• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет автомобильных шин (для бюджетной сферы)

Учет автомобильных шин (для бюджетной сферы)

Учет автомобильных шин, включаемых в комплектацию транспортного средства

 

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, являются его неотъемлемой частью и подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 "Транспортные средства" (п. 10 Стандарта "Основные средства"). В таком случае стоимость шин, включая запасной комплект, участвует в формировании первоначальной стоимости транспортного средства (п.15 Стандарта "Основные средства"). Отдельный учет таких шин не производится, информация о них подлежит отражению в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

В процессе эксплуатации автомобиля шины утрачивают свои характеристики и подлежат замене. Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом - изготовителем автомобильных шин (см. письмо Минтранса России от 24.08.2012 N 03-01/10-2830ш). В случае замены шин их выбытие, а также установка новых шин не влияет на первоначальную стоимость транспортного средства. Пункт 19 Стандарта "Основные средства" и п. 27 Инструкции N 157н содержит перечень событий, в результате которых происходит изменение первоначальной стоимости основных средств. Замена автошин к таким событиям не относится, срок эксплуатации самого транспортного средства или его технические характеристики в результате замены шин не меняются. При этом установлено, что затраты, понесенные при использовании и обслуживании объекта основных средств, отражаются в составе расходов текущего периода (п. 19 Стандарта "Основные средства"). Автомобильные шины, приобретенные в качестве самостоятельных объектов, не соответствуют критериям отнесения активов к основным средствам, следовательно при их замене стоимость автомобиля не корректируется (п. 27 Стандарта "Основные средства"). При замене шин, непригодных к дальнейшему использованию, которые были включены в комплектацию транспортного средства, делается отметка об их выбытии в Инвентарной карточке нефинансовых активов (ф. 0504031) (п. 27 Инструкции N 157н).

 

Учет автомобильных шин, приобретаемых отдельно от транспортного средства

 

Приобретенные отдельно от транспортного средства шины учитываются в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" (п. 7 Стандарта "Запасы", п. 118 Инструкции N 157н). Шины принимаются к балансовому учету по фактической (первоначальной) стоимости, включая цену приобретения и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением автошин (п.п. 13, 19 Стандарта "Запасы", п.п. 23, 100, 102 Инструкции N 157н) на основании первичных учетных документов (п. 11 Стандарта "Запасы").

Следует отметить, что срок эксплуатации шин превышает 12 месяцев. Принятие к учету материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется в соответствии с п. 36 Инструкции N 157н на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Пунктом 10 Стандарта "Запасы" установлено, что срок полезного использования запасов, используемых в деятельности субъекта учета более 12 месяцев, осуществляется комиссией. В учетной политике учреждения следует закрепить документ-основание для принятия шин к балансовому учету. В качестве такого документа можно использовать Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) с приложением оформленного решения комиссии. Вместе с тем наличие при поступлении в учреждение материальных ценностей первичных учетных документов поставщика (например, товарная накладная), предусмотренных условиями договора (контракта) и оформленных надлежащим образом, является достаточным основанием для принятия к учету материальных ценностей (см. письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795). Если автомобильные шины для учреждения приобретает подотчетное лицо, то документом, на основании которого шины будут приниматься к учету, может служить Авансовый отчет (ф. 0504505) или Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520)*(1).

При установке шин на автомобиль их стоимость списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (п. 349 Инструкции N 157н).

Внимание

Перечень материальных запасов, в том числе автомобильные шины, которые учитываются на забалансовом счете 09, следует закрепить в учетной политике.

Выдача материальных запасов в эксплуатацию и, как следствие, их списание с балансового учета, могут быть оформлены Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Вместе с тем, в перечисленных документах отсутствует подпись лица, ответственного в учреждении за сохранность автотранспорта, на который будут установлены шины. Для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями или ответственными лицами приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н предусмотрена Требование-накладная (ф. 0504204). Таким образом, если шины выдаются со склада в гараж (водителю, механику), применение Требования-накладной (ф. 0504204) для отражения выбытия шин со счета 0 105 06 000 на забалансовый счет 09 вполне оправдано. Решение о применении соответствующего документа должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

Аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041) в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству (п. 350 Инструкции N 157н).

Поскольку п. 349 Инструкции N 157н не установлено требование о стоимостной оценке запчастей, в учетной политике учреждения необходимо закрепить, в какой оценке автошины будут учитываться на забалансом счете 09:

- в условной оценке: 1 шина - 1 руб.;

- по фактической стоимости приобретения шин.

 

Пример. Учет операций по приобретению автомобильных шин в казенном учреждении

Пример

Казенное учреждение приобретает автомобильные шины стоимостью 25 000,00 рублей, приходует их на склад, и впоследствии выдает со склада для установки на автомобиль. В Учетной политике учреждения закреплено, что шины принимаются к забалансовому учету в условной оценке: 1 шина - 1 руб.

В бюджетном учете учреждения могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На основании документов поставщика отражено принятие к учету (оприходование на склад) автомобильных шин

КРБ

1 105 36 346

КРБ

1 302 34 73Х

*(1)

25 000,00

На основании Требования-накладной (ф. 0504204) отражена выдача шин со склада для эксплуатации в составе транспортного средства

КРБ

1 401 20 272

КРБ

1 105 36 446

25 000,00

Одновременно со списанием на основании Требования-накладной (ф. 0504204) шины учтены на забалансовом счете

Увеличение 09

 

4,00

________________________________

*(1) В 26 разряде номера счета используется КОСГУ в соответствии с Порядком N 209н

 

 

Согласно п. 349 Инструкции N 157н для целей контроля запчасти к транспортным средствам учитываются на забалансовом счете 09 в течение периода их эксплуатации в составе транспортного средства. Но порядок эксплуатации шин выделяет их из состава других запчастей. Учитывая сезонный характер их использования, учреждениям приходится два раза в год сталкиваться с заменой автомобильных шин. В таком случае сезонный комплект шин при их замене не следует списывать с забалансового учета, несмотря на то, что они временно не используются в составе транспортного средства. Как правило, такой комплект передается на склад учреждения для хранения. В таком случае происходит смена ответственного лица. В соответствии с учётной политикой учреждения в целях контроля за сохранностью и движением материальных ценностей внутри учреждения (между ответственными лицами) такие операции могут оформляться Требованием-накладной (ф. 0504204) или Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102).

 

Пример. Учет операций по сезонной замене шин

Пример

Автономное учреждение осуществляет сезонную смену "зимних" шин стоимостью 25 000,00 рублей на "летние" шины стоимостью 20 000,00 рублей. "Летние" шины хранятся на складе учреждения, после замены хранение "зимних" шин также будут осуществляться на складе. В Учетной политике учреждения закреплено, что шины принимаются к забалансовому учету по фактической стоимости приобретения шин.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы "летние" шины со склада для установки на автомобиль

Увеличение 09

(ответственное лицо- Водитель)

 

20 000, 00

 

Уменьшение 09

(ответственное лицо - Кладовщик)

После замены "зимние" шины возвращены на склад учреждения

Увеличение 09

(ответственное лицо - Кладовщик)

 

25 000, 00

 

Уменьшение 09

(ответственное лицо - Водитель)

 

Для контроля за перемещением и техническим состоянием автомобильных шин учреждение может оформить карточку учета эксплуатации автомобильной шины. Поскольку нормативными документами не установлена форма такой карточки, учреждению следует разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике. При разработке формы карточки в нее целесообразно включить поля, содержащие следующую информацию:

- дата установки;

- дата снятия;

- пробег за сезон;

- общий пробег с начала эксплуатации;

- техническое состояние.

Такие карточки учета эксплуатации автомобильных шин целесообразно оформлять как при приобретении шин, входящих в комплектацию автомобиля, так и приобретаемых отдельно, в целях соблюдения единого подхода к учету всех автомобильных шин в учреждении.

Списание с забалансового счета 09 автомобильных шин производится на основании принятого комиссией решения в случае недопустимости их дальнейшего использования в соответствии с действующими нормативами эксплуатации транспорта (превышение допустимой глубины протектора, наличие порезов, других повреждений и т. д.), причем списанию может подлежать как одна шина, так и весь комплект целиком.

Выбытие запчастей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену (п. 349 Инструкции N 157н). При этом учетной политикой учреждения может быть предусмотрено оформление решения комиссии о списании с учета пришедших в негодность автомобильных шин Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Учреждение может самостоятельно разработать порядок, в соответствии с которым комиссия будет принимать решение о списании автомобильных шин. При разработке такого порядка следует учитывать положения:

Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (см. письмо Минюста РФ от 21.09.2009 N 03-2609);

Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств";

Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Примечание

Некоторыми федеральными ведомствами разработан собственный Порядок организации деятельности по автотранспортному обеспечению, в том числе нормативные показатели для списания автомобильных шин (см., например, приказ МЧС России от 25.11.2016 N 624 "Об утверждении Положения об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

Также причиной списания может послужит выбытие самого автомобиля, на который установлены шины. При передаче автомобиля другому учреждению, а также в случаях реализации автомобиля или утилизации всего транспортного средства, автомобильные шины, учитываемые на забалансовом счете 09, списываются с забалансового учета на основании документов, подтверждающих данные операции.

 

Утилизация автомобильных шин

 

В соответствии со ст. 47 Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (принят постановлением на 29 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 31.10.2007 N 29-15) учреждения независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, находящиеся на территории государства и использующие в производственных и личных целях автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся централизованным сбором и (или) утилизацией отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства.

С момента списания и до момента утилизации непригодные автомобильные шины следует учитывать на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" по стоимости списания или в условной оценке: 1 шина - 1 руб. (п. 335 Инструкции N 157н). Выбытие материальных ценностей с забалансового счета 02 отражается на основании оправдательных документов по стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету, операцию в учете можно оформить Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Утилизацию автомобильных шин возможно осуществить как за плату, так и бесплатно.

Если учреждение сдает шины в утилизацию за плату, для отражения их передачи в переработку следует принять к балансовому учету новый актив, т. е. отразить в учете шины к утилизации в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000. Оприходование не пригодных для дальнейшей эксплуатации шин производится по текущей оценочной (справедливой) стоимости на дату принятия их к учету (п. 106 Инструкции N 157н, п.п. 22, 23 Стандарта "Запасы"). В учетной политике следует закрепить первичный учетный документ, которым будет оформлено принятие к балансовому учету шин к утилизации. Например, п. 34 Инструкций NN 174н, 183н предусмотрено применение Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) для принятия к учету материальных запасов, остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения ремонтных работ и от ликвидации основных средств. Также в учреждении может применяться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), так как он служит для оформления операций по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств (Приложение N 5 к Приказу N 52н). Отражение операции по восстановлению шин на балансовом учете с целью их утилизации за плату прямо не предусмотрено положениями Инструкций NN 162н, 174н, 183н, поэтому корреспонденцию счетов следует закрепить в учетной политике учреждения. Поскольку шины не будут использоваться в дальнейшей деятельности учреждения для хозяйственных нужд, вполне обоснованно применение кредита счета 0 401 10 172 для отражения принятия шин к учету в целях их утилизации за плату.

Списание материальных запасов при их реализации отражается по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 26 Инструкции N 162н, п. 37 Инструкций N 174н, п. 37 Инструкций N 183н).

Доходы от утилизации шин отражаются в учете с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" (п. 12.2.4 Порядка N 85н) и подстатьи 172 "Доходы от выбытия активов" КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка N 209н), при кассовом поступлении доходов в бюджет применяется подстатья 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка N 209н).

Внимание

Согласно положениям ч.ч. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ бюджетные и автономные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации движимого имущества), которые поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения.

Казенные учреждения обязаны направлять подобные поступления в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Пример. Учет операций по утилизации непригодных к дальнейшему использованию шин за плату

Пример

Учреждение списало с забалансового учета пришедшие в негодность автомобильные шины в количестве 4 шт., шины учитывались в условной оценке: 1 шина - 1 рубль.

В рамках заключенного со специализированной организацией договора эти шины были переданы на утилизацию, реализация осуществлена по цене 1 200,00 руб.

Шины к утилизации оприходованы по текущей оценочной стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения в размере 1 200,00 руб.

В учете учреждения могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

В казенном учреждении

В бюджетном (автономном) учреждении

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

Уменьшение 09

 

Уменьшение 09

4,00

Отражено списание непригодных к дальнейшему использованию автошин с забалансового учета

Увеличение 02

 

Увеличение 02

 

4,00

Одновременно списанные шины учтены до момента их утилизации на забалансовом счете 02

КРБ

1 105 36 346

КДБ

1 401 10 172

2 105 36 346

2 401 10 172

1 200,00

Оприходованы шины к утилизации по оценочной стоимости

 

Уменьшение 02

 

Уменьшение 02

4,00

Одновременно отражено выбытие шин к утилизации с забалансового счета 02

КДБ

1 401 10 172

КРБ

1 105 36 446

2 401 10 172

2 105 36 446

1 200,00

Переданы автошины на утилизацию

КДБ

1 205 74 564

КДБ

1 401 10 172

2 205 74 564

2 401 10 172

1 200,00

Начислен доход от реализации шин

КДБ

1 210 02 446

*(1)

КДБ

1 205 74 664

2 201 11 510

 

Увеличение 17

(АнКВД 440, КОСГУ 446)

2 205 74 664

1 200,00

От специализированной организации поступили денежные средства за принятые к переработке шины

______________________________

*(1) Корреспонденции приводятся для казенного учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме.

___________________

*(1) О формировании Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) смотрите подробнее здесь.

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт

Н. Старовойтова, эксперт