Вопрос: Мировое соглашение подписано с компанией, которая поставляла в рамках приносящей доход деятельности в бюджетное учреждение программные продукты и оказывала консультационные услуги по их работе. Согласно мировому соглашению ответчик добровольно уплачивает истцу денежную сумму в размере 210 000 руб. Средства в сумме 210 000 руб., уплачиваемые истцу, не являются погашением кредиторской задолженности в рамках договоров, заключенных на поставку товаров и оказание услуг. Какие проводки должны быть сделаны в бухгалтерском учете бюджетной организации (ответчик) в случае подписания мирового соглашения? Какой налоговый учет должен быть в данном случае? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2015 г.)

Мировое соглашение подписано с компанией, которая поставляла в рамках приносящей доход деятельности в бюджетное учреждение программные продукты и оказывала консультационные услуги по их работе.

Согласно мировому соглашению ответчик добровольно уплачивает истцу денежную сумму в размере 210 000 руб.

Средства в сумме 210 000 руб., уплачиваемые истцу, не являются погашением кредиторской задолженности в рамках договоров, заключенных на поставку товаров и оказание услуг.

Какие проводки должны быть сделаны в бухгалтерском учете бюджетной организации (ответчик) в случае подписания мирового соглашения? Какой налоговый учет должен быть в данном случае?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы, обусловленные непосредственно мировым соглашением, не являющиеся погашением кредиторской задолженности в рамках заключенных договоров на поставку товаров и оказание услуг, подлежат отражению по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

В бухгалтерском учете подобные расходы относятся на финансовый результат.

Для целей налогообложения прибыли расходы, как непосредственно связанные с приносящей доход деятельностью и как признанные должником (бюджетным учреждением), могут быть учтены в составе внереализационных расходов.


Обоснование вывода:

В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, подлежат отнесению на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ. На эту статью КОСГУ относятся, в частности, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций.

Также отметим, что требования Указаний N 65н по отнесению расходов к определенным кодам КОСГУ подлежат единообразному применению в любых организациях госсектора.

Для организаций госсектора, являющихся участниками бюджетного процесса, существует требование по увязке применяемых кодов КОСГУ с кодами видов расходов. Так, согласно Указаниям N 65н расходы на исполнение судебных актов РФ, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений, осуществляются с применением элемента видов расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений...". К таким расходам относятся, в частности, расходы на уплату пеней и штрафов по государственным (муниципальным) контрактам, расходы по возмещению морального вреда.

При этом в Приложении 5 к Указаниям N 65н для кода вида расходов 831 предусмотрена увязка с кодами КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению" и 290 "Прочие расходы".

С учетом приведенных норм можно сделать обоснованный вывод, что в рассматриваемой ситуации оплата истцу по мировому соглашению, не связанная с погашением кредиторской задолженности в рамках заключенных договоров на поставку товаров и оказания услуг, может быть осуществлена за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Если учреждением не создавался резерв предстоящих расходов, возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий (п. 302.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н), то выплата по мировому соглашению относится на финансовый результат и отражается по дебету счета 401 20 "Расходы текущего финансового года".

Таким образом, в соответствии с положениями п.п. 254, 295 Инструкции N 157н, а также п.п. 114, 115, 128, 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть оформлены следующие записи:

Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 302 91 730

- начислена задолженность бюджетного учреждения по мировому соглашению (отражены иные, дополнительные расходы, обусловленные непосредственно мировым соглашением);

Дебет 2 302 91 830 Кредит 2 201 11 610

- перечислена задолженность Истцу по мировому соглашению со счета учреждения; одновременно увеличение забалансового счета 18 (код 290 КОСГУ).


Налоговый учет


В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ бюджетное учреждение - должник может включить в состав внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль признанные или подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. К таким санкциям относятся и проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами, подлежащие уплате на основании решения суда (письмо Минфина России от 07.03.2014 N 03-03-06/2/10089).

Датой признания расходов в виде штрафа, пеней у налогоплательщика, определяющего доходы и расходы методом начисления, является дата признания им санкций либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации указанные внереализационные расходы могут быть признаны на дату вынесения арбитражным судом определения об утверждении мирового соглашения (п. 4 ст. 139 АПК РФ).

Кроме того, в составе внереализационных расходов могут быть учтены судебные расходы и арбитражные сборы пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ.


Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение обязательств, возникших из гражданско-правовых договоров;

- Энциклопедия решений. Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60;

- Энциклопедия решений. Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Признанные штрафы, пени, иные санкции по договорам при налогообложении прибыли;

- Энциклопедия решений. Судебные расходы в целях налогообложения прибыли.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга


27 февраля 2015 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.