Письмо ЦБР от 28 мая 1997 г. N 457 "О критериях определения финансового состояния банков" (утратило силу)

Письмо ЦБР от 28 мая 1997 г. N 457
"О критериях определения финансового состояния банков"

ГАРАНТ:

О критериях определения финансового состояния банковских кредитных организаций см. Указание Банка России от 30 апреля 2008 г. N 2005-У

О критериях определения финансового состояния небанковских кредитных организаций см. Указание ЦБР от 31 марта 2000 г. N 766-У

В целях совершенствования методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения лучших условий применения к ним адекватных мер надзорного реагирования все банки с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:

 

1 категория. Финансово стабильные банки

 

Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.

Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

2 категория. Проблемные банки

 

Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.

Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.

Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц).

Краткая характеристика групп:

 

Группа 1. Отсутствуют признаки проблемности. Банк выполняет все требования действующего законодательства и Банка России, включая пруденциальные нормы деятельности*.

 

Группа 2. Имеются отдельные недостатки в деятельности. При этом финансовые трудности носят, главным образом, потенциальный характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные признаки. Непосредственная угроза интересам кредиторов и клиентов банка отсутствует.

Под материальными признаками финансовых трудностей здесь и далее понимается прежде всего ухудшение в состоянии капитала (снижение величины капитала) и ликвидности (возникновение и увеличение продолжительности неплатежей в связи с отсутствием средств на корсчетах банка).

Ко второй группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:

невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности;

наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от одного до трех дней**;

снижение абсолютной величины собственных средств (капитала)*** банка в размере от 5 до 10% их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала****;

выявление недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (завышение либо занижение финансового результата, величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);

поступление жалоб кредиторов и клиентов банка, жалоб на деятельность филиалов банка от территориальных управлений Банка России, отсутствие положительного аудиторского заключения в случае, если эти жалобы и т.п. не подтверждены сведениями об испытываемых банком финансовых трудностях, вытекающими из отчетных документов и иной информации (например, о наличии просроченной задолженности по платежным и другим расчетным документам). В этих случаях для уточнения реального финансового состояния банков, а также для подтверждения достоверности представляемой ими в Банк России отчетности следует проводить комплексные или тематические инспекционные проверки их деятельности;

неблагоприятные изменения в положении или составе участников и руководителей банка (неудовлетворительное финансовое состояние собственников банка, привлечение в оборот банка капитала сомнительного происхождения и т.п.);

другие признаки, позволяющие судить об отдельных недостатках в деятельности банка (по результатам анализа бухгалтерской, финансовой отчетности и другой имеющейся в территориальном учреждении Банка России).

При наличии у банка двух и более приведенных выше признаков либо одновременном невыполнении нескольких пруденциальных норм, наличии иной информации, позволяющей территориальному учреждению Банка России сделать вывод о существовании серьезных проблем в деятельности банка, главные управления (национальные банки) Банка России вправе отнести его к менее "благополучной" группе проблемности.

Меры надзорного реагирования со стороны Банка России к банкам, отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызывавших эти проблемы, и могут варьироваться от рекомендаций и предупреждений до направления предписаний об устранении указанных недостатков, взыскании штрафа.

Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.

К третьей группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:

наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от 4 до 30 дней подряд;

снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка на 10% и более против их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала;

выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышения величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);

непредставление на текущую отчетную дату (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности, если аналогичные нарушения не допускались в течение последних пяти месяцев, предшествующих анализируемой дате.

Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные выше, а также требования к банку по разработке программы финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка.

 

Группа 4. Проблемы приобрели наиболее острый или/и затяжной характер.

К четвертой группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:

наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корсчете свыше 30 дней подряд;

снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного уставного капитала;

повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);

непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности на две отчетные даты, включая анализируемую за последние шесть месяцев.

Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости данного банка для экономики страны (региона) могут включать требование к участникам банка об изыскании реальных источников рекапитализации, о замене руководителей и/или главного бухгалтера банка, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

ГАРАНТ:

Об оформлении ходатайства об отзыве лицензии на совершение банковских операций см. письма ЦБР от 27 декабря 1993 г. N 15-2-4/1170, от 23 июля 1996 г. N 308

О порядке применения мер воздействия к финансово неустойчивым банкам, отнесенным к третьей и четвертой классификационным группам в соответствии с настоящим письмом, см. Указание ЦБР от 27 марта 1998 г. N 192-У

 

Сведения об отнесении банков к классификационным группам носят строго конфиденциальный характер и могут сообщаться только самому банку, его владельцам (Совету директоров) и Банку России.

С выходом настоящего письма утрачивает свое действие письмо Банка России от 02.04.96 г. N 265.

 

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации

А.В.Турбанов

 

-----------

* Под пруденциальными нормами деятельности здесь и далее понимаются требования, определенные Инструкцией Банка России от 31.03.97 г. N 59, а именно: предельные величины рисков, принимаемых банками; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность банков и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение банков или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и информации при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банков.

** Здесь и далее при определении длительности неоплаченных платежных и других расчетных документов следует брать данные о картотеках к внебалансовым счетам N 9919 и 9920 из отчетности о неоплаченных расчетных документах из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций (ф. N 723).

Данный признак рассматривается применительно к ситуации по банку в целом. Банки, имеющие в своем составе филиалы, при наличии неоплаченных платежных и других расчетных документов и достаточности средств на корсчетах в их сводных балансах (бал/сч. N 161 с учетом операций по всем корреспондентским субсчетам) относятся к группе, предшествующей той, к которой они должны быть отнесены в соответствии с данными указаниями, исключая возможность их отнесения к 1-й группе.

*** Здесь и далее по тексту рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.01.96 г. N 1 (с учетом изменений и дополнений).

**** При введении новой методики расчета капитала здесь и далее сравнение ведется с интерполированными величинами (6 месяцев).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В целях совершенствования методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения лучших условий применения к ним адекватных мер надзорного реагирования Банком России установлены критерии определения финансового состояния банков



Письмо ЦБР от 28 мая 1997 г. N 457 "О критериях определения финансового состояния банков"


Текст письма опубликован в журнале "Экспресс-закон", 1997 г., N 25, с. 78, в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", N 10, 1997 г., в "Вестнике Банка России" от 8 апреля 1998 г. N 22, в Еженедельнике официальной информации "Курьер" от 17 апреля 1998 г. N 15, в газете "Бизнес и банки", N 18, май 1998 г.


Указанием ЦБР от 31 марта 2000 г. N 766-У настоящее письмо признано утратившим силу