Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 ноября 2015 г. N 2-57-10798/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Попелышева Н.М.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 57 Департамента здравоохранения города Москвы": Иванова Д.С., Сенина В.С., Носиковой И.Ю.,
при участии представителя ООО "Консалтинговая компания Бриз": Селезнёва Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 57 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию (эксплуатации и содержанию) зданий, сооружений и инженерного оборудования для ГБУЗ "ГКБ N 57" в 2016 году (Закупка N 0373200010815000334) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.11.2015 NМГ/47280 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, поскольку, согласно доводам жалобы Заявителя данные требования являются избыточными и нестандартными при описании характеристик данных товаров:
- в п. 6 "Клей Мастика тип 1" установлено требование "Содержание хлоропренового каучука: более 18, менее 14 %", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 24064-80 "Мастики клеящие каучуковые. Технические условия", согласно которому содержание хлорпренового каучука в мастике марки КН-2 должно быть 18,0-22,0%, в мастике марки КН-3 - 11,0-14,0%;
- в п. 47 "Клей Мастика тип 3", 118 "Клей Мастика тип 2" установлено требование "Содержание хлоропренового каучука: не менее 11 %", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 24064-80, согласно которому содержание хлорпренового каучука в мастике марки КН-2 должно быть 18,0-22,0%, в мастике марки КН-3 - 11,0-14,0%;
- в п. 33 "Эмаль ПФ-115 тип 1" установлены требования "Описание: Должна быть белая", "Массовая доля нелетучих веществ: Более 62 %", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", согласно которому массовая доля нелетучих веществ в эмали ПФ-115 белого цвета должна быть 62-68%;
- в п. 39 "Эмаль ПФ-115 тип 7" установлены требования "Описание: Должна быть белая", "Массовая доля нелетучих веществ: менее 68 %", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 6465-76, согласно которому массовая доля нелетучих веществ в эмали ПФ-115 белого цвета должна быть 62-68%;
- в п. 45 "Шурупы тип 2" установлены требования "Диаметр резьбы: не более 10 мм", "Шаг резьбы: не менее 1,5 мм", "Высота головки: менее 1,93 недопустимо мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", согласно которому шурупы с шагом резьбы не меньшем, чем 1,5 мм и высотой головки не меньшей 1,93 мм выпускаются с диаметром резьбы 3,5, 4, 5, 6, 8 или 10 мм;
- в п. 99 "Краски масляные тип 1" установлено требование "Класс опасности для свинца и его неорганические соединения в воздухе рабочей зоны производственных помещений, уайт-спирита: должен быть от 1 класс", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", согласно которому свинец и его неорганические соединения являются компонентами 1 класса опасности;
- в. 64 "Олифа тип 2" установлено требование "Олифа: должна быть от льняной высшего сорта до конопляной", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку требования аукционной документации Заказчика не позволяют участникам закупки определить максимальные и (или) минимальные значения данного показателя, а также значения показателя, которые не могут изменяться;
- в п. 11 "Прокладка тип 5" установлено требование "Предельные размеры пузырей: площадь пузыря до 5 см2, общая площадь пузырей до 100 см2 на 1 м2 с каждой стороны пластины", при этом указаны единицы измерения показателя "см2, м2", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить в каких единицах измерения необходимо указывать конкретные значения данной характеристики: в "см2" или "м2";
- в п. 156 "Вода тип 1" Заказчиком установлено требование к показателю "По назначению вода" со значением данного показателя "По назначению вода должна быть", а также указаны следующие значения показателя "Вода для затворения бетонной смеси при изготовлении напряженных железобетонных конструкций и нагнетаемого раствора/", "Вода для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой арматурой, в т.ч. для водосбросных сооружений и зоны переменного горизонта воды массивных сооружений, а также строительных штукатурных растворов и растворов для армированной каменной кладки/", "Вода для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных неармированных конструкций, к которым не предъявляются требования по ограничению образования высолов, бетона бетонных и железобетонных конструкций подводной и внутренней зон массивных сооружений, а также строительных растворов для неармированной каменной кладки/", "Вода для промывки заполнителей, включая мокрую контрольную сортировку и охлаждение заполнителей/", "Вода для поливки рабочих швов при перерывах в бетонировании, поверхностей стыков, подлежащих омоноличиванию, и поверхностей водосбросных конструкций, а также вода для трубного охлаждения массива бетона/", "Вода для поливки законченных наружных поверхностей бетонных и железобетонных конструкций/", "Вода для поливки наружных поверхностей бетонных конструкций (включая поверхности водосбросных сооружений), если на поверхности допускается появление выцветов, высолов", при этом, согласно доводам жалобы Заявителя, требования аукционной документации Заказчика не позволяют участникам закупки определить назначение воды, применяемой при выполнении работ;
- в п. 131 "Петли" Заказчиком установлено требование к показателю "Схематическое изображение :выбрать один из двух", а также по данному показателю приведено схематическое изображение двух петель, а также установлены требования к характеристикам данного товара, что, по мнению Заявителя, препятствует определению участником закупки максимальных и (или) минимальных значений данного показателя, а также значений показателя, которые не могут изменяться;
- в п. 16 "Лак БТ 577" установлено требование "Время высыхания: Время высыхания пленки до степени 3 при 20 _ 2°С, ч, не более 24", при этом указаны следующие единицы измерения "°С, ч", что, по мнению Заявителя, препятствует определению участником закупки максимальных и (или) минимальных значений данного показателя, а также значений показателя, которые не могут изменяться;
- в п. 119 "Шкурка шлифовальная тип 2" установлено требование "Условное обозначение применяемой бумаги: до П11", что, по мнению Заявителя, препятствует определению участником закупки максимальных и (или) минимальных значений данного показателя, а также значений показателя, которые не могут изменяться;
- в п. 112 "Поковки" установлено требование "Ударная вязкость KCU: не более 29" при этом указана единица измерения показателя "Дж/м2х1", а также "04", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия", согласно которому ударная вязкость KCU поковок измеряется в "Дж/м2х104";
- в п. 101 "Растворы тип 3": "Морозостойкость: более F10", "Марка по прочности на сжатие с применением вяжущих: должна быть больше М50", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28013-98 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, регламентирует конкретные значения марок растворов, а именно: марки растворов по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200, а также марки растворов по прочности на сжатие в проектном возрасте: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами предусмотренными законодательством о техническом регулировании установлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам п. 6, 16, 22, 33, 39, 45, 47, 64, 99, 101, 112, 119, 131, 156 Приложения N7 к техническому заданию аукционной документации составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя при составлении аукционной документации Заказчик неоднократно включил в Приложение N7 к техническому заданию аукционной документации требования к товарам Клей мастика, Шкурка шлифовальная, Вода, Олифа, со схожими требованиями к характеристикам, что, согласно доводам жалобы Заявителя, препятствует формированию первой части заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при исполнении государственного контракта необходимо применять следующие товары "Клей мастика тип 1", "Клей Мастика тип 2", "Клей Мастика тип 3", "Шкурка шлифовальная тип 1", "Шкурка шлифовальная тип 2", "Олифа Тип 1", "Олифа Тип 2", "Олифа Тип 3", "Олифа Тип 4", "Вода тип 1", "Вода тип 2", обладающими отличными друг от друга характеристиками.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к нескольким типам товаров, применяемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при установлении требований к нескольким типам товаров с отличными характеристиками.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товару п. 22 "Вода тип 2": "Содержание в воде фосфатов: не должно быть более 100 мг/л", "Содержание в воде ионов калия в составе растворимых солей: должно быть более 630 мг/л", "Содержание в воде сульфидов: должно быть менее 90 мг/л", "Содержание растворимых солей: должно быть не более 4500 мг/л", "Содержание в воде цинка: должно быть более 75 мг/л", "Содержание в воде нитратов: должно быть менее 400 мг/л", "Водородный показатель воды: должен быть менее 5 ед", "Содержание взвешенных частиц: не должно быть более 400 мг/л", "Содержание в воде свинца: до 80 мг/л", "Содержание в воде сахара: от 80 мг/л", "Окисляемость воды: должна быть более 12 мг/л", "Содержание грубодисперсных примесей в воде: должно быть более 2 % по объему", что, по мнению Заявителя, является избыточными требованиями к товару.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия", что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно указаны следующие единицы измерения показателей характеристик товарам, применяемых при оказании услуг:
- в п. 11 "Прокладка тип 5" при описании требований к показателю "Предельные размеры пузырей" Заказчиком указана единица измерения "м2", при этом данная характеристика, согласно ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия", измеряется в "м2";
- в п. 136 "Канифоль" при описании требований к показателю "Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны" Заказчиком указана единица измерения "мг/м3", при этом данная характеристика, согласно ГОСТ 19113-84 "Канифоль сосновая. Технические условия", измеряется в "мг/м3";
- в п. 112 "Поковки" при описании требований к показателю "Ударная вязкость KCU" Заказчиком указана единица измерения "Дж/м2х1", при этом данная характеристика, согласно доводам жалобы Заявителя, по ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия" измеряется в "Дж/мм2х104".
Вместе с тем, единицы измерения показателей товаров "м2", "мг/м3", указанные в аукционной документации Заказчика позволяют участникам закупки идентифицировать единицы измерения характеристик товаров "Прокладка тип 5", "Канифоль".
Также, на заседании Комиссии Управления представил ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия", согласно которому ударная вязкость KCU поковок измеряется в "Дж/м2х104".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 57 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований по п. 6, 16, 22, 33, 39, 45, 47, 64, 99, 101, 112, 119, 131, 156 Приложения N7 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: Н.М. Попелышев
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 ноября 2015 г. N 2-57-10798/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2015