Энциклопедия решений. Отражение в учете фактов хозяйственной жизни при поступлении первичных документов позднее даты выставления этих документов (для госсектора)

Отражение в учете фактов хозяйственной жизни при поступлении первичных документов позднее даты выставления этих документов (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции N 157н). Поэтому одной из задач организации учета и, соответственно, элементом учетной политики, является установление правил (графика) документооборота, чтобы избежать ситуаций, когда документы от подрядчиков (исполнителей), или же формируемые в подразделениях учреждения, поступают в бухгалтерию с опозданием.

Но даже при налаженном документообороте в хозяйственной жизни учреждения часто бывают ситуации, когда дата документа не совпадает с датой (периодом) его поступления. Рассмотрим несколько ситуаций, кода первичные документы от контрагентов (например, акты выполнения работ, оказания услуг) поступили в учреждение более поздней, чем дата выставления документов датой при условии, что в учреждении не создается соответствующий резерв предстоящих расходов (п. 302.1 Инструкции N 157н).


Период поступления документов

Возможное решение

Основание

Более поздней датой в этом же месяце

Факт хозяйственной жизни отражается в учете датой выставления документа или датой поступления этого документа в учреждение, если в учреждении (бухгалтерии) принято решение регистрировать все документы в журнале входящей корреспонденции

Учетная политика (правила документооборота) организации госсектора

В начале месяца, следующего за отчетным (до даты закрытия отчетного месяца)

Документы могут быть проведены или датой составления документа, или последним днем отчетного месяца

Учетная политика (правила документооборота)

В следующем месяце после даты закрытия месяца

Бухгалтерские записи отражаются в учете на дату получения документов (не позднее следующего дня после получения документа)

п. 11 Инструкции N 157н

В следующем отчетном периоде (квартале, финансовом году) до подписания отчетности

Факты хозяйственной жизни необходимо отразить в учете последним днем отчетного периода

Учетная политика (правила документооборота). Такое решение обусловлено тем, что кассовые расходы и фактические расходы желательно отражать в одном финансовом году

После подписания отчетности

Бухгалтерские записи отражаются в учете на дату получения документов (не позднее следующего дня после получения документа)

п. 11 Инструкции N 157н

Внимание

В соответствии с п. 11 Инструкции N 157н записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного документа. Поэтому принятие к учету документа позднее следующего дня после его получения будет является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета. Чтобы избежать претензий проверяющих, дата получения документов должна быть подтверждена. Например, если документы получены по почте, необходимо сохранить конверт. Также полученные документы необходимо зарегистрировать в установленном порядке в журнале входящей корреспонденции.

Если факты хозяйственной жизни, по которым документы получены с опозданием, имели место в рамках приносящей доход деятельности, то неизбежно возникнет вопрос о том, как в налоговом учете признавать, например, расходы.

В общем случае при расчете прибыли организации, использующие метод начисления, признают расходы, принимаемые для целей налогообложения, в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Рассмотрим, всегда ли надо вносить исправления в налоговый учет и подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если первичные документы "опоздали".

Период поступления документов, условия

Возможное решение

Основание

До подачи налоговой декларации, документы подтверждают расходы, датированы отчетным периодом

Расходы признаются в отчетном периоде

п. 1 ст. 272, ст. 313 НК РФ

Документы по длящимся услугам (работам) поступили до подачи налоговой декларации (расчета) и датированы текущим периодом

Расходы могут быть учтены в отчетном периоде

п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ

письма Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-05/42971,

ФНС России от 02.07.2015 N ГД-4-3/11546@

После представления декларации, документы подтверждают расходы, датированы истекшими периодами.

Расходы не учтены, налог излишне уплачен

Расходы могут быть признаны в периоде получения документов (в текущем периоде)

или

организация госсектора вправе подать уточненную декларацию

или

не признавать расходы

абзац 3 п. 1 ст. 54 , абзац 2 п. 1 ст. 81 НК РФ

письма Минфина России

от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17177,

от 27.06.2016 N 03-03-06/1/37152,

от 22.07.2015 N 03-02-07/1/42067

После представления декларации, документы подтверждают расходы, датированы истекшими периодами.

Расходы не учтены, но в истекшем налоговом (отчетном) периоде нет суммы налога к уплате (получен убыток)

Организация госсектора вправе признать расходы в том периоде, к которому относятся документы, и подать уточненную налоговую декларацию

или

не признавать расходы

абзац 2 п. 1 ст. 54, абзац 2 п. 1 ст. 81 НК РФ

письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17177


После представления декларации. Расходы признаны в большей сумме или не учтены доходы.


Организация госсектора обязана подать подать уточненную декларацию.

Если в результате внесения исправлений потребуется доплатить налог, то осуществить такую доплату необходимо до подачи уточненной декларации

абзац 2 п. 1 ст. 54, п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ


Если учреждение предполагает принять к вычету НДС по принятым к учету товарам (работам, услугам), которые относятся к облагаемой этим налогом деятельности, а счет-фактура поставщика поступил в другом налоговом периоде, то надо учитывать следующие обстоятельства:

1. При получении счета-фактуры до 25-го числа (включительно) месяца, следующего за налоговым периодом, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет, налогоплательщик вправе заявить к вычету НДС по таким товарам (работам, услугам) в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были приняты на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ; письма Минфина России от 30.05.2016. N 03-03-06/1/31061, от 02.02.2016 N 03-07-11/4712). Эта норма применяется с 1 января 2015 года.

2. До 1 января 2015 года право на вычет могло быть заявлено только в периоде получения счета-фактуры (письмо Минфина России от 02.10.2013 N 03-07-09/40889). При этом факт получения документа в более позднем периоде должен быть подтвержден.

Примечание

С 1 января 2015 года порядок получения вычетов по НДС несколько изменен. Согласно новому п. 1.1 ст. 172 НК РФ вычеты по НДС, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав (см. также письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515, от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Ю. Еременко, эксперт