Письмо УФНС России по Иркутской области
от 31 августа 2012 г. N 16-26/014550@
"Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы"
УФНС России по Иркутской области направляет сводную информацию по наиболее часто задаваемым налогоплательщиками вопросам. Материалы следует довести до налогоплательщиков, разместив в электронном виде на "гостевых" компьютерах в инспекциях, а также в оперзалах и (или) местах приема налогоплательщиков.
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса | И.А.Лизанец |
Приложение
к Письму УФНС России
по Иркутской области
от 31 августа 2012 г. N 16-26/014550@
Налог на добавленную стоимость,
включая вопросы оформления форм бухгалтерского учета для целей НДС
(счетов-фактур, ТТН и т.д.)
- Организация занимается розничной торговлей, но в процессе предпринимательской деятельности иногда покупатели производят возврат товара. После проведения проводок по возврату в бухгалтерском учете оказывается, что сумма выручки в декларации по налогу на прибыль отличается от суммы выручки в декларации по НДС. Возможно ли это?
- В соответствии с п.1 ст.502 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), абз.1, 2 п.1 ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", по договору розничной купли-продажи покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. В соответствии с п.3 ст.450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается, соответственно, расторгнутым или измененным.
Согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров на территории Российской Федерации является объектом налогообложения по НДС. Налоговая база определяется согласно п.1 ст.154 НК РФ как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ, без включения в них НДС. Следовательно, первоначально организация включила в налоговую базу по НДС стоимость реализованного товара, впоследствии возвращенного покупателем. На основании п.5 ст.171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров. В соответствии с п.4 ст.172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в п.5 ст.171 НК РФ, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров (работ, услуг), не позднее одного года с момента возврата.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлен особый порядок применения вычета по налогу на добавленную стоимость, не предусматривающий в качестве обязательного условия наличие счета-фактуры от покупателя, возвращающего товар.
При возврате товаров, реализованных в режиме розничной торговли с использованием контрольно-кассовой техники и выдачей физическому лицу чека без выдачи счетов-фактур, для осуществления вычета НДС в Книге покупок продавца рекомендуется регистрировать реквизиты расходного кассового ордера, выписанного при возврате денежных средств покупателю, при наличии документов, подтверждающих прием и принятие на учет возвращенных товаров. При этом регистрация документов в книге покупок продавца производится на дату принятия на учет возвращенных товаров.
В целях налогообложения прибыли бывшему продавцу товара следует обратить внимание на следующее.
На основании ст.248 и 249 НК РФ при реализации покупных товаров организация признает доход в сумме выручки от реализации (без НДС). Датой получения дохода от реализации товаров согласно п.1 ст.39 и п.3 ст.271 НК РФ является дата перехода права собственности на товар к покупателю.
При этом в соответствии с пп.3 п.1 ст.268 НК РФ доход от реализации организация вправе уменьшить на стоимость приобретения реализованных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения прибыли.
При этом расторжение договора купли-продажи следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, а связанные с таким расторжением доходы и расходы продавца необходимо отразить в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным. Для этого налогоплательщик отражает в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произошел односторонний отказ покупателя от исполнения договорных обязательств, сумму возвращенной покупателю оплаты за поставленный товар как убыток прошлых налоговых периодов, выявленный в текущем отчетном (налоговом) периоде, на основании пп.1 п.2 ст.265 НК РФ. Одновременно в соответствии с п.10 ст.250 НК РФ в составе внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, налогоплательщик отражает стоимость возвращенного покупателем товара, на которую был уменьшен доход от реализации данного товара, как доход прошлых лет, выявленный в отчетном (налоговом) периоде. Основанием является п.10 ст.250 НК РФ. Товар, возвращенный покупателем, принимается к учету у продавца по стоимости, по которой данный товар учитывался на дату реализации.
В связи с вышеизложенным выручка от реализации товара, отраженная в декларациях по налогу на прибыль организаций, будет отличаться от суммы выручки, отраженной в декларациях по НДС за соответствующие налоговые (отчетные) периоды на сумму возвращенного товара без учета НДС. В случае направления налоговым органом сообщения по факту вышеуказанного расхождения, налогоплательщиком может быть представлена пояснительная записка и копии налоговых регистров, отражающих возврат товара.
- Организация приобрела в рассрочку муниципальное имущество, за рассрочку платежа предусмотрены проценты. Нужно ли начислять налог на добавленную стоимость на проценты?
- В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются налоговыми агентами. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
В связи с тем, что с 1 апреля 2011 года на основании пп.12 п.2 ст.146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации указанного выше недвижимого имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ), то при реализации (передаче) с 1 апреля 2011 года указанного недвижимого имущества покупателям, являющимся налоговыми агентами, указанные налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) не должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества.
Согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 ст.14 Федерального закона от 27.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 27.07.2007" следует читать как "от 24.07.2007"
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 ст.4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 ст.9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст.5 Федерального закона N 159-ФЗ оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.
Проценты за рассрочку оплаты имущества формируют доход от реализации этого имущества, при этом, на основании пп.12 п.2 ст.146 НК РФ суммы процентов за рассрочку платежа НДС не облагаются.
Таким образом, если недвижимое имущество приобретено организацией в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ, обязанности начислить и уплатить НДС в рассматриваемой ситуации у нее не возникает. В случае, если недвижимое имущество приобретено при иных обстоятельствах, то организация обязана исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость как со стоимости приобретения объекта недвижимости, так и с суммы процентов за рассрочку платежа.
Единый налог на вмененный доход
- Индивидуальный предприниматель ведет деятельность, подпадающую под действие единого налога на вмененный доход, с 1 июня текущего года. С какого периода необходимо рассчитывать единый налог на вмененный доход за 2 квартал 2012 года?
- Согласно п.1 ст.346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.
Следовательно, под соответствующей государственной регистрацией налогоплательщика понимается его постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщика единого налога на вмененный доход. Она осуществляется в порядке, установленном ст.346.28 НК РФ. В частности, исходя из п.3 ст.346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
В соответствии с п.10 ст.346.29 НК РФ размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
Таким образом, уплата единого налога на вмененный доход производится, соответственно, за квартал исходя из полных месяцев, начиная со следующего за месяцем государственной регистрации налогоплательщика. В случае государственной регистрации индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в июне 2012 г. уплату данного налога следует производить начиная с 1 июля 2012 года.
- Организация планирует заниматься предоставлением услуг физическим и юридическим лицам по установке систем отопления. Подпадает ли данная деятельность под систему налогообложения ЕНВД?
- В соответствии с п.2 ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (далее - ОКУН). Статьей 346.27 НК РФ определено, что под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН (код ОКУН - 010000 "Бытовые услуги").
Следовательно, в случае если бытовые услуги оказываются организациям (юридическим лицам), то такая деятельность подлежит обложению в соответствии с общим режимом налогообложения или упрощенной системой налогообложения.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, монтаж систем отопления относится к коммунальным услугам с кодом 042400 "Услуги теплоснабжения".
Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по монтажу систем отопления не соответствует установленному статьей 346.27 НК РФ понятию бытовых услуг и, соответственно, не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
- Нужно ли организации заполнять строку 030 "Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование_" Раздела 3 Налоговой декларации по ЕНВД в случае, если уплаченная сумма страховых платежей на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством впоследствии возвращены органом ФСС?
- В соответствии со ст.4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон) пособие по уходу за ребенком выплачивается полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Пунктом 1 ст.13 Федерального закона определено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в п.п.3 и 4 данной статьи указанного Федерального закона).
При этом порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен ст.4.6 Федерального закона.
Так, страхователи, указанные в пп.1 ст.2.1 Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пп. 1 п.2 ст.3 Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в п.1 ст.2.1 Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
При этом в соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно п. 6.1 раздела VI Приложения N 3 к Приказу Минфина России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@ "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронном виде" (далее - Приказ N ММВ-7-3/13@) по коду строки 030 налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности отражается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование.
При этом п.2 ст.346.32 НК РФ установлено, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Таким образом, налогоплательщик может уменьшить сумму исчисленного единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на сумму страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом пособий по уходу за ребенком до 1,5 года, выплаченных налогоплательщиком работникам, но не более чем на 50 процентов по всем страховым случаям.
При этом сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму фактически уплаченных (в пределах исчисленных сумм) на дату представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход вышеуказанных страховых взносов.
В соответствии с пп.4 п.6.1 раздела VI Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного Приказом N ММВ-7-3/13@, по коду строки 040 раздела 3 указывается сумма выплаченных в налоговом периоде из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход.
- Для осуществления предпринимательской деятельности по розничной торговле организация арендует торговые площади. С какого момента необходимо исчислять единый налог на вмененный доход: с момента подписания договора аренды; с момента регистрации договора в органах ФРС; с момента подписания акта приема-передачи?
- Согласно п.3 ст.346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Физическим показателем розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, является площадь торгового зала (в квадратных метрах).
Согласно определению, приведенному в ст.346.27 НК РФ, площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) является площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Из приведенной нормы права следует, что обязательным признаком отнесения площадей к категории "площадь торгового зала" и учета при исчислении единого налога на вмененный доход является фактическое использование площадей при осуществлении торговли.
В целях применения единого налога на вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор передачи (купли-продажи) нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.).
Учитывая изложенное, исчисление ЕНВД производится с момента осуществления розничной торговли с торговой площади, указанной в договоре аренды (с актом приема-передачи).
При этом тот факт, что долгосрочный договор аренды не прошел государственную регистрацию, не свидетельствует об отсутствии правоустанавливающего документа и не является основанием для не исчисления ЕНВД.
- Организация осуществляет деятельность по продаже и установке натяжных потолков. Возможно ли применение системы налогообложения в виде ЕНВД?
- Согласно пп.1 п.2 ст.346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93. При этом в соответствии со ст.346.27 НК РФ к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам отнесены, в частности, услуги по подшивке потолков древесно-волокнистой плитой и другими материалами (группировка 016212 "Подшивка потолков древесно-волокнистой плитой и другими материалами" кода 010000 "Бытовые услуги" ОКУН).
В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по установке (монтажу) натяжных потолков, переводятся на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом при оказании услуг по установке натяжных потолков юридическим лицам доходы от их реализации налогообложению в рамках применения ЕНВД не подлежат, а облагаются налогами в рамках иных режимов налогообложения.
- Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по розничной купле-продаже и находится на системе налогообложения в виде ЕНВД. Может ли он выписывать счета-фактуры при безналичном расчете?
- В соответствии со ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Согласно ст.346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом отношения между продавцом и покупателем регламентируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Исходя из ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Статьей 493 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Таким образом, к розничной торговле в целях применения гл.26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами, как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
При розничной торговле допускаются расчеты за товары в любой форме - наличными деньгами, в безналичной или смешанной форме. Каких-либо ограничений по форме расчетов при реализации товаров в законодательстве (п.1 ст.492 ГК РФ, абз.12 ст.346.27 НК РФ) не предусмотрено.
Таким образом, форма расчетов за товар не влияет на применение режима ЕНВД по розничной торговле.
Кроме того, сообщаем, что такие факторы, как выставление товарных накладных и счетов-фактур, сами по себе не свидетельствуют об оптовом характере реализации товара, что подтверждается судебной практикой (например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 N А33-2713/2009, от 25.06.2009 N А19-12740/08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 02.11.2009 N ВАС-13465/09), Постановление ФАС Поволжского округа от 09.07.2009 N А72-7445/2008 и т.д.).
В то же время на основании п.3 ст.169 гл. 21 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость. В соответствии с п.5 ст.173 НК РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. Выставление товарных накладных и счетов-фактур без выделения в них сумм НДС само по себе не свидетельствует об оптовой реализации товара (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2011 N А05-13288/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2011 N А79-3923/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2011 N А45-14465/2010, от 21.05.2010 N А75-6191/2009).
Таким образом, если индивидуальный предприниматель продает товар организации для обеспечения ее деятельности, а не для дальнейшей перепродажи, то он должен уплачивать только ЕНВД независимо от формы расчетов и статуса покупателя. При этом необходимо учитывать, что если при продаже товаров индивидуальный предприниматель оформляет и передает покупателям счета-фактуры, в которых не указаны суммы НДС, то доходы от реализации товаров могут облагаться в рамках ЕНВД.
Упрощенная система налогообложения
- Индивидуальный предприниматель после регистрации подал заявление на применение упрощенной системы налогообложения с нарушением 5-дневного срока, налоговый орган отказал в применении УСН с даты регистрации. Правомерно ли это?
- В соответствии с п.2 ст.346.13 НК РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п.2 ст.84 НК РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве.
Согласно п.1 ст.346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и главой 26.2 НК РФ налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, 5-дневный срок для подачи заявления нельзя признать пресекательным.
Статья 346.13 НК РФ также не содержит основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения за нарушение сроков подачи заявления в налоговый орган. Следовательно, факт подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения с нарушением 5-дневного срока не может повлечь для заявителя последствия в виде невозможности применения специального режима налогообложения.
- Основным видом деятельности у организации зарегистрирована розничная торговля, применяется система налогообложения ЕНВД. Наряду с данным видом деятельности организация осуществляет производство хлеба, при этом доходы составляют более 70 % от общего объема доходов по данному виду деятельности, и применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". Возможно ли применение дифференцированной ставки по УСН в размере 7,5 процентов?
- В соответствии с п.2 ст.346.20 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Согласно Закону Иркутской области от 05.03.2010 N 6-ОЗ "Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов" (далее - Закон) пониженные налоговые ставки в размере 5 и 7,5 процентов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих виды деятельности, указанные в статьях 2 и 3 Закона.
При этом согласно названным статьям Закона пониженные налоговые ставки установлены для налогоплательщиков, у которых за текущий налоговый период не менее 70 процентов дохода составит доход от осуществления одного или нескольких видов деятельности, указанных в ст.ст.2 и 3 Закона.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона дифференцированная налоговая ставка в размере 7,5 процентов установлена для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, включенные в раздел D "Обрабатывающие производства" ОКВЭД. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, производство хлеба (код 15.81) относится к разделу раздел D "Обрабатывающие производства".
Таким образом, организация, осуществляющая вышеуказанный вид экономической деятельности наряду с иными видами деятельности, в том числе подпадающие под налогообложение ЕНВД, вправе применять дифференцированную налоговую ставку в размере 7,5 процентов при условии, если доля доходов по данному виду экономической деятельности в общем объеме доходов за соответствующий налоговый период составит не менее 70 процентов.
Государственная регистрация
и учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Физическое лицо прописано в Иркутской области, фактически проживает в Санкт-Петербурге. В каком налоговом органе можно получить новое свидетельство о регистрации физического лица в налоговом органе в связи со сменой фамилии: по месту постоянной прописки или по месту временной прописки?
- В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно п.2 ст.84 НК РФ налоговый орган по месту жительства обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма и порядок заполнения указанного заявления утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ (форма N 2-2-Учет, приложение N 3; порядок заполнения приложение N 16).
В случае невозможности личного обращения в налоговый орган по месту жительства допускается направление по почте (с уведомлением о вручении) заполненного заявления, копии свидетельства о браке, а также копии паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, и копии документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (в случае, если копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе). При этом верность копии документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Кроме того, сообщаем, что Федеральной налоговой службой реализована государственная услуга по предоставлению сведений физическому лицу о своем ИНН, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН), в электронном виде с использованием Интернет-сайта ФНС России www.nalog.ru или Интернет-сайта Управления www.r38.Nalog.ru, на главной странице которых в разделе "Электронные услуги" включен сервис "Подача физическим лицом Заявления о постановке на учет", где предлагается заполнить заявление о постановке на учет в электронном виде на портале ФНС России. При этом, уведомление физического лица о рассмотрении поданного им заявления осуществляется через Интернет.
Таким образом, для получения Свидетельства, подтверждающего факт присвоения ИНН, вышеуказанный пакет документов следует представить (направить по почте с уведомлением о вручении) в налоговый орган по месту постоянной прописки. Выдача физическому лицу указанного Свидетельства осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо направляется заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления.
Дополнительно сообщаем, что при использовании государственной услуги о подаче через Интернет заявления о постановке на учет в электронном виде, реализованной на Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru, физическому лицу необходимо лично в установленное время (временной период сообщается в уведомлении) обратиться в налоговый орган по месту жительства для сверки данных, указанных в заявлении, поданном через Интернет-сайт, с оригиналом документа, удостоверяющего личность, и получения Свидетельства.
- Каким образом можно разграничить понятия "обособленное подразделение" и "филиал"?
- В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Для целей Налогового кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п.2 ст.11 НК РФ).
Налоговым кодексом Российской Федерации применительно к структурным частям организации использует понятия "обособленное подразделение", "филиал", "представительство". При этом понятие "обособленное подразделение" включает в себя "филиал" и "представительство".
Филиалы и представительства выполняют строго определенные функции, которые закреплены в ст.55 ГК РФ. Согласно п.3 ст.55 ГК РФ филиалы и представительства наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, действуют на основании утвержденных им положений, должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Причем все вышеперечисленные условия выполняются единовременно.
Следует отметить, что в соответствии с п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, постановка обособленных подразделений на основании предоставленных сообщений в соответствии пп.3 п.2 ст.23 НК РФ.
- Организация занимается розничной торговлей бензина, с этой с целью в одном муниципальном образовании открыты несколько АЗС. Нужно ли ставить на учет каждую АЗС в налоговом органе?
- Согласно п.1 ст.83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Российская организация обязана сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ею на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания каждого обособленного подразделения (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).
В соответствии с п.4 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании указанных сообщений. Таким образом, обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.
- Организация просит разъяснить, какие действие необходимо предпринять при изменении места нахождения филиала?
- Учитывая, что со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены существенные изменения в ст.ст. 23, 83 - 85 НК РФ в части учета организаций постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства осуществляются на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
В связи с чем, заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет, заявление о снятии с учета по форме N 1-4-Учет, утвержденные Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826 не применяются.
В настоящее время ФНС России ведет работу по изданию соответствующих приказов, утверждающих новые редакции форм заявлений N Р13001, N Р14001 и уведомления N Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения филиала (представительства), наименования филиала (представительства).
До утверждения в установленном порядке вышеуказанных форм в новой редакции ФНС России рекомендует в случае изменения места нахождения филиала (представительства) одновременно с действующими формами заявлений N Р13001, N Р14001 и уведомления N Р13002, которые заполняются с указанием сведений о создании филиала (открытии представительства) и прекращении филиала (закрытии представительства), представлять (направлять) в регистрирующий орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного филиала (представительства). При заполнении форм прежний и новый адреса филиала (представительства) указываются полностью (почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса)).
Обращаем внимание, что невыполнение организацией указанных условий приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения филиала (представительства) и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения филиала (представительства) в связи с изменением места нахождения данного филиала (представительства).
Земельный налог
- Закрытое акционерное общество реорганизовалась в общество с ограниченной ответственностью в мае 2012 года. Общество с ограниченной ответственностью является правопреемником. Каким образом общество с ограниченной ответственностью должна подавать налоговые декларации по земельному налогу: с учетом ранее направленных закрытым акционерным обществом за 1 квартал 2012 г. или без учета?
- Согласно п.1 ст.50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей Налогового кодекса. В соответствии с п.3 ст.50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. Пунктом 9 ст.50 НК РФ определено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. При этом правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков. В том числе правопреемник обязан исполнять обязанности, предусмотренные пп.4 п.1 ст.23 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.3 ст.55 НК РФ если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации. В силу п.4 ст.57 Гражданского кодекса РФ датой завершения реорганизации при присоединении считается день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В рассматриваемой ситуации для реорганизуемой организации закрытое акционерное общество последний налоговый период по земельному налогу длился с 01.01.2012 по май 2012 года. Налогоплательщиками земельного налога в соответствии с п.1 ст.388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п.1 ст.398 НК РФ налогоплательщики - организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Пунктом 2.9 порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@, определено, что при заполнении налоговой декларации по земельному налогу в титульном листе в случае реорганизации по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код - "270" или "216", а в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. Между тем, в реквизите "Налогоплательщик" при этом прописывается наименование реорганизованной компании. Для отражения же ИНН/КПП, присвоенных налогоплательщику до реорганизации инспекцией по месту ее нахождения, на титульном листе предусмотрена специальная строка "ИНН/КПП реорганизованной организации". При этом код ОКАТО в разделе 1 и 2 декларации указывается того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок реорганизованной организации.
Учитывая вышеизложенное, организация-правопреемник должна представить в налоговый орган декларации по земельному налогу за налоговый период 2012 года в срок не позднее 1 февраля 2013 года: до мая 2012 года по реорганизованной компании (ЗАО), а с мая 2012 года по организации-правопреемнику (ООО). Согласно п.10 ст.50 НК РФ сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации.
Налог на доходы физических лиц
- Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения. Кроме того, в рамках частной практики осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего. Каким образом необходимо производить исчисление налогов с деятельности арбитражного управляющего?
- Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения (далее - УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В силу положений Закона о банкротстве, действовавших до 1 января 2011 года, арбитражным управляющим мог быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и соответствовавший иным требованиям, установленным названным Федеральным законом. В связи с этим до 1 января 2011 года в случае, если арбитражный управляющий применял УСН, то его доходы, полученные от деятельности в качестве арбитражного управляющего, облагались налогом, уплачиваемым при применении УСН.
С 1 января 2011 года в Закон о банкротстве внесены изменения, касающиеся правил регулирования деятельности арбитражных управляющих, в частности:
- исключено условие обязательной регистрации арбитражных управляющих в качестве индивидуальных предпринимателей;
- деятельность арбитражных управляющих признана частной практикой.
Пунктом 2 ст.11 НК РФ установлено, что в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии со ст.20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законодательством о банкротстве.
Данной нормой законодатель разграничил профессиональную деятельность арбитражных управляющих и предпринимательскую деятельность, тем самым, указав на то, что регулируемая законодательством о банкротстве деятельность арбитражных управляющих не является предпринимательской деятельностью. Учитывая изложенное, в случае, если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и при этом не осуществляет никакой другой деятельности, кроме деятельности в качестве арбитражного управляющего, регулируемой Законом о банкротстве, то он не вправе с 1 января 2011 г. применять УСН. В случае, если гражданин, являющийся арбитражным управляющим, также осуществляет предпринимательскую деятельность, то в отношении этой деятельности он может применять УСН в общеустановленном гл. 26.2 НК РФ порядке.
Согласно пп.2 п.1 ст.227 НК РФ исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Арбитражный управляющий, являясь субъектом профессиональной деятельности, осуществляет регулируемую Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, и подпадает под действие пп.2 п.1 ст.227 НК РФ.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, утвержден Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
Доходы арбитражного управляющего, полученные от деятельности в качестве арбитражного управляющего, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Согласно п.1 ст.223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, а при получении доходов в натуральной форме - как день передачи доходов в натуральной форме.
По итогам налогового периода арбитражный управляющий, согласно п.1 ст.229 НК РФ, самостоятельно осуществляет декларирование полученных доходов. При этом налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вопросы уплаты, зачета, возврата налогов
- На основании декларации по налогу на доходы физических лиц гражданин обязан заплатить налог до 15 июля, но в связи с тяжелым материальным положением просит перенести срок уплаты на октябрь. Возможно ли это?
- В соответствии со ст.64 НК РФ отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных указанной статьей, на срок, не превышающий один год. На основании п.5 ст.64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п.2 ст.64 НК РФ.
В соответствии с п.5.1 ст.64 НК РФ к заявлению о предоставлении отсрочки по уплате налога прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание). Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки, определен гл. 9 НК РФ и изданным в соответствии с ней Порядком изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (далее - Порядок).
Учитывая изложенное, для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки, гражданину необходимо представить предусмотренный вышеуказанными нормативными правовыми актами комплект документов в налоговый орган по месту учета, в том числе документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п.2 ст.64 НК РФ.
Кроме того, п.5 ст.61 НК РФ установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению уполномоченных органов обеспечено залогом имущества в соответствии со ст.73 НК РФ либо поручительством в соответствии со ст.74 НК РФ.
При этом безусловное право выбора формы обеспечения изменения сроков уплаты налогов и сборов (залог или поручительство) предоставлено налоговому органу.
- У физического лица, на лицевом счете с 2005 г. числится задолженность по налогам, образовавшаяся в период осуществления предпринимательской деятельности. Можно ли списать эту задолженность?
- В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по налогам (сборам), уплачиваемым физическими лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящимся за указанными физическими лицами. Кроме того, признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание осуществляется в соответствии со ст.59 НК РФ. Согласно данной статье безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п.3 ст.14 и ст.15 НК РФ, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, недоимка по налогам (сборам), уплачиваемым физическими лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящимся за указанными физическими лицами, может быть признана безнадежной к взысканию и списана по решению налогового органа на основании решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом либо решения суда об утрате налоговым органом права взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
- Для регистрации предприятия уплачена госпошлина, но впоследствии регистрация не произведена. Каким образом можно вернуть уплаченную государственную пошлину?
- В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. При этом государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе на совершение регистрационных действий (пп.6 п.1 ст.333.18 НК РФ). Из содержания пп.4 п.1 ст.333.40 НК РФ следует, что государственная пошлина, уплаченная плательщиком за совершение регистрационных действий, предусмотренных пп.1 п.1 ст.333.33 НК РФ, подлежит возврату частично или полностью только в том случае, если плательщик отказался от совершения в отношении него данных регистрационных действий до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Следовательно, государственная пошлина не подлежит возврату при отказе в совершении регистрационных действий по основаниям, предусмотренным п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции от 01.04.2012) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон):
- непредставления заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
- подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
- выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
- несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
- наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных Федеральным законом;
- получения в соответствии с Федеральным законом от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
На основании изложенного, возврат государственной пошлины за регистрацию предприятия возможен в случае, если Вы отказались от совершения данных регистрационных действий до обращения в налоговый орган, совершающий юридически значимое действие. В данном случае, Вам необходимо подать заявление о возврате государственной пошлины и оригинал документа об уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. в налоговый орган, который поименован в платежном поручении при уплате государственной пошлины.
Налог на имущество физических лиц
- Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду находящегося в собственности нежилого помещения, находится на упрощенной системе налогообложения. В какой срок необходимо в налоговый орган представить документы об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, участвующего в предпринимательской деятельности?
- В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности. Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Исходя из ст.5 Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Таким образом, основанием для освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду объектов недвижимости и применяющего в связи с этим упрощенную систему налогообложения, могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода (договоры с арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности, книгу доходов и расходов и т.п.) и представленные в налоговые органы по месту нахождения таких объектов недвижимости.
Документы, подтверждающие право индивидуального предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику соответствующее налоговое уведомление об уплате налога в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по Иркутской области от 31 августа 2012 г. N 16-26/014550@ "Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы"
Документ взят с официального сайта УФНС России по Иркутской области