Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики

Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики

Все экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту своей государственной регистрации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Исключение - Центральный банк России, государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов (ч. 1 ст. 18, п. 9 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден приказом Росстата России от 31.03.2014 N 220 (далее - Порядок N 220).

Обязательный экземпляр составленной годовой отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. 7 Порядка N 220), то есть с января по март включительно. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то в орган статистики представляется также аудиторское заключение о ней - либо одновременно с отчетностью, либо позже, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Если последний день срока представления обязательного экземпляра выпадает на выходной, днем окончания срока представления отчетности считается следующий за ним рабочий день (п. 7 Порядка N 220).

Внимание

Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представлять экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности независимо от их участия в сплошных и (или) выборочных статистических наблюдениях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поскольку таковая обязанность установлена ст. 18 Закона N 402-ФЗ.

За непредоставление (несвоевременное представление, предоставление в неполном или искаженном виде) обязательного экземпляра годовой отчетности в органы государственной статистики виновное лицо несет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (см. письмо Росстата России от 16.12.2013 N 1578/ОГ). Санкция статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.

При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней - это два отдельных нарушения и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абз. 3 п.п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трёх месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности.

Пример

2 апреля 2018 года - последний день срока предоставления годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год (31.03.2018 - выходной день, поэтому последний день срока представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день). Трехмесячный срок давности в случае непредставления следует отсчитывать с 3 апреля 2018 года. Административное наказание должно быть назначено не позднее 3 июля 2018 года.

Протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета (п. 67 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а конкретно - руководителями и начальниками отделов (их заместителями), а также главными специалистами-экспертами в территориальных органах Росстата, начальниками управлений и отделов (их заместителями), а также советниками и консультантами в центральном аппарате Росстата (приложение к приказу Росстата от 12.04.2016 N 181).

Протокол должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, лицо (законный представитель), в отношении которого составляется протокол, должно быть извещено о дате, времени и месте составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым он составляется (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, абз. 4 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Затем протокол (и иные материалы, если они имеются) передается на рассмотрение мировому судье, поскольку именно мировые судьи рассматривают дела о правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ (ч. 1, абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Мировой судья рассматривает дело в течение двух месяцев со дня получения протокола (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ), по результатам рассмотрения выносит постановление (ст. 29.9 КоАП РФ). Это постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд (то есть в районный) (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

На практике случается, что за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики виновное лицо привлекается по ст. 13.19 КоАП РФ (нарушение представления статистических данных). Санкция данной статьи значительно строже (штраф от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц, а можно привлечь и организацию - от 20 000 до 70 000 рублей), кроме того, и составляют протокол, и накладывают штраф по этой статье должностные лица органа статистики (ст. 23.53 КоАП РФ). Такая квалификация правонарушения неправомерна, поскольку бухгалтерская отчетность не является первичными статистическими данными в понимании Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).

Органы статистики имеют право на возмещение ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности"). Однако реальных судебных дел по указанному поводу найти не удалось.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой