Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 ноября 2014 г. N 712-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Анкор" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по Реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, квартал N 152 Златоустовского участкового лесничества ОГУ "Миасское лесничество" (извещение N 0369300028014000001) в присутствии:
- представителя МАОУДОД СДЮСШОР N1, действующего на основании распоряжения от 02.09.2014 N 45-кадр;
- представителя МАОУДОД СДЮСШОР N1, действующего на основании доверенности от 18.11.2014 N 1;
- представителя ООО "Анкор", действующего на основании протокола N 1 общего собрания участников ООО "Анкор" от 29.04.2013,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба 14.11.2014 ООО "Анкор" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по Реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, квартал N 152 Златоустовского участкового лесничества ОГУ "Миасское лесничество" (извещение N 0369300028014000001) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам МАОУДОД СДЮСШОР N1 (далее - заказчик) 31.10.2014 объявлено о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 160 000 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 17.11.2014 в 06 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по Реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, квартал N 152 Златоустовского участкового лесничества ОГУ "Миасское лесничество" не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Подпункт 2 пункта 5.2 аукционной документации установлен заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;
2. Пункт 23 Информационной карты содержит противоречивые требования к допуску СРО;
3. Положение пункта 12.1 аукционной документации противоречит части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе;
4. В составе пункта 13.3 аукционной документации в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик указал ГОСТ 9410-71, который отменен в связи с введением в действие ГОСТ 9410-78;
5. Согласно пунктам 2.2.4, 3.3, 4.9 проекта контракта оплата выполненных работ привязана к этапам работ, но не установлен срок, в течение которого заказчик обязан произвести оплату этапов работ.
Данное обстоятельство делает невозможным применение пункта 5.2 проекта контракта в части требования подрядчиком уплаты пени.
6. Пункты 5.2, 5.5 проекта контракта содержат требования, нарушающие Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом)".
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
1. Заказчик в требованиях к составу и содержанию второй части заявки участника закупки не установил, что предоставлению подлежат какие-либо документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт, что также подтверждается разделом аукционной документации "Инструкция участникам закупок подготовка заявки на участие в электронном аукционе".
2. В пункте 23 Информационной карты аукционной документации заказчиком допущена техническая ошибка, в части требования о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля.
3. В пункте 12.2 указаны общие положения. В случае внесения изменений в данную аукционную документацию срок подачи увеличится в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Несмотря на то, что в пункте 13.3 аукционной документации указан недействующий ГОСТ 9410-71, требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, указаны в соответствии с действующим ГОСТом.
Кроме того, пункт 13.3 аукционной документации устанавливает, что при заполнении заявки участнику следует руководствоваться действующими ГОСТами.
5. Этапы выполнения работ указаны заказчиком в графике выполнения работ, следовательно, оплата будет производиться в соответствии с данным графиком.
6. Положения пункта 5.2 проекта контракта установлены с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом)" и начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 2 пункта 5.2. аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки в отношении правомочности участника закупки заключать контракт.
Вместе с тем, Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ требование к правомочности участника закупки заключать контракт исключено из содержания пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по Реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, квартал N 152 Златоустовского участкового лесничества ОГУ "Миасское лесничество" (извещение N 0369300028014000001) опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.10.2014.
Следовательно, заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к правомочности участника закупки заключать контракт.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 23 Информационной карты электронного аукциона содержит следующее требование к участникам закупки о предоставлении документов, необходимых для подтверждения соответствия участника закупки требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к лицам, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки:
23. |
РАБОТЫ: Предоставление в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме копии свидетельства, о допуске к работам по осуществлению строительного контроля в соответствии с приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N624: |
Копия свидетельства (о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), по приказу Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.09г. III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. |
На основании изложенного следует, что заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены противоречивые требования к документам, которые необходимо представить участникам закупки в подтверждение соответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно пункту 12.2 аукционной документации в случае внесения изменений в документацию срок подачи заявок на участие в электронном аукционе продлевается и со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе такой срок должен составлять не менее чем семь дней.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 31.10.2014 N 0369300028014000001 начальная (максимальная) цена контракта составляет 160 000 000, 00 рублей.
Следовательно, заказчиком положения пункта 12.2 аукционной документации установлены не в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно пункту 13.3 аукционной документации при заполнении заявки участнику следует руководствоваться действующими ГОСТами, в том числе: ГОСТ 5781-82, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 8735-88, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 9128-2009, ГОСТ Р 52129-2003, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 530-2012,ГОСТ 926-82, ГОСТ 10214-78, ГОСТ 9410-71, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 9949-76, ГОСТ 1928-79, ГОСТ 10144-89, ГОСТ 7313-75, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 2697-83, ГОСТ 9548-74, ГОСТ 3822-79, ГОСТ 4543-71.
Вместе с тем, согласно сведениям представленным представителем заявителя на заседание Комиссии, ГОСТ 9410-71 отменен в связи с принятием ГОСТ 9410-78.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что несмотря на указание в документации на отмененный ГОСТ 9410-71, участнику следует руководствоваться действующим ГОСТом, о чем прямо указано в документации. Кроме того, требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, указаны заказчиком в соответствии с действующим ГОСТ 9410-78.
Однако, заказчик не вправе устанавливать требование о соответствии товара недействующему ГОСТу. Указание в документации на то, что применяемые материалы должны соответствовать действующим ГОСТам, без указания сведений о таких ГОСТах, не является добросовестным исполнением заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Не принимается во внимание и доводы заказчика о разработке документации в соответствии с действующим ГОСТ 9410-78.
Так, позиция N 29 "Грунтовка" Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ/далее Перечень требований к материалам/, содержит требования к ксилолу не в соответствии с ГОСТ 9410-78, а именно:
- требуемый заказчиком сорт ксилола обозначен как "высший, первый; второй", тогда как в соответствии с ГОСТ 9410-78 выделяются марки ксилола, а именно: марка А и марка Б;
- согласно требованиям заказчика массовая доля основного вещества ксилола определяется суммой изомеров ксилола и этилбензола, тогда как в соответствии с ГОСТ 9410-78 - ароматическими углеводородами С8H10;
- согласно требованиям заказчика плотность ксилола при температуре 20°С установлена в диапазоне 0,860-0,866 г/смi, однако указанный диапазон не соответствует сведениям, указанным в ГОСТ 9410-78 в отношении указанного показателя для каждой из марок ксилола, так как согласно ГОСТу плотность ксилола при температуре 20°С марки А равна 0, 862-0,868 г/смi, для марки В - 0,860-0,870 г/смi.
Кроме того, требование, установленное заказчиком в отношении температуры вспышки ксилола, определяется конкретным значением - 24 °С.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 9410-78 температура вспышки ксилола для обеих марок не ниже 23 °С.
Обозначение в ГОСТах определенных показателей товара со словами "не ниже", "не менее", "не более" обусловлено тем, что итоговые технические характеристики товара могут быть определены лишь после проведения испытаний, результаты которых распространяются на всю партию товара.
Следовательно, участники закупки при заполнении заявок на участие в электронном аукционе не могут заранее обладать сведениями о результатах проведенных производителем товара испытаний.
Ко всему прочему следует отметить, что ксилол в Перечне требований к материалам отнесен заказчиком к параметрам, то есть к характеристикам грунтовки (позиция N 29), тогда как ксилол является самостоятельным товаром, со своими характеристиками и их значениями.
Таким образом, требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, сформированы заказчиком с нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе.
5. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Как следует из пунктов 2.2.4, 3.3, 4.9 проекта контракта оплата выполненных работ привязана к этапам выполнения работ.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что этапы выполнения работ указаны в графике выполнения работ, который является неотъемлемым приложением к контракту.
Однако, из сведений содержащихся в графике выполнения работ невозможно сделать вывод о сроках оплаты этапов выполненных работ.
Следовательно, заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлены сроки оплаты этапов работ.
Вместе с тем, согласно пункту 5.2 проекта контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, подрядчик вправе потребовать уплату пени.
Таким образом, при не установлении заказчиком сроков оплаты отдельных этапов работ, подрядчик не сможет потребовать с заказчика уплату пени за просрочку оплаты этапов работ.
6. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2 проекта контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по настоящему контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик взыскивает штраф в размере 0,5 процентов от цены контракта (фиксированный размер штрафа устанавливается заказчиком в период подготовки проекта контракта и рассчитывается от его цены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, подрядчиком, обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом"*), что составляет __ руб.
Вместе с тем, согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключение просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1, 5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, положения пункта 5.2 проекта контракта, установлены заказчиком в нарушении части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Правил.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:
1. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Закона о контрактной системе.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие из них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1.3 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы по реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, квартал N152 Златоустовского участкового лесничества ОГУ "Миасское лесничество", в соответствии с условиями Контракта, проектной-сметной документацией (Приложение N 1 к Контракту), имеющей положительное заключение государственной экспертизы, Графиком выполнения работ (Приложение N 2), являющиеся неотъемлемой частью Контракта.
Вместе с тем, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru из всего объема проектной документации размещены лишь тома с 1 по 51 и 61 том.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в связи с тем, что аукцион проводится на выполнение части работ, предусмотренных проектной документацией, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены не все тома проекта: "Реконструкция лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, квартал N152 Златоустовского участкового лесничества ОГУ "Миасское лесничество" (шифр: 209-13), так, например, в рамках данного электронного аукциона выполнению не подлежат работы, предусмотренные томами: N 5 "Административно-судейский корпус", N 6 "Зрительские трибуны с тиром и комментаторскими кабинами", N 7 "Стрельбище".
Вместе с тем, тома NN 5, 6, 7 проектной документации размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Согласно пункту 6 Информационной карты аукциона работы необходимо выполнить в соответствии с проектно-сметной документацией шифр 209-13, сводным сметным расчетом стоимости (Изм. 1,2), объектный сметный расчет N 02-03- локальные сметные расчеты - N N 02-03-01, 02-03-02, 02-03-03, 02-03-04 02-03-05, 02-03-06, 02-03-076, 02-03-08, объектный сметный расчет 02-04 - локальные сметные расчеты - N 02-04-01, 02-04-02, 02-04-03, 02-04-04, 02-04-05, 02-04-06, 02-04-07, объектный сметный расчет 05-01- локальные сметные расчеты - N 05-01-01, 05-01-02, 05-01-03, 05-01-04, объектный сметный расчет 06-02 локальные сметные расчеты - N 06-02-01, 06-02-02, 06-02-03, 06-02-04, Локальные сметные расчеты: N 02-07-01, 02-08-01, 02-10-01,05-02-08.1, 06-01-01, 06-01-02, 06-01-03, 06-01-04, 02-01-05, 02-01-06,02-01-07; 06-02-01, 06-02-02, 06-02-03, 06-02-04, 07-01-01, 07-01-04, 07-01-05 (приложение N 1 к контракту), графиком выполнения работ приложение N 2 к контракту).
Сведений о том, что работы по реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, квартал N152 Златоустовского участкового лесничества ОГУ "Миасское лесничество" необходимо выполнить подрядчику не в полном объеме, проект контракта не содержит.
Таким образом, документация об аукционе содержит противоречивую информацию в отношении объекта закупки, в том числе объема выполняемых работ, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основой для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Перечень требований к материалам, объективно не отражают потребности заказчика в данных товарах по следующим основаниям.
В отношении каждого из материалов, указанных в Перечне требований к материалам, не содержатся сведения о номере ГОСТа, которым должен соответствовать данный материал, что не позволяет сделать вывод о требованиях заказчика к данным материалам. Общие формулировки документации, относительно соответствия действующим ГОСТам, существенно затрудняют восприятие требований заказчика, что не соответствует пункту 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ввиду того, что согласно документации в ряде случаев заказчику требуется тот или иной товар либо одного, либо другого класса (сорта, вида и т.п.) заказчику надлежит указывать требования к каждому классу (сорту, виду и т.п.) товара, а не общие значения. При этом, данные значения должны соответствовать требованиям ГОСТов, на которые ссылается заказчик в документации о закупке.
В рассматриваемом случае, заказчиком разработан Перечень требований к материалам на 183 страницах, что требует от участника закупки заполнения первой части заявки с учетом данных требований.
Однако, данный Перечень не носит объективный характер, не позволяет членам аукционной комиссии, участникам закупки, контрольным органам без дополнительного изучения соответствующих ГОСТов сделать вывод о соответствии заявки участника и предлагаемого им товара требованиям заказчика.
Вместе с тем, именно документация о закупке должна давать неопределенному кругу лиц четкое представление относительно требований заказчика в целях действительного обеспечения надлежащего качества предлагаемых к выполнению работ.
Тогда как "запутанное" и непрозрачное описание объекта закупки приводит к уменьшению круга участников закупки ввиду их отказа от участия в торгах из-за длительных временных затрат, связанных с заполнением заявки и формального отклонения заявок по причине неправильного заполнения участником заявки.
Об указанных обстоятельствах свидетельствует и содержание пункта 4 настоящего решения.
Помимо этого, как следует из позиции N 1 "Арматурная сталь" Требований к материалам заказчику необходима сталь класса "А-I, A-III".
Согласно пункту 13.3 аукционной документации символ " , " (запятая) следует читать как " и ".
То есть, заказчику необходима как сталь класса А-I, так и сталь класса A-III. При этом, в Требованиях к материалам заказчик не разграничивает требования к каждому классу арматурной стали и указывает не в соответствии с ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций" (далее - ГОСТ 5781-82).
Далее в Требованиях к материалам заказчик установил, что арматурная сталь "должна быть гладкой и периодического профиля".
Согласно правилам русского языка союз "И" соединяет два слова, образуя сочетание, выражающее единое понятие, или сочетание со значением охвата, объединения предметов, явлений и т.п. какого-либо ряда (http://ru.wiktionary.org/wiki/и#.D0.A1.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D0. BC.D1.8B).
Следовательно, из Требований к материалам можно сделать вывод о том, что арматурная сталь как класса А-I, так и класса A-III должна быть как гладкой, так и периодического профиля.
Вместе с тем, согласно пункту 1.2 ГОСТ 5781-82 арматурная сталь класса A-I (A240) изготовляют гладкой, классов А-II (А300), А-III (А400), A-IV (A600), A-V (A800) и A-VI (A1000) - периодического профиля.
Следует отметить, что согласно протоколу N 1 электронного аукциона (извещение 036930002801400001) от 18.11.2014 (далее - протокол) заявка с порядковым номером 5997490 содержит конкретные показатели используемого товара, не соответствующие значениям, установленным документацией (Требования к материалам), а именно в позиции N 50 "Плиты минераловатные" заказчиком было установлено требование: (Плотность не менее 145 кг/мi) участник закупки для данной характеристики указал следующее значение: (Плотность 145 кг/мi) указанная единица измерения, а именно "кг/мi", которая не соответствует требуемой заказчиком "кг/мi", кроме того плотность измеряется либо в "кг/м3", либо в "г/см3", а единицы измерения "кг/мi", для указания плотности, не существует. Таким образом, участник предоставил недостоверные и несоответствующие требованию заказчика сведения о товаре (материале), (пункт 25 Информационной карты электронного аукциона, пп. "б" п. 3, части 3 статьи 66 Федерального закона N 44).
Вместе с тем, заявка с порядковым номером 8781138 допущена аукционной комиссией к участию в электронном аукционе в нарушение частей 1, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, так как указанная заявка заполнена участником закупки не в соответствии с требованиями аукционной документации, а именно:
|
|
Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ |
Значения, предлагаемые участником |
|
|
|
Арматурная сталь |
Должна быть гладкой и периодического профиля |
A-I - гладкая А-III - периодического профиля |
Согласно Требованиям к материалам заказчику требуется арматурная сталь следующих марок Ст3кп;Ст3пс,Ст3сп,35ГС;25Г2С.
Согласно пункту 13.3 аукционной документации символы " ; " (точка с запятой), " / " следует читать как "или".
Значит, заказчику необходима арматурная сталь марки Ст3кп или марок Ст3пс и Ст3сп и 35ГС или марки 25Г2С.
Тогда как согласно таблице 5 ГОСТ 5781-82:
Класс арматурной стали |
Диаметр профиля, мм |
Марка стали |
A-I (A240) |
6-40 |
Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп |
А-II (А300) |
10-40 |
Ст5сп, Ст5пс |
|
10-80 |
1НГ2С |
Ас-II (Ас300) |
10-32 |
10ГТ |
|
(36-40) |
|
А-III (А400) |
6-40 |
35ГС, 25Г2С |
|
6-22 |
32Г2Рпс |
|
10-18 |
80С |
A-IV (А600) |
(6-8) |
|
|
10-32 |
20ХГ2Ц |
|
(36-40) |
|
|
(6-8) |
|
А-V (А800) |
10-32 |
23Х2Г2Т |
|
(36-40) |
|
A-VI (А1000) |
10-22 |
22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р, 20Х2Г2СР |
То есть, арматурной стали марок Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп соответствует только сталь класса A-I, маркам 35ГС, 25Г2С - класса А-III.
Следовательно, согласно ГОСТ 5781-82 отсутствует класс арматурной стали объединяющий в себе марки Ст3пс, Ст3сп, 35ГС, как того требует заказчик.
Кроме того, заказчику требуется арматурная сталь либо марки Ст3кп, либо 25Г2С, однако согласно ГОСТ 5781-82 сталь марки Ст3кп соответствует классу A-I, сталь марки 25Г2С - классу А-III.
Таким образом, заказчик одновременно требует от подрядчика использовать при выполнении работ арматурную сталь классов А-I, A-III, но при этом устанавливает требования к маркам стали, которые исключают возможность применения при строительстве объекта арматурной стали обеих классов.
Следует отметить, что в Перечне требований к материалам заказчик не ограничился описанием характеристик арматурной стали класса A-III в позиции N 1, позиция N 10 также содержит требования к арматурной стали класса A-III, при этом указанные требования в большей части дублируют предыдущие.
Таким образом, описание объекта закупки невозможно отнести к объективному, в том числе в связи с его размещением без учета правил русского языка и подготовки без учета положений действующего законодательства.
Кроме того, содержание пункта 13.3 аукционной документации затрудняет восприятие инструкции по заполнению первой части заявки участниками закупки, что может привести к увеличению времени, необходимого для подготовки к участию в данной закупке, а также к заполнению первой части заявки в нарушение требований аукционной документации.
4. В силу части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 25 Информационной карты первая часть заявки участников электронного аукциона содержит:
1) согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме;
2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя (Требования к материалам).
В соответствии с пунктом 11.4 проекта контракта неотъемлемыми приложениями к контракту являются:
- Приложение N 1 - Проектно-сметная документация.
- Приложение N 2 - График выполнения работ.
Таким образом, конкретные показатели к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, указанные участником закупки в первой части заявки , в соответствии с требованиями, установленными заказчиком на 183 страницах, априори не являются условием проекта контракта в нарушение части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе,
Соответственно Перечень требований к материалам установлен в документации в целях формального соблюдения требований законодательства, данные требования не являются значимыми для заказчиками, но обеспечивает возможность отклонения заявок по формальным основаниям..
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Анкор" обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения в действиях:
- заказчика - частей 5, 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 5, 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 6 статьи 65, части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе;
- аукционной комиссии - частей 1, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии А.С. Субботина
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 ноября 2014 г. N 712-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2014