Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2020 году?
декабрь 2019 г.
Значительные изменения в законодательстве традиционно происходят с наступлением нового года. И бухгалтеры уже привыкли, что очередной финансовый год начинается с новшеств в работе. Вот и наступающий 2020 год приготовил для бухгалтеров бюджетной сферы целый ряд нововведений. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2020 года_
Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета
СГС "Запасы"
Стандарт вступил в силу еще в январе 2019 года, и Минфин России допускал возможность его досрочного применения. Теперь же руководствоваться положениями Стандарта обязательно при учете материальных запасов и себестоимости готовой продукции (работ, услуг), т.е тех объектов, которые учитываются на счетах 0 105 00 000 и 0 109 00 000.
С введением Стандарта меняется порядок определения первоначальной стоимости, срока полезного использования, возможности реклассификации объектов и т.д.
Запасы, которые до применения Стандарта таковыми не признавались и (или) отражались за балансом, отражаются на соответствующих балансовых счетах по первоначальной стоимости, определенной в соответствии с требованиями Стандарта.
Положения СГС "Запасы" не распространяются на учет следующих активов:
- библиотечные фонды;
- биологические активы;
- незавершенное производство в случае когда учреждение выполняет функции подрядчика по договорам строительного подряда;
- объекты, относящиеся к активам культурного наследия;
- финансовые инструменты.
Подробнее смотрите в нашем специальном Обзоре |
СГС "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах"
До 2015 года формирование резервов являлось правом, а не обязанностью организаций бюджетной сферы. Теперь же с учетом разъяснений Минфина России учреждения должны создавать резервы по целому ряду предстоящих расходов. Каких именно - смотрите здесь.
СГС "Резервы" предстоит применять при формировании резервов по претензиям и искам, по реструктуризации, по гарантийному ремонту, по убыточным договорным обязательствам, на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.
Как видим, данный Стандарт регулирует далеко не все виды резервов, формируемых учреждениями. Это потому, что, некоторые резервы создаются в соответствии с другими федеральными стандартами. Так, например, формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов регулируется положениями СГС "Запасы", а порядок работы с резервом по сомнительным долгам - Стандартом "Доходы".
СГС "Долгосрочные договоры"
Стандарт необходимо применять при отражении фактов хозяйственной жизни при заключении и исполнении строительного подряда и договоров возмездного оказания услуг (выполнения работ), срок действия которых превышает один год.
В связи с этим в рамках проведения годовой инвентаризации необходимо проанализировать доходные договоры, заключенные до 01.01.2020 и продолжающие свое действие после этой даты. В межотчетный период нужно скорректировать входящие остатки по доходам в рамках долгосрочных договоров с использованием счета 0 401 30 000. В отношении долгосрочных договоров строительного подряда планируется также ведение учета по аналитикам забалансового счета 45 "Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда".
СГС "Концессионные соглашения"
По концессионному соглашению принимающая сторона - концессионер (организация, ИП) получает имущество (недвижимое или технологически связанное с движимым) и обязуется за свой счет создать или реконструировать его, при этом право собственности на имущество принадлежит или будет принадлежать передающей стороне - концеденту (государство, субъект РФ, муниципальное образование), который, в свою очередь, предоставляет концессионеру права владения и пользования этим имуществом. Объектом концессионного соглашения, как правило, является специфическое имущество, например:
- объекты теплоснабжения,
- централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и водоотведения,
- программы для ЭВМ, базы данных и другие объекты информационных технологий.
В рамках подготовки к переходу на этот стандарт в 2019 году нужно проинвентаризировать концессионные соглашения, заключенные как в течение 2019 года, так и в более ранние периоды. При этом следует сверить данные бухгалтерского учета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, проводимого уполномоченным органом - Минэкономразвития в соответствии с установленными правилами.
СГС "Непроизведенные активы"
Формально с 2020 года начинает применяться Стандарт, устанавливающий единый подход к бухгалтерскому учету непроизведенных активов.
Инструкция N 157н выделяет три группы непроизведенных активов: земля, ресурсы недр и прочие НПА. Стандартом предусмотрены еще две дополнительные группы непроизведенных активов: водные и некультивируемые биологические ресурсы.
Ключевое новшество Стандарта - изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки, которые распространяются на учреждения всех типов. Учреждение, отразившее на балансе здания и сооружения, должно быть готово отчитаться о своих правах на соответствующие земельные участки - Стандарт предусматривает обширный перечень сведений о непроизведенных активах вообще и о земельных участках - в частности, которые необходимо раскрыть в отчетности.
При первом применении Стандарта объекты, относящиеся к группе "Земля (земельные участки)", отражаемые на балансе и внесенные в государственный кадастр недвижимости, нужно переоценить до кадастровой стоимости. В случае отсутствия кадастровой стоимости объект будет учитываться по балансовой стоимости до момента проведения кадастровой оценки.
СГС "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Под бюджетной информацией понимаются бюджетные назначения исполнения бюджета и утвержденные показатели Плана ФХД. Систематизированная бюджетная информация, подлежащая раскрытию в отчетности, формируется на счетах бухгалтерского учета раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта".
Соответственно, казенные учреждения - ПБС раскрывают такую информацию в Отчетах (ф.ф. 0503127, 0503128) и в отдельных приложениях к Пояснительной записке (ф. 0503160), а бюджетные и автономные учреждения - в Отчетах (ф.ф. 0503737, 0503738) и так же Пояснительной записке (ф. 0503760).
Указанные отчеты составляются на ежеквартальной и ежегодной основе. При этом могут быть установлены дополнительные формы отчетности и периодичность их представления.
СГС "Информация о связанных сторонах"
Дата начала применения этого Стандарта также установлена на 1 января 2020 г., однако Минфин планирует перенести этот срок на 2021 год.
Кроме того, Минфином России разработаны поправки практически во все утвержденные федеральные стандарты бухгалтерского учета. Большинство поправок - общие для всех стандартов и носят технический характер. Например, скорректирована применяемая терминология:
- термин "стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора" заменен на "стандарты бухгалтерского учета государственных финансов";
- вместо понятия "организации государственного сектора" по тексту стандартов будет применяться понятие "организации бюджетной сферы".
А вот в СГС "Аренда" планируется уточнить ряд важных моментов. Подробно о них читайте здесь.
Готовятся серьезные изменения в Инструкции NN 157н, 162н, 174н и 183н
Во второй половине 2019 года финансовое ведомство проводило активную работу по внесению изменений в нормативные акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере. Запланированы масштабные поправки в Инструкцию N 157н, одновременно с этим будут скорректированы Планы счетов бюджетного и бухгалтерского учета для казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также Инструкции по их применению. Такая необходимость обусловлена:
- внесением изменений в Закон о бухучете;
- уточнением Порядок применения КОСГУ;
- внедрением федеральных стандартов бухучета госфинансов.
Предполагается, что нововведения будут применяться при формировании показателей объектов учета 2019 года.
Основные изменения, предусмотренные проектами приказов, - в специальном Обзоре. |
Новшества в порядке формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности
В мае 2019 года Минфин внес заметные изменения в Инструкции NN 191н и 33н. Часть новшеств уже учитывались при формировании промежуточной отчетности 2019 года, а часть касается форм, представляемых в комплекте годовой отчетности. Подробно о них - в нашем Обзоре.
Летом были утверждены поправки в Инструкцию N 191, большую часть которых казенные учреждения применяли уже при формировании отчетности по состоянию на 1 октября. Главное новшество - появление специального отчета для раскрытия информации о реализации нацпроектов по форме 0503128-НП. В 2020 году его предстоит сдавать ежемесячно. О других "летних" изменениях в бюджетной отчетности смотрите здесь. Однако Инструкцию N 191н ждут новые поправки. Коснутся они, прежде всего, структуры Пояснительной записки (ф. 0503160) - в ней станет меньше форм. Подробности - здесь.
Отчасти аналогичные изменения внесены и в Инструкцию N 33н. Бюджетные и автономные учреждения информацию о нацпроектах по новой форме 0503738-НП будут формировать также ежемесячно, начиная с отчетности на 01.01.2020. В стадии рассмотрения также пока остаются поправки в Инструкцию N 33н, предусматривающие уменьшение числа форм в составе годовой Пояснительной записки (ф. 0503760) БУ и АУ.
Кроме того, Инструкцией N 33н теперь предусмотрены последствия непредставления отчетности в срок. В этом случае учредитель/ ГРБС/ ЦБ, формирующий сводную отчетность, обязан письменно сообщить о нарушении срока в орган, уполномоченный составлять протоколы об административных нарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Так что оштрафовать учреждение за несвоевременное представление отчетности станет проще, т.к. протокол будет составляться непосредственно по факту нарушения. Подробнее об этих и других утвержденных новшествах по отчетности для АУ и БУ читайте здесь.
Рекомендуем:
Уточнения в кодах КОСГУ и новый порядок применения КБК
В ноябре были запланированы очередные поправки в Порядок применения КОСГУ. Вероятно, в ближайшее время, они будут утверждены. Нововведений предполагается немного, но они весьма существенны. В частности, наконец, будет снят вопрос о том, по какому коду КОСГУ учитывать поступление специальных жидкостей - амортизаторных, гидравлических, охлаждающих, противообледенительных, противооткатных и тормозных. Прямая норма позволит учитывать применяемые в различных видах техники жидкости в составе ГСМ и отражать по коду 343 КОСГУ. О запланированных изменениях в применении подстатей 226, 228 смотрите здесь.
А вот Порядок формирования и применения КБК N 132н в 2020 году применяться не будет. Ему на смену придут два документа, в соответствии с которыми нужно составлять и исполнять бюджет-2020:
- Приказ N 207н утверждает перечень кодов бюджетной классификации, и применяться он будет для целей составления и исполнения федерального бюджета (перечни КБК для региональных и муниципальных бюджетов утверждают соответствующие финорганы). Сейчас документ находится на регистрации в Минюсте, после которой его "предшественник" - Приказ N 86н - будет признан утратившим силу;
- Приказ N 85н - определяет правила составления и применения КБК, их структуру и принципы назначения и сможет применяться при составлении и исполнении бюджетов всех уровней. Принципиальным новшеством этого документа стал порядок учета доходов от субсидий на иные цели и капвложения - в отличие от действующего в 2019 году требования об отражении таких поступлений по АнКВД 180, в 2020 году их следует учитывать по АнКВД 150 "Безвозмездные денежные поступления".
Составление Плана ФХД - в соответствии с новым порядком
На 2020 год и последующие периоды План ФХД бюджетные и автономные учреждения должны составлять и утверждать в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 31.08.2018 N 186н. В частности, утверждена новая рекомендуемая форма плана, а также утвержден новый порядок обоснования плановых показателей - не только по расходам, но и по доходам. Изменена рекомендуемая к составлению форма плана ФХД - она стала более лаконичной, в том числе потому что из нее исключена текстовая часть.
Кроме этого, в ноябре Минфин запланировал дополнить Требования к составлению и утверждения Плана ФХД новыми положениями, касающимися порядка отражения показателей в случаях предоставления учреждению субсидий или грантов в форме субсидий в рамках нацпроектов. Подробнее об этом - здесь.
С 19 июля 2019 года изменены правила формирования и финансирования госзадания для федеральных учреждений, утвержденные Постановлением N 640. О внесенных изменениях читайте здесь. Обновленная редакция документа, за исключением отдельных положений, уже применяется в отношении госзадания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Этими же требованиями следует руководствоваться и при формировании задания на 2020 год и плановый период.
Рекомендуем:
Энциклопедии решений, памятки План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения |
Отчет о результатах деятельности учреждения стал более информативным
С 1 января 2020 года изменены общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного или и муниципального учреждения. В частности, расширен перечень приводимых в отчете общих сведений об учреждении, результатах его работы и использовании закрепленного за ним имущества. Кроме того, отчет дополнен новым разделом, где отражаются показатели эффективности деятельности учреждения, исполняющего государственные функции. Подробнее о том, как изменился отчет, - смотрите здесь.
Статистическая отчетность: обновлены формы и изменен порядок расчета списочной численности
Росстат издал ряд приказов, которыми утвердил целый "букет" обновленных форм статистической отчетности. Впервые по новым годовым формам предстоит отчитаться по итогам 2019 года, квартальные и месячные отчеты нужно применять при подаче сведений за соответствующие периоды 2020 года.
А недавно Росстат опубликовал новые Указания по заполнению некоторых статистических отчетов в 2020 году. Среди них - форма N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников". Скорректирован порядок расчета списочной численности. Важно и то, что в соответствии с обновленными Указаниями не только заполняется указанная форма, но и рассчитываются:
- удельный вес среднесписочной численности работников в целях налогообложения прибыли;
- численность работников в целях ограничения применения УСН, ЕНВД;
- среднесписочная численность для заполнения сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- среднесписочная численность для формы 4-ФСС;
- численность работающих для определения формы представления отчетности - электронная или бумажная, и др.
Минэкономразвития предлагает увеличить до 2 лет срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление, равно как и за несвоевременное представление статотчетности или подачу недостоверных статистических данных. Напомним, сейчас этот срок составляет 2 месяца.
Рекомендуем:
Энциклопедии решений, памятки Расчет среднесписочной численности работников Ответственность за нарушение порядка или сроков представления статистических данных |
|
Формы документов |
|
Календари |
С 2020 года внутренний финаудит осуществляется только по специальным федеральным стандартам
Согласно внесенным изменениям в БК РФ с 1 января 2020 внутренний финансовый аудит (ВФА) должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами. Поэтому еще на этапе подготовки указанных изменений Минфином была запланирована разработка федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
С началом действия стандартов с 1 января 2020 г. признаются утратившими силу применявшиеся с 2014 года на федеральном уровне Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В этой связи Минфин России указал, что до завершения государственной регистрации стандартов главные администраторы/ администраторы бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными/ внутренними нормативным правовыми актами, регулирующими проведение ВФА. Однако одновременно с этим рекомендовано начать проведение работы по упразднению указанных документов.
Из предусмотренных Программой девяти Стандартов два уже прошли все этапы рассмотрения, регистрацию в Минюсте и готовы к применению: "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" и "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
На регистрации пока остается Стандарт "Планирование внутреннего финансового аудита" - до конца года ожидается его окончательное утверждение. Подготовлен для регистрации Стандарт "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита". Остальные стандарты финаудита пока находятся в стадии разработки.
Новшества в проведении закупок, имеющие значение для бухгалтера
С 31 июля 2019 года расширен перечень случаев, когда бюджетные учреждения вправе проводить закупки в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ. С указанной даты закупки по правилам Закона N 223-ФЗ можно осуществлять также за счет благотворительных пожертвований и средств, полученных бюджетным учреждением по завещанию. Некоторые воспользовались такой возможностью уже в 2019 году, скорректировав положение о закупке и план закупок. С 1 января 2020 года проводить закупки по новым правилам могут все бюджетные учреждения.
С 1 января 2020 года годовой объем закупок, которые заказчики по Закону N 223-ФЗ, обязаны осуществить у субъектов МСП, увеличен с 18% до 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок у субъектов МСП, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, увеличен с 15% до 18%.
Кроме того, срок расчетов с контрагентами из числа субъектов МСП по договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ, сокращен с 30 календарных дней до 15 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке. Изменения вступают в силу 1 января 2020 года и применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.
Изменения в части выплат сотрудникам
С 1 января 2020 года отменена компенсационная выплата в 50 рублей, которая назначалась лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет. Право на выплаты до окончания периода их предоставления имеют граждане, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, родившимися до 1 января 2020 года.
С 1 января 2020 года в России вводятся электронные трудовые книжки
В декабре принят пакет законов о переходе на электронные трудовые книжки с 2020 года. Теперь работодатели смогут формировать в электронном виде данные о трудовой деятельности и стаже каждого работника, в том числе о занимаемых должностях, переводах на другую работу, увольнении и прекращении трудового договора. Эту информацию они будут ежемесячно передавать в ПФР. Таким образом, с 2020 года сведения о трудовой деятельности включены в систему персонифицированного учета.
Индивидуальный лицевой счет дополнен разделом "Сведения о трудовой деятельности". Закреплены периодичность и сроки направления сведений. Скорее всего, для этого будет применяться форма СЗВ-ТД, которую сейчас разрабатывает ПФР.
В течение 2020 года работники могут отказаться от получения электронных трудовых книжек в пользу бумажных путем подачи работодателю соответствующего заявления. С 2021 года для тех, кто впервые вступает в трудовые отношения, будут вестись только электронные книжки.
Новый формат ведения трудовых книжек требует оформления сторонами трудовых отношений ряда новых документов (уведомлений и заявлений). Специалисты компании "Гарант" уже разработали примерные формы таких документов.
Нововведения в оформлении платежных документов на перечисление зарплаты
Планируется, что с 1 июня 2020 года работодатели при выплате заработной платы и иных выплат работнику будут обязаны указывать в расчетных документах специальные коды видов дохода. Проект указаний Банка России предусматривает отражение в распоряжениях о переводе денежных средств следующих кодов вида дохода:
- "1" - при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых установлены ограничения;
- "2" - при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, указанных в п.п.1, 4 ч.1 ст.101 Закона об исполнительном производстве;
- "3" - при переводе денежных средств, являющихся видами доходов, на которые в соответствии с п.п.1, 4 ч.1 ст.101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание.
Подробнее об этом - здесь.
Главные налоговые новшества
В 2019 году снова принято много законов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Основные новации, вступающие в силу в 2020 году, которые нельзя пропустить бухгалтеру бюджетной сферы, представлены в специальном Обзоре.
МРОТ вырос на 850 рублей
С 1 января 2020 года МРОТ установлен в размере 12130 руб. Напомним, в 2019 году он составлял 11280 руб.
Выводы Верховного Суда РФ, которые нужно принять к сведению
Сумма нецелевого расходования медучреждением средств ОМС, обнаруженная при проверке, не может быть взыскана обратно в пользу фонда, если медучреждение самостоятельно фактически восстановило спорную сумму на счете ОМС. На это указали суды, рассматривая спор между ТФОМС и горбольницей. С необходимостью перечисления штрафа в размере 10% от спорной суммы и пени суды были согласны, но вот само "тело" нецелевки вернуть ТФОМСу отказались.
Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2019 N 304-ЭС19-7389
Если во время ремонта здание продолжает функционировать - это не капитальный ремонт. Такой вердикт вынесли судьи на том основании, что:
- спорный ремонт проводился в процессе работы лечебных учреждений, без приостановления деятельности на время строительных работ;
- без использования документации, относящейся к понятию "капитальный ремонт";
- ремонту подлежали только отдельные помещения или элементы здания, а не все здание в целом;
- целью такого ремонта являлось не восстановление или замена конструкций, а только поддержание их эксплуатационных качеств.
Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2019 N 304-ЭС19-20828
По мнению судей, при решении спора о том, является ли имущество, в частности, производственное оборудование движимым или недвижимым для целей налогообложения налогом на имущество, принципиальным является вопрос, выполняет ли такое имущество какую-либо самостоятельную функцию или оно предназначено только для обслуживания недвижимой вещи - здания, сооружения и т.д., а не наличие у объекта тесной физической связи со зданием, сооружением или иной недвижимостью и способности функционировать только в такой взаимосвязи.
Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241
Зарплата фармацевта за счет ОМС в отсутствие у больницы лицензии на соответствующий вид деятельности суд признал нецелевым расходованием средств. Согласно Номенклатуре должностей медицинских и фармработников должности "провизор", "фармацевт" относятся к "фармацевтическим", а значит, эти специалисты являются работниками фарморганизаций, которые в систему ОМС не входят, как не входят в территориальную программу ОМС услуги, связанные с фармацевтической деятельностью. Функции же по согласованию закупаемого ассортимента препаратов по номенклатуре и количеству в соответствии с утвержденными стандартами медпомощи и перечнями лекарственных препаратов отнесены к должности "врача-клинического фармаколога".
Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2019 N 309-ЭС19-18057
Нарушение порядка выдачи больничного - не повод для отказа ФСС в возмещении пособия. Таков исход дела об отказе ФСС в возмещении пособия по больничному листу, выданному на срок более 15 дней без решения врачебной комиссии (как того требует установленный порядок). По мнению суда, неправильное оформление документа не было вызвано действиями страхователя, а выявленные недостатки в оформлении листка нетрудоспособности не влияют на данные, которые имеют существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию. Также судьи подчеркнули, что недостатки в деятельности медицинского учреждения не являются основанием для возложения ответственности на страхователя. Поскольку факт наступления страхового случая ФСС не оспаривает, то факт выдачи больничного листа с нарушением порядка оформления сам по себе не может служить основанием для отказа в возмещении расходов на выплату пособия.
Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2019 N 304-ЭС19-10226
За ошибки в СЗВ-М штраф заплатит лично руководитель организации. Так решил суд после рассмотрения дела об освобождении организации от ответственности за предоставление неполных сведений по форме СЗВ-М. Самостоятельное устранение страхователем ошибки и неполноты ранее представленных сведений не исключает административной ответственности руководителя организации-страхователя, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений в установленный срок. Такой позиции придерживается и Конституционный Суд.
Постановление Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 16-АД19-5
Суды пришли к выводу, что поставка пластиковых окон в учреждение здравоохранения, их монтаж, замена водоотливов, отделка внутренних откосов, их оштукатуривание и окрашивание - все это является частью текущего, а не капитального ремонта, а такие расходы входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках программы ОМС и поэтому могут быть оплачены учреждением из средств ОМС. Такое расходование средств не может быть признано нецелевым.
Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 303-ЭС19-11675
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.