12 месяцев, но даты начала и окончания исполнения обязательств которой приходятся на разные финансовые годы (Письмо Минфина России от 03.07.2020 N 02-06-10/57446).
Отчет об исполнении бюджета (ф.ф. 0503117, 0503127)
В графе 6 Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) отражаются суммы неисполненных назначений. При этом по строкам, не содержащим данных в графе 4 "Утвержденные бюджетные назначения", и/ или при исполнении сверхплановых показателей (показатель графы 5 "Исполнено") графа 6 "Неисполненные назначения" Отчета (ф. 0503117) не заполняется (Письмо Минфина России от 07.07.2020 N 02-06-05/58928).
Порядок составления годовой бюджетной отчетности обосновано предусматривает формирование Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) как документа, содержащего сведения, необходимые для анализа исполнения закона о бюджете. Минфин России обращает внимание на положения Стандарта "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности", предусматривающие обеспечение сопоставления финансовым органом бюджетных назначений, утвержденных законом / решением о бюджете, с данными об исполнении бюджета публично-правового образования в Отчете об исполнении бюджета. Заполнение строк 710 и 720 графы 4 "Утвержденные бюджетные назначения" Отчета (ф. 0503117) и Отчета (ф. 0503317) является нецелесообразным (Письмо Минфина России от 22.07.2020 N 02-06-10/64595).
Пояснительная записка (ф.ф. 0503160, 0503760)
Таблица 4 "Сведения об особенностях ведения бюджетного учета", являющаяся составной частью раздела 5 Пояснительной записки (ф. 0503160), характеризует использованные в отчетном периоде особенности отражения в бюджетном учете операций с активами и обязательствами учреждения в части установленного нормативными правовыми актами права самостоятельного определения таких особенностей и отраслевых особенностей бюджетного учета. При этом вполне допустимо отражение информации о положениях учетной политики субъекта учета в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительно к информации, представленной в Таблице N 4.
Полагаем, что данная позиция Минфина России применима и в отношении Пояснительной записки (ф. 0503760), формируемой бюджетными и автономными учреждениями, и входящей в ее состав Таблицы 4 "Сведения об особенностях ведения бухгалтерского учета" (Письмо Минфина России от 30.07.2020 N 02-06-10/67173).
Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф.ф. 0503190, 0503790)
При заключении на 2021 год Соглашений о предоставлении иных МБТ на осуществление капвложений в объекты капитального строительства или объекты недвижимого имущества к таким соглашениям оформляются приложения, в которых во всех случаях должны быть указаны наименования и коды объектов капитального строительства/ объектов недвижимого имущества. Эта данные позволят корректно заполнить графу 4 "Код объекта" Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф.ф. 0503190, 0503790) (Письмо Минфина России от 10.07.2020 N 09-10-07/60495).
При изменении учетного номера объекта незавершенного строительства в течение отчетного периода информация о таком изменении раскрывается в указанных графах 6 и 7 Сведений (ф. 0503190). Увеличение (задвоение) итоговых показателей соответствующих граф Сведений (ф. 0503190), вызванное изменением учетного номера объекта в графах 6, 7 в результате изменения подведомственности казенного учреждения при реорганизации/ упразднении органа власти, допустимо. Если выявлено увеличение итоговых показателей сводных Сведений (ф. 0503190), внесения изменений в сводный отчет по данным основаниям не требуется. Однако в составе дополнительной информации в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) целесообразно отразить особенности формирования показателей сводных Сведений (ф. 0503190) (Письмо Минфина России от 27.07.2020 N 02-06-10/65643).
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
В разделе 1 Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) отражаются показатели в том числе на основании данных по соответствующим номерам счетов 0 40110 000 "Доходы текущего финансового года" и 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года". В ходе камеральной проверки Справки (ф. 0503110) анализируется также корректность указания в 1-17 разрядах номера счета 0 401 10 000 соответствующих составных частей кода классификации доходов бюджетов,.действующих на отчетную дату. В случае внесения изменений в порядок формирования и применения КБК контрольные соотношения, применяемые при камеральной проверке бюджетной отчетности, уточняются (Письмо Минфина России от 20.07.2020. N 02-05-10/63295).
Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296)
В Сведениях (ф. 0503296) отражается вся совокупность подлежащих взысканию требований по денежным обязательствам вне зависимости от КВР, по которым учтены указанные денежные обязательства. В Справочной таблице по неисполненным решениям судов Сведений (ф. 0503296) раскрываются сведения о неисполненных на отчетную дату денежных обязательствах по судебным решениям судов, отраженных в графе 8 Сведений (ф. 0503296) с указанием КОСГУ, общего количества неисполненных учреждением документов и общей суммы по неисполненным документам. В случае принятия на основании одного судебного решения/ исполнительного документа денежных обязательств по разным кодам КОСГУ, в Справочной таблице информация раскрывается по каждому коду КОСГУ обособленно. При этом итоговый показатель графы 2 Справочной таблицы не будет соответствовать общему количеству судебных решений, не исполненных учреждением на отчетную дату (Письмо Минфина России от 29.07.2020 N 02-06-10/66864).
4. Внутренний финансовый контроль и аудит
Стандарт "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", предусматривающий в том числе требования к содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа ВФК, вступил в силу со дня его официального опубликования - с 28 июля 2020 г. и, как указано в приказе о его утверждении, большей частью применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после этой даты.
Вместе с тем до появления Стандарта положениями Правил N 1092 был утвержден единый порядок осуществления казначейскими органами ВФК, регламентирующий процедуры от планирования контрольных мероприятий до реализации их результатов. По мнению Минфина России, применение Казначейством положений Стандарта "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" должно осуществляться только в отношении контрольных мероприятий, начатых после вступления в силу Стандарта "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", т.е. после 24 августа 2020 года. До этого при осуществлении ВФК следовало руководствоваться нормами Правил N 1092 в редакции, действовавшей до 26.08.2020 года (Письмо Минфина России от 04.09.2020 N 02-09-06/1/77979).
Федеральные стандарты внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля подлежат применению в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления их в силу. Кроме того, органы ВФК в случаях, предусмотренных стандартами, вправе издавать ведомственные стандарты, регулирующие осуществление ВФК (Письмо Минфина России от 04.09.2020 N 02-09-09/77981).
В соответствии со Стандартом "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" администраторы бюджетных средств, в числе которых органы власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения, должны формировать и вести реестр бюджетных рисков, который, среди прочего, содержит предложения минимизации/ устранению бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля. Иными словами, реестр бюджетных рисков является документом, необходимым для осуществления внутреннего финансового контроля.
Непосредственно ведение реестра бюджетных рисков возложено на руководителя аудиторского структурного подразделения или работника органа/казенного учреждения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА. Он подписывает реестр бюджетных рисков, при этом дополнительного утверждения реестра руководителем органа/учреждения или его согласования теми, кто выполняет бюджетные процедуры, не требуется (Письмо Минфина России от 28.07.2020 N 02-02-05/66143).
БК РФ и Стандарт "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" позволяют органам / казенным учреждениям передать полномочия по осуществлению внутреннего финаудита (ВФА):
- главному администратору бюджетных средств, в ведении которого они находятся,
- другому органу/ казенному учреждению, находящемуся в ведении этого же ГАБС.
В свою очередь, вышеуказанные ГАБС или орган/ казенное учреждение вправе принять передаваемые аудиторские полномочия, однако могут и не принимать их - закон устанавливает возможность, а не обязанность передачи/ принятия таких полномочий.
Но если способы согласования решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА четко прописаны в вышепоименованном Стандарте, то каким образом должен быть оформлен отказ от принятия указанных полномочий, неясно.
Минфин отвечает на этот вопрос так: если решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА не было оформлено одним из способов, закрепленных в Стандарте, то это означает отказ второй стороны от принятия этих полномочий. При этом никаких дополнительных процедур по оформлению ее несогласия, как, например, сбор письменных отказов от всех органов и учреждений, которым могли быть переданы полномочия по проведению ВФА, не требуется и Стандартом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67647).
При принятии решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель органа/ казенного учреждения принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно организует и осуществляет ВФА. Вместе с тем, согласно положениям Стандарта "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" органы и учреждения, принявшие решения об упрощенном осуществлении ВФА, не издают ведомственные/ внутренние акты, определяющие, в том числе, особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий. Поэтому при принятии подобного решения:
- структурное подразделение ВФА не создается,
- аудиторские мероприятия не проводятся,
- план проведения аудиторских мероприятий не создается и не утверждается;
- программы аудиторских мероприятий не утверждаются,
- эксперты и/или работники органа/учреждения к выполнению аудиторских мероприятий не привлекаются,
- подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности руководителя органа/ учреждения по самостоятельному проведению ВФА не осуществляется (Письма Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67647, от 21.08.2020 N 02-02-05/73579).
Осуществление ВФА и ведомственного контроля регулируются различными правовыми актами, методиками, подходами; различаются и цели их проведения. Поэтому объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА противоречит законодательству.
При образовании аудиторского структурного подразделения, в том числе из работников ревизионного отдела, следует учитывать требования Стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", в том числе принцип функциональной независимости. Для этого аудиторские проверки должны организовывать и осуществлять лица, отвечающие определенным требованиям и способные эту независимость обеспечить. Поэтому работники ревизионного отдела могут проводить аудиторские мероприятия только при условии, что они соответствуют этим требованиям, - только тогда это не будет противоречить принципам осуществления ВФА. Однако следует понимать, что в этом случае информация, полученная в рамках ВФА, не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля (Письма Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67647, от 21.08.2020 N 02-02-05/73579).
Орган/ учреждение, передавший полномочия по учету и отчетности в ЦБ, вправе включать риски искажения бюджетной отчетности, а также риски нарушения порядка ведения бюджетного учета и формирования отчетности в свой реестр бюджетных рисков. Кроме того, орган/ учреждение может запрашивать у ЦБ документы и информацию, необходимые для ведения реестра бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторских мероприятий (Письмо Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67647).
Доведены системные разъяснения по вопросам внутреннего финаудита. Среди прочего рассмотрен вопрос организации ВФА в условиях отсутствия кадров или необходимых профессиональных знаний и навыков у работников органа/ учреждения. В этом случае, по мнению специалистов министерства, руководитель организации должен принять решение об упрощенном осуществлении ВФА или решение о передаче полномочий по его осуществлению. Что касается опыта, навыков и умений, а также других компетенций, необходимых для осуществления ВФА, то их наличие не является обязательным условием для наделения работников полномочиями по осуществлению ВФА. Между тем, Минфин России с 2021 планирует проведение регулярных мероприятий по обучению и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, осуществляющих полномочия по ВФА, в том числе посредством проведения видеоконференций (Письмо Минфина России от 21.08.2020 N 02-02-05/73579).
В субъектах РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета региона, предусмотрено проведение ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ Счетной палатой РФ или Федеральным казначейством. Ограничение проведения проверок в связи с коронавирусом не распространяется на контрольные мероприятия такого рода. Поэтому указанные проверки могут проводиться Федеральным казначейством (Письмо Минфина России от 29.07.2020 N 02-09-06/1/66331).
Должностные лица Федерального казначейства обязаны знакомить с результатами контрольных мероприятий - актами и заключениями - исключительно руководителя или уполномоченное должностное лицо проверяемого органа или учреждения. При этом Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не предусматривают обязанности органов государственного/ муниципального финансового контроля предоставлять материалы контрольных мероприятий по запросу граждан. Административная ответственность органов государственной власти за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации наступает только в случае, если предоставление такой информации предусмотрено федеральным законом (Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 02-09-09/69207).
В соответствии со Стандартом "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" принцип независимости означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от проверяемых органов/ учреждений и связанных с ними физических лиц в административном, финансовом и функциональном отношении. Если руководитель органа внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля или органа власти, в состав которого входит структурное подразделение, осуществляющее полномочия по ВФК, принимает управленческие решения, касающиеся финансово-хозяйственной жизни этого органа, а также деятельности по осуществлению ВФК, то он несет ответственность как в части осуществления органом бюджетного процесса, так и в части осуществления ВФК, поэтому не может являться объектом контроля. Однако в отношении такого органа могут осуществляться иные виды контроля, в том числе внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль, а также контроль, осуществляемый органами прокуратуры (Письмо Минфина России от 26.08.2020 N 02-09-09/74971).
Согласно положениям Закона N 44-ФЗ органами ВФК осуществляется контроль, в том числе в отношении:
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ;
- определения и обоснования начальной/ максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, начальной цены единицы товара, работы, услуги.
Поскольку в связи с внесенными изменениями с 01.10.2019 информация об обосновании начальной/ максимальной цены содержится только в документации об осуществлении закупки или извещениях о проведении запроса котировок, запросов предложений, предварительный контроль невозможен до размещения заказчиком в ЕИС документации об осуществлении закупки или извещения о поведении запроса котировок в электронной форме, извещения о проведении запроса предложений в электронной форме (Письмо Минфина России от 03.09.2020 N 02-09-09/77504).
В соответствии с положениями БК РФ Казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов ВФК, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций согласно Порядку, установленному приказом Минфина России от 31.12.2019 N 263н. По итогам подготавливается доклад о результатах проведения анализа, который подписывается руководителем Федерального казначейства и направляется в Минфин России не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Письмо Минфина России от 07.09.2020 N 02-09-09/78453).
Правила рассмотрения обращения проверяемого органа/ учреждения или его уполномоченного представителя, в котором выражается несогласие с решением органа ВФК, принятым по результатам проверки, и действиями/ бездействием должностных лиц органов ВФК установлены Стандартом "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц". А вот если с жалобой в орган ВФК обращается гражданин, не являющийся объектом контроля, указанная жалоба рассматривается в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Письмо Минфина России от 08.09.2020 N 02-09-09/78750).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор писем Минфина России и ФНС России за третий квартал 2020 года для бюджетной сферы
Обзор подготовлен экспертами компании "Гарант"