Налогообложение малых предприятий в Московской области (В.Васькин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", NN 4-5, январь 2000 г.)

Налогообложение малых предприятий в Московской области


В Московской области 31245 малых предприятий, в том числе в промышленности - 5844 (19% от общего их количества), в строительстве - 4722 (15%), в сельском хозяйстве - 698 (2%), торговле и общественном питании - 15058 (48%), на транспорте - 598 (2%), в остальных отраслях - 4325 (14%). Удельный вес налоговых платежей малых предприятий в общем объеме поступлений составляет 19,3%.

Для поддержки и развития малого предпринимательства в области принята государственная программа на 1999-2000 гг., работает Координационный совет администрации Московской области по малому предпринимательству. Кроме того, в целях защиты прав и интересов малого бизнеса губернатором Московской области принято распоряжение от 30.09.99 г. N 764-РГ "О мерах по упорядочению проведения проверок деятельности субъектов малого предпринимательства Московской области контролирующими органами" (далее - Распоряжение).

Руководителям центральных органов государственной исполнительной власти Московской области Распоряжением предписано обеспечить проведение проверок субъектов малого предпринимательства исключительно на плановой комплексной основе, а также по сигналам о допущенных субъектами малого предпринимательства нарушениях; в том случае, если проводилось более 2 проверок субъекта малого предпринимательства контролирующим органом в течение календарного года, необходимо согласовывать проведение внеочередных проверок с Комитетом по управлению имуществом Московской области (в Московской области нет органа исполнительной власти по поддержке и развитию малого бизнеса; этой работой занимается Комитет по управлению имуществом).

Руководителям центральных органов государственной исполнительной власти Московской области после принятия Распоряжения необходимо согласовывать с Координационным советом администрации Московской области по малому предпринимательству проекты нормативно-правовых актов, касающихся проверок деятельности субъектов малого предпринимательства. Координационный совет будет активизировать работу, проводимую в муниципальных образованиях, по упорядочению проверок субъектов малого предпринимательства контролирующими органами и вносить предложения по ее совершенствованию.

Распоряжением утверждена форма книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства. Книга проверок регистрируется в Комитете по управлению имуществом муниципального образования. В ней указываются номер и дата государственной регистрации и местонахождения субъекта малого предпринимательства, наименование контролирующего органа, дата начала и окончания проверки, вопросы, подлежащие проверке, и др. Книга проверок после ее регистрации (перерегистрации) в комитетах по управлению имуществом муниципальных образований является официальным документом для фиксирования всех проверок, проводимых контролирующими органами, и ведется субъектом малого предпринимательства в течение всего времени осуществления им своей деятельности.

Руководителям территориальных контролирующих органов федеральных органов исполнительной власти рекомендовано проводить проверки субъектов малого предпринимательства с учетом положений Распоряжения.

Согласно действующему законодательству о налогах и сборах малые предприятия могут являться плательщиками общеустановленных налогов (НДС, налогов на прибыль, на имущество и др.); единого налога при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Малые предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" являются плательщиками налога на прибыль.

Критерии отнесения к малым предприятиям не изменились. Они установлены Федеральным законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Одним из основных критериев является соблюдение предельных уровней средней численности работников за отчетный период. Для промышленных, строительных и транспортных предприятий это 100 человек, для организаций, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30, в остальных отраслях - 50 человек.

Если предприятие осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к малым предприятиям по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в объеме оборота или прибыли. При этом предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей будет применяться - объем оборота, т.е. объем реализации продукции, товарооборот и т.д., или объем прибыли от всех видов деятельности. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение отчетного года и определяется нарастающим итогом с начала года.

Предприятие признается малым, если в его уставном капитале доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Кроме того, под субъектами малого предпринимательства понимаются только коммерческие организации. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Лишь при соблюдении всех указанных условий предприятие будет являться малым.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности, включая численность работающих в филиалах и подразделениях.

Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают предприятия, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с изменениями и дополнениями N 5 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 6.07.99 г. N АП-3-02/204 и зарегистрированными в Минюсте России 20.08.99 г., регистрационный N 1873, предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, переведенных нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности согласно Федеральному закону от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Указанный Федеральный закон не предусматривает перевод на уплату единого налога на вмененный доход малых предприятий, однако организации, оказывающие автотранспортные услуги, организации общественного питания и розничной торговли могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход при соблюдении предельной численности работающих аналогично пределу численности работающих при отнесении к малым предприятиям в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Прибыль, полученная предприятиями, которые перешли на уплату единого налога на вмененный доход, от иной деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, подлежит обложению налогом на прибыль. При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций. Формы ведения раздельного учета определяются организациями самостоятельно в рамках общеустановленных норм. В налоговые органы в этом случае представляется сводный баланс, а приложение к нему - форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" - представляется отдельно по видам деятельности, переведенным и не переведенным на уплату единого налога.

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными разделом 2 Инструкции N 37. Пункт 2.5 Инструкции N 37 претерпел значительные изменения в связи с отменой с 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" п. 5 ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Изменениями и дополнениями N 5 п. 2.5 Инструкции N 37 изложен в следующей редакции: "Для целей налогообложения цена товаров, работ или услуг определяется в соответствии с положениями статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно данной статье для целей налогообложения принимается цена товаров, работ и услуг, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1. Между взаимозависимыми лицами.

Статья 20 НК РФ признает взаимозависимыми лицами для целей налогообложения организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. По товарообменным (бартерным) операциям.

3. При совершении внешнеторговых сделок.

4. При отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Изменилась ставка налога на прибыль. Пункт 3.1 новой редакции Инструкции N 37 предусматривает, что ставка налога на прибыль предприятий, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11% с прибыли, полученной с 1 апреля 1999 г. (до 1 апреля 1999 г. ставка составляла 13%).

В бюджеты субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, устанавливаемым законодательными органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - по ставкам в размере не свыше 27% с прибыли, полученной с 1 апреля 1999 г. (до 1 апреля 1999 г. ставка была соответственно 22 и 30%).

Малые предприятия наряду со всеми плательщиками имеют право на льготы по налогу на прибыль. Одной из них, предусмотренной п. 4.4 Инструкции N 37, могут пользоваться только малые предприятия. В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, соответствующие ранее рассмотренным критериям, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от ставки налога на прибыль, если выручка от льготируемых видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

При отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденными письмом Минэкономики России и Госкомстатом России от 27.07.93 г. N МЮ-636/14-151; 10-0-1/246.

По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность наряду с указанными видами деятельности, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается товарооборот за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов. В общую сумму выручки от реализации продукции не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества, а также выручка по видам деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с п. 6 Инструкции N 37. К ним относятся доходы в виде дивидендов, полученных по акциям; доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг; доходы от долевого участия в других предприятиях; доходы казино, иных игорных домов и другого игорного бизнеса, видеосалонов, от проката видео- и аудиокассет и записей на них.

Указанные в п. 4.4 Инструкции N 37 льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Если малое предприятие прекращает деятельность, в связи с которой ему были предоставлены льготы, до истечения пятилетнего срока, сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, подлежит внесению в федеральный бюджет.

В случаях, когда малые предприятия в течение четырехлетнего периода приостанавливают, а затем возобновляют виды деятельности и одновременно выполняют условия, определенные п. 4.4 Инструкции N 37, право применять эти льготы сохраняется на оставшийся срок их использования. Например, малое предприятие в первые два года занималось льготируемыми видами деятельности и налог на прибыль не уплачивало. На третий год это предприятие занималось только торговлей, а на четвертый год снова стало осуществлять льготируемые виды деятельности, выручка от реализации продукции (работ, услуг) при этом превышала 90% общего объема выручки. В данном примере сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за первые два года работы и увеличенная на сумму дополнительных платежей, взыскивается в бюджет и пересчету не подлежит. Прибыль, полученная малым предприятием на третий год работы, подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке. Полученная предприятием прибыль на четвертый год работы облагается налогом в размере 50% общеустановленной ставки.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

В п. 2 ст. 17 НК РФ определено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом следует учитывать, что налог на прибыль является федеральным налогом (ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и элементы обложения данным налогом, а также налоговые льготы устанавливаются Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Таким образом, НК РФ не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям плательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Со дня вступления в силу Федерального закона от 31.03.99 г. N 62-ФЗ, т.е. с 1 апреля 1999 г., органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Что касается льгот по налогу на прибыль, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 31.03.99 г. N 62-ФЗ, то они имеют юридическую силу и применяются, так как согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах, ухудшающие положение налогоплательщиков, к которым в части отдельных норм относится и указанный Федеральный закон, обратной силы не имеют.

Согласно п. 5 Инструкции N 37 малые предприятия не имеют права перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль. Они уплачивают его ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период. Налог вносится в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

В Московской области действует Закон от 28.07.97 г. N 39/97-03 "О льготном налогообложении в Московской области" в редакции Закона от 3.11.99 г. N 75/99-03, которым внесены изменения и дополнения в вышеуказанный Закон (далее - Закон N 39/97-03). Целями Закона N 39/97-03 являются систематизация и объединение в один нормативный правовой акт действующих налоговых льгот, устанавливаемых организациям и физическим лицам, которые уплачивают налоги и сборы в областной бюджет и внебюджетные фонды Московской области.

Льготные категории налогоплательщиков Законом N 39/97-03 установлены по виду осуществляемой ими деятельности (выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ), месту нахождения налогоплательщиков, принципу участия их в осуществлении мероприятий, позволяющих решить социально-экономические проблемы области, принципу использования труда работников, нуждающихся в социальной защите.

Законом N 39/97-03 льготы по налогообложению именно малых предприятий не предусмотрены. Однако если такое предприятие относится к какой-либо категории налогоплательщиков, которым предоставляются льготы, то оно имеет право на льготы, установленные Законом N 39/97-03. Например, малые предприятия, оказывающие образовательные услуги, в соответствии со ст. 24 данного Закона освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученную в результате реализации предусмотренной уставом продукции собственного производства и оказания дополнительных образовательных платных услуг (для государственных и муниципальных образовательных учреждений), платных образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений), а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, и имеют право на льготы по другим налогам.

Дополнительные средства, полученные данной категорией налогоплательщиков в результате применения налоговых льгот, направляются на:

развитие учебной и научной деятельности;

развитие материально-технической базы, включая текущий и капитальный ремонт;

организацию учебных и рабочих мест для подростков;

улучшение материального положения учащихся, студентов, преподавателей и обслуживающего персонала образовательных учреждений, в том числе увеличение фонда оплаты труда;

улучшение питания учащихся и студентов;

обеспечение медицинской помощью;

обеспечение детского оздоровительного отдыха;

санаторно-курортное лечение;

оплату проезда на городском пассажирском, железнодорожном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

обеспечение лекарственными препаратами;

развитие физкультуры и спорта в образовательных учреждениях.

Малые предприятия, применяющие труд пенсионеров по инвалидности и старости, согласно ст. 17 Закона N 39/97-03 полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в части средств, зачисляемых в областной бюджет, и имеют право на другие налоговые льготы. К организациям, применяющим труд пенсионеров, относятся предприятия, учреждения и организации, у которых среднесписочная численность пенсионеров по инвалидности составляет не менее 30% от общей численности работающих либо численность пенсионеров по инвалидности и старости составляет не менее 50%, среднесписочная численность работающих не менее 50 человек.

Установленные ст. 17 Закона N 39/97-03 льготы предоставляются при условии направления высвобождаемых средств на социальные нужды пенсионеров по инвалидности, обеспечение занятости таких пенсионеров, сохранение и увеличение числа рабочих мест для них (в соответствии со ст. 14 настоящего Закона).

Затратами на развитие предприятий, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест для целей Закона признаются:

а) затраты на освоение новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), проверку готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов с пробным выпуском продукции, наладкой оборудования;

б) затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции, не предназначенной для серийного или массового производства, а также новых видов работ (услуг);

в) затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного или массового производства, а также технологических процессов;

г) затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции (работ, услуг), повышением их надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств в ходе производственного процесса;

д) долгосрочные инвестиции, связанные с новым строительством, реконструкцией, расширением, техническим перевооружением, модернизацией основных фондов;

е) затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством: проведение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

ж) средства, направляемые организациями из их прибыли на пополнение оборотных средств, кроме средств, направляемых на потребление;

з) затраты на проведение модернизации оборудования и реконструкции объектов основных производственных фондов;

и) долгосрочные инвестиции, связанные с новым строительством, реконструкцией, техническим перевооружением объектов непроизводственной сферы;

к) затраты, связанные с улучшением качества услуг, предоставляемых объектами непроизводственной сферы, и расширением ассортимента этих услуг;

л) затраты на повышение квалификации, переподготовку работников организации.

Затратами на социальные нужды признаются расходы на:

а) обеспечение медицинской помощью;

б) санаторно-курортное лечение;

в) обеспечение лекарственными препаратами;

г) изготовление и ремонт зубных протезов;

д) обеспечение протезно-ортопедическими изделиями;

е) обеспечение транспортными средствами инвалидов;

ж) оплату проезда на автомобильном (кроме такси), железнодорожном и водном транспорте;

з) оплату проезда на городском пассажирском, пригородном железнодорожном транспорте и автобусами пригородных маршрутов;

и) обеспечение жильем;

к) оплату жилищно-коммунальных услуг;

л) оплату установки телефона и пользование им;

м) безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья;

н) обслуживание инвалидов на дому работниками социального обеспечения;

о) материальную помощь инвалидам и пенсионерам.


Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства


В Московской области отношения, возникающие при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ (далее - Закон N 222-ФЗ), регулируются Законом Московской области от 13.02.98 г. N 6/98-03 "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области" (далее - Закон N 6/98-03), а также Методическими рекомендациями ГНИ по Московской области и Комитета по финансам и налоговой политике администрации Московской области по его применению.

Согласно Закону N 6/98-03 под упрощенной системой налогообложения понимается для организаций замена уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, областных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Патент - официальный документ, удостоверяющий право применения организациями упрощенной системы налогообложения.

Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на выдачу патентов, совокупный размер валовой выручки не превысил стотысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором подано такое заявление. Вновь созданная организация, подавшая заявление на выдачу патента, считается перешедшей на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла ее официальная регистрация.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Под действие упрощенной системы налогообложения не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих организаций, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. Не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения и в том случае, если указанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации.

Упрощенная система применяется организациями наряду с принятой ранее системой налогообложения. Перевод организаций на упрощенную систему налогообложения осуществляется только при отсутствии у них просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется организациям на добровольной основе.

В соответствии со ст. 3 Закона N 222-ФЗ выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В ст. 3 Закона N 6/98-03 указано, что выбор объекта обложения единым налогом организаций зависит от того, к какой категории по виду деятельности они относятся. В качестве объекта обложения единым налогом ст. 3 Закона N 6/98-03 установлены:

а) совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), если организация осуществляет свою деятельность в следующих отраслях:

производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

производство продовольственных товаров;

производство лекарственных и других медицинских препаратов, медицинских изделий и техники;

оказание бытовых услуг населению;

природоохранная деятельность;

оказание туристических и экскурсионных услуг на территории Московской области;

строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения;

благоустройство, обращение с отходами (кроме образования отходов);

транспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории Московской области;

наука и научное обслуживание;

здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение;

информационно-вычислительное обслуживание;

образование, культура, искусство;

оказание услуг связи;

ремонт и техобслуживание сельскохозяйственных машин;

б) валовая выручка, полученная за отчетный период, если организация осуществляет свою деятельность в следующих отраслях:

торговля и общественное питание;

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

другие отрасли.

Отнесение организаций к определенному виду деятельности производится согласно ОКОНХ и ОКУН (Общероссийскому классификатору услуг населению).

Вид деятельности организации определяется по тому виду деятельности, доля выручки от которого составляет не менее 70% в сумме валовой выручки. При наличии у организации нескольких видов деятельности, каждый из которых составляет менее 70% в сумме валовой выручки, в качестве объекта налогообложения устанавливается валовая выручка, за исключением случаев, когда все виды деятельности относятся к пункту "а" и в совокупности составляют не менее 70% в сумме валовой выручки.

Согласно Закону N 222-ФЗ совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки ЦБ РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

В приказе Минфина России от 15.03.96 г. N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" сказано, что Законом N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется совокупный доход, и этот перечень расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит. В перечень не включены такие расходы, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников.

Перечисленные в Законе N 222-ФЗ расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам и стоимость оказанных услуг. Это относится и к НДС, уплаченному поставщикам, налогу на приобретение автотранспортных средств, отчислениям во внебюджетные социальные фонды, таможенным платежам, госпошлине и лицензионным сборам.

В соответствии со ст. 4 Закона N 222-ФЗ для организаций устанавливаются ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 10% от совокупного дохода; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20%.

Если объектом налогообложения для организаций является валовая выручка, устанавливаются ставки единого налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 3,33% от суммы валовой выручки; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67%.

Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности организаций, а также пропорций распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетами субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом N 6/98-03 установлены следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет области:

а) при налогообложении совокупного дохода - 20%;

б) при налогообложении валовой выручки - 6,67%.

Единый налог, рассчитываемый от совокупного дохода, зачисляется:

в областной бюджет - по ставке 7%;

в местный бюджет - по ставке 13%.

Единый налог, рассчитываемый от валовой выручки, зачисляется:

в областной бюджет - по ставке 2,33%;

в местный бюджет - по ставке 4,34%.

Расчет единого налога организацией представляется в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет, уплата единого налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как уже указывалось, официальным документом, удостоверяющим право применения организациями упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговым органом по заявлению организации, подаваемому не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.

Для организаций годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении 1 : 2. В соответствии со ст. 5 Закона N 6/98-03 выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально до 20 числа первого месяца квартала в размере 25% его стоимости.

Для вновь созданных организаций и для созданных ранее, но принявших решение о переходе на упрощенную систему налогообложения в течение календарного года, стоимость патента зависит от даты перехода и составляет:

100% годовой стоимости патента, если переход осуществлен с I квартала;

75%, если переход осуществлен со II квартала;

50%, если переход осуществлен с III квартала;

25%, если переход осуществлен с IV квартала.

Стоимость патента, уплачиваемая организациями, установлена ст. 6 Закона N 6/98-03 в зависимости от вида осуществляемой организацией деятельности.

Организации получают патент бесплатно, если они осуществляют виды деятельности, для которых в качестве объекта обложения единым налогом установлен совокупный доход. Если организация осуществляет свою деятельность в других отраслях, стоимость патента составляет 200 МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации на дату подачи заявления на выдачу патента.

Выплата годовой стоимости патента производится организациями поквартально. Единый налог, подлежащий уплате в бюджет по расчету за отчетный период, определяется с учетом выплат стоимости патента, поступивших за отчетный период, т.е. оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога.

Что касается годовой стоимости патента, подлежащей уплате в консолидированный бюджет Московской области, то он подлежит зачислению:

35% в областной бюджет;

65% в местный бюджет.

При получении патента в налоговом органе организация предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, форма которой и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены приказом Минфина России от 22.02.96 г. N 18.

Организации вместе с расчетом единого налога за отчетный период представляют в налоговый орган выписку из книги учета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода), а также для проверки - патент, саму книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу и платежные поручения об уплате единого налога (с отметкой банка об исполнении платежа).

При превышении определенной Законом N 222-ФЗ предельной численности работающих организации переходят на принятую ранее систему налогообложения начиная с квартала, следующего за тем, в котором произошло превышение численности работающих. Ответственность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, наступает в соответствии с НК РФ.

В заключение хотелось бы ответить на несколько наиболее часто встречающихся вопросов по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. В последнее время стало поступать все больше заявлений от садоводческих товариществ и других некоммерческих организаций о переводе их на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации. Садоводческие товарищества и другие организации, являясь некоммерческими, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства и на них не распространяется Закон N 222-ФЗ .

Должны ли вносить плату за загрязнение природной среды организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения? Согласно Закону N 222-ФЗ для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (ст. 1 Закона). Таким образом, предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не вносят плату за загрязнение природной среды, так как данный платеж не указан в перечне налогов и других обязательных платежей, для которых сохранен действующий порядок уплаты.

Следует ли включать в валовую выручку строительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, объемы субподрядных работ? В соответствии со ст. 3 Закона N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. При исчислении единого налога во избежание двойного налогообложения в составе валовой выручки следует учитывать объемы ремонтно-строительных работ, выполненных собственными силами.

Как определять валовую выручку в организациях, осуществляющих комиссионную торговлю и применяющих упрощенную систему налогообложения? Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Поэтому при определении объекта налогообложения единым налогом у организаций-комиссионеров сумма комиссионного вознаграждения, полученная ими от комитентов, должна учитываться как выручка от реализации услуг по исполнению договоров комиссии независимо от того, участвуют или нет организации-комиссионеры в расчетах по исполнению указанных договоров.

В Московской области применяют упрощенную систему налогообложения всего 206 организаций, или 1% потенциальных плательщиков единого налога, из которых 65 осуществляют свою деятельность в торговле и общественном питании и 44 - в промышленности. К основным причинам, оказавшим отрицательное влияние на решение о переходе организаций на упрощенную систему налогообложения, можно отнести следующие. НДС, уплаченный поставщикам, включается организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в состав затрат по производству продукции (работ, услуг). В связи с этим продукция организации становится дорогой, что в свою очередь ведет к снижению ее рентабельности и конкурентоспособности. Кроме того, покупатели продукции данной организации не имеют возможности засчитывать "входной" НДС при уплате этого налога.

При переходе организаций на упрощенную систему налогообложения они теряют право на льготы по налогу на прибыль, в том числе в первые два года работы не уплачивать налог при соблюдении определенных условий. Таким образом, организации выгоднее в первые два года с момента образования использовать общепринятую систему налогообложения.


Обложение единым налогом на вмененный доход организаций, занимающихся определенными видами деятельности


Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) вмененный доход - это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат.

Закон N 148-ФЗ определяет основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности. Единый налог вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти органы определяют конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом на вмененный доход (далее - единый налог). Им предоставлено право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога.

Следует иметь в виду, что введение в действие Закона N 148-ФЗ не отменяет существующие Законы - от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", которые применяются в части, не противоречащей названному Закону.

В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах: занимающиеся оказанием бытовых услуг населению, автотранспортных услуг с численностью работающих до 100 человек (за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси), занимающиеся сбором металлолома, а также занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (до 30 человек), розничной торговли горюче-смазочными материалами.

В связи с тем что на уплату единого налога переводятся юридические лица (организации), филиалы организаций не будут являться самостоятельными плательщиками единого налога.

В Московской области Закон N 148-ФЗ не введен в действие, однако даже на этом этапе организации области, имеющие филиалы на территории субъектов Российской Федерации, в которых введен в действие Закон N 148-ФЗ, будут являться плательщиками единого налога, причем в порядке, определенном нормативным актом органа власти этого субъекта Российской Федерации, если филиал осуществляет виды деятельности, переведенные на уплату единого налога, и соблюдает другие условия. Это следует из того, что организации, в состав которых входят филиалы, расположенные на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства (ст. 83 НК РФ). В связи с этим организации обязаны будут уплачивать единый налог по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, для чего в налоговые органы следует представлять расчеты и уплачивать единый налог по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, после чего налоговые органы должны выдавать свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению).

При определении численности организаций, занятых в сфере общественного питания, розничной торговли и оказания транспортных услуг, учитывается численность их филиалов и подразделений, в связи с чем эти организации вместе с расчетом суммы единого налога обязаны представлять в налоговые органы сведения о численности их работников. Следует иметь в виду, что численность работающих определяется отдельно по каждому магазину, филиалу без учета работающих по совместительству (в том числе внутреннему), работающих по договорам гражданско-правового характера, а не исходя из общей численности работников организации.


В.Васькин,

Управление МНС России

по Московской области



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение