Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, в части расходов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
Основные характеристики законопроекта сформированы на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, с учетом мер, направленных на реализацию национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития, на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года.
Как следует из пояснительной записки, в 2021 - 2023 годах на фоне ожидаемого восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении
в 2021 году - 18 765,1 млрд. рублей (+5,1% к 2020 году)
в 2022 году - 20 637,5 млрд. рублей (+10,0% к 2021 году)
в 2023 году - 22 262,7 млрд. рублей (+7,9% к 2022 году);
снижение расходов федерального бюджета с 21,1% ВВП в 2020 году до 17,8% ВВП к 2023 году:
в 2021 году - 21,5 трлн руб. (снижение на 4,9% к 2020 году),
в 2022 году - 21,9 трлн руб. (рост на 1,9% к 2021 году),
в 2023 году - 23,7 трлн руб. (рост на 8,3% к 2022 году).
В течение 2021 - 2023 годов федеральный бюджет будет дефицитным (в 2019 году профицит федерального бюджета составил 1 974,279 млрд. рублей (1,8% ВВП):
- по итогам 2020 года он составит 4 717,7 млрд руб. (4,4% ВВП),
- на 2021 год прогнозируется в сумме 2755,2 млрд руб. (2,4% ВВП),
- на 2022 год - 1 250,8 млрд руб. (1% ВВП),
- на 2023 год - 1 412,3 млрд руб. (1,1% ВВП).
Объем государственного долга вырастет с 19% ВВП в 2020 году до 21,3% ВВП в 2023 году.
Прогнозируется, что по итогам 2020 года объем Фонда национального благосостояния ( далее - ФНБ) составит 12,4 трлн руб. или 11,6% ВВП.
1. Законопроектом предусмотрены расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национальных проектов 12 национальных проектов (75 федеральных проектов) и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Расходы на реализацию нацпроектов вырастут в 2021 - 2023 годах на 27,7% по отношению к 2020 году:
в 2021 году на 2,5% по отношению к 2020 году, в 2022 году на 16,7% по отношению к 2021 году, в 2023 году - на 6,8%.
В 2021 году сократятся затраты на национальные проекты "Здравоохранение", "Жилье и городская среда", "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Наибольший рост ассигнований предусмотрен по проектам "Международная кооперация и экспорт" (рост на 179% по отношению к 2020 году), "Наука" (рост на 114% по отношению к 2020 году), "Экология" (рост на 95% по отношению к 2020 году), "Цифровая экономика" (рост на 77% по отношению к 2020 году).
Наиболее ресурсоемкими в течение всего прогнозируемого периода являются национальный проект "Демография" (33% всех ассигнований на национальные проекты), Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (16,6%), национальный проект "Здравоохранение" (10,8%).
В рамках национального проекта "Здравоохранение" предусматриваются в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек в 2021 году в объеме 5 966,5 млн рублей (на 652 млн рублей (на 9,8%) меньше, чем предусмотрено Законом N 380-ФЗ ), в 2022 году - 5 966,8 млн рублей (на 647,7 млн рублей (на 9,8%) меньше, чем предусмотрено Законом N 380-ФЗ), в 2023 году - 5 938,5 млн рублей.
В рамках национального проекта "Образование" предусматриваются в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на
- создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году в объеме 1 319,5 млн рублей, в 2022 году - 1 312,7 млн рублей, в 2023 году - 1 287,8 млн рублей;
- создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в 2021 году в объеме 2 696,2 млн рублей, в 2022 году - 2 681,7 млн рублей, в 2023 году - 2 631,0 млн рублей;
- единовременные компенсационные выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек в 2021 году в объеме 1 102,0 млн рублей, в 2022 году - 1 054,2 млн рублей, в 2023 году - 1 034,3 млн рублей;
- организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, в 2021 году в объеме 59 249,6 млн рублей, в 2022 году - 62 490,0 млн рублей, в 2023 году - 62 100,0 млн рублей.
- создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования в 2021 году в объеме 8 088,6 млн рублей, в 2022 году - 3 665,1 млн рублей, в 2023 году - 3 131,6 млн рублей;
- создание (обновление) материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в 2021 году в объеме 2 902,9 млн рублей, в 2022 году - 2 887,3 млн рублей, в 2023 году - 2 342,7 млн рублей.
В рамках национального проекта "Культура" предусматриваются в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на
- оснащение современным оборудованием кинозалов в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, в которых обеспечен прокат национальных фильмов;
- создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек в 2021 году в объеме 368,0 млн рублей, в 2022 году - 1 426,0 млн рублей, в 2023 году - 1 904,4 млн рублей;
- поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек в 2021 - 2023 годах в объеме 425,0 млн рублей ежегодно;
- обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек в 2021 году в объеме 635,0 млн рублей, в 2022 - 2023 годах - 636,2 млн рублей ежегодно;
- обеспечение устойчивого развития сельских территорий в 2021 году в объеме 296,5 млн рублей.
В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в 2021 году в объеме 5 148,6 млн рублей (на 539 млн рублей больше, чем предусмотрено Законом N 380-ФЗ), в 2022 году - 5 625,1 млн рублей (на 291,6 млн рублей меньше, чем предусмотрено Законом N 380-ФЗ), в 2023 году - 6 362,6 млн рублей (на 2 151,4 млн рублей меньше, чем предусмотрено паспортом проекта).
2. Доля программных расходов федерального бюджета в 2021 году составит 74,5% (в 2020 году - 81,4%), в 2022 году - 76,4%, в 2023 году - 74,3%.
Комитет отмечает, что в Проекте паспорта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Госпрограмма), внесенном Правительством РФ совместно с законопроектом, предусмотрено изменение двух целевых показателей по сравнению с их значениями, установленными действующей редакцией паспорта Госпрограммы:
- сокращение значений показателя "Достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве":
на 2021 год установлен показатель 3 524,3 млрд рублей (меньше на 806,3 млрд рублей (на 18,6%),
на 2022 год - 3 900,5 млрд рублей (меньше на 743,0 млрд рублей (на 16,0%),
на 2023 год - 4 313,5 млрд. рублей (меньше на 679,9 млрд рублей (на 13,6%).
- уменьшение значений показателя "Достижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого и среднего предпринимательства)"
в 2021 году - на 8,4 процентных пункта (с 110,4% до 102,0%),
в 2022 году - на 5,7 процентных пункта (с 113,1% до 107,4%),
в 2023 году - на 3,1 процентных пункта (с 116,0% до 112,9%).
Исполнение расходов федерального бюджета по Госпрограмме в 2019 году составило 311 507,6 млн. рублей или 97,9% к уточненной росписи.
По состоянию на 1 сентября 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составляют 300 643,6 млн. рублей.
Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию 2 подпрограмм Госпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" и "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" и 2 федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
Бюджетные ассигнования предусмотрены в 2021 году в объеме 257 535,6 млн. рублей (1,19% общей суммы расходов федерального бюджета), в 2022 году - 300 011,8 млн. рублей (1,37% общей суммы расходов), в 2023 году - 296 367,5 млн. рублей (1,25% общей суммы расходов).
Указанные объемы сокращены по сравнению с расходами федерального бюджета в 2019 году
в 2021 году - на 17,3% (на 53 972 млн рублей), в 2022 году - на 3,7% (на 11 496, 1 млн рублей), в 2023 году - на 4,9% (на 15 140,1 млн рублей);
по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ,
в 2021 году - на 11,6% (на 33 681,9 млн. рублей), в 2022 году - на 8,3% (на 27 270,35 млн. рублей), в 2023 году - на 9,9% (на 32 532,49 млн. рублей);
по сравнению с объемами, утвержденными паспортом Госпрограммы (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2019 N 98)
в 2021 году - на 17,5% (на 54 769,3 млн рублей), в 2022 году - на 17,98% (на 65 804,17 млн рублей), в 2023 году - на 21,5% (на 81 155,7 млн рублей).
Расходы на обеспечение мероприятий подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" в 2019 году составили 230 393,6 млн рублей.
По уточненной росписи на 01.09.2020 года этот объем составляет 234 896,1 млн рублей, что больше установленного в соответствии с Законом N 380-ФЗ на 6,2% или на 13 617,3 млн рублей.
Законопроектом финансовое обеспечение подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" предусмотрено в следующих объемах:
в 2021 году - 212 234,3 млн рублей (меньше на 11,2% или 26 879 млн рублей , чем установлено Законом N 380-ФЗ, и на 9,6% или на 22 661,8 млн рублей , чем в 2020 году);
в 2022 году - 250 851,6 млн рублей (меньше на 7,4% или на 19 993,7 млн рублей, чем установлено Законом N 380-ФЗ);
в 2023 году - 247 426,1 млн рублей (меньше на 9,1% или на 24 688,6 млн рублей, чем установлено паспортом программы).
В рамках данной подпрограммы предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований по федеральному проекту "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" в связи с перераспределением бюджетных ассигнований, предусмотренных на льготное кредитование в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", с последующим возвратом указанных объемов в 2022 - 2023 годах за счет бюджетных ассигнований национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", сокращение финансирования
по ведомственному проекту "Техническая модернизация агропромышленного комплекса" в 2021 году предусмотрено 1 980,0 млн. рублей субсидии АО "Росагролизинг" на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей на льготных условиях.
Эта мера поддержки действует с 2019 года, что позволило заключить 4 403 договора финансовой аренды (лизинга) с 2 501 сельскохозяйственным товаропроизводителем на 7 079 ед. сельхозтехники (1 133 ед. - тракторы, 1 434 тыс. ед. - комбайны, 4 512 ед. - прочая техника) стоимостью 32,3 млрд. руб.
Выделение дополнительных средств для взноса в уставный капитал АО "Росагролизинг", позволило обществу исполнить плановые показатели по всем видам техники. В 2019 году поставлено 850 ед. техники (474 ед. тракторов, 376 ед. прицепной и навесной техники и оборудования вместе с автотехникой сельскохозяйственного назначения) по 512 договорам лизинга в 57 регионов РФ.
Взнос в уставный капитал в размере 6 млрд. рублей в 2020 году позволил продлить дополнительно льготное лизинговое предложение (аванс - 0%, срок лизинга увеличен на 1 год, годовая отсрочка по основному долгу на 1 год). По состоянию на 08.10.2020 поставлено 1620 ед. техники (314 ед. тракторов, 325 ед. комбайнов и 981 ед. прицепной и навесной техники и оборудования вместе с автотехникой с/х назначения) по 986 договорам лизинга 736 контрагентам в 65 субъектов РФ.
Однако, несмотря на принимаемые меры поддержки, сохраняется сокращение парка техники, темпы ее выбытия существенно опережают темпы обновления. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций с 2000 года сократилась вдвое.
В целях обеспечения заявленной регионами потребности в сельскохозяйственной технике, эффективной реализации механизма льготного лизинга сельскохозяйственной техники, Комитет считает необходимым дополнительное выделение бюджетных ассигнований на техническую модернизацию отрасли;
по ведомственному проекту "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2021 - 2023 годы предусмотрено 10%-ое сокращение финансирования.
Учитывая, что субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования, а также субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, реализуется за счет индивидуального подхода к каждому субъекту Российской Федерации, что повышает эффективность их предоставления и позволяет обеспечить увеличение объемов производства продукции по приоритетным сферам АПК, Комитет считает необходимым не только сохранить объем финансирования на уровне 2020 года, но и предусмотреть возможность дополнительного выделения бюджетных ассигнований на финансирование этих мероприятий.
Предусмотренные законопроектом бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" в 2021 и 2022 годах сокращены на 13% по сравнению с уровнем, утвержденным Законом N 380-ФЗ и почти на 30% по сравнению с уровнем поддержки в 2020 году.
Комитет обращает внимание, что на реализацию ведомственной программы "Развитие мелиоративного комплекса России" в 2021 году предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6 671,5 млн рублей, что на 54,9% меньше, чем в 2020 году.
Комитет отмечает, что, несмотря на текущую ситуацию, сохранение диспаритета цен в отрасли, рост затрат на материально-технические ресурсы, электроэнергию, сохранение зависимости по импорту по отдельным направлениям, российский АПК продолжает демонстрировать положительную динамику.
За восемь месяцев 2020 года индекс сельхозпроизводства составил 104,2%, пищевой промышленности - 104,7%, производства напитков - 103,4%. Темпы уборки и показатели урожайности в 2020 году выше показателей 2019 года. Прогнозируется на 2020 год получить более 125 миллионов тонн зерновых и зернобобовых культур, в том числе пшеницы не менее 82 миллионов тонн, что на 7,5 миллиона тонн больше, чем в 2019 году. Ожидается рост производства скота и птицы.
Одна из стратегических задач, поставленная перед отраслью Президентом страны - это наращивание экспорта продукции АПК, объем которого должен достичь к 2024 году 45 млрд.долларов США ( на 2020 год этот показатель составляет 25 млрд. долларов США).
Решить эту задачу можно только благодаря системному подходу.
Необходимо обеспечить вовлечение в севооборот дополнительных 40 млн. га сельскохозяйственных земель, восстановление 13,6 млн га мелиорируемых земель. В настоящее время эта доля мелиорируемых земель в Российской Федерации составляет 7%, что в 5 и более раз меньше, чем в странах, с которыми мы конкурируем на мировом рынке продовольствия. Более 70% оросительных и осушительных систем нуждаются в реконструкции.
Требуется сохранить положительную динамику развития подотраслей АПК, достичь снижение зависимости от импорта в растениеводстве, животноводстве, ветеринарии, производстве кормов и переработке продукции.
Необходимо проводить технологическую модернизацию отрасли, обновление парка техники и оборудования, развитие научной и образовательной базы, изменения подходов к ведению селекционно-племенной работы, развитие мелиоративного комплекса.
Комитет отмечает недопустимость сокращения финансового обеспечения ведомственных проектов "Техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе", "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Для сохранения положительной динамики развития отрасли и решения поставленных задач Комитет считает необходимым поэтапное увеличение финансирования реализации приоритетных направлений Госпрограммы до объемов не менее 371,0 млрд. рублей в 2021 году, не менее 403,0 млрд. рублей в 2022 году, не менее 435,0 млрд. рублей в 2023 году.
Комитет рекомендует при доработке законопроекта N 1027743-7 ко второму чтению предусмотреть возможность направить в 2021 - 2023 годах в целях обеспечения роста производства сельскохозяйственной продукции дополнительные бюджетные ассигнования
- на субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства - не менее 25 000,0 млн. рублей ежегодно;
- на техническую модернизацию отрасли - не менее 15 000,0 млн. рублей ежегодно:
- на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственной назначения - не менее 5 000,0 млн. рублей ежегодно.
Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1332, от 31 марта 2020 г. N 391, от 10 июля 2020 г. N 1071).
Согласно проекту паспорта Программы, представленному в материалах к законопроекту, основными целями Госпрограммы являются:
цель 1 - сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне 25,1 процента в 2025 году;
цель 2 - достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 72,4 процента в 2025 году;
цель 3 - повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2 процента в 2025 году.
Комитет обращает внимание, что в представленном проекте паспорта Программы предусмотрено уменьшение целевого показателя "Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств" по сравнению со значениями, установленными действующей редакцией паспорта Программы:
в 2021 году - с 70,6% до 65,0% (на 5,6 процентных пункта),
в 2022 году - с 73,3% до 66,0% (на 7,3 процентных пункта),
в 2023 году - с 74,0 до 67,0% (на 7 процентных пунктов).
В соответствии с паспортом Программы (в первоначальной редакции Постановления Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696) общий объем финансового обеспечения Программы на период до 2025 года включительно составлял 2 287,996 млрд. рублей, из которых 1 061,097 млрд. рублей - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе на 2020 год - 79 197, 814 млн. рублей; на 2021 год - 160 624,013 млн. рублей; на 2022 год - 193 135,506 млн. рублей; на 2023 год - 201 007,591 млн. рублей; на 2024 год - 209 250,450 млн. рублей; на 2025 год - 217 881,863 млн. рублей.
Вместе с тем, сводная бюджетная роспись на 01.09.2020 года составила 36 265,8 млн рублей (45,8% от предусмотренного паспортом в первоначальной редакции).
Комитет отмечает, что в соответствии с законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы уменьшены по сравнению с объемами, утвержденными Паспортом программы в первоначальной редакции, по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ и объемами, направленными на государственную поддержку мероприятий по развитию сельских территорий в 2020 году.
Предусмотренный Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы, составляет
на 2021 год - 30 942,9 млн рублей (уменьшен на 5 322,8 млн рублей, или на 14,7% по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи по состоянию на 01.09.2020 года), что составляет 19,3% от объема, утвержденного паспортом Программы в первоначальной редакции;
на 2022 год - 31 485,6 млн рублей (уменьшен на 4 780,2 млн рублей (на 13,2%) по сравнению с 2020 годом, что составляет 16,3% от объема, утвержденного паспортом Программы в первоначальной редакции;
на 2023 год - 31 486,4 млн рублей (уменьшен на 4 779,4 млн рублей (13,2%) по сравнению с 2020 годом), составляет 15,7% от объема, утвержденного паспортом Программы в первоначальной редакции.
Таким образом, на достижение целей реализации Программы законопроектом предусмотрен объем бюджетных ассигнований ниже, утвержденного паспортом в первоначальной редакции на 460 852,2 млн. рублей, в том числе на 2021 - 2023 годы недоведено:
2020 год - 129 681,1 млн. рублей (80,7% от паспорта),
2021 год - 161 649,9 млн. рублей (83,7% от паспорта),
2022 год - 169 521,2 млн. рублей (84,3% от паспорта).
По сравнению с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными Федеральным законом N 380-ФЗ, законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию Программы уменьшены: в 2021 году - на 3 435,9 млн рублей, или на 10,0%, в 2022 году - на 3 496,9 млн рублей, или на 10,0%, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 0,8 млн рублей.
Бюджетные ассигнования на 2021 - 2023 годы сформированы по 5 подпрограммам, в состав которых входят 6 ведомственных проектов, 2 ведомственные целевые программы и 1 основное мероприятие.
Как следует из пояснительной записки, в 2021 - 2023 годах предусмотрено увеличение финансирования мероприятий по подпрограмме "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" - увеличение бюджетных ассигнований по ведомственному проекту "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений" в 2021 году на 2 099,8 млн рублей, в 2022 году на 5 517,3 млн рублей, в 2023 году на 3 734,0 млн рублей в целях осуществления механизма льготного ипотечного кредитования на сельских территориях, а также в 2021 году на 797,7 млн рублей и в 2022 году на 390,8 млн рублей в целях поддержки строительства муниципального жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения и сохранением ежегодных объемов жилищного строительства на уровне порядка 43 500 кв. м. жилья.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" обусловлено:
по ведомственному проекту "Современный облик сельских территорий" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 1 577,7 млн рублей, в 2022 году на 551,7 млн рублей в связи с потребностью субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий;
по ведомственному проекту "Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 1 937,5 млн рублей в связи с завершением в 2021 году реализации соответствующего ведомственного проекта;
по ведомственному проекту "Благоустройство сельских территорий" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 1 515,4 млн рублей, в 2022 году на 2 815,6 млн рублей, в 2023 году на 200,0 млн рублей;
по ведомственному проекту "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 3 435,7 млн рублей, в 2022 году на 3 496,1 млн рублей в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований по ведомственному проекту "Содействие занятости сельского населения" в 2021 году на 674,0 млн рублей ( на 74,2%), в 2022 году на 577,7 млн рублей (63,4%) в связи с ростом числа индивидуальных предпринимателей и организаций, действующих на сельских территориях и испытывающих экономические трудности, и как следствие ожидаемым уменьшением спроса на кредиты, выданным индивидуальным предпринимателям и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях) на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий, по льготной ставке.
Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" должна стать одним из ключевых механизмов реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
К числу основных проблем пространственного развития Российской Федерации Стратегия относит существенное отставание уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов. На сельских территориях сохраняются проблема инфраструктурных ограничений, затруднен доступ сельского населения к социальным услугам, информационным технологиям и средствам массовых коммуникаций. Основной жилищный фонд на территории сельских поселений находится в неудовлетворительном состоянии, не газифицировано более 95 тысяч сельских населенных пунктов, не имеют почтовой связи 32 тысячи сел, не охвачены стационарной телефонной связью 43 тысячи сел. Порядка 30,7% сельских населенных пунктов не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет около 25%, что в 3 раза больше, чем в городах. Уничтожены больше 13 тыс. ФАПов, почти 4,5 тысячи больниц, больше 21 тыс. школ и 27 тыс. детских садов.
Сохранение этих проблем приводит к постоянному сокращению численности сельского населения, за последние 20 лет сельское население уменьшилось на 2,5 миллиона человек.
Реализация мероприятий Программы направлена на формирование комфортной среды для жизни и эффективного труда, успешного предпринимательства, создания условий для сохранения населения. Программа кардинальным образом должна изменить подходы к развитию сельских территорий.
В 2020 году Программа реализуется на территории, где проживает 4,9 миллиона человек (13% от всей численности сельского населения). По данным Минсельхоза России о высокой востребованности мероприятий Программы в регионах свидетельствует тот факт, что на 2021 - 2023 годы поступили заявки на 237,1 млрд. рублей (при предварительном объеме финансирования на 2021 год 30,9 млрд. рублей).
Одним из самых востребованных инструментов Программы является механизм "Сельская ипотека". Это один из самых действенных механизмов в решении многих вопросов жизни на селе, способствующий привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров для работы в сельской местности, механизм стимулирования строительства и обновления жилого фонда в целом, и развития инфраструктуры на селе.
Процентная ставка по предоставляемым ипотечным кредитам устанавливается на уровне до 3% годовых. Субсидия предоставляется российским кредитным организациям в размере 100% ключевой ставки ЦБ РФ. На реализацию механизма на 2020 год Минсельхозу России выделен 1 млрд рублей.
Данным инструментом уже воспользовались почти 17 тысяч человек в 80 субъектах. Объем выданных кредитов превысил 33 миллиарда рублей, при этом заявок в банки поступило на сумму 257 миллиардов от 118 тысяч человек.
Учитывая значимость задачи развития российского села, где проживает четверть населения нашей страны, Президент Российской Федерации по итогам заседания Госсовета Российской Федерации 26 декабря 2019 года подписал поручение (Пр-234-ГС от 13.02.2020), касающееся увеличения финансирования Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
Комитет считает необходимым при доработке законопроекта N 1027743-7 ко второму чтению обеспечить полную корреляцию объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законопроектом на реализацию Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", с объемами бюджетных ассигнований, утвержденными паспортом Программы в первоначальной редакции, имея в виду недопустимость снижения запланированного уровня ресурсного обеспечения Программы из федерального бюджета.
Для системного и поэтапного повышения качества жизни сельских жителей Комитет предлагает также рассмотреть вопрос о продлении срока реализации Программы до 2030 года.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 N 1416, от 03.04.2015 N 319, от 25.05.2016 N 464, от 26.01.2017 N 78, от 31.03.2017 N 395, от 30.12.2017 N 1725, от 30.03.2018 N 380, от 27.03.2019 N 324).
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", в 2021 году составят 13 319,6 млн рублей, в 2022 году - 14 613,5 млн рублей, в 2023 году - 12 002,3 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 735,7 млн рублей, в 2022 году увеличены на 2 247,0 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, уменьшены на 2 611,3 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" по основному мероприятию "Строительство и комплексная капитальная реконструкция научно-исследовательских судов" обусловлено увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 2 946,0 млн рублей в связи с началом строительства в 2020 году двух среднетоннажных научно-исследовательских судов, заказчиком которых является ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательски институт рыбного хозяйства и океанографии".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Модернизация и стимулирование" по основному мероприятию "Поддержка аквакультуры и товарного осетроводства в субъектах Российской Федерации" обусловлено уменьшением общего объема средств субсидии на основании заявленной субъектами Российской Федерации потребности в бюджетных ассигнованиях в 2021 год на 121,0 млн рублей, в 2022 год на 168,9 млн рублей, в 2023 год на 61,5 млн рублей ввиду внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства, ограничивающих субсидирование кредитных договоров, заключенных заемщиками после 31 декабря 2019 года.
Кроме того, Комитет предлагает, исходя из Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета Российской Федерации 26 декабря 2019 года (Пр-234-ГС от 13.02.2020) об обеспечении утверждения государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, зарезервировать в федеральном бюджете средства на реализацию мероприятий данной программы на 2021 - 2023 годы в следующих объемах: на 2021 год - 100,6 млрд. рублей, на 2022 год - 103,2 млрд. рублей, на 2023 год - 108,2 млрд. рублей.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 1027743-7 в первом чтении при включении в Постановление Государственной Думы "О принятии в первом чтении проекта федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета" рекомендаций Правительству Российской Федерации при подготовке к рассмотрению проекта федерального закона N 1027743-7 во втором чтении обеспечить распределение бюджетных ассигнований на субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства - не менее 25 000,0 млн. рублей ежегодно, на техническую модернизацию отрасли - не менее 15 000,0 млн. рублей ежегодно, на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственной назначения - не менее 5 000,0 млн. рублей ежегодно;
на доведение объемов финансирования мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" до уровня, утвержденного паспортом программы в первоначальной редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696;
зарезервировать в федеральном бюджете средства на реализацию мероприятий государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.