Учет материалов при УСН
Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Как при УСН учитываются приобретенные и использованные в производстве материалы?
Юридические аспекты
Гражданско-правовые отношения, возникающие при приобретении материалов, регулируются главой 30 ГК РФ "Купля-продажа". В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Существенными условиями договора купли-продажи являются наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
- вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара (п. 1 ст. 458).
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 10: по дебету/по кредиту |
С 1 января 2013 года согласно ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме.
Учет материалов ведется в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Согласно п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение. К фактическим затратам на приобретение МПЗ за плату относятся расходы, перечисленные в п. 6 ПБУ 5/01.
С 20 июня 2016 года в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может оценивать приобретенные сырье и материалы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета оприходование приобретенных материально-производственных запасов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по цене поставщика. Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать стоимость товаров, сырья и материалов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).
При применении такого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство - при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции) (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
В п. 13.3 ПБУ 50/01 установлено, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухучета, может признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
При применении такого упрощенного способа ведения бухучета расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы") и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов. Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка указанных материально-производственных запасов (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.
При этом, поскольку организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, суммы НДС, предъявленные поставщиками материалов, не принимаются к вычету, а учитываются в их фактической себестоимости.
Подробнее о порядке бухгалтерского учета приобретения материалов см. Учет приобретения материалов за плату.
Использование МПЗ учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Признаются такие расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (пункты 16, 17, 18 ПБУ 10/99).
Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учете списание в расходы осуществляется одним из методов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01.
Выбор применяемого метода отражается в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета (п. 73 Методических указаний).
Подробнее о списании материалов см. Учет отпуска материалов в производство
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации предназначен счет 10 "Материалы". Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Материалы учитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Аналитический учет по счету 10 ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.). В зависимости от положений учетной политики организации поступление материалов может отражаться с использованием синтетических счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.
Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.
При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета "Прочие доходы и расходы".
Документооборот
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Порядок оформления документов по приемке и списанию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Получение материалов
Для подтверждения приобретения товарно-материальных ценностей первичными документами служат сопроводительные документы, предусмотренные договорами поставки, например, товарная накладная (может быть разработана на основе формы N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 или формы N М-15, утвержденной постановлением Госкомстата от 30.10.1997 N 71а).
Обратите внимание, что ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов. О порядке применения УПД см. также письма ФНС России от 05.03.2014 N ГД-4-3/3987@, от 06.02.2014 N ГД-4-3/1984@.
Первичными документами по оприходованию материалов, поступивших в организацию, является приходный ордер (за основу может быть принята форма N М-4, если количество и качество полученных материалов совпадают с данными поставщика) либо акт о приемке материалов (за основу может быть принята форма N М-7, если имеются разногласия). На основании приходного ордера или акта о приемке материалов заполняется карточка учета материалов (за основу может быть принята форма N М-17). Все унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Минфин России в письме от 29.10.2002 N 16-00-14/414 "О порядке оформления поступающих материалов" указал, что вместо составления приходного ордера приемка и оприходование материалов может осуществляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная, и т. п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Данное положение, предусматривающее упрощенную процедуру документального оформления поступивших материалов, закреплено в Методических указаниях.
Списание материалов
Согласно п. 100 Методических указаний первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-8), требование-накладная (может быть разработано на основе типовой межотраслевой формы N М-11), накладная (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-15). Образцы типовых форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Кроме того, для некоторых отраслей утверждены специальные формы первичной документации. Например, в общественном питании применяются формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. На их основе организации общепита могут разработать собственные бланки.
Налоговый учет материалов при УСН
В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести учет для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее - Книга).
Расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в графе 5, которая обязательно заполняется налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. При заполнении Книги следует указать в ней отдельной строкой стоимость материалов, приобретенных и оплаченных, отдельно - суммы НДС, а также суммы таможенных платежей и пошлин, уплаченных при приобретении этих материалов.
Налогообложение
Организации, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ доходы могут быть уменьшены на материальные расходы (в том числе на затраты на приобретение сырья и (или) материалов). Указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и документальное подтверждение), и в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Исходя из п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.
Налогоплательщики, применяющие УСН, суммы входного НДС, уплаченные при приобретении материалов, не включают в их стоимость, а учитывают как отдельный вид расходов, что предусмотрено пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченных при ввозе ТМЦ на территорию РФ, также не включаются в их стоимость, а учитываются как отдельный вид расходов на основании пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), учитываются в момент погашения задолженности путем списания денег с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения - в момент такого погашения (кассовый метод).
Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ, управляющие организации, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, заключившие договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с ТКО) в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, не учитывают при исчислении налога в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг, в случае, если такие средства получены указанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при определении объекта налогообложения в соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
Таким образом, расходы налогоплательщика на приобретение материалов при УСН признаются после их фактической оплаты и оприходования (письмо Минфина России от 23.01.2009 N 03-11-06/2/4).
То есть момент списания в производство не имеет значения (письма Минфина России от 08.07.2009 N 03-11-09/241, от 14.05.2009 N 03-11-06/2/91).
Организация, применяющая УСН, приобрела 10 тонн щебня гранитного стоимостью 1 200 000 руб. (в т. ч. НДС 200 000 руб.). Транспортные расходы по доставке щебня составили 60 000 руб., включая НДС 10 000 руб. Щебень и его транспортировка оплачены. Весь щебень в том же периоде отпущен в производство.
В бухгалтерском учете следует отразить операцию так:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
10, субсчет "Сырье и материалы" |
1 200 000 |
отражено приобретение щебня |
|
60 000 |
стоимость транспортных услуг по доставке щебня включена в его себестоимость |
Отпуск щебня в производство отражается следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
10, субсчет "Сырье и материалы" |
1 260 000 |
списана стоимость щебня, переданного в производство (с учетом транспортно-заготовительных расходов) |
В налоговом учете стоимость щебня учитывается в расходах в момент его оприходования и оплаты. Транспортные услуги по доставке щебня также включаются в расходы после их принятия к учету и оплаты. Суммы НДС, относящиеся к стоимости щебня и транспортных услуг, отражаются в Книге учета доходов и расходов в отдельных строках.
Учет материалов при УСН
Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Как при УСН учитываются приобретенные и использованные в производстве материалы?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации