Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2019 г. N Ф04-4325/19 по делу N А45-8781/2019

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2019 г. N Ф04-4325/19 по делу N А45-8781/2019

 

г. Тюмень

 

8 октября 2019 г.

Дело N А45-8781/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2019 года.

 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кокшарова А.А.

судей Перминовой И.В.

Чапаевой Г.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) на решение от 29.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.07.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8781/2019 по заявлению государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (630132, Новосибирская область, г Новосибирск, ул. Сибирская, дом 54/1, ИНН 5406023745, ОГРН 1025403197907) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, 42, ОГРН 1025402467859, ИНН 5406011130) о возврате излишне выплаченных сумм пособий в размере 33 689,68 руб., взыскании задолженности по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующих сумм пени и санкций в размере 431,91 руб.

Суд установил:

Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 1) (далее - заявитель, Фонд, ГУ - НРО ФСС РФ (Филиал N 1) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - ответчик, ГБУЗ НСО "ССМП", Учреждение) о взыскании излишне выплаченных сумм пособий в размере 33 689,68 руб., взыскании задолженности по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующих сумм пени и санкций в размере 431,91 руб.

Решением от 29.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.

В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на то, что спорные листки нетрудоспособности в связи с выявленными нарушениями не были приняты к зачету, не принимаются апелляционным судом. Кроме того указывает, что решение от 18.10.2018 N 72/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных Фондом не оспаривалось ГБУЗ НСО "ССМП", вступило в законную силу и является для страхователя обязательным для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Фондом по результатам выездной проверки составлен акт от 21.09.2018 N 206/ПДС.

По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 18.10.2018 N 72/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных Фондом в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 33 689,68 руб. за 2015 год.

Также в отношении ГБУЗ НСО "ССМП" проведена плановая выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой составлен акт от 21.09.2018 N 223н/с.

По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 18.10.2018 N 163 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

13.11.2018 вынесено требование N 218 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Поскольку денежные средства в счет погашения задолженности от Учреждения не поступали, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Содержащаяся в Федеральном законе N 165-ФЗ норма предоставляющая страховщикам право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона, корреспондирует с пунктом 18 раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Постановление N 294) было утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), в котором предусмотрено, что назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

В пункте 2 вышеуказанного Постановления N 294 установлено, что с 01.07.2012 Новосибирская область участвует в реализации пилотного проекта. Таким образом, с 01.07.2012 работодатель, являющийся страхователем, зарегистрированным на территории Новосибирской области, не начисляет и не выплачивает застрахованным лицам страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (только за первые три дня работодатель выплачивает пособие).

При этом порядок представления сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, на основании которых заполнен электронный реестр сведений.

После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий в соответствии с п. 8 вышеуказанного Положения.

Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия согласно п. 9 Положения.

При этом расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности. В пункте 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.

В силу пункта 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н) листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в статье 2 Федерального закона N 255-ФЗ.

Пунктом 56 Порядка N 624н установлено, что при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

Про проведении проверки Фондом установлено, что в нарушение пункта 56 Порядка N 624н листок нетрудоспособности N 140739836831 содержит исправления в строке "Дата выдачи", в таблице "Освобождение от работы"; листок нетрудоспособности N 140550491200 содержит исправления в строке "Приступить к работе"; листок нетрудоспособности N 153910924337 содержит исправления в строке "Приступить к работе".

При этом судами установлено, что неправильное оформление листков нетрудоспособности не было вызвано действиями страхователя, а выявленные недостатки в оформлении листков нетрудоспособности не являются его ошибкой и не влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию. Указанные нарушения являются ошибками медицинских учреждений и за их совершение не может быть возложена ответственность на организацию.

Из этого судами сделан правильный вывод, что сам по себе факт оформления листков нетрудоспособности с нарушением Порядка N 624н, при наличии условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.

Данные выводы согласуются с позицией, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12 и от 26.11.2013 N 9383/13, где указано, что определяющее значение имеет факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, а с учетом пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями нормативных требований возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.

Также Фонд в кассационной жалобе указывает, что решение от 18.10.2018 N 72/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда не оспаривалось ГБУЗ НСО "ССМП", вступило в законную силу и является для страхователя обязательным для исполнения.

Вместе с тем необращение с заявлением об оспаривании решения Фонда не имеет правового значения в рассматриваемом случае, поскольку возражения относительно оснований для вынесения решения Фонда заявлены Учреждением при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций и подлежат рассмотрению.

Учитывая, что Фондом не приведено иных доводов, указывающих на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении (постановлении), фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами, и имеющимся в деле доказательствам, на нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.07.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8781/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

А.А. Кокшаров

 

Судьи

И.В. Перминова
Г.В. Чапаева

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отделение ФСС считает, что общество не вправе принять к зачету выплаты, произведенные на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности.

Суд, исследовав материалы дела, с доводами Отделения ФСС не согласился.

Неправильное оформление листков нетрудоспособности (исправления в графах) не является ошибкой страхователя и не влияет на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.

Указанные нарушения являются ошибками медицинских учреждений, и за их совершение не может быть возложена ответственность на страхователя.

Сам по себе факт оформления листков нетрудоспособности с нарушением установленного порядка при наличии условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.