• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование работающего населения, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОПС, ОМС и ВНиМ) производится в соответствии с нормами НК РФ. Функции по администрированию этих страховых взносов переданы налоговым органам. Права и обязанности, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют и в отношении плательщиков страховых взносов (п. 1 ст. 2, пп. 15 п. 1 и п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Изменения, касающиеся администрирования страховых взносов, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) в ряд законов*(1), регулирующих правоотношения в системе обязательного страхования. Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на ОПС, ОСС (ВНиМ) и ОМС работающего населения, с 2017 года регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года.

Администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ) по-прежнему осуществляет ФСС РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. В полномочиях ФОМС остается администрирование страховых взносов только на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее - ОМС неработающего населения). Положения НК РФ к отношениям по данным видам страхования не применяются (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2017 года).

С учетом внесенных изменений отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года представляется плательщиками страховых взносов в налоговые органы по единой форме в порядке, предусмотренном ст.ст. 431 и 432 НК РФ. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

Одновременно установлено, что по страховым взносам, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года:

- расчеты (уточненные расчеты) представляются в соответствующие органы ПФР и ФСС РФ в порядке, установленном законодательством РФ о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ (ст. 23 Закона N 250-ФЗ);

- контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в государственные внебюджетные фонды осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС РФ также в прежнем порядке (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

- взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам), а также возврат переплаты за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будут осуществлять налоговые органы на основании решений, принятых Фондами. Необходимые сведения по принятым решениям Фонды направляют в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия (ст. 4 Закона N 243-ФЗ, ст.ст. 19, 21 Закона N 250-ФЗ).

С учетом внесенных изменений функции контроля по страховым взносам с 1 января 2017 года распределяются следующим образом:

в полномочиях налоговых органов:

- контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов ОПС, ОМС и ВНиМ за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ в обновленной редакции. Сведения из расчета, необходимые для персонифицированного учета в системе обязательного страхования, налоговые органы передадут в Фонды. При этом территориальные органы ФСС РФ будут проверять правильность заявленных в расчете расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ в соответствии с Законом N 255-ФЗ. Порядок обмена информацией определяется соглашениями взаимодействующих сторон (п.п. 6, 8 ст. 431 НК РФ);

в полномочиях ФСС РФ:

- контроль за соблюдением страхователями законодательства РФ по ВНиМ при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам за периоды с 2017 года. Камеральные и выездные проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган за эти периоды, территориальный орган ФСС РФ осуществляет на основании сведений, поступивших из налогового органа, и в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ (п. 8 ст. 431 НК РФ, пп. 1 п.1 ст. 4.2, п. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ);

- контроль за правильностью исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов по НС и ПЗ, а также правильности выплаты страхового обеспечения по НС и ПЗ в соответствии с Законом N 125-ФЗ за периоды с 2017 года (пп. 7 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ);

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов по ВНиМ и по НСиПЗ, а также правильности выплаты страхового обеспечения по этим видам страхования за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

в полномочиях ПФР:

- контроль за правильностью представления и достоверностью сведений персонифицированного учета, представляемых страхователями в ПФР за периоды с 2017 года (о стаже), а также контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в налоговые органы (о заработке и начисленных страховых взносах), осуществляется налоговыми органами (п.1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ);

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС работающего населения за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 250-ФЗ (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

в полномочиях ФОМС:

- контроль исчисления и уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения. Положения НК РФ к отношениям по данным видам страхования не применяются (п. 3 ст. 1 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2017 года).

Взаимодействие органов ФОМС со страхователями работающего населения не предусмотрено. Все сведения, необходимые для персонифицированного учета, Фонд будет получать от налоговых органов (за периоды с 2017 года), ПФР (за периоды, истекшие до 2017 года), медицинских организаций, страховых медицинских организаций (пп. 4 п. 2 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, пп. 3 п. 2 ст. 7, ст. 22 Закона N 326-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ).

______________________________

*(1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ)

Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ)

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ)

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ)

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ)

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.