Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения с предоставлением бланков строгой отчетности
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
В случае оказания услуг населению организации (индивидуальные предприниматели) могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (часть 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
В такой формулировке указанная норма прежней редакции п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ может применяться до 1 июля 2018 года (письмо ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911).
В этом случае физическим лицам должны выдаваться бланки строгой отчетности (БСО). Порядок утверждения формы, применения, учета, хранения и уничтожения таких бланков утвержден постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359)*(1).
Организации (индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги населению, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, однако отказ от применения такой техники является правом, а не обязанностью. Иными словами, в подобных случаях они вправе самостоятельно определять: выдавать ли клиентам чеки контрольно-кассовой техники или предоставлять БСО - действующее законодательство признает такие документы равнозначными в целях подтверждения факта осуществления расчетов с использованием наличных денежных средств.
При проверке бланков строгой отчетности, прилагаемых подотчетными лицами к авансовым отчетам, ответственные должностные лица госучреждения прежде всего должны обратить внимание на форму, по которой составлены такие документы.
По общему правилу организации (индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать формы соответствующих бланков строгой отчетности (п. п. 1-3 Положения N 359). При этом БСО обязательно должны содержать все реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения N 359 (письмо Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348).
Например, не требуется утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти формы БСО, выдаваемого при оказании гостиничных услуг (такой вывод следует из норм п. п. 5 - 6 Положения N 359, п. 28 постановления Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации").
Форма БСО (перечень обязательных реквизитов БСО) может утверждаться в соответствии с требованиями п. п. 5 - 6 Положения N 359.
Например, документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. А при использовании железнодорожного транспорта физическим лицам предоставляются БСО, формы которых утверждены приказом Минтранса России от 05.08.2008 N 120.
Как правило, БСО изготавливаются типографским способом. В соответствии с п. 4 Положения N 359, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении формы БСО, изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа:
- сокращенное наименование;
- идентификационный номер налогоплательщика и его место нахождения;
- номер заказа и год его выполнения, тираж.
Пунктом 9 Положения N 359 предусмотрено, что проставление серии и номера на БСО, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Требований о заполнении других обязательных реквизитов такого документа типографским способом Положение N 359 не содержит, следовательно, они могут быть заполнены от руки.
Бланк строгой отчетности может быть изготовлен не типографским способом, а с использованием автоматизированной системы (п. 4 Положения N 359). В этой связи Минфин России указывает на то, что автоматизированная система, предназначенная для формирования БСО, должна обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, то есть простой компьютер и принтер для формирования БСО использованы быть не могут (см. письма от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43).
_______________________________________
*(1) Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" внесены изменения. Порядок применения бланков строгой отчетности, которые должны формироваться только автоматизированными системами, и требования к ним существенно изменились (см., например, п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ). Переходные положения предусмотрены статьей 7 Закона N 290-ФЗ.
Тема
Документы, прилагаемые сотрудниками к авансовым отчетам (для госсектора)
См. также
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при осуществлении расчетов с плательщиками ЕНВД
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при приобретении электронных билетов
Приобретение сотрудником имущества у частных лиц (для госсектора)
Оформление расчетов при направлении в командировку группы работников (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности