Энциклопедия решений. Подготовка к составлению отчетности бюджетных и автономных учреждений

Подготовка к составлению годовой отчетности бюджетных (автономных) учреждений

Подготовка к составлению годовой отчетности включает в себя ряд мероприятий, в том числе:

1) проведение различных сверок:

- по расчетам с дебиторами и кредиторами (в частности, по расчетам с учредителем, по расчетам с бюджетом);

- по консолидируемым расчетам (в целях составления Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725));

- данных бухгалтерского учета об остатках и оборотах по лицевым и банковским счетам с информацией, содержащейся в выписках казначейских органов и кредитных организаций;

- данных синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета;

2) проведение инвентаризации имущества и обязательств;

3) отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете (в случае выявления расхождений между фактическим наличием активов и данными бухгалтерского учета);

4) переоценка активов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете;

5) анализ учетной политики и иных локальных актов учреждения на предмет соответствия требованиям законодательства РФ;

6) контроль полноты и правильности отражения в учете хозяйственных операций, начисления доходов и расходов учреждения;

7) заключение счетов отчетного финансового года;

8) перенос остатков по счетам санкционирования расходов в соответствии с п. 312 Инструкции N 157н.


Активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации в силу ст. 11 Закона N 402-ФЗ, однако согласно п. 3 данной статьи случаи сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно и предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Примечание

Перечень случаев, при наступлении которых для организации госсектора проведение инвентаризации является обязательным, а также порядок отражения в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации, установлен п. 20 Инструкции N 157н.

Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является неотъемлемой процедурой внутреннего контроля, организация которого является обязанностью экономического субъекта в соответствии со ст. 19 Федерального закона N 402-ФЗ.

Обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности предусмотрена п. 9 Инструкции N 33н, согласно которому данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств в порядке, им установленном в рамках формирования учетной политики. Инвентаризация проводится с учетом Порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения, установленного Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 N 49, далее - Методические указания (п. 20 Инструкции N 157н). Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской отчетности независимо от сроков окончания процедуры их оформления.


Операции по переоценке нефинансовых активов учреждения относятся к операциям, отражаемых в межотчетный период и приводящих к изменению валюты баланса учреждения. Проверке корректности отражения в учете операций межотчетного периода перед составлением годовой бухгалтерской отчетности следует уделить особое внимание, так как положениями Инструкции N 33н отражение указанных операций в промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений не предусмотрено.


Основой промежуточной (квартальной, полугодовой) отчетности является Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма по ОКУД 0503737), отражающий результат кассового исполнения плановых назначений. Финансовый результат деятельности учреждения в промежуточной отчетности не определяется. Поэтому перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо уделить особое внимание контролю полноты и правильности отражения в учете начисления доходов и расходов учреждения.


При завершении финансового года в бюджетных (автономных) учреждениях подлежат закрытию следующие счета.

1. Счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (в части сумм завершенных в финансовом году расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов и обязательств) (п.п. 144, 156 Инструкции N 174н, п.п. 172, 184 Инструкции N 183н).

2. Счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (например, суммы, учтенные на счете 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" при отражении перевода нефинансовых активов с одного вида финобеспечения на другой, могут списываться на финансовый результат прошлых отчетных периодов в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов", абз. 6 п. 156 Инструкции N 174н, абз. 6 п. 184 Инструкции N 183н, смотрите также письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).

Незавершенные расчеты по счету 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами", в т.ч. незавершенные расчеты по внутренним заимствованиям средств между видами финобеспечения, подлежат отражению в строке 536 Баланса (ф. 0503730) (см. п. 4.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919, п. 4.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, п. 4.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).

3. Счет 401 10 "Доходы текущего финансового года" и счет 401 20 "Расходы текущего финансового года". Суммы начисленных доходов (кредит счета 401 10) и признанных расходов (дебет счета 401 20), закрываются в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п.п. 297, 300 Инструкции N 157н).


По завершению финансового года в учреждении также необходимо закрыть обороты по забалансовым счетам 17 и 18 путем свертывания по соответствующим кодам бюджетной классификации. Показатели (остатки) счетов 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.


Перенос показателей по счетам санкционирования расходов экономического субъекта, включая показатели (остатки) принятых и неисполненных обязательств предыдущего финансового года (п. 312 Инструкции N 157н), осуществляется в первый рабочий день текущего года (на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833)).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения