Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет многолетних насаждений (для бюджетной сферы)

Учет многолетних насаждений (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Многолетние насаждения учитываются на балансе организации госсектора в составе основных средств в случае осуществления этой организацией соответствующих капвложений (п. 43 Инструкции N 157н).

Насаждения, не являющиеся продуктами производства, должны отражаться составе непроизведенных активов, но только в момент вовлечения в экономический оборот (п.п. 70, 71 Инструкции N 157н).

Примечание

Лес, исторически произрастающий на закрепленном за учреждением земельном участке и не вовлеченный в экономический оборот, не должен учитываться в составе непроизведенных активов. Вместе с тем учетной политикой организации может быть предусмотрено положение, согласно которому лес будет отражаться за балансом в условных единицах, например, 1 руб. за 1 га (см. письмо Минфина России от 27.10.2015 N 02-05-10/61628).

В общем виде схема организации учета многолетних насаждений выглядит следующим образом:


/--------------------------------\ /------------------------------------\
|Посадочный материал многолетних | |Расходы учреждения, осуществляемые  |
|          насаждений            | | в отношении территорий, засаженных |
|(саженцы, рассада и т.п.)       | |       многолетними растениями      |
\--------------------------------/ |(стоимость работ и услуг по высадке |
               |                   |          и обработке и т.д.)       |
               |                   \------------------------------------/
                                                    |
/--------------------------------\                   |
|     Учитывается в составе      |                   |
| материальных запасов (на счете |                   |
|  105 06 "Прочие материальные   |                   |
|            запасы")            |                   |
\--------------------------------/                   |
                                                    
             /---------------------------------------------\
             |Капитальные вложения в многолетние насаждения|
             | (счет 106 01 "Вложения в основные средства")|
             \---------------------------------------------/
                                   
Включаются в состав основных средств:
1) ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию
площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 43
Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н);
2) по достижении эксплуатационного возраста, который определяется*(1):
- для плодовых многолетних насаждений - наступлением периода
плодоношения;
- для иных многолетних насаждений - наступлением эксплуатационного
возраста, определенного учреждением самостоятельно в учетной политике
                                   
      /--------------------------------------------------------------\
      |                     Основное средство                        |
      |           счет 101 08 "Прочие основные средства",            |
      | код ОКОФ из группировки 520.00.00.00, до 1 января 2017 года -|
      |код ОКОФ из подраздела 18 0160000 "Насаждения многолетние"*(2)|
      \--------------------------------------------------------------/
                                   
                  /-----------------------------------\
                  |      Инвентарная карточка учета   |
                  | нефинансовых активов (ф. 0504031) |
                  \-----------------------------------/
                                   
Объект учета многолетних насаждений (инвентарный объект) - совокупность
зеленых насаждений, обособленная по признакам: вид, дата закладки,
количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в
квадратных метрах.

Например, объектами учета многолетних насаждений могут являться участки
территории, на которых произрастают многолетние растения:
- зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара,
двора, территории организации и т.п., независимо от количества,
возраста и породы насаждений;
- зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного
участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения;
- насаждения каждого участка (района) полезащитных полос.
Отдельные многолетние растения (куст, дерево) объектами основных
средств не являются.

Инвентаризация многолетних насаждений и незавершенных вложений в многолетние насаждения


                            /--------------\
                            |Инвентаризация|
                            \--------------/
                                         
/----------------------------------\   /--------------------------------\
|     Незавершенные вложения в     |   |Многолетние насаждения в составе|
|      многолетние насаждения      |   |        основных средств        |
|   (многолетние насаждения, не    |   | (счет 101 08 "Прочие основные  |
|   достигшие эксплуатационного    |   |           средства")           |
|            возраста)             |   |                                |
|(счет 106 01 "Вложения в основные |   |                                |
|           средства")             |   |                                |
\----------------------------------/   \--------------------------------/
При инвентаризации производится:
- проверка площади, занимаемой каждым объектом многолетних насаждений;
- подсчет количества растений по породам по каждому объекту многолетних
насаждений.
                                                       
/----------------------------------\   /--------------------------------\
|     Инвентаризационная опись     |   |    Инвентаризационная опись    |
|    питомников (ф. N 22-АПК)*(3)  |   |     многолетних насаждений     |
|                                  |   |          (ф. N 21-АПК)*(3)     |
\----------------------------------/   \--------------------------------/
По результатам инвентаризации многолетних насаждений может быть
принято решение
                                                       
/----------------------------------\   /--------------------------------\
|В части погибших (не принявшихся) |   |О списании погибших             |
|или утраченных по иным причинам   |   |(уничтоженных) многолетних      |
|высаженных саженцев - о списании  |   |насаждений при плотности        |
|сумм вложений в установленном     |   |растений менее установленного   |
|порядке списания нефинансовых     |   |предела (штук на квадратный     |
|активов.                          |   |метр).                          |
|                                  |   |Соответствующий предел может    |
|В части сохранившихся саженцев, не|   |быть установлен в учетной       |
|достигших на момент инвентаризации|   |политике учреждения.            |
|эксплуатационного возраста - об   |   |                                |
|оставлении в составе незавершенных|   |                                |
|вложений в многолетние насаждения.|   |                                |
|                                  |   |                                |
|В части саженцев текущего и       |   |                                |
|предыдущих лет высадки, достигших |   |                                |
|к моменту инвентаризации          |   |                                |
|эксплуатационного возраста - о    |   |                                |
|принятии к учету территории       |   |                                |
|в качестве объекта основных       |   |                                |
|средств или об увеличении         |   |                                |
|балансовой стоимости отраженного  |   |                                |
|в учете объекта многолетних       |   |                                |
|насаждений.                       |   |                                |
\----------------------------------/   \--------------------------------/

Налог на имущество

Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть для исчисления налога на имущество принимается в расчет стоимость только тех многолетних насаждений, которые учитываются в составе основных средств.

Многолетние насаждения не относятся к недвижимым вещам (п. 1 ст. 130 ГК РФ)*(4) и, соответственно, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ, письма Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-05-01/314, от 11.01.2017 N 03-05-05-01/313).

Порядок включения стоимости многолетних насаждений в зависимости от периода включения многолетних насаждений в состав основных средств приведен в таблице:

Период включения в состав основных средств

Налоговая база

Норма НК РФ, примечания

До 1 января 2013 года

учитываются

п.п. 14 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ (в редакции до 1 января 2013 года)



С 1 января 2013 года



не учитываются

с 1 января по 31 декабря 2014 года не являются объектом налогообложения на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции до 1 января 2015 года)

с 1 января 2015 года освобождаются от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 НК РФ*(5)


______________________________

*(1) Достижение эксплуатационного возраста является основанием для приема в эксплуатацию (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 17.08.2006 N 07-05-06/212).

*(2) См. также п. 4 письма Минфина России от 23.09.2013 N 02-06-10/39403, письмо Минфина России от 27.06.2013 N 02-06-10/24404.

*(3)* Данные формы утверждены приказом Минсельхозпрода России от 25.09.1995 N 271 и подлежит применению согласно п. 2.14 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Порядок применения указанных форм желательно закрепить в учетной политике учреждения.

*(4) В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ в редакции, действовавшей до 08.12.2006, к объектам недвижимости относились леса и многолетние насаждения.

*(5) С 1 января 2018 года налоговые льгота, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (ст. 381.1 НК РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт

Н. Старовойтова, эксперт