Вопрос: В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ льготы по НДС, перечисленные в данной статье, могут предоставляться только при наличии у налогоплательщиков лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством. Подпадают ли пассажирские перевозки, поименованные в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, под обязательное лицензирование и является ли наличие у перевозчика соответствующей лицензии обязательным условием применения льготы по НДС? ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.)

В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ льготы по НДС, перечисленные в данной статье, могут предоставляться только при наличии у налогоплательщиков лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством. Подпадают ли пассажирские перевозки, поименованные в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, под обязательное лицензирование и является ли наличие у перевозчика соответствующей лицензии обязательным условием применения льготы по НДС?


В соответствии с пп. 56, 58, 60, 62, 63 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ*(1) лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

- перевозка пассажиров морским транспортом;

- перевозка пассажиров внутренним водным транспортом;

- перевозка пассажиров воздушным транспортом;

- перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем);

- перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Таким образом, при отсутствии соответствующей лицензии перевозчик не может воспользоваться льготой по НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров.

Следует отметить, что аналогичной точки зрения придерживаются контролирующие органы.

К сожалению, разъяснений, касающихся видов деятельности, поименованных в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, автору найти не удалось, однако письмами о наличии соответствующей лицензии в отношении иных операций, указанных в ст. 149 НК РФ, справочные правовые системы просто изобилуют (см., например, письма Минфина России от 24.02.2009 N 03-07-11/43, от 24.09.2008 N 03-07-07/95, от 15.03.2006 N 03-04-05/04, ФНС России от 05.11.2008 N 3-1-07/588, УФНС по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478).

Как правило, арбитражные суды разделяют позицию контролирующих органов и при рассмотрении споров указывают на неправомерность применения льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ, если у налогоплательщика нет соответствующей лицензии.

Так, ФАС ВСО в Постановлении от 11.08.2006 N А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1 пришел к выводу о незаконном применении налогоплательщиком льготы по НДС при осуществлении железнодорожных пассажирских перевозок без соответствующей лицензии.

Вместе с тем если при рассмотрении спора выяснится, что у налогоплательщика отсутствовала реальная возможность для получения лицензии по не зависящим от него причинам, применение льготы по НДС без лицензии может быть признано судом правомерным.

В Постановлении ФАС ЗСО от 06.02.2007 N Ф04-37/2007 (30927-А27-42) арбитры пришли к выводу, что хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по перевозке пассажиров автотранспортом, правомерно воспользовался льготой по НДС, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, при отсутствии у него надлежащим образом оформленной лицензии.

При рассмотрении спора суд исходил из того, что в данном случае квалифицирующим признаком является вид деятельности, а не наличие лицензии. Налогоплательщик оказывал услуги на условиях публичности, которая является одним из отличительных признаков такого вида услуг, по единым тарифам, с предоставлением пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных законодательством, что в силу ст. 149 НК РФ является основанием для освобождения от уплаты НДС.

Кроме того, ФАС ЗСО установил, что у хозяйствующего субъекта до оформления документов о передаче учредителем в его оперативное управление автотранспортных средств отсутствовала какая-либо реальная возможность получения лицензии, а несвоевременное получение ее было связано с бездействием иных органов.

Арбитры приняли во внимание и те факты, что налогоплательщик фактически являлся единственной транспортной организацией, осуществляющей автомобильные внутригородские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров на соответствующей территории, а также что хозяйствующим субъектом принимались меры к получению лицензии.


С.А. Королев,

эксперт журнала "ИП: бухгалтерский

учет и налогообложение"


1 сентября 2010 г.


"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Адрес в Интернете: www.audar-press.ru