Энциклопедия решений. Осуществление за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на сокращение травматизма

Осуществление за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма

На основании пп. 6 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закона N 125-ФЗ) ФСС РФ принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).

Перечень возможных направлений расходования средств в целях обеспечения предупредительных мер, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, установлен п. 3 Правил. При этом определение "за счет средств ФСС РФ" означает использование на определенные разрешенные цели сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет ФСС РФ.

Примечание

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона 19.12.2016 N 417-ФЗ установлено, что ФСС РФ вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с НС и ПЗ и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение таких предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году.

За счет взносов от НС и ПЗ могут быть возмещены расходы организации, связанные как с оплатой услуг (выполнения работ) в целях обеспечения предупредительных мер (например, проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда отдельных категорий работников), так и с приобретением активов, используемых в указанных целях (например, СИЗ, тахографов, алкотестеров или алкометров, аптечек для оказания первой помощи).

Конкретные направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет сумм страховых взносов, определяются Планом финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (далее - План). При этом страхователь в соответствии с законодательством РФ несет ответственность за целевое использование сумм страховых взносов, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер (п. 13 Правил).

Для того, чтобы рассматриваемое финансирование было возможно, страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (форма заявления утверждена приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н) в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. С заявлением представляются:

- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;

- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) (п. 4 Правил).

В случае включения в план расходов на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов):

- заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее - заключительный акт);

- списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;

- копию лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ;

- копии договоров (счетов) на приобретение путевок;

- калькуляцию стоимости путевки (пп. "д" п. 4 Правил).

Заверенные печатью страхователя документы (копии документов), указанные в п. 4 Правил, представляются страхователем либо лицом, представляющим его интересы (п.п. 5, 6 Правил N 580н).

Порядок принятия решения территориальным органом ФСС РФ о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников установлен в пунктах 7-11 Правил.

Целевое использование сумм страховых взносов, направленных на обеспечение предупредительных мер, подтверждается путем представления в территориальный орган ФСС РФ документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).

Дополнительно об использовании средств на финансирование предупреждение травматизма рассказано в письме ФСС РФ от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 (далее - Письмо ФСС).

Так, сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС за год в целом. Это значит, что разрешенные расходы на предупредительные меры не могут быть больше, чем начисленные страховые взносы за текущий финансовый год за вычетом расходов, произведенных в этом же году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с НС и ПЗ и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска). При этом в сумму, подлежащую перечислению страхователю, не включаются суммы перечисленные страхователю в соответствии с его обращением в случаях, когда у него недостаточно средств на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, в том числе, если расходы на указанную выплату превышают сумму начисленных страховых взносов.

Региональным отделениям Фонда, как на этапе принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, так и на момент подтверждения страхователем расходов на финансовое обеспечение, необходимо контролировать сумму не только начисленных страховых взносов и произведенных расходов страхователя в текущем финансовом году, но и на произошедшие страховые случаи, по которым должна быть произведена оплата.

Если страхователь отчитывается об использовании средств ФСС на финансирование предупредительных мер поквартально по мере использования им средств ФСС, то необходимо особо обращать внимание на наличие у него страхового случая, произошедшего в отчетный период и расходов на обеспечение по указанному виду страхования.

Страхователю при подтверждении расходов следует представлять, в том числе, сводную ведомость результатов проведения СОУТ, а также сведения, содержащиеся в заключительном акте врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников согласно рекомендуемой форме (приложение 1 к Письму ФСС), в том числе в электронном виде.

В Письме ФСС региональным отделениям Фонда рекомендовано на момент подтверждения страхователем расходов на приобретение средств индивидуальной защиты проводить проверку качества приобретенных СИЗ и их выдачи работникам предприятия. При проверке необходимо обращать внимание на соответствие приобретенных СИЗ и продукции, указанной в сертификате соответствия (декларации о соответствии), а также на сведения о приобретенных СИЗ, обеспечивающие их идентификацию, (тип, марка, модель, артикул и другое). Кроме того, проверяющие должны обращать внимание на полноту и правильность заполнения сертификата соответствия (декларации о соответствии) согласно Правилам оформления сертификата соответствия (декларации о соответствии) требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии ЕАЭС от 25.12.2012 N 293.

Рекомендации страхователю приведены в письме ФСС России от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685. Разъяснено, что в пп. "г" п. 4 Правил N 580н внесены изменения, согласно которым при включении в план финансового обеспечения приобретения СИЗ страхователь представляет перечень приобретаемых СИЗ с датой изготовления и сроком их годности. При этом проверить правильность указанной в перечне информации о дате изготовления и сроке годности СИЗ можно непосредственно на самом изделии (на бирке, этикетке, упаковке) после произведенных расходов на их приобретение. Либо страхователем должна быть представлена информация, полученная при отгрузке товара со склада поставщика. Также следует учитывать, что на СИЗ должен быть указан срок хранения, по истечении которого товар нельзя использовать, либо срок эксплуатации, что также подразумевает срок годности.

Кроме того, отмечается, что срок вступления в силу положений Правил в части возмещения расходов на приобретение спецодежды, изготовленной из тканей, трикотажных полотен и нетканных материалов, страной происхождения которых является РФ, установлен с 1 августа 2017 года. Подача заявлений страхователей о возмещении указанных расходов возможна не ранее 2018 года. Вопрос о подтверждении страны происхождения материалов, из которых изготовлена специальная одежда, будет проработан в течение 2017 года и соответствующие разъяснения будут доведены дополнительно.


В соответствии с п. 12 Правил страхователь ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. В целях единообразия отчетности рекомендована форма отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приложение 1 к письму ФСС России от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685).

С 2017 года отчет представляется одновременно с Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381. Этим же приказом утвержден Порядок заполнения формы 4-ФСС).


Тема

Обеспечение по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний


См. также

Представление отчетности по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний

Камеральные проверки плательщиков страховых взносов, осуществляемые ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

Формы документов

Пример заполнения Заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Пример заполнения Плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников

Приказ об утверждении перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Пример заполнения Отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ на финансовое обеспечение предупредительных мер


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.