Энциклопедия решений. Случаи и порядок уплаты НДС неплательщиками и налоговыми агентами

Случаи и порядок уплаты НДС неплательщиками и налоговыми агентами

Для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, и для налоговых агентов, перечисляющих налогоплательщикам - иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых является территория РФ, п. 4 ст. 174 НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты НДС.

В п. 5 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением НДС:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (в том числе применяющими УСН, ЕНВД - см. письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-07-11/28306), или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС. Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус плательщика НДС, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты положениями главы 21 НК РФ не предусмотрена (см. п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК РФ необходимо учитывать, что обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав (см. п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Таким образом, неплательщики НДС не имеют права на вычет НДС, даже если уплатили налог в бюджет в силу требований п. 5 ст. 173 НК РФ, а плательщики при тех же обстоятельствах получают право на вычет.

Примечание

Выдача неплательщиками НДС розничным покупателям кассовых чеков (приравненных к ним документов) не приравнивается в целях п. 5 ст. 173 НК РФ к выставлению счета-фактуры и не является основанием для уплаты НДС в бюджет (см. постановление КС РФ от 03.06.2014 N 17-П, а также информацию ФНС России от 15.08.2014).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Согласно первому абзацу п. 4 ст. 174 НК РФ уплата НДС лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть НДС уплачивается не равными долями по месяцам, как в общем случае, а единовременно.


Во втором абзаце п. 4 ст. 174 НК РФ указано, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким лицам. Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных иностранных лиц, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.


Для уплаты в бюджет НДС, исчисленного налоговыми агентами по приобретаемому ими государственному и муниципальному имуществу, по приобретаемому ими имуществу должников ст. 174 НК РФ специального срока не установлено. По мнению контролирующих органов, уплату НДС в перечисленных случаях следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. См. письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-07-11/337, от 29.07.2010 N 03-07-11/320, от 19.03.2010 N 03-07-11/72, от 07.07.2009 N 03-07-14/64, от 04.05.2012 N 03-07-11/135, от 29.02.2012 N 03-07-11/54, ФНС России от 29.10.2008 N ШС-6-3/782@.

Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).


Декларацию по НДС налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, должны представлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если последний день срока подачи декларации приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

С 1 января 2015 года согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах. Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется ФНС России.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.