Готовимся к составлению годового отчета
Подоходный налог. На что обратить внимание
См. Готовимся к составлению годового отчета. Курсовые и суммовые разницы: учет и налогообложение (Выпуск 2, январь 2000 г.)
См. Готовимся к составлению годового отчета. Сводная отчетность организаций, имеющих дочерние и зависимые общества (Выпуск 4, февраль 2000 г.)
В соответствии с п.5 ст.20 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон о подоходном налоге) 1 марта 2000 г. истекает срок представления предприятиями в налоговые органы сведений о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы) в 1999 г. В этой связи предлагаем вниманию читателей статью, в которой рассматриваются некоторые вопросы, связанные с исчислением подоходного налога предприятиями-работодателями. В ней будут подробно рассмотрены проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются наши подписчики, что позволит многим бухгалтерам еще раз проверить правильность исчисления подоходного налога и вовремя исправить выявленные ошибки.
Исчисление подоходного налога в случае несвоевременной выплаты
заработной платы
В соответствии с требованиями раздела II инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35) при исчислении подоходного налога за 1999 г. предприятиям-работодателям необходимо соблюдать следующие правила.
Согласно ст. 2 Закона о подоходном налоге, датой получения дохода в 1999 г. считается дата фактической выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу.
В то же время на подавляющем большинстве предприятий действует порядок, при котором заработная плата за текущий месяц выплачивается не в текущем, а в следующем месяце. В этой связи сумма заработной платы за текущий месяц, выплата которой производится в следующем месяце в сроки, установленные на предприятии, рассматривается как доход текущего месяца. Такой же порядок действует и в отношении заработной платы за декабрь 1999 г., выплаченной в январе 2000 г. с соблюдением сроков выплаты заработной платы, установленных на данном предприятии, т.е. эта сумма рассматривается как доход за декабрь 1999 г. и включается в совокупный доход 1999 г. (см. п. 23 Инструкции N 35).
Если же предприятие не обеспечивает своевременную выплату начисленной заработной платы, то исчисление подоходного налога производится в общеустановленном порядке исходя из суммы фактически выплаченного дохода. В случае отсутствия выплаты доходов в течение месяца или за более длительный период отчетного года совокупный доход, полученный за налогооблагаемый период, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предоставляемых за все отработанные месяцы. Если в одном месяце производится выплата заработной платы сразу за несколько месяцев, вся сумма такой выплаченной зарплаты учитывается в составе совокупного дохода этого месяца (см. п. 23 Инструкции N 35).
Если предприятие в 2000 г. производит выплату заработной платы, начисленной в 1999 г., в нарушение сроков выплаты заработной платы, установленных на предприятии, то вся сумма выплаченной зарплаты в состав совокупного дохода за 1999 г. не включается, а учитывается в составе доходов 2000 г. В состав совокупного дохода за 1999 г. будут включаться только те суммы заработной платы, начисленной в 1999 г., которые были фактически выплачены в 1999 г. При пересчете налога исходя из фактически полученного дохода полагающиеся работнику вычеты предоставляются за тот период, за который произведена выплата дохода, включая и те месяцы, за которые доход начислен, но не выплачен.
Проиллюстрируем все изложенное на конкретных примерах.
Пример 1. Работник получает заработную плату в размере 5000 руб. в месяц. В соответствии с принятым на предприятии порядком заработная плата за текущий месяц выплачивается 5-го числа следующего месяца.
В течение 1999 г. заработная плата выплачивалась на предприятии в установленные сроки. Заработная плата за декабрь 1999 г. была выплачена 5 января 2000 г.
Работнику предоставляются вычеты на содержание одного ребенка. Никаких других доходов, кроме заработной платы, работник в 1999 г. не получал.
Исчисление подоходного налога производится в этом случае следующим образом.
Месяц | Начис- лено за месяц, руб. |
Дата выплаты зарплаты за месяц |
Доход за месяц, руб. |
Доход нарастающим итогом с начала года, руб. |
Январь | 5000 | 05.02.99 | 5000 | 5000 |
Февраль | 5000 | 05.03.99 | 5000 | 10000 |
Март | 5000 | 05.04.99 | 5000 | 15000 |
Апрель | 5000 | 05.05.99 | 5000 | 20000 |
Май | 5000 | 04.06.99 | 5000 | 25000 |
Июнь | 5000 | 05.07.99 | 5000 | 30000 |
Июль | 5000 | 05.08.99 | 5000 | 35000 |
Август | 5000 | 03.09.99 | 5000 | 40000 |
Сентябрь | 5000 | 05.10.99 | 5000 | 45000 |
Октябрь | 5000 | 05.11.99 | 5000 | 50000 |
Ноябрь | 5000 | 03.12.99 | 5000 | 55000 |
Декабрь | 5000 | 05.01.2000 | 5000 | 60000 |
1. Рассчитываем сумму полагающихся работнику вычетов в соответствии с п.4 и подп. "б" п.6 ст.3 Закона о подоходном налоге.
Вычеты на самого работника и на ребенка в двукратном размере МРОТ предоставляются за январь и февраль 1999 г. (т.е. за два месяца). Вычеты в размере одного МРОТ предоставляются за март - июнь 1999 г. (т.е. за четыре месяца).
Таким образом, общая сумма вычетов за 1999 г. составляет 1336 руб.:
(83,49 х 2 + 83,49 х 2) х 2 + (83,49 + 83,49) х 4 = 1335,84.
2. Рассчитываем сумму облагаемого дохода за 1999 г.:
60 000 - 600 (1% в ПФ) - 1336 = 58 064.
3. Рассчитываем сумму подоходного налога за 1999 г. в соответствии со ст. 6 Закона о подоходном налоге.
Сумма подоходного налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 1742 руб. (58 064 х 0,03 = 1741,92).
Сумма подоходного налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, - 6068 руб. ((58 064 - 30 000) х 0,12 + 2700 = 6067,68).
В графе 6 Справки о доходах работника за 1999 г. (приложение 3 к Инструкции N 35) указываются следующие данные:
сумма дохода:
общая - 60 000 руб.;
облагаемая - 58 064 руб.;
сумма налога в федеральный бюджет:
исчисленная - 1742 руб.;
сумма налога в бюджеты субъектов РФ:
исчисленная - 6068 руб.
Пример 2. При тех же условиях, что и в примере 1, предположим, что выплаты заработной платы за февраль и март 1999 г. были произведены предприятием с опозданием (не в срок). Зарплата за февраль 1999 г. была выплачена 5 апреля 1999 г., а за март - 12 апреля 1999 г.
Поскольку заработная плата за февраль и март была выплачена несвоевременно в апреле 1999 г., то эта зарплата включается в совокупный доход апреля. Исчисление подоходного налога производится в этом случае следующим образом.
Месяц | Начис- лено за месяц, руб. |
Дата выплаты зарплаты за месяц |
Доход за месяц, руб. |
Доход нарастающим итогом с начала года, руб. |
Январь | 5000 | 05.02.99 | 5000 | 5000 |
Февраль | 5000 | 05.04.99 | - | 5000 |
Март | 5000 | 12.04.99 | - | 5000 |
Апрель | 5000 | 05.05.99 | 15000 | 20000 |
Май | 5000 | 04.06.99 | 5000 | 25000 |
Июнь | 5000 | 05.07.99 | 5000 | 30000 |
Июль | 5000 | 05.08.99 | 5000 | 35000 |
Август | 5000 | 03.09.99 | 5000 | 40000 |
Сентябрь | 5000 | 05.10.99 | 5000 | 45000 |
Октябрь | 5000 | 05.11.99 | 5000 | 50000 |
Ноябрь | 5000 | 03.12.99 | 5000 | 55000 |
Декабрь | 5000 | 05.01.2000 | 5000 | 60000 |
1. Рассчитываем сумму полагающихся работнику вычетов в соответствии с п.4 и подп. "б" п.6 ст.3 Закона о подоходном налоге.
Вычеты на самого работника и на ребенка в двукратном размере МРОТ предоставляются за январь - март 1999 г. (т.е. за три месяца). Вычеты в размере одного МРОТ предоставляются за апрель - июнь 1999 г. (т.е. за три месяца).
Таким образом, общая сумма вычетов за 1999 г. составляет 1503 руб.:
(83,49 х 2 + 83,49 х 2) х 3 + (83,49 + 83,49) х 3 = 1502,82.
2. Рассчитываем сумму облагаемого дохода за 1999 г.:
60 000 - 600 (1% в ПФ) - 1503 = 57 897.
3. Рассчитываем сумму подоходного налога за 1999 г. в соответствии со ст. 6 Закона о подоходном налоге.
Сумма подоходного налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 1737 руб. (57 897 х 0,03 = 1736,91).
Сумма подоходного налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, - 6048 руб. ((57 897 - 30 000) х 0,12 + 2700 = 6047,64).
В графе 6 Справки о доходах работника за 1999 г. (приложение 3 к Инструкции N 35) указываются следующие данные:
сумма дохода:
общая - 60 000 руб.;
облагаемая - 57 897 руб.;
сумма налога в федеральный бюджет:
исчисленная - 1737 руб.;
сумма налога в бюджеты субъектов РФ:
исчисленная - 6048 руб.
Пример 3. При тех же условиях, что и в примере 1, предположим, что заработная плата в течение 1999 г. выплачивалась в установленные на предприятии сроки. В январе 2000 г. предприятие произвело выплату зарплаты за декабрь 1999 г. на 2 недели позже установленного срока, т.е. 18 января 2000 г.
В такой ситуации сумма заработной платы за декабрь 1999 г. в совокупный доход за 1999 г. не включается, а учитывается в составе совокупного дохода за январь 2000 г. Исчисление подоходного налога за 1999 г. производится в этом случае следующим образом.
Месяц | Начис- лено за месяц, руб. |
Дата выплаты зарплаты за месяц |
Доход за месяц, руб. |
Доход нарастающим итогом с начала года, руб. |
Январь | 5000 | 05.02.99 | 5000 | 5000 |
Февраль | 5000 | 05.03.99 | 5000 | 10000 |
Март | 5000 | 05.04.99 | 5000 | 15000 |
Апрель | 5000 | 05.05.99 | 5000 | 20000 |
Май | 5000 | 04.06.99 | 5000 | 25000 |
Июнь | 5000 | 05.07.99 | 5000 | 30000 |
Июль | 5000 | 05.08.99 | 5000 | 35000 |
Август | 5000 | 03.09.99 | 5000 | 40000 |
Сентябрь | 5000 | 05.10.99 | 5000 | 45000 |
Октябрь | 5000 | 05.11.99 | 5000 | 50000 |
Ноябрь | 5000 | 03.12.99 | 5000 | 55000 |
Декабрь | 5000 | 18.01.2000 | - | 55000 |
1. Рассчитываем сумму полагающихся работнику вычетов в соответствии с п.4 и подп. "б" п.6 ст.3 Закона о подоходном налоге.
Вычеты на самого работника и на ребенка в двукратном размере МРОТ предоставляются за январь и февраль 1999 г. (т.е. за два месяца). Вычеты в размере одного МРОТ предоставляются за март - июнь 1999 г. (т.е. за четыре месяца).
Таким образом, общая сумма вычетов за 1999 г. составляет 1336 руб.:
(83,49 х 2 + 83,49 х 2) х 2 + (83,49 + 83,49) х 4 = 1335,84.
2. Рассчитываем сумму облагаемого дохода за 1999 г.:
55 000 - 600 (1% в ПФ) - 1336 = 53 064.
3. Рассчитываем сумму подоходного налога за 1999 г. в соответствии со ст. 6 Закона о подоходном налоге.
Сумма подоходного налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 1592 руб. (53 064 х 0,03 = 1591,92).
Сумма подоходного налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, - 5468 руб. ((53 064 - 30 000) х 0,12 + 2700 = 5467,68).
В графе 6 Справки о доходах работника за 1999 г. (приложение 3 к Инструкции N 35) указываются следующие данные:
сумма дохода:
общая - 55 000 руб.;
облагаемая - 53 064 руб.;
сумма налога в федеральный бюджет:
исчисленная - 1592 руб.;
сумма налога в бюджеты субъектов РФ:
исчисленная - 5468 руб.
Предоставление вычетов на содержание детей разведенным супругам
В соответствии с подп. "б" п. 6 ст. 3 Закона о подоходном налоге совокупный доход, полученный физическим лицом, уменьшается на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в порядке, предусмотренном указанным подпунктом. Уменьшение облагаемого налогом дохода производится обоим супругам, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец), на основании их письменного заявления и документов, подтверждающих наличие ребенка (иждивенца).
При предоставлении вычетов на содержание детей разведенным супругам бухгалтеры предприятий руководствовались порядком, предусмотренным подп. "г" п. 14 Инструкции N 35, в соответствии с которым при расторжении брака вычеты на содержание детей предоставляются тому из супругов, с кем проживают дети. Бывший супруг (супруга), хотя бы и уплачивающий (уплачивающая) алименты на содержание детей, права на вычеты не имеет.
В этой связи следует обратить внимание бухгалтеров предприятий на Определение Верховного Суда РФ от 01.07.99 N КАС 99-121, признавшее недействительным (незаконным) соответствующий абзац подп. "г" п.14 Инструкции N 35, ограничивающий право бывшего супруга, выплачивающего алименты на содержание детей, на получение вычетов из совокупного дохода согласно подп. "б" п. 6 ст. 3 Закона о подоходном налоге. В упомянутом Определении Верховный Суд РФ указал на то, что при расторжении брака льгота по подоходному налогу должна предоставляться обоим супругам при условии, что дети находятся на их содержании. Таким образом, бывший супруг (супруга), выплачивающий (выплачивающая) алименты на содержание детей, имеет полное право на получение льготы по подоходному налогу в соответствии с подп. "б" п. 6 ст. 3 Закона о подоходном налоге.
Признание нормативного акта недействительным по мотиву противоречия закону означает, что этот нормативный акт не порождает правовых последствий со дня его издания (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону", п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.12.93 N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан"). Поэтому признанная недействительной норма Инструкции N 35 считается не действующей с момента ее принятия (а не с даты вступления в силу соответствующего решения Верховного Суда РФ), а лица, чьи права были нарушены принятием данного положения Инструкции N 35, после признания его недействительным могут восстановить нарушенные права (ст. 13 ГК РФ).
На основании всего изложенного следует сделать следующий вывод: если после 1 января 1999 г. в бухгалтерию предприятия обращается работник (разведенный супруг, уплачивающий алименты на содержание детей) с заявлением о предоставлении ему вычетов на содержание детей, то бухгалтерия обязана предоставить ему такие вычеты за все отработанные месяцы 1999 г. с соответствующим перерасчетом суммы подоходного налога.
Расчеты с подотчетными лицами
Подотчетными лицами являются работники организации, получившие денежные средства из кассы организации на оплату командировочных расходов, а также на оплату административно-хозяйственных расходов. Список работников, которым могут выдаваться деньги под отчет, а также порядок предоставления отчетов об использовании этих сумм утверждаются внутренними распорядительными документами организации (приказом, распоряжением руководителя предприятия и т.п.).
Списание подотчетных сумм производится на основании предоставляемых в бухгалтерию авансовых отчетов с приложением всех первичных документов, подтверждающих произведенные расходы. При этом суммы, израсходованные работником на нужды предприятия, в совокупный облагаемый доход этого работника не включаются.
Выданные работнику денежные средства включаются в совокупный облагаемый доход работника только в следующих случаях:
- если по истечении срока, на который был выдан аванс, работник не представил в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах; сумма аванса включается в совокупный доход работника того месяца, в котором наступил срок сдачи отчета (см. письма ГНИ по г. Москве от 15.12.94 N 11-13/16157 и от 20.05.98 N 31-08/13721);
- если выданные работнику под отчет суммы списаны с него необоснованно; эти суммы включаются в совокупный доход работника в том месяце, когда они были списаны (отражены по кредиту счета 71) (см. письмо Госналогслужбы РФ от 17.08.98 N СШ-6-08/529@).
В этой связи на практике многие бухгалтеры ошибочно полагают, что если расходы, произведенные подотчетным лицом, не включаются в установленном порядке в издержки производства и обращения, а списываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (дебет счета 88), то списанные с работника суммы подлежат включению в облагаемый доход этого работника.
Однако при решении вопроса о включении тех или иных сумм в состав доходов физического лица определяющим должен быть не источник списания этих сумм, а факт возникновения дохода у физического лица в денежной или натуральной форме. Это означает, что если подотчетным лицом были оплачены материальные ресурсы (материальные ценности, работы, услуги), используемые для нужд предприятия, а не самого подотчетного лица, то израсходованные (списанные с подотчетного лица) суммы не могут рассматриваться как доход работника (подотчетного лица) и, следовательно, не должны включаться в облагаемый доход этого работника. При этом источник финансирования произведенных расходов (издержки производства, фонд потребления, нераспределенная прибыль и т.п.) никакого значения для целей исчисления подоходного налога не имеет.
Пример 4. Предприятие А арендует бассейн для своих работников и членов их семей. Оплата аренды производится за счет средств фонда потребления предприятия. По приказу руководителя предприятия работнику были выданы денежные средства из кассы предприятия для оплаты аренды бассейна за декабрь 1999 г. в сумме 2000 руб. Работник представил в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с приложением квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающей факт оплаты аренды бассейна для предприятия А.
В учете предприятия будут сделаны проводки:
1. Дебет 71 Кредит 50 - 2000 руб. - выдан аванс.
2. Дебет 88 Кредит 71 - 2000 руб. - после утверждения авансового отчета расходы по оплате аренды бассейна списаны за счет средств фонда потребления.
Поскольку в данном случае расходы были произведены для нужд предприятия, то никакого дохода ни в денежной, ни в натуральной форме работник не получил. Поэтому списанная с работника сумма в его совокупный облагаемый доход не включается и подоходным налогом не облагается.
Пример 5. По решению руководства на предприятии организуется праздничный новогодний банкет для сотрудников предприятия, членов их семей, а также представителей сторонних организаций (контрагентов предприятия). На закупку продуктов для банкета работнику предприятия выданы денежные средства из кассы предприятия в размере 10 000 руб.
Работник представил в бухгалтерию предприятия авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением чеков ККМ и товарных чеков.
В учете предприятия будут сделаны проводки:
1. Дебет 71 Кредит 50 - 10 000 руб. - выдан аванс.
2. Дебет 88 Кредит 71 - 10 000 руб. - после утверждения авансового отчета израсходованная сумма списывается за счет собственных источников предприятия.
В описанной ситуации помимо документов, подтверждающих факт приобретения и оплаты продуктов питания (товарных чеков и чеков ККМ), в бухгалтерию должны быть представлены документы, подтверждающие, что все приобретенные продукты предназначались и были использованы для проведения новогоднего банкета. Такими документами могут быть приказ руководителя предприятия о проведении банкета, утвержденная руководством смета расходов на проведение банкета, решение (распоряжение) о закупке продуктов за наличный расчет, акт о списании приобретенных работником продуктов на проведение банкета и т.п. документы. Указанные документы должны однозначно подтверждать, что все приобретенные работником продукты были использованы исключительно для нужд предприятия. В этом случае можно с уверенностью утверждать, что сумма, списанная с работника (10 000 руб.), не является доходом этого работника. Поэтому у предприятия не возникает обязанности по исчислению подоходного налога с указанной суммы.
В то же время при отсутствии документов, подтверждающих, что приобретенные работником предприятия за счет подотчетных средств продукты питания были использованы для нужд предприятия (а не для личных нужд работника), у налоговых органов будут все основания рассматривать подотчетную сумму в размере 10 000 руб., списанную с работника, как необоснованно списанную с соответствующим включением этой суммы в совокупный облагаемый доход этого работника.
Представление сведений о доходах
физических лиц
Бухгалтеры многих предприятий, особенно крупных, помимо проблем, связанных с собственно исчислением сумм облагаемого дохода и подоходного налога, сталкивались также и с чисто техническими проблемами, связанными с заполнением справок о доходах физических лиц (приложение 3 к Инструкции N 35). В основном эти проблемы были вызваны отсутствием на предприятии тех или иных сведений о физическом лице (индекс, адрес и т.п.), которые в обязательном порядке должны были быть указаны в справках, предоставляемых в налоговые органы. Кроме того, много споров (в том числе и в печати) вызывали требования налоговых органов о предоставлении сведений о доходах, выплачиваемых предприятиями индивидуальным предпринимателям (в части необходимости указания персональных данных предпринимателей).
В этой связи следует обратить внимание читателей на приказ МНС РФ от 19.07.99 N АП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц в налоговой отчетности". В соответствии с п.4 указанного Приказа начиная с 1 января 2000 г. налоговая отчетность, для которой предусмотрены требования по использованию в ней персональных данных физических лиц, должна предоставляться с указанием соответствующего ИНН, если он получен налогоплательщиком. При этом персональные данные в отношении этого физического лица могут не заполняться.
Таким образом, при предоставлении в налоговые органы в 2000 г. сведений о доходах (в том числе и сведений о доходах за 1999 г.), выплаченных физическим лицам, зарегистрированным в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (т.е. имеющим ИНН), предприятия с полным правом при заполнении персональных данных могут указывать в справках о доходах только ИНН этих физических лиц. При этом сведения о паспортных данных физического лица, месте жительства (прописки) могут не заполняться.
Новое в налогообложении доходов,
полученных после 1 января 2000 г.
Начало календарного года - это всегда трудная пора для бухгалтера. Работая над отчетностью за прошлый год, он не должен забывать и о текущих операциях. Поэтому нелишне будет в данной статье остановиться на основных нововведениях в порядке исчисления и уплаты подоходного налога в отношении доходов, полученных после 1 января 2000 г.
Изменения в порядок налогообложения доходов, полученных после 1 января 2000 г., были внесены Федеральным законом от 25.11.99 N 207-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 207-ФЗ). Изменений этих не так много (по сравнению с порядком, действовавшим в отношении доходов за 1999 г.), но они довольно существенны и касаются всех предприятий и организаций.
Во-первых, Закон N 207-ФЗ установил новые ставки подоходного налога, применяемые по отношению к доходам, полученным после 1 января 2000 года:
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году |
Ставка налога |
До 50 000 руб. | 12 процентов |
От 50 001 руб. до 150 000 руб. |
6000 руб. + 20 процентов с суммы, превышающей 50 000 руб. |
От 150 001 руб. и выше |
26 000 руб. + 30 процентов с суммы, превышающей 150 000 руб. |
Во-вторых, Законом N 207-ФЗ отменяется деление суммы подоходного налога по бюджетам. Напомним, что подоходный налог, исчисленный с доходов за 1999 г., уплачивался в два бюджета: в федеральный бюджет (по фиксированной ставке 3 процента) и в бюджет субъекта РФ (по прогрессивным ставкам в зависимости от величины полученного дохода). Теперь этот порядок отменяется и подоходный налог, исчисленный с доходов за 2000 г., подлежит перечислению в бюджет субъекта РФ в полном объеме.
Подоходный налог, удерживаемый с физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, также теперь должен в полном объеме перечисляться в бюджет субъекта РФ (по ставке 20 процентов).
В-третьих, изменения коснулись порядка предоставления ежемесячных вычетов из совокупного дохода, предусмотренных п. 4 и подп. "б" п. 6 ст. 3 Закона о подоходном налоге. При этом сам механизм предоставления вычетов не изменился, но изменились границы доходов для предоставления вычетов в двукратном и однократном размере МРОТ. Так, вычеты в двукратном размере МРОТ в 2000 г. предоставляются ежемесячно до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 15 000 руб. (в 1999 г. - 10 000 руб.), а вычеты в однократном размере МРОТ - до месяца, в котором доход не превысил 50 000 руб. (в 1999 г. - 30 000 руб.).
Пример 6. Проиллюстрируем порядок исчисления подоходного налога в 2000 г. при условии, что работник получает зарплату в размере 5000 руб. в месяц, имеет вычеты на одного ребенка и зарплата на предприятии выплачивается вовремя (см. пример 1).
1. Рассчитываем сумму полагающихся работнику вычетов в соответствии с п.4 и подп. "б" п.6 ст.3 Закона о подоходном налоге (в редакции Закона N 207-ФЗ).
Вычеты на самого работника и на ребенка в двукратном размере МРОТ предоставляются за январь - март 2000 г. (т.е. за три месяца). Вычеты в размере одного МРОТ предоставляются за апрель - октябрь 2000 г. (т.е. за семь месяцев).
Таким образом, общая сумма вычетов за 2000 г. составляет 2171 руб.:
(83,49 х 2 + 83,49 х 2) х 3 + (83,49 + 83,49) х 7 = 2170,74.
2. Рассчитываем сумму облагаемого дохода за 2000 г.:
60 000 - 600 (1% в ПФ) - 2171 = 57 229.
3. Рассчитываем сумму подоходного налога за 2000 г. в соответствии со ст.6 Закона о подоходном налоге (в редакции Закона N 207-ФЗ):
6000 + (57 229 - 50 000) х 0,20 = 6000 + 1446 = 7446.
Законом N 207-ФЗ также внесены дополнения в перечень льгот по подоходному налогу. Начиная с 1 января 2000 г. подоходным налогом не облагаются:
- суммы материальной помощи, оказываемой физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ (независимо от ее размера и источника выплаты);
- суммы, полученные физическими лицами в виде международных, иностранных или российских премий за достижения в науке и технике, образовании, культуре и искусстве.
Изменения также коснулись и порядка предоставления льготы по строительству (приобретению) жилья. Теперь эта льгота будет предоставляться в пределах пятитысячекратного размера МРОТ, учитываемого за три года подряд начиная с того года, в котором приобретены жилой дом, или квартира, или дача, или садовый домик либо начато строительство.
Т. Крутякова,
"АКДИ Экономика и жизнь"
Выпуск 3, февраль 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".