Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 10 декабря 2015 г. N 107
Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Брянского УФАС России;
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
<_> - государственный инспектор отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
в присутствии:
<_> - представителя Управления имущественных отношений Брянской области (далее - Управление), действующей на основании доверенности от 20.10.2015 г. N01-12078;
<_> - представителя Управления, действующей на основании доверенности от 20.10.2015 г. N01-11875/1,
в отсутствие:
<_> - заявителя,
<_> - заинтересованного лица,
рассмотрев материалы дела N107 по признакам нарушения Управлением (241002, Брянская обл., г. Брянск, бульвар Гагарина, 25) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступило обращение <_> перенаправленное по подведомственности из ФАС России (входящий от 05.10.2015 г. N 5564) о признаках нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков в аренду без соблюдения требований земельного законодательства.
В результате полученных в рамках вышеуказанного заявления <_> материалов, на основании приказа Брянского УФАС России от 26.11.2015 г. N441 возбуждено дело N107 по признакам нарушения Управлением ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N107 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.11.2015 г. N9651 дело назначено к рассмотрению на 08.12.2015 г.
В рамках изучения материалов по делу N107 установлено, что в адрес Управления обратился <_> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032002:356, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, о/д 7, площадью 1000 кв.м. под строительство гостиницы (входящий Управления от 06.06.2013 г. N774/13).
Управлением в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" от 31.12.2013 г. N38/1 дано информационное сообщение о планируемом предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032002:356, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, о/д 7, площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием - под гостиницы, общежития, дома приема гостей. Замечания и предложения принимались в течение 14 календарных дней со дня публикации.
Управлением издан приказ от 25.02.2014 г. N427 "О предоставлении <_> в аренду земельного участка с разрешенным использованием: под гостиницы, общежития, дома приема гостей, по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Фокина, о/д 7" (далее - приказ N427), согласно п.1 которого предоставлен в аренду <_> сроком на 3 года земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1000 кв.м. (кадастровый номер 32:28:0032002:356), расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Фокина, о/д 7, с разрешенным использованием: под гостиницы, общежития, дома приема гостей (далее - земельный участок).
26.02.2014 г. на основании приказа N427 Управлением с <_> заключен договор аренды N47721 земельного участка, находящегося в государственной собственности (далее - договор аренды N47721), согласно которому участок предоставлен в аренду сроком с 26.02.2014 г. по 25.02.2017 г.
Актом приема - передачи от 26.02.2014 г. участок передан в аренду <_>
Сообщений о проведении процедуры торгов на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032002:356 Управлением не давалось, процедуры торгов при предоставлении указанного земельного участка проведено не было.
Заявитель на заседании Комиссии не присутствовал, письменно поддержал заявленные требования в полном объеме (входящий от 07.12.2015 г. N7258).
Представители ответчика <_> нарушение требований антимонопольного законодательства со стороны Управления при предоставлении земельного участка не признали; пояснили, что Управление действовало с соблюдением требований земельного, антимонопольного законодательства.
Согласно информации из письма управления по строительству и развитию территории города Брянска от 02.12.2015 г. N28/9979 обращения по вопросу выдачи разрешений на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу г. Брянск, ул. Фокина, о/д 7, в управление по строительств у и развитию территории города Брянска не поступали, разрешение на строительство не выдано.
Изучив материалы дела N107, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Доводы представителей ответчика о соблюдении требований Управлением антимонопольного законодательства, являются несостоятельными в виду следующего.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, регулируются положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии п.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ (действовавшим на момент предоставления участка) продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельных участков для жилищного строительства предполагает проведение аукциона, направленного на обеспечение равного доступа к земельным участкам всех заинтересованных лиц, осуществляющих деятельность в этой сфере.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет разные основания и порядок предоставления земельных участков для целей жилищного строительства и для целей, не связанных с жилищным строительством.
Согласно п.2 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
Согласно ч.1, 2 ст.94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Согласно вышеуказанному приказу N427 и условиям договора аренды N47721 земельный участок предоставлен с целевым использованием, которое связано с жилищным строительством, а именно: под гостиницы, общежития, дома приема гостей.
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществляется с учетом процедур, предусмотренных п.2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, а именно путем проведения аукциона, которые Управлением соблюдены не были.
Данная правовая позиция подтверждена постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.07.2015 г. NФ09-4229/15 по делу NА07-12251/2014.
Согласно п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 г. N8799/11 не проведение торгов в тех случаях, когда требуется проведение торгов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В связи с вышеизложенным, Управлением совершены действия, выразившиеся в издании приказа от 25.02.2014 г. N427 "О предоставлении <_> в аренду земельного участка с разрешенным использованием: под гостиницы, общежития, дома приема гостей, по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Фокина, о/д 7" и заключении договора аренды от 26.02.2014 г. N47721 земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения процедуры аукциона, предусмотренной п.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент предоставления земельного участка), противоречащие требованиям ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать в действии Управления нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании приказа от 25.02.2014 г. N427 "О предоставлении <_> в аренду земельного участка с разрешенным использованием: под гостиницы, общежития, дома приема гостей, по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Фокина, о/д 7" без проведения процедуры торгов, что является нарушением требований п.2 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент издания приказа) и не допускается.
2. Признать в действии Управления нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договора аренды N47721 без проведения процедуры торгов, что является нарушением требований п.2 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент заключения договора) и не допускается.
3. Не выдавать Управлению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку вышеуказанный договор аренды N47721 заключен и срок его действия не истек.
4. Направить исковое заявление в Арбитражный суд Брянской области о признании недействительным договора аренды N47721.
5. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 10 декабря 2015 г. N 107
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016