Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Энциклопедия решений. Отражение результатов инвентаризации в учете (для бюджетной сферы) (ноябрь 2024)

Отражение результатов инвентаризации в учете (для бюджетной сферы)

Внимание

Приказ Минфина России N 144н (зарег. в Минюсте России 18.12.2023), устанавливающий Общие требования к организации инвентаризации активов и обязательств (далее - Общие требования к инвентаризации), применяется с 2024 года: по мере организационной и технологической готовности, но не позднее 1 июля 2024 г.

Вместе с тем рекомендуем организациям бюджетной сферы предусмотреть в своем Порядке проведения инвентаризации аналогичные положения уже сейчас. Только при таком условии их можно будет применять при инвентаризации 2023 года.

Под результатами инвентаризации понимаются данные о фактическом наличии объектов инвентаризации, полученные комиссией в ходе проведения инвентаризации, о результатах сопоставления их с данными об объектах инвентаризации, отраженных в регистрах бухгалтерского учета (п. 22 Общих требований к инвентаризации).

 

Когда отражать результаты инвентаризации в учете

 

Порядок отражения в бухгалтерском учете организации бюджетной сферы результатов инвентаризации определен п. 82 Стандарта "Концептуальные основы ...". Оформление итогов проведения инвентаризации содержится в разделе IV Общих требований к инвентаризации.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация (п. 82 Стандарта "Концептуальные основы...", ч. 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Исключениями из данного правила являются:

- результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаемые в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Информация о результатах инвентаризации, проведенной в целях составления годовой отчетности за текущий год, оформленных Актом о результатах инвентаризации (ф. 0510463), подписанным в очередном году, подлежит раскрытию в отчетности за текущий год дополнительно к событиям после отчетной даты, указанным в п. 7 Стандарта "События после отчетной даты" (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103);

- результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета, которые подлежат отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления) (см. также письмо Минфина России от 22.10.2019 N 02-07-10/81041).

Аналогичная норма содержится в п. 26 Общих требований к инвентаризации - результаты инвентаризации в части выявленных при ее проведении отклонений отражаются в учете и отчетности:

- в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация

или

- последним календарным днем отчетного периода, за который формируется отчетность, в целях обеспечения достоверности данных которой проводилась инвентаризация.

Внимание

Неотражение результатов проведенной инвентаризации в учете - прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности (см., например, п. 7.39 Обзора недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий... во 2 полугодии 2019 года).

Неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений) рассматривается в ходе проверок в качестве нарушения, ответственность за которое установлена по ст. 15.15.6 КоАП РФ, а именно как факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.03.2019 по делу N А53-20898/2018, Котельниковского райсуда Волгоградской области от 06.10.2016 по делу N 5-132/2016).

На основании приведенных норм бухгалтерские записи по результатам инвентаризации следует отражать в следующем порядке:

 

Основание проведения инвентаризации

Порядок отражения

Примечание

В целях составления годовой бухгалтерской отчетности

В годовой бухгалтерской отчетности

Даже если протоколы, акты были подписаны в текущем году, например, в январе (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103)

При реорганизации (ликвидации) субъекта учета

В бухгалтерской отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения органа власти (местного самоуправления)

-

Иные основания

В учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация

-

 

Пример. Отражение результатов инвентаризации

Инвентаризация основных средств для подготовки годового отчета начата 28 ноября, а закончена 2 декабря. Соответственно, на 28 ноября в инвентаризационных описях будут указаны остатки по данным бухгалтерского учета. Этот день является датой начала инвентаризации, но ее результаты должны быть отражены в учете по окончании инвентаризации 2 декабря.

Результаты годовой инвентаризации следует учесть при составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности за отчетный год даже в том случае, если дооформление документов производилось уже в следующем финансовом периоде. В таком случае в бухгалтерском учете результаты инвентаризации будут отражены последним днем отчетного периода как события после отчетной даты.

 

Как квалифицировать выявленные при инвентаризации отклонения

 

Если при инвентаризации выявлены расхождения между данными, отраженными в учете, и данными о фактическом наличии объектов инвентаризации, то следует говорить об отклонениях при инвентаризации.

Решение о квалификации отклонений принимает комиссия (п. 23 Общих требований к инвентаризации).

Они могут быть квалифицированы в качестве:

- излишков;

- недостач;

- пересортицы

- убыли в пределах норм

- качественных отклонений.

Такие отклонения в последующем будут отражены в бухгалтерском/бюджетном учете операциями по увеличению/уменьшению объектов инвентаризации на основании первичных учетных документов и документов инвентаризации (п. 27 Общих требований к инвентаризации).

Отклонение

Определение

Отражение в учете

Излишки

Объекты имущества, по которым:

фактическое наличие подтверждено результатами инвентаризации (+);

информация в регистрах бухгалтерского учета отсутствует (-).

 

Информация о таких объектах подлежит отражению в бухгалтерском учете по итогам инвентаризации (объекты, оказавшиеся в излишке).

Бухучет: увеличение объектов бухгалтерского учета.

 

Основание: документы, являющиеся основанием для их признания в бухгалтерском учете и (или) основанием отражения выявленных в результате ошибок.

 

Примечание: при выявлении по результатам инвентаризации излишков материальных ценностей, в отношении которых подтвердить государственную (муниципальную) собственность не представляется возможным, такие материальные ценности принимаются к забалансовому учету на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, составленного по результатам инвентаризации. В зависимости от факта использования в деятельности учреждения или хранения имущества учет может быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" или 02 "Материальные ценности на хранении" соответственно (пп. 333, 335 Инструкции N 157н). Рекомендуем закрепить вариант учета такого имущества в учетной политике.

 

Недостача

Объекты имущества, по которым:

- не представляется возможным установить их местонахождение (утраченное имущество), а также выбывшие из владения, пользования и распоряжения вследствие их гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца. Соответственно, фактическое наличие не подтверждено результатами инвентаризации (-);

информация в регистрах бухгалтерского учета отражена (+).

 

Информация о выбытии таких активов (объектов инвентаризации) на дату проведения инвентаризации в бухгалтерском учете не отражена.

 

Бухучет: выбытие утраченного имущества.

 

Основание: документы инвентаризации.

 

Примечание: при наличии оснований по возмещению ущерба выбытие утраченного имущества отражается с признанием задолженности виновных и/или иных лиц (в том числе при наличии намерения организации бюджетной сферы предъявить требование по возмещению ущерба) и оценочных значений ожидаемых поступлений от возмещения ущерба.

 

Факт учета недостающих материальных ценностей на балансовых или забалансовых счетах не влияет на порядок отражения в учете ущерба, причиненного недостачей.

Пересортица

Объекты инвентаризации, по которым выявлены взаимоисключающие отклонения по соответствующей категории (номенклатуре, виду) объекта инвентаризации, возникшие в результате допустимых расхождений отдельных аналитических признаков объекта инвентаризации при их поступлении, выбытии (перемещении).

 

Бухучет: увеличение/уменьшение объектов бухгалтерского учета с применением бухгалтерских записей, обеспечивающих достоверное отражение в регистрах бухгалтерского учета данных об активах и обязательствах, иных объектах бухгалтерского учета.

 

Примеры по отражению в учете пересортицы смотрите здесь.

 

Убыль в пределах норм

Объекты имущества (активы), утраченные и/или оказавшиеся испорченными (поврежденными) в пределах естественной убыли, сверх норм естественной убыли или в отсутствии норм естественной убыли

Бухучет: уменьшение объектов бухгалтерского учета

 

Основание: документально подтвержденные расчеты и первичные учетные документы, составленные в ходе инвентаризации.

 

Качественные отклонения

Объекты:

- непригодные для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

- иные объекты, не соответствующие критериям активов или обязательств, в том числе при наличии оснований для реклассификации объектов, признания сомнительной дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию задолженности, списания обязательств;

- по которым выявлены признаки обесценения активов.

Бухучет: увеличение/уменьшение объектов бухгалтерского учета с применением бухгалтерских записей, обеспечивающих достоверное отражение в регистрах бухгалтерского учета данных об активах и обязательствах, иных объектах бухгалтерского учета.

 

Отклонение фактических показателей от данных бухгалтерского учета должно быть зафиксировано независимо от того, какие обстоятельства стали его причиной. Следует понимать: не всякая недостача означает, что учреждению нанесен ущерб и виновные лица в установленном порядке должны быть привлечены к материальной ответственности. В свою очередь, не каждый неучтенный объект в итоге будет отражен в регистрах учета как излишний актив, выявленный в ходе инвентаризации.

Дело в том, что отклонения могут быть обусловлены ошибками сотрудников бухгалтерии, ответственных лиц или контрагентов учреждения. Таким образом, прежде чем отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете, необходимо провести работу по детальному выяснению всех обстоятельств, способствовавших возникновению отклонений.

Пример. Выявление излишков при инвентаризации и выяснение причин

1. Выявленные излишки материальных запасов фактически могут оказаться неотфактурованными поставками, по которым не были своевременно получены документы поставщика и которые не были в установленном порядке учтены на балансовом или забалансовом счетах. В этом случае следует исправить ошибку в бухгалтерском учете, а также провести мероприятия внутреннего контроля в отношении функционирования системы документооборота, принятой в учреждении.

2. На складе при инвентаризации приобретенной, но не выданной в эксплуатацию оргтехники вместо многофункционального устройства Canon выявлено наличие аналогичного устройства Asus. В документах инвентаризации по формальным признакам зафиксирована недостача МФУ Canon и излишек в виде МФУ Asus. До принятия решения в этой ситуации инвентаризационной комиссии предстоит выяснить, является ли это нарушением при поставке (ошибка поставщика), ошибкой бухгалтерии при вводе информации или же злоупотреблением ответственного лица. Принятие решения комиссией и отражение этого факта хозяйственной жизни может быть осуществлено только после выяснения всех обстоятельств. Один из вариантов развития событий в этой ситуации: будет установлено, что поставщик ошибочно отгрузил МФУ иной марки и он заменит ранее отгруженный товар.

По фактам выявленных отклонений ответственные лица составляют пояснения (объяснения) (п. 30 Общих требований к инвентаризации). Например, если квалифицирована пересортица, то следует объяснить причины, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц.

В случаях, установленных Порядком проведения инвентаризации, комиссия оценивает наличие (п. 24 Общих требований к инвентаризации):

а) обстоятельств, указывающих на необходимость (обоснованность) принятия решения о списании имущества.

В частности, наличие:

- физического и/или морального износа;

- нарушений условий содержания и/или эксплуатации объектов;

- влияния на состояние имущества аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, длительного неиспользования имущества или иных причин, которые привели к необходимости принятия решения о списании имущества.

Также в случаях, установленных Порядком проведения инвентаризации и в соответствии с Положением о комиссии, в отношении имущества комиссия рассматривает вопрос о целесообразности/пригодности:

- дальнейшего использования;

- возможности и эффективности восстановления;

- возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов имущества.

б) оснований для возмещения недостачи (возмещения ущерба, причиненного ввиду утраты или порчи материальных ценностей);

в) в отношении активов - фактов несоответствия актива критериям его признания в бухгалтерском учете;

г) обстоятельств, указывающих на правомерность признания просроченной дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию;

д) обязательств, не востребованных в течение срока исковой давности кредитором;

е) оснований для признания в бухгалтерском учете объектов инвентаризации (в случае выявления излишка), отражения выбытия объектов инвентаризации (в случае выявления недостачи) или корректировки бухгалтерских данных (в случае выявления пересортицы);

ж) оснований для обесценения, изменения стоимостных оценок объектов инвентаризации.

Примечание

Если на инвентаризационную комиссию дополнительно возложены полномочия Комиссии в части принятия решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов, инвентаризационная комиссия одновременно с Актом о результатах инвентаризации формирует Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) (письмо Минфина России от 31.08.2023 N 02-06-07/83273).

 

Как документально оформить выявленные при инвентаризации отклонения

 

Документальное оформление инвентаризации осуществляется в соответствии с нормами Приказа N 52н и Приказа N 61н.

Согласно Приказам N 52н, 61н государственными (муниципальными) учреждениями должны применяться специальные Инвентаризационные описи (фф. 0504081 - 0504089, 0504091), Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463) и Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836).

 

Оформление недостач и излишков

Для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов применяется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Выявленные по нефинансовым активам расхождения отражаются в приложении N 7 к разделу 2 Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) при выявлении количественных расхождений (излишков, недостач).

Отсутствие первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов, обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов имущества, в том числе для прекращения признания в качестве активов капитальных вложений, ранее принятых к бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 24.04.2020 N 02-06-10/33612).

 

Оформление несоответствия объекта понятию актива

Оценка соответствия объекта понятию "актив" отражается в графах 8 "Статус объекта учета" и 9 "Целевая функция актива" Инвентаризационной описи (ф. 0504087). По сути, в графе 8 необходимо указать состояние объекта на момент проведения инвентаризации, а в графе 9 - планируемые в его отношении мероприятия.

Основные формулировки для их заполнения можно взять из Приказа N 52н, а дополнительные установить в учетной политике. Также в учетной политике следует урегулировать детальный порядок заполнения граф 8 и 9. В частности, установить способ заполнения граф 8 и 9 Инвентаризационной описи (ф. 0504087): по наименованию и (или) коду. При выборе способа заполнения граф 8 и 9 "по наименованию" основные формулировки можно взять из Методических указаний, а дополнительные - установить в учетной политике.

Итоговое решение о принадлежности имущества к активу отражается в графах 17 и 18 Инвентаризационной описи (ф. 0504087).

В приложении N 4 к разделу 3 Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) фиксируется информация об объектах учета, обладающих по мнению инвентаризационной комиссии признаками несоответствия условиям их отнесения к активам. На основании вынесенного инвентаризационной комиссией суждения, зафиксированного в Акте о результатах инвентаризации (ф. 0510463), уполномоченной комиссией (инвентаризационной комиссией или комиссией по поступлению и выбытию активов) формируется Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440), в котором в результате голосования принимается решение о соответствии или несоответствии объекта критериям актива с указанием дальнейшей функции объекта. При условии принятия решения о несоответствии объекта критериям актива формируются соответствующие бухгалтерские записи на основании Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440), но не Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463).

Внимание

Инвентаризация, оформленная и проведенная с нарушениями, может лишить учреждение возможности взыскать ущерб с виновного лица (Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2021 N 2-КГ21-4-К3).

 

 

Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.

 

См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".

См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".

 

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

 

Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н

Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"

ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь

ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

СМО - страховая медицинская организация

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа

Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)

Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор

Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России

Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер

Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса

Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов

Монако О.В., аудитор

Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса

Бонда С.А., государственный советник 3 класса

Кузьмина А.В., кандидат юридических наук

Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,

Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,

Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,

Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.