Изготовление основных средств хозяйственным способом (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В рамках различных видов деятельности госучреждения могут осуществлять изготовление основных средств хозяйственным способом. Данные работы могут осуществляться как собственными силами госучреждения, так и с привлечением подрядчиков (юридических и физических лиц).
Согласно п.п. 23, 47 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), основные средства, изготовленные госучреждением хозяйственным способом, принимаются к учету по первоначальной стоимости, сформированной на счете 106 01 "Вложения в основные средства" исходя из суммы всех фактических расходов, связанных с их изготовлением, в частности:
- стоимости израсходованных учреждением материалов;
- расходов на оплату труда и сумм начислений на выплаты по оплате труда лиц, непосредственно занятых в создании (изготовлении) основных средств;
- сумм амортизации основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании объектов имущества, первоначальная стоимость которых формируется;
- стоимости услуг сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков)).
При этом расходы по оплате труда и уплате страховых взносов, суммы начисленной амортизации учитываются при формировании первоначальной стоимости объектов на основании специальных Расчетов и только в том случае, если в конкретной ситуации согласно профессиональному суждению должностных лиц госучреждения есть возможность определения сумм таких расходов в соответствии с какой-либо экономически обоснованной методикой.
Сумма "входного" НДС учитывается при формировании первоначальной стоимости таких объектов, если они изготавливаются в рамках деятельности, не облагаемой НДС.
На сумму вознаграждения подрядчика - физического лица учреждение должно начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, а если это предусмотрено договором, то и на обязательное страхование "от несчастных случаев" (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ; абз. четвертый п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Обоснованность (эффективность) финансово-экономических решений, принимаемых при изготовлении объектов основных средств, может подтверждаться Заключением (актом) профильной комиссии госучреждения, в котором будет приведено краткое обоснование необходимости осуществления определенных операций, а также будут обоснованы объемы израсходованных материалов (исходя из видов выполняемых работ, количества изготовленных объектов и норм расхода материалов).
Фактическое движение между ответственными лицами учреждения и списание материалов (иных активов), используемых при изготовлении основных средств хозяйственным способом, должно оформляться в общеустановленном порядке Требованиями-накладными (ф. 0504204), Ведомостями выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), Актами о списании материальных запасов (ф. 0504230).
При изготовлении основных средств с привлечением подрядчиков в момент передачи материалов на переработку учреждение-заказчик может оформлять Накладную на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205) с пометкой "давальческое сырье". В бухгалтерском учете такая операция отражается как внутреннее перемещение нефинансовых активов с одновременным отражением увеличения по специальному дополнительному забалансовому счету (если это предусмотрено учетной политикой).
После исполнения заказа подрядчик обязан представить заказчику в соответствии с требованиями п. 1 ст. 713 ГК РФ Отчет о расходовании материалов, который может содержать следующие сведения:
- наименование и количество поступивших и использованных в производстве материалов;
- результат обработки (переработки);
- данные о полученных отходах (если таковые имеются).
Кроме отчета составляется также Акт приема-передачи выполненных работ с указанием перечня и стоимости выполненных работ (ст. 720 ГК РФ).
Унифицированные формы Отчета и Акта не утверждены, поэтому подрядчик разрабатывает их самостоятельно. При разработке документов необходимо соблюсти все условия признания документа в качестве первичного, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 Инструкции N 157н.
Передачу изготовленных объектов и неиспользованных остатков материалов от подрядчика заказчику также оформляют накладной или актом приема-передачи.
Изготовленные хозяйственным способом основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в общеустановленном порядке на основании соответствующих первичных документов, в частности, Актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Тема
Поступление основных средств (для госсектора)
См. также
Пример. Изготовление основных средств собственными силами казенного учреждения
Пример. Изготовление основных средств организацией-подрядчиком из материалов казенного учреждения
Пример. Изготовление основных средств собственными силами бюджетного (автономного) учреждения
Вложения в основные средства (для госсектора)
Порядок отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС
Амортизация в целях налогообложения прибыли
Расходы, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли
Формы документов
Примеры заполнения Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)
Пример заполнения Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)
Пример заполнения Требования-накладной (ф. 0504204)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности