Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для бюджетной сферы)

Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для госсектора)

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра (ч. 8 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 33 федерального стандарта "Концептуальные основы ...", п. 14 Инструкции N 157н).

Исправления в регистрах бухгалтерского учета в любом случае должны содержать:

1) дату исправления;

2) подписи лиц, ответственных за ведение конкретного регистра (с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).

Порядок исправления ошибки, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета и, соответственно, отчетности, зависит от момента ее обнаружения. Так, согласно п. 18 Инструкции N 157н исправление производится в следующем порядке:

Когда обнаружена ошибка

Период исправления ошибки

Способ исправления ошибки

Условия применения способа исправления / Примечание

До представления отчетности

Датой обнаружения ошибки (текущей датой)

Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое

И

Написание над зачеркнутым исправленного текста и суммы.

 

В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено"

НЕ требуется корректировка регистров бухучета

(абзац второй п. 18 Инструкции N 157н)

 

До предельного срока представления отчетности

Последним днем отчетного периода

Дополнительная запись

ИЛИ

запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись.

Оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Требуется корректировка регистров бухучета

(абзацы третий и шестой п. 18 Инструкции N 157н)

До утверждения отчетности

Последним днем отчетного периода

1. Дополнительная запись

ИЛИ

запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись.

Оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с указанием исправительных проводок и периода, к которому относятся ошибки.

2. Подготовить уточненную отчетность. Информация об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке.

3. Представить уточненную отчетность.

Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято:

- финорганом;

- ГРБС;

- органом - учредителем

(абзацы пятый и шестой п. 18 Инструкции N 157н)

 

Под датой утверждения отчетности казенных, бюджетных и автономных учреждений понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ, письмо Минфина России от 04.07.2017 N 02-06-05/42327)

После представления, но до утверждения отчетности

 

 

 

 

 

Датой обнаружения ошибки

 

 

Дополнительная запись

ИЛИ

запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись.

Оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с указанием исправительных проводок и периода, к которому относятся ошибки.

Финорган (ГРБС, орган - учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности

(абзацы четвертый и шестой п. 18 Инструкции N 157н)

После утверждения отчетности

После вступления в силу федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем - проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение входящих остатков )

Примечание

По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. (п. 10 Инструкции N 191н, п. 8.1 Инструкции N 33н).

Бухгалтерские справки (ф. 0504833), которыми оформляются исправления, должны содержать:

1) информацию по обоснованию внесения исправлений;

2) наименование исправляемого учетного регистра;

3) номер исправляемого учетного регистра (при наличии);

4) период, за который составлен исправляемый учетный регистр.

Внимание

Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исправление ошибок в 2019 году ...

Начиная с отчетности за 2019 год будет действовать новый федеральный стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". В соответствии с этим стандартом нельзя будет учитывать при составлении отчетов 2019 года исправительные проводки по ошибкам прошлых лет. Для исправления этих ошибок в План счетов вероятнее всего введут специальный аналитический счет к счету 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта". Причем на сумму исправлений ошибок прошлых лет надо будет изменить остатки на 01.01.2018 в отчетных формах за 2019 год - в проекте стандарта эта процедура называется ретроспективный пересчет.

 

При применении отдельных положений п. 18 Инструкции N 157н у специалистов организаций госсектора регулярно возникают затруднения. Постараемся внести ясность в наиболее распространенные вопросы.

Во-первых, при исправлении конкретной ошибки может возникнуть вопрос: достаточно ли исправления путем зачеркивания или же необходимо оформить Бухгалтерскую справку (ф. 0504833)?

Для решения проблемы достаточно определить, повлечет ли исправление необходимость отражения на счетах бухгалтерского учета каких-либо бухгалтерских записей. Если в таких записях необходимости не возникает, то формировать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) не надо.

Например, ошибки в наименованиях приобретенных подотчетным лицом материальных ценностей, допущенные при оформлении Авансового отчета (ф. 0504505), никак не влияют на суммы, которые на основании данного учетного регистра будут записаны в Журналы операций и Главную книгу. Следовательно, исправить наименования материальных ценностей необходимо путем зачеркивания.

Во-вторых, из прямого прочтения абзацев третьего и четвертого п. 18 Инструкции N 157н можно сделать вывод, что при исправлении ошибки бухгалтерская запись способом "Красное сторно" обязательно должна сопровождаться дополнительной бухгалтерской записью. Однако практика показывает, что исправление ошибок может оформляться одной записью способом "Красное сторно" (обоснованность такой практики неоднократно подтверждали и специалисты Минфина России).

В третьих, следует разграничивать бухгалтерские записи, отражаемые в учете в целях исправления ошибок в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, от корректировок, которые вносятся в учетные регистры в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Например, речь не может идти об исправлении ошибки при корректировке суммы начисленных "отпускных" в случае отзыва сотрудника из отпуска или же при возврате учреждению ранее уплаченной суммы госпошлины на основании решения суда.

Пример

Здание внесено в реестр государственного имущества как закрепленное за учреждением в 2007 году и фактически эксплуатировалось данным учреждением. При этом в балансовом учете учреждения объект не числился и документы на его передачу для постановки на баланс в организации отсутствовали. В текущем году планируется постановка здания на балансовый учет учреждения.

 

На основании положений п. 18 Инструкции N 157н в бухгалтерском учете могут быть, в том числе, сделаны записи, которые следовало отразить в учете в отчетные периоды, предшествующие периоду обнаружения ошибки.

В то же время в соответствии с п. 31 Инструкции N 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. А с учетом положений п. 22 стандарта "Основные средства" здание может быть отражено по справедливой стоимости. Одним из методов определения справедливой стоимости является метод рыночных цен.

 

В данном случае, рассматривая возможность применения положений п.п. 18, 31 Инструкции N 157н, желательно оценить содержание документов по объекту недвижимости, имеющихся в распоряжении организации госсектора.

Если анализ покажет, что организация располагает достоверной информацией о формировании первоначальной стоимости объекта, его регистрации, вводе в эксплуатацию, достройке и т.д., то можно говорить об исправлении ошибки в бухгалтерском учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Таким образом можно поступить, например, если удастся полностью восстановить документы, которые оформлялись в 2007 году.

Если же какие-либо существенные данные (документы) по объекту будут отсутствовать, то вполне обоснованно можно оприходовать объект основных средств по оценочной (справедливой) стоимости в качестве ранее не учтенного объекта учета (излишка). Однако не исключено, что в этом случае возникнут дополнительные расходы, связанные с осуществлением соответствующих налоговых платежей.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт