Вправе ли налоговый орган на основании п. 4 ст. 46 НК РФ (посредством выставления инкассового поручения) взыскать с отдельного счета казенного учреждения, осуществляющего деятельность в рамках гособоронзаказа, недоимку, а также задолженность по пеням и санкциям в отношении страховых взносов, образовавшимся за периоды как до 2016 года, так и в 2017 году?
А. Телегус,
к.э.н., доцент, зав. кафедрой налогов и налогообложения
Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ,
член Палаты налоговых консультантов РФ
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 15-17.
Данная ситуация положениями законодательства четко не урегулирована.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом. Аналогичное правило действует в отношении недоимки по взносам, задолженности по пеням и штрафам, образовавшимся за периоды, начиная с 2017 года - пп. 9, пп. 2.1 п. 1 ст. 31, ст. 46 НК РФ.
Исходя из положений п. 2, 4, 9, 10 ст. 46 НК РФ взыскание страховых взносов, пеней и штрафов по взносам производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов плательщика.
Подпунктом "а" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) установлено, что режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, установленных законодательством РФ.
При этом в силу пп. "в" п. 9 ст. 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ по отдельному счету не допускается исполнение исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств в доход РФ.
Из содержания пп. 5 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам относятся, в частности, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, само по себе поручение налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему РФ*(1) не является исполнительным документом*(2).
Соответственно, можно прийти к выводу, что взыскание налоговым органом на основании п. 4 ст. 46 НК РФ недоимки, а также задолженности по пеням и санкциям в отношении страховых взносов, образовавшимся за периоды как до 2016 года, так и в 2017 году, не представляется возможным в силу прямого указания пп. "в" п. 9 ст. 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ, поскольку поручение налогового органа не является исполнительным документом.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что ранее (до 2017 года) в схожей ситуации, когда взыскание задолженности производилось на основании инкассового поручения органа ПФР, судебные инстанции приходили к выводу, что нормами Федерального закона N 275-ФЗ не установлено ограничений в отношении возможности списания с являющегося одним из видов банковских счетов отдельного счета денежных средств в счет уплаты страховых взносов и пеней*(3).
Таким образом, не исключено, что в суде ситуация будет складываться не в пользу казенного учреждения.
1 ноября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма указанного поручения приведена в приложении 5 к Приказу ФНС РФ от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.
*(2) См. Постановления ФАС ПО от 31.07.2013 по делу N А72-10521/2012, ФАС ВВО от 17.05.2010 по делу N А82-16418/2009, ФАС ЗСО от 09.03.2010 по делу N А45-18712/2009.
*(3) Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А66-7462/2016, оставленное без изменения Постановлением АС СЗО от 20.04.2017 N Ф07-3080/2017 по делу N А66-7462/2016, см. также по аналогии Постановление АС ЦО от 13.04.2017 N Ф10-901/2017 по делу N А64-3633/2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"