Положение Банка России от 19 июля 2000 г. N 116-П "О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России" (с изменениями и дополнениями)

Положение Банка России от 19 июля 2000 г. N 116-П
"О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической
информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России"

С изменениями и дополнениями от:

14 мая 2013 г.

 

Настоящее Положение устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России, порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации, определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в их разработке, ведении и использовании.

Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"; Федеральный закон "О стандартизации"; Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1410; постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики"; Распоряжение Банка России от 24.06.97 N Р-208 "О вводе в действие в банковской системе Российской Федерации общероссийских классификаторов"; ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"; ГОСТ 6.01.1-87 "Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения"; ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"; ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"; ПР 50-735-93 "Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России".

ГАРАНТ:

Взамен ГОСТ Р 1.2-92 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 153-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ Р 1.2-2004

См. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст

Использование ЕСКК ТЭИ для кредитных организаций, входящих в банковскую систему России, носит рекомендательный характер в целях обеспечения информационной совместимости при обмене данными на межведомственном уровне, за исключением случаев использования общероссийских классификаторов, введенных в действие Постановлениями Госстандарта России и применяемых в обязательном порядке.

 

1. Основные положения

 

1.1. Единая система классификации и кодирования Банка России представляет собой совокупность общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) технико-экономической информации, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению в информационно-вычислительных и телекоммуникационных комплексах Банка России.

Общероссийские классификаторы (OK) - утверждаются Госстандартом России для применения в информационно-вычислительных системах управления различных министерств (ведомств), входят в состав документов Федерального фонда государственных стандартов и являются частью информационных ресурсов Российской Федерации.

Ведомственные (ВК) и локальные (ЛК) классификаторы (справочники) разрабатываются с целью решения задач, связанных с анализом состояния банковской системы, динамики развития экономики, финансовых рынков и обеспечения интеграции Государственных информационных ресурсов с информационными ресурсами Банка России. Ведомственные и локальные классификаторы (справочники) относятся к информационным ресурсам Банка России.

Перечень общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) ТЭИ, применяемых в системе Банка России, приведен в Приложении 1.

Термины и определения понятий, применяемых в ЕСКК ТЭИ, приведены в Приложении 2.

1.2. Организация нормативно-справочной информации (НСИ), содержащейся в общероссийских, ведомственных, локальных классификаторах и справочниках, обеспечивает: понятийно-терминологическое единство, определяющее сопоставимость банковской информации на всех уровнях ее сбора, обработки и использования; единое описание объектов классификации.

1.3. Объектами классификации и кодирования в Банке России являются виды экономической деятельности, виды банковских операций, унифицированные формы банковских документов, экономические показатели, денежные единицы, кредитные организации, счета бухгалтерского учета, корреспондентские счета, подразделения расчетной сети Банка России и пр.

1.4. Использование ЕСКК ТЭИ Банка России при постоянно растущем объеме информации создает необходимые предпосылки для эффективной организации ее сбора, обработки, оперативного анализа и организации хранения в системе Банка России.

1.5. Работы по классификации и кодированию технико-экономической информации осуществляются с целью обеспечения сопоставимости информации, собираемой и анализируемой в системе Банка России, унификации форм банковских документов и стандартизации информационного обеспечения программных комплексов, разрабатываемых в системе Банка России, и заключаются в обеспечении методического и информационного единства в области разработки, внедрения, ведения и использования классификаторов, информационной совместимости баз данных Банка России и повышении эффективности их функционирования.

1.6. Банк России наряду с органами исполнительной власти Российской Федерации участвует в разработке ЕСКК ТЭИ и является головной организацией, ответственной за разработку и ведение ряда общероссийских классификаторов, их отдельных классов и группировок, относящихся к предмету его экономической деятельности. Эти работы осуществляются в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997-2000 гг.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. N 1410 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики".

1.7. Банк России несет ответственность за формирование следующих общероссийских классификаторов как в целом, так и за отдельные классы и группировки, относящиеся к предмету его экономической деятельности:

- общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-94;

ГАРАНТ:

С 1 июля 2001 г. вводится в действие Общероссийский классификатор валют ОК (МК(ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2000 г. N 405-ст

- общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 класс "Унифицированная система банковской документации";

- общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел "Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения".

3. Порядок разработки и ведения общероссийских, ведомственных
и локальных классификаторов (справочников)

 

3.1. Классификационные множества, включаемые в Общероссийские, ведомственные и локальные классификаторы (справочники), представляются в форме, отображаемой на бумажном носителе, а также в виде электронных баз данных.

3.2. Исходная информация об объектах классификации, содержащаяся в некоторых ведомственных классификаторах (справочниках), формируется на территориальном уровне, передается в центральный аппарат Банка России или Главный центр информатизации для формирования эталона ЭБД и осуществления дальнейшего централизованного тиражирования НСИ. НСИ, содержащаяся в ведомственных классификаторах (справочниках), может быть как регламентного обновления (например, ЭБД Справочника БИК РФ), так и обновления по мере возникновения изменений (например, ЭБД План счетов бухгалтерского учета).

3.3. Порядок формирования и ведения электронных баз данных ведомственных и локальных классификаторов (справочников), их структура регламентируются положениями об ЭБД, разрабатываемыми Департаментом информационных систем или Опорными объектами, Главным центром информатизации Банка России по заданию Департамента информационных систем.

3.4. Порядок разработки, ввода в действие, ведения и использования общероссийских классификаторов устанавливается федеральными органами исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Госстандарт России, Госкомстат России) и описывается в нормативных документах, которые публикуются в информационных указателях стандартов, выпускаемых ежемесячно Госстандартом России.

3.5. Ведомственные классификаторы (справочники) Банка России представляют собой самостоятельные документы, а также входят в состав инструктивных документов Банка России. Ведомственные классификаторы (справочники) используются в случае отсутствия в общероссийских классификаторах требуемой информации или невозможности ее включения в общероссийские классификаторы путем их расширения. Примерами ведомственных классификаторов (справочников) являются: Книга государственной регистрации кредитных организаций; Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации; Справочник кодов подразделений для формирования сводной отчетности в системе Банка России; План счетов бухгалтерского учета и др.

3.6. Разработка ведомственного классификатора (справочника) предусматривает поэтапное проведение работ, которые организует Департамент информационных систем.

1-й этап:

- проведение исследований, определяющих исходное множество объектов, подлежащих классификации;

- выбор метода классификации и классификационных признаков, позволяющих упорядочить объекты в систему.

2-й этап - разработка методики создания ведомственного классификатора (справочника), содержащей:

- состав и характеристику объектов классификации;

- описание и обоснование классификационных признаков и методов классификации и кодирования объектов, включаемых в ведомственный классификатор (справочник);

- структуру ведомственного классификатора (справочника).

3-й этап - создание ведомственного классификатора (справочника) и программного обеспечения системы ведения ведомственного классификатора (справочника):

- сбор исходных данных;

- установление полного перечня объектов классификации и упорядочение этих объектов в систему;

- разработка структуры и формирование ЭБД ведомственного классификатора (справочника);

- подготовка задания ГЦИ на создание системы ведения ведомственного классификатора (справочника);

- оформление, согласование и утверждение ведомственного классификатора (справочника) в установленном порядке.

4-й этап - ввод в действие ведомственного классификатора (справочника).

3.7. Локальные классификаторы (справочники) разрабатываются при необходимости подразделениями центрального аппарата и территориальными учреждениями Банка России, согласовываются с Департаментом информационных систем в установленном порядке. Локальные классификаторы (справочники) включают в себя информацию, отсутствующую в общероссийских и ведомственных классификаторах (справочниках), и представляют собой систематизированный набор кратких и точных сведений по отдельным видам экономической деятельности структурных подразделений и территориальных учреждений Банка России. Примерами локальных классификаторов (справочников) являются справочник кредитных организаций, заключивших кредитные договоры; справочник участников электронного обмена; справочник ошибок, возникающих при обработке документов (сообщений), и др.

3.8. Разработка локального классификатора (справочника) осуществляется в соответствии с требованиями п.3.6 с учетом следующих особенностей:

- в случае если локальный классификатор (справочник) разрабатывается подразделением центрального аппарата Банка России, ввод в действие его осуществляется тем нормативным актом Банка России, в состав которого он включен для описания объектов классификации;

- в случае если локальный классификатор (справочник) разрабатывается территориальным учреждением Банка России, ввод в действие его осуществляется распоряжением территориального учреждения по согласованию с Департаментом информационных систем. Согласование производится в установленном порядке.

4. Регистрация классификаторов технико-экономической информации

 

4.1. Общероссийские классификаторы или их разделы, разработанные в системе Банка России, утвержденные в установленном порядке, проходят государственную регистрацию. Согласно п.3.5.2 ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов" порядок регистрации общероссийских классификаторов определяет Госстандарт России.

4.2. Регистрацию утвержденных ведомственных и локальных классификаторов (справочников), формирование и ведение ведомственного Реестра классификаторов (справочников) осуществляет Департамент информационных систем Банка России.

4.3. При регистрации ведомственным и локальным классификаторам (справочникам) присваивается обозначение, состоящее из обозначения категории ведомственного или локального классификатора (ВК или ЛК соответственно), трехзначного регистрационного номера и отделенного дефисом года принятия классификатора, например: ВК 001-2000.

4.4. Ведение ведомственного Реестра классификаторов (справочников) предназначено для выполнения следующих основных функций: учет общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников), применяемых в системе Банка России; исключение дублирования при классификации ТЭИ в системе Банка России; централизованное обеспечение разработчиков автоматизированных банковских систем и подразделений Банка России информацией о зарегистрированных классификаторах (справочниках) и о подразделениях Банка России, ответственных за их разработку и поддержание в актуальном состоянии.

4.5. Описание каждого классификатора в Реестре классификаторов (справочников) включает:

- обозначение классификатора (справочника);

- полное наименование классификатора (справочника);

- сокращенное наименование классификатора (справочника);

- систему классификации и кодирования;

- характеристику реквизитов;

- подразделение - разработчик классификатора (справочника);

- функциональное подразделение Банка России, ответственное за формирование исходной информации;

- перечень задач, использующих классификатор (справочник);

- структуру ЭБД классификатора (справочника).

5. Внедрение классификаторов (справочников) технико-экономической
информации

 

5.1. Порядок внедрения общероссийских классификаторов, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) в системе Банка России определяется приказами и распоряжениями Банка России, включающими конкретный состав работ и исполнителей.

5.2. Процесс внедрения классификатора (справочника) включает:

- создание системы ведения классификатора (справочника);

- создание организационно-методических документов по внедрению классификатора (справочника);

- организацию отраслевых семинаров, совещаний по вопросам внедрения общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников);

- организацию системы контроля за внедрением классификатора (справочника).

5.3. Система ведения общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) в Банке России предусматривает формирование эталона ЭБД, контрольного экземпляра и рабочей копии.

Эталоны ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) в системе Банка России ведет ГЦИ в соответствии с возложенными на него функциями. ГЦИ формирует контрольные экземпляры ЭБД ОК и ВК, тиражирует их в установленном порядке в подразделения Банка России. Территориальные учреждения Банка России изготавливают рабочие копии ЭБД и устанавливают их в программных комплексах, обеспечивающих обработку банковской информации. Департамент информационных систем использует контрольные экземпляры ЭБД ОК и ВК для осуществления своей деятельности, связанной с возложенными на него функциями (п.2.1.2).

5.4. Создание организационно-методических документов предусматривает издание распоряжения Банка России о вводе классификатора (справочника) в действие и разработку плана организационно-методических мероприятий.

В плане предусматривается проведение следующих работ:

- определение области и порядка применения;

- формирование задания на доработку типовых программных комплексов, обеспечивающих обработку банковской информации и ведение классификатора (справочника);

- создание (при необходимости) перекодировочных таблиц и программ-трансляторов;

- разработка мероприятий по приведению в соответствие с вводимым классификатором (справочником) терминологии, применяемой в автоматизированных системах.

5.5. Контроль за использованием единой системы классификации и кодирования производится путем мониторинга ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников), осуществляемого Департаментом информационных систем, и выборочных или плановых проверок типовых программных комплексов, функционирующих в Банке России, которые осуществляются Департаментом информационных систем с привлечением при необходимости специалистов функциональных департаментов Банка России.

5.6. В процессе мониторинга ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) проверяется: наличие классификаторов (справочников) ТЭИ, обязательных для применения при обеспечении сбора, обработки и анализа технико-экономической информации в Банке России; соблюдение правил описания данных, содержащихся в используемых классификаторах (справочниках); актуальность ЭБД классификаторов (справочников) в обрабатывающих комплексах; соблюдение регламента обновления ЭБД ведомственных классификаторов (справочников).

5.7. В процессе проведения ведомственного надзора за внедрением классификаторов (справочников) проверяется:

- использование зарегистрированных и введенных в действие классификаторов (справочников);

- порядок обновления НСИ, содержащейся в классификаторах (справочниках);

- использование незарегистрированных в установленном порядке классификаторов (справочников).

По результатам проверки составляется акт, где фиксируются фактическое состояние внедрения и использования классификаторов (справочников), а также меры по устранению выявленных недостатков.

6. Заключительные положения

 

6.1. Положение вступает в силу с момента его публикации в "Вестнике Банка России".

Председатель Банка России

В.В.Геращенко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Устанавливаются единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России, порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации. Определяется порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в разработке, ведении и использовании указанных классификаторов.



Положение Банка России от 19 июля 2000 г. N 116-П "О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России"


Текст положения опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 июля 2000 г., N 41, в газете "Бизнес и банки", N 32, август 2000 г., в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", выпуск N 7, 2000 год


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Указание Банка России от 14 мая 2013 г. N 3000-У

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"