Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Обзор важных изменений налогового законодательства, вступающих в силу в начале 2014 года (Скворцов А., Специально для системы ГАРАНТ, декабрь 2013 г.)

Обзор важных изменений налогового законодательства, вступающих в силу в начале 2014 года

 

1. Общие положения. Налоговый контроль и взаимодействие с налогоплательщиками

 

1.1. Представление налоговой отчётности в электронном виде

 

Краткое описание. Увеличение обязанностей некоторых категорий налогоплательщиков и налоговых агентов. Редакционные дополнения пунктов 3, 12 ст. 80 НК РФ.

 

Обязанность представлять в ИФНС декларацию (расчёт), только в электронном виде если информация, содержащаяся в ней, не относится к государственной тайне, касается в 2014 году следующих лиц:

- налогоплательщика*(1), среднесписочная численность работников которого за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

- созданного в календарном году (в том числе в результате реорганизации) юридического лица, численность работников которого превышает 100 человек;

- отдельных категорий налогоплательщиков в случае, предусмотренном для отдельного вида налога. Например, декларация по налогу на добавленную стоимость должна представляться только в электронном виде, за исключением минимального числа случаев.

Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется как передача сведений в установленном ФНС России формате, удостоверенных квалифицированной электронной подписью, через спецоператора (информационного посредника) и последующую обязанность отправителя уведомить налоговый органа о факте получения подтверждения приёмки документов ИФНС в электронном виде. Следует отметить, что в течение 2013 года НК РФ не требовал передачу сведений через спецоператора, хотя такие условия содержались в ранее принятых актах ФНС России. Наиболее вероятно, потребуется аккредитация спецоператоров в ФНС России в порядке, который ещё только будет установлен.

 

1.2. Налоговые проверки. Истребование документов

 

Краткое описание. Увеличение объёма потенциально проверяемых сведений в существующих формах налогового контроля. Дополнительные обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов, иных лиц), фактический объём которых зависит от применения своих дискреционных полномочий налоговыми органами.

 

Налоговые органы получили право в ходе камеральной проверки истребовать у любых лиц (налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, обязанных представлять в налоговый орган декларацию (расчёт)) необходимые для точного исчисления налога дополнительные документы, в том числе содержащие условия гражданско-правового договора (иного порождающего имущественные последствия акта) или подтверждающие этапы исполнения обязательства. В частности, от участников простого товарищества, инвестиционного товарищества или регионального инвестиционного проекта может быть истребована документированная информация, связанная с особенностями их деятельности, например о степени участия каждого лица на интересующей временной стадии проекта.

Упомянутое право налогового органа возникает как результат следующей последовательности действий:

- выявление налоговым органом неточностей в декларации (расчёте) или заявленного налогоплательщиком убытка, изменения налоговой базы в сторону уменьшения по сравнению с ранее представленными при проверке уточнённой налоговой декларации, а также при выявлении налоговым органом несоответствия в документах, полученных в ходе мероприятий налогового контроля;

- требование пояснений от соответствующего лица. Вместе с пояснениями в налоговый орган могут передаваться подтверждающие фактические обстоятельства документы.

Кроме того, установлено особое правило, связанное с наличием пресекательных сроков: при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточнённой налоговой декларации (расчёта), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в который уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учёта, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Введена административная ответственность за непредоставление упомянутых документов (п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126, ст. 129.1 НК РФ). Обратите внимание, что обязанность предоставления документов, содержащих упомянутые сведения, и ответственность за её неисполнение распространяется на физических лиц.

 

1.3. Значительно возросло количество категорий налоговых споров, требующих для обращения за судебной защитой предварительного административного апелляционного пересмотра

 

Краткое описание. Совершенствование налогового администрирования. Обеспечение единообразия применения законодательства территориальными налоговыми органами.

 

Обязательный досудебный порядок обжалования (апелляционное обжалование в административном порядке) ненормативных правовых актов территориальных органов ФНС установлен с 4 августа 2013 года для решений, вынесенных в результате налоговой проверки в порядке ст. 101 НК РФ, а с 1 января 2014 года - осуществляется лишь в вышестоящем налоговом органе в отношении любых ненормативных правовых актов территориальных налоговых органов, кроме тех ненормативных актов, которые приняты в результате рассмотрения должностным лицом жалобы на вступившие в силу решение налогового органа, действие (бездействие) должностных лиц налогового органа или апелляционной жалобы на не выступившее в силу решение о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении), вынесенное в соответствии со ст. 101 НК РФ.

Таким образом, пропуск срока апелляционного обжалования (для пересмотра не вступившего в силу) ненормативного акта ИФНС в административном порядке, когда такое досудебное рассмотрение обязательно, потребует для появления процессуальной возможности принятия заявления компетентным судом обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой (заявлением) о восстановлении срока и последующем рассмотрении апелляционной жалобы в административном порядке.

Отметим, что ФНС России прилагает значительные усилия для формирования единого методологического подхода по отношению к возникающем в практике применения налогового законодательства ситуациям, в том числе используя обобщение практики апелляционного административного рассмотрения (подробнее см. приказ ФНС России от 16.10.2013 года N ММВ-7-3/449@).

Ненормативные акты ФНС России по-прежнему обжалуются в судебном порядке без предварительного апелляционного административного рассмотрения.

С 2014 года планируется уточнить процедуру судебного обжалования любого ненормативного акта, приняв Кодекс административного судопроизводства, относящий эту категорию споров из публично-правовых отношений к исключительной подсудности судов общей юрисдикции. Тем самым, наиболее вероятно, существенно изменятся подход к толкованию налогового законодательства, правоприменительная практика по сравнению с положениями, содержащимися в мотивировочной части судебных актов государственных арбитражных судов.

Подробнее см. следующие публикации

 

1.4. Исключение из сведений, составляющих налоговую тайну

 

С 1 января 2014 года более не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ). Поэтому, наиболее вероятно, эти сведения, важные для контрагентов упомянутых лиц, будут включены в общедоступные сетевые информационные ресурсы ФНС России.

 

1.5. Расширение полномочий налогового органа, связанных с доступом к информации, содержащей банковскую тайну

 

Краткое описание. Запрос налогового органа о представлении информации о счетах любых клиентов стал обязательным для российских кредитных организаций. С 1 июля 2014 года российские кредитные организации в течение трёх рабочих дней обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии счёта физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

 

С 1 января 2014 года под "счётом" для цели налогообложения подразумевается любой банковский счёт любого лица, включая физических лиц. Это положение дополнено правом налогового органа получать по мотивированному запросу от российской кредитной организации (далее - банк) сведения о счетах (включая вклады) налогоплательщиков, их наличии и состоянии (см. также письмо ФНС России от 19.11.2013 г. N ЕД-4-2/20793).

Кроме того, с 1 июля 2014 года банк в течение трёх рабочих дней с момента события обязан сообщить в порядке, установленном ЦБР, и электронной форме, установленной ФНС России, о факте открытия или о закрытия счёта (вклада, депозита), об изменении реквизитов счёта (вклада, депозита) любого лица, включая физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, а также о корпоративном электронном средстве платежа (п. 1 ст. 86 НК РФ в редакции подпункта "а" пункта 7 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 года N 134-ФЗ).

 

1.6. Уточнение форм налоговых деклараций

 

Формы деклараций (для распечатки на бумажном носителе и представления в электронном виде с помощью телекоммуникационных средств связи, форматы деклараций) ожидают официальных изменений.

С 2014 года строка "ОКАТО" меняется на "ОКТМО", электронные форматы, утверждаемые непосредственно ФНС России, уже скорректированы, формы для распечатки на бумажном носителе, утверждаемые при условии предварительного согласования с Минфином России, подготовлены ФНС России (письма ФНС России от 17.102013 г. N ЕД-4-3/18585, от 11.11.2013 года N БС-4-11/20128). В то же время есть трудности применения классификатора ОКТМО в начале 2014 года (см. п. 4).

 

2. Редакционные уточнения общих положений

 

Систематизация норм. Правила округления суммы налога стали универсальными, распространяются на исчисление каждого налога, предусмотренного НК РФ. До 50 копеек - отбрасываются, свыше 50 копеек - округляются до полного рубля.

Налоговая ответственность. Ответственность за грубое нарушение правил ведения учёта распространена на индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

 

3. Применение контрольно-кассовой техники

 

Контрольно-кассовая техника является инструментом генерации первичных документов, поэтому изменение требований к визуальному подтверждению факта сертификации контрольно-кассовых аппаратов важно для налогового учёта у продавцов и покупателей. После ежегодного подтверждения факта прохождения технической поддержки контрольно-кассовой техники с 11 января 2014 года должен наноситься знак "Сервисное обслуживание" нового образца. См. письмо Минфина России от 14.11.2013 г. N 03-01-15/49011.

 

4. Исполнение обязанности по уплате налога. Возможные практические трудности перечисления денежных средств в надлежащий бюджет бюджетной системы РФ

 

С начала 2013 года начала формироваться Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП; подробнее см. http://www.roskazna.ru/gis-gmp/), окончательный формат взаимодействия не установлен, в системе зарегистрированы не все российские банковские организации.

ГИС ГМП позволяет органам власти оперативно получать сведения о факте исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежных средств, перечислению сбора надлежащим заявителем, ходатайствующим об осуществлении обусловленных уплатой сбора действий публично-правового характера, - государственной функции (так называемые "государственные услуги"), а также обязательных страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС. Это достигается присвоением платежу идентификатора, однозначно ассоциирующего платёж с его назначением, датой платежа и документальным основанием (например реквизиты требования об уплате налога, решения органа власти о привлечении к имущественной ответственности).

Обязанность по уплате налога, сбора (в частности государственной пошлины) является исполненной при совершении налогоплательщиком упомянутого в п. 3 ст. 45 НК РФ действия. Аналогичный порядок установлен и для обязательных страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС. При этом решающей предпосылкой для результативности действия является исполнимость платёжного поручения банку.

Платёжные поручения об уплате налога (сбора) или обязательного страхового взноса в ПФР, ФСС и ФФОМС претерпят изменения. Кроме обычно предполагаемых для нового финансового года уточнений значений КБК платёжное поручение должно будет содержать новые значения существующих полей:

- заполняя поле "21" ("Очер. плат.") платёжного документа, на мой взгляд, следует с 14 декабря 2013 года применять такое его значение:

- при взыскании по исполнительным документам (исполнительный лист, надлежащий документ с исполнительной надписью нотариуса) сумм оплаты труда, выходных пособий, платежам авторам объектов права интеллектуальной собственности - цифру "2";

- при исполнении требований (инкассовых поручений) налоговых органов, ПФР и ФСС, а также при перечислении, выдачи со своего банковского счёта работодателем (бывшим работодателем, его правопреемником) денежных средств для оплаты труда (платежи из трудовых отношений) - цифру "3";

- при перечислении плательщиком денежных средств в бюджет бюджетной системы РФ, бюджет ПФР, ФСС, ФФОМС - цифру "5" (остальные платежи, идущие в хронологическом порядке).

Действительно, поле 21 "Очер. плат." (Очерёдность платежа) содержит упоминание очерёдности платежа "цифрой в соответствии с федеральным законом или не указывается в случаях, установленных Банком России" (см. Приложение 1 к Положению ЦБР от 19.06.2012 г. N 383-П). Хотя в этом случае нормативно не предусмотрена взаимосвязь публично-правовых элементов (императивных норм) частного права с публично-правовым регулированием процедурных вопросов осуществления банковской деятельности, но традиционно подразумевается, что упомянутым федеральным законом являются положения п. 2 ст. 855 ГК РФ, указанный в этом пункте номер очереди списания с банковского счёта при недостаточности денежных средств на нём. Рассматриваемый реквизит платёжного документа используется не только для формирования инкассового, но и платёжного поручения, то есть приказа плательщика своему банку осуществить платёж на счёт получателя в банке получателя, который возможен даже при недостаточности средств на счёте плательщика в момент отправки приказа банку.

Из-за того, что КС РФ уравнял публично-правовое значение требований об уплате налоговой задолженности и добровольного исполнения обязанности по оплате труда, федеральный законодатель отнёс поручения налоговых органов об уплате налога, задолженности по налогам и сборам в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, а также требований ПФР и ФСС о перечислении средств в бюджет внебюджетных фондов к третьей очереди, приоритетной по отношению к другим требованиям из исполнительных листов, связанным с взысканием денежных средств. Ранее упомянутые требования о перечислении в бюджет составляли отдельную очередь (четвёртую). Таким образом, количество очередей, упомянутых в п. 2 ст. 855 ГК РФ, уменьшилось на одну и стало равным пяти.

- поле "Код" ("22") с 31 марта 2014 года будет называться "Универсальный идентификатор платежа" (УИП), предназначено для детализации назначения платежа. Например, содержать номер договора, по которому осуществляется банковская операция для исполнения встречного имущественного предоставления в денежной форме, а в соответствующих случаях, вероятно, т.к. прямо о соотношении терминов Указание ЦБР от 15.07.2013 N 3025-У не говорит, содержать идентификатор исполнения в денежной форме публично-правовой обязанности - Универсальный идентификатор начисления. Наиболее вероятно, потребуется совместный (согласованный) нормативный правовой акт ЦБР и Минфина России.

- с 4 февраля по 31 марта 2014 года включительно в начале поля "Назначение платежа" нужно добавить Универсальный идентификатор начисления (далее - УИН), состоящий из 23-х печатных знаков, в таком виде:

- первые три знака принимают значение "УИН";

- знаки с 4 по 23 соответствуют значению уникального идентификатора начисления.

В платёжных документах на уплату налога (сбора) физического лица вместо упоминания УИН, как альтернативный вариант, указывается индекс документа из извещения налогоплательщика-физического лица, заполненного налоговым органом (наиболее вероятно, подразумевается онлайн-сервис ФНС России "Заплати налоги", "Личный кабинет налогоплательщика", а также письменное извещение (требование) налогового органа, направленное в адрес налогоплательщика).

В отсутствии нормативных требований предполагается, что кредитная организация в процессе формирования платёжного поручения генерирует УИН, используя установленный соответствующим администратором бюджета алгоритм.

Важно! 24 января 2014 года официально опубликован текст приказа Минфина России от 12.11.2013 года N 107н, при этом по сравнению с имевшейся у автора на момент подготовки статьи (21 декабря 2013 года) электронной копией светокопии документа до прохождения процедуры регистрации в Минюсте России уже не содержится упоминание о рекомендательном характере добавления УИН в поле "Назначение платежа" в период до 1 апреля 2014 года.

Обратите внимание! В качестве элемента идентификации непосредственного плательщика при перечислении денежных средств в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, бюджет ПФР, ФФОМС в реквизите "101" (поле "Статус плательщика") распоряжения (платёжное поручение банку) указывается двухразрядное числовое обозначение статуса плательщика, используя значения, приведённые в Приложении N 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 года N 107н. Следует отметить, что поле "101" платёжного документа должно содержать информацию, требуемую в соответствии с нормативным правовым актом, принятым по согласованию с ЦБР или совместным нормативным правовым актом, но в тексте официальной публикации отсутствует какое-либо упоминание о факте такого согласования Приложения N 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 года N 107н ("Российская газета" от 24 января 2014 года, N 15).

- поле "105" до 1 января 2014 года, требующее указание кода по классификатору ОКАТО, теперь будет содержать код Общероссийского классификатора территории муниципальных образований (ОКТМО) "территории мобилизации средств" или места представления декларации, или места, упомянутого в соответствующем уведомлении госоргана. Трудность состоит в том, что в настоящий момент ещё действует редакция приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 года N 159-ст). Кроме того, предположительно действующий с 1 января 2014 года классификатор ОК 033-2013 содержит значительно большее число разрядов уровней детализации, чем предшественник. Поэтому в начале 2014 года, вероятно, будут технические сложности с заполнением платёжного поручения;

- платёжное поручение на перечисление в бюджет бюджетной системы РФ, бюджет ПФР, ФСС и ФФОМС должно содержать упоминание статуса и идентификацию отправителя (например, идентификатором физического лица для цели уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС может быть или номер СНИЛС, или ИНН, или номер и серия паспорта, также потребуется упоминание адреса постоянной регистрации обязательно, а также другую информацию о плательщике, требуемую в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Подробнее см. следующие публикации

 

5. Упрощённая система налогообложения, Патентная система налогообложения, Единый налог на вменённый доход

 

Упрощённую систему налогообложения (далее - УСН) с 1 января 2014 года не могут применять микрофинансовые организации, а также юридические лица, занимающиеся организацией и проведением азартных игр.

Индивидуальный предприниматель, истребующий патент на предусмотренный п. 2 ст. 346.43 НК РФ вид (виды) деятельности для осуществления на территории выбранного субъекта РФ, подлежит однократной постановке на учёт в соответствующем территориальном налоговом органе (далее - специальный учёт в ИФНС).

Специальный учёт в ИНФС осуществляется на срок действия патента. Кроме того, физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и сразу начать применять Патентную систему налогообложения, должно подать заявление в территориальный налоговый орган по месту жительства о получении патента вместе с документами, требующимися для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и в этом случае при условии отсутствия препятствий для выдачи патента упомянутый налоговый орган независимо от факта выдачи патента именно этим территориальным налоговым органом принимает на учёт как налогоплательщика, применяющего Патентную систему налогообложения в отношении избранных видов деятельности. В случаях, упомянутых в п. 8 ст. 346.45 НК РФ, когда применяющий Патентную систему налогообложения индивидуальный предприниматель обязан заявить (по утверждаемой ФНС России форме) в любой налоговый орган по месту специального учёта в ИФНС об утрате права, налогоплательщик должен сообщить реквизиты всех выданных ему патентов и сроки их действия.

Коэффициент-дефлятор на 2014 год в целях применения УСН, Патентной системы налогообложения - 1,067, для цели применения ЕНВД - 1,672*(2). Изменение значения коэффициента-дефлятора индексирует показатели, применяемые для исчисления налоговой базы Патентной системы налогообложения, ЕНВД. Коэффициент-дефлятор для УСН индексирует значение предельного дохода налогоплательщика в течение календарного года, с момента превышения которого налогоплательщик обязан вернуться к применению общего режима налогообложения с начала соответствующего квартала.

 

6. Обязательные страховые взносы "за себя" в 2014 году

 

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные (негосударственные) нотариусы и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - самозанятые лица) для обеспечения своих пенсионных прав перечисляют в бюджет Пенсионный фонд России (далее - ПФР) обязательный страховой взнос, величина которого зависит от размера дохода самозанятого лица, определяемого как совокупность всех доходов, исчисленных для цели налогообложения в рамках каждого применяемого страхователем налогового режима:

- при доходе до 300000 рублей - 17328 рублей 48 копеек, то есть МРОТ*12*26%. Перечисляется до 31 декабря 2014 года;

- при доходе более 300000 рублей - 17328 рублей 48 копеек плюс 1% превышающего 300000 руб. дохода, но в сумме не более 138627 рублей 84 копейки. Часть обязательного страхового взноса в размере до 17328 рублей 49 копеек включительно перечисляется не позднее 31 декабря 2014 года, а сверх 17328 рублей 48 копеек - не позднее 1 апреля 2015 года.

Главы крестьянских фермерских хозяйств вне зависимости от дохода перечисляют для обеспечения своих пенсионных прав и пенсионных прав других членов крестьянского фермерского хозяйства в ПФР обязательный страховой взнос в размере 17328 рублей 48 копеек, умноженных на количество членов крестьянского фермерского хозяйства, считая самого главу КФХ. Перечисляется до 31 декабря 2014 года.

Формула расчёта размера обязательных страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, уплачиваемых упомянутыми лицами для обеспечения гарантий, предусмотренных в их отношении программой обязательного медицинского страхования на территории РФ, не изменится, но размер за счёт увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) составит в 2014 году 3399 рублей 05 копеек. Обязательный страховой взнос перечисляется до 31 декабря 2014 года.

Размер добровольных страховых взносов в Фонд социального страхования, уплачиваемых в порядке, определённом постановлением Правительства России от 02.10.2009 года N 790, составляет в 2014 году 1932 рубля 79 копеек.

Обратите внимание, что если рассматриваемые лица выступают как страхователи других лиц (работодатель, сторона договора на оказание услуг (выполнение работ), осуществляющая встречное имущественное предоставление), то в случае и порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, перечисляют для обеспечения соответствующих прав застрахованных лиц обязательные страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС.

 

7. Единый расчётный документ для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчётный период начиная с 1 января 2014 года*(3) должны перечисляться в Пенсионный фонд России (далее - ПФР) с указанием кода бюджетной классификации (КБК), предназначенного для учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - на выплату страховой части трудовой пенсии*(4), с использованием единого расчётного документа, направляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 421-ФЗ)*(5). При этом платежи в ПФР за страховые периоды до 2014 года нужно перечислять с использованием КБК, действующего на момент фактического исполнения обязанности.

 

Вместе с тем, наиболее вероятно, рассматриваемый порядок не может применяться для уплаты тех штрафных санкций (пени), которые не связаны с платежами на формирование страховой части трудовой пенсии (с 2015 года - пенсионных прав для страховой пенсии), так как эти платежи не являются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в смысле части шестой абзаца первого ст. 3 и с учётом части третьей ст. 2, ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ. Вероятно, что и для штрафных санкций (пени), связанных с платежами на формирование страховой части трудовой пенсии (с 2015 года - пенсионных прав для страховой пенсии), применять такой порядок уплаты как единый расчётный документ по той же причине не нужно, но всё равно потребуется в соответствии с действующим законодательством использовать аналогичный КБК с указанием надлежащего подвида дохода (392 1 02 02010 06 5000 160).

 

Следует отметить, что, на взгляд автора, терминологический аппарат Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ содержит несогласованность, выявляемую при логическом сопоставлении: "солидарная часть страховых взносов" не является индивидуальным возмездным платежом, идущим на формирование пенсионных прав, то есть "страховым взносом на обязательное пенсионное страхование". К существенному недостатку юридической техники следует отнести определение термина "солидарная часть страховых взносов" как производного от термина "страховой взнос на обязательное пенсионное страхование" (основное понятие), так как именно целевое назначение платежа как платежа на обеспечение пенсионных прав застрахованных лиц является ключевым признаком в определении основного понятия и этот же признак прямо исключается в определении производного понятия, что приводит к использованию в легальном определении производного понятия словосочетания с нулевым объёмом значения в качестве общего и в целом к тавтологичности такого определения.

 

Поэтому несмотря на известные определения КС РФ от 5.02.2004 года N 30-О и 28-О "солидарную часть страховых взносов", появившуюся в 2012 году точнее отнести к имеющим налоговую природу (целевой налог).

 

Вторым следствием упомянутого несоответствия объёмов легальных определений (отсутствие платежа, одновременно относящегося к обоим видам) мог бы стать мотивированный вывод о неприменимости упомянутого положения ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ к уплате солидарной части страховых взносов (10% сверх "лимита") и о необходимости использования соответствующего цели платежа кода бюджетной классификации, но ПФР как администратор доходов бюджета своего фонда своевременно разъяснил*(6), что всё-таки надо использовать и в этом случае единый расчётный документ, применив КБК для учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии.

 

Форма (электронный формат) единого расчётного документа не утверждена.

 

_____________________________

*(1) Или другое лицо, на которое возложена обязанность по представлению соответствующей налоговой декларации, расчёта. Например, покупатель, применяющий упрощённую систему налогообложения и выставивший счёт-фактуру с выделенной суммой налога. См. Энциклопедию решений. Порядок уплаты НДС неплательщиками и налоговыми агентами.

*(2) Приказ Минэкономразвития РФ от 7.11.2013 года N 652.

*(3) Включая, например, следующие:

- уплачиваемые в фиксированном размере (см. п. 6);

- добровольные взносы на обязательное пенсионное страхование сверх минимально необходимых в целях увеличения объёма пенсионных прав;

- дополнительные страховые взносы для некоторых категорий страхователей, связанные с обеспечением прав застрахованных лиц, имеющим право на выход на пенсию до момента достижения сочетания стандартных условий о возрасте, страховом стаже и с 2015 года - минимальном количестве накопленных баллов.

*(4) КБК 392 1 02 02010 06 1000 160 - платежи, 392 1 02 02010 06 5000 160 - соответствующие пени, штрафы.

*(5) Из формулировки упомянутой статьи 22.2 неясно, следует ли направлять в ПФР единый расчётный документ с отметкой банка об исполнении, то есть быть в какой-то мере элементом персонифицированного учёта, или законодатель такой замысловатой фразой лишь детализирует порядок банковских расчётов в целях уплаты обязательных страховых взносов в ПФР. Как следует из текста соответствующего законопроекта в первом чтении "единый платёжный документ" стал со второго чтения называться "единый расчётный документ", то есть первоначально целью была всё-таки унификация реквизитов платёжной квитанции (распоряжения банку), а не установление обязанности произвести расчёт суммы обязательного страхового взноса по определённой форме, дополнительно к имеющейся отчётности. К сожалению, ни пояснительная записка внесённого Правительством России законопроекта, ни известные автору общедоступные замечания в отношении текста законопроекта не содержат описания назначения единого платёжного (расчётного) документа.

*(6) Информация представлена на официальном сайте Пенсионного фонда России (Системе ГАРАНТ. Заметим, что в том же информационном сообщении несколькими абзацами ранее было упомянуто в общем-то обратное: "Важно! В 2014 году КБК по всем видам платежей администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, остаются прежними, не изменяются".

 

А. Скворцов

Юрист компании Гарант

 

 

Обзор важных изменений налогового законодательства, вступающих в силу в начале 2014 года

 

Справка подготовлена юристом компании Гарант А. Скворцовым

 

Текст статьи дополнен по состоянию законодательства на 29 января 2014 года.