Московское трехстороннее соглашение на 2004 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)
(Москва, 22 декабря 2003 г.)
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2005 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) (Москва, 29 декабря 2004 г.)
О распределении контроля за выполнением настоящего Соглашения между членами Правительства Москвы см. постановление Правительства Москвы от 16 марта 2004 г. N 149-ПП
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов (далее - профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений промышленников и предпринимателей (далее - работодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение (далее - Соглашение) с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся и жителей столицы.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях, расположенных на территории города Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов города Москвы от 19 февраля 2001 года N 72, от 16 января 2002 года N 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона города Москвы N 72 следует читать как "19 декабря 2001 г."
С целью обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего развития стороны на основе взаимных консультаций в рамках Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК) вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов власти Российской Федерации и добиваются их реализации.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Для целей Соглашения стороны договорились считать городским минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в бюджет города Москвы на 2004 год, вносимый на утверждение Московской городской Думой.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную Законом города Москвы от 22.10.97 N 44 и федеральным законодательством.
Стороны обязуются информировать москвичей о ходе реализации Соглашения не реже двух раз в год.
Соглашение вступает в силу 1 января 2004 года и действует до вступления в силу нового.
1. В области развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения занятости населения города стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции организациями города на 8 процентов по сравнению с предыдущим годом.
1.2. С Целью сохранения промышленного потенциала в городе Москве, противодействия стихийному переделу собственности в промышленном секторе экономики города Москвы и использования земельных участков производственного назначения не по целевому назначению обеспечить выполнение Постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 599-ПП "О мерах по сохранению промышленного потенциала города Москвы" в полном объеме.
Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала г. Москвы см. Закон г. Москвы от 26 мая 2004 г. N 35
1.3. Вырабатывать и реализовывать меры поддержки городских товаропроизводителей всех форм собственности, предотвращения скупки акций организаций города коммерческими структурами с целью их закрытия, перепрофилирования или банкротства, информировать москвичей о результатах работы в этом направлении.
1.4. В рамках программных мероприятий по оптимизации территориального размещения промышленности Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. осуществлять финансирование проектов, направленных на техническое перевооружение и реконструкцию организаций промышленности. Финансирование проектов по реорганизации (перебазированию) производства осуществлять только при наличии территорий, отвечающих специфике данных производств с технически подготовленной инфраструктурой. Не допускать необоснованное перебазирование социально значимых для города организаций промышленности.
1.5. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства, защищающего интересы работников организаций, расположенных на территории города Москвы, при смене собственников.
1.6. В ходе реализации программных мероприятий по финансовому оздоровлению социально значимых организаций науки и промышленности в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. участвовать в выработке механизмов по финансовому оздоровлению организаций, предупреждению банкротств, в том числе преднамеренных и фиктивных.
1.7. В рамках программных мероприятий по содействию сохранению и развитию специализированных организаций промышленности, применяющих труд инвалидов Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. принять участие в разработке и реализации городской Программы поддержки специализированных организаций промышленности, применяющих труд инвалидов на 2004 - 2006 гг. как составной части Комплексной программы.
1.8. Подготовить информацию о законах и иных нормативных актах, препятствующих обеспечению устойчивого роста промышленного производства, для формирования предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
1.9. Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы провести три специализированные выставки товаров московских производителей.
1.10. В рамках программных мероприятий по информационно-рекламной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. предусмотреть финансовое обеспечение совместных тематических выпусков в газете "Содружество".
1.11. Вносить согласованные предложения при корректировке Программы содействия занятости населения города Москвы на 2002-2005 годы и осуществить необходимые действия по ее реализации.
1.12. Обеспечить участие профсоюзов и работодателей в определении направлений и эффективности расходования средств, направляемых на обеспечение занятости.
1.13. Осуществлять поддержку и долевое финансирование деятельности специализированных учреждений, действующих на рынке труда, имеющих в составе учредителей органы исполнительной власти города Москвы, объединения профсоюзов и объединения работодателей.
1.14. В целях содействия занятости инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет и реализации федерального законодательства и законодательства города Москвы в области квотирования рабочих мест обеспечить взаимодействие с Государственным учреждением города Москвы "Центр квотирования рабочих мест".
1.15. Совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации среди учащихся всех уровней обучения путем расширения масштабов профориентационной работы, в первую очередь, среди учащихся и выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
1.16. Принять меры по сохранению и развитию системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров в организациях, расположенных на территории города.
1.17. Разработать предложения по системе обеспечения первого гарантированного места работы выпускникам начального, среднего и высшего профессионального образования, проживающим в Московском регионе.
1.18. Проводить согласованную политику социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности заинтересованных структур по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе находящихся в социальных приютах. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
1.19. Содействовать созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
1.20. Организовывать совместные городские информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профобучения, проводить социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Активно привлекать городские средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.
1.21. В случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной с угрозой массовых увольнений работников, разработать совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве мероприятия по предупреждению массовых увольнений, по поддержке и обеспечению дополнительных гарантий занятости увольняемым работникам.
1.22. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.
1.23. Осуществлять в рамках Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы координацию деятельности на рынке труда специализированных государственных учреждений: Московского центра труда и занятости молодежи "Перспектива", Московского центра социально-профессиональной адаптации и переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, Женского делового центра, Государственного центра профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Московского городского правового Центра "Защита", Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов, а также Фонда содействия занятости и охраны труда "Столица" Московской Федерации профсоюзов, Учебно-информационного центра Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.24. На основе предоставляемой Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве информации ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
1.25. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте - августе 2004 года городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера".
1.26. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, распространения опыта работы лучших малых предприятий города провести в январе - марте 2004 года общегородской конкурс "Московский предприниматель".
О проведении конкурса "Московский предприниматель 2004 см. распоряжение Правительства Москвы от 20 декабря 2004 г. N 2536-РП
1.27. Разместить на официальных сайтах сторон материалы о практике социального партнерства, в том числе о победителях городского конкурса "Московские мастера" и лауреатах премии города Москвы.
1.28. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ программ, в том числе программы "Прорыв", о деятельности сторон по развитию социального партнерства, поддержке городских товаропроизводителей, развитию промышленности города при ее финансовом обеспечении в рамках программных мероприятий по информационно-рекламной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг.
Правительство и работодатели:
1.29. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,8 процента от экономически активного населения города.
1.30. Предусмотреть в рамках программных мероприятий по развитию системы подготовки и переподготовки кадров Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. финансовое обеспечение на открытие пяти учебных (ресурсных) центров Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), в том числе для профессиональной адаптации и переподготовки граждан, уволенных в запас.
1.31. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в первую очередь граждан, особо нуждающихся в социальной защите, способствовать проведению оплачиваемых общественных работ и временному трудоустройству безработных граждан в организациях, находящихся в ведении городских органов исполнительной власти.
1.32. Продолжить реализацию мероприятий по созданию сети фирменной торговли продукцией организаций московских товаропроизводителей. В рамках программных мероприятий по развитию товаропроводящей сети Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) и ОАО "Карта Отечества" продолжить работу по созданию сети фирменных магазинов "Товары Отечества", предусмотрев открытие в них специализированных отделов по обслуживанию ветеранов войны и труда и социально незащищенных слоев населения, для чего предложить Конфедерации помещения, пригодные для организации торговли.
1.33. Привлечение иностранных работников осуществлять в соответствии с установленной квотой на 2004 год.
Правительство:
1.34. При закупках продукции для городских нужд у московских организаций, осуществляемых через систему городского заказа по конкурсу, учитывать при прочих равных условиях их участие в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.
1.35. Обеспечить своевременность оплаты работ, выполняемых по городскому заказу.
1.36. С целью расширения возможностей участия московских организаций в конкурсе на получение городского заказа направлять в Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) реестр поставляемой по городскому заказу продукции в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 17 июля 2003 г. N 1259-РП "О мерах по упорядочению системы формирования, размещения и исполнения городских государственных заказов", а также перечень вновь начинаемых объектов социальной сферы, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции в текущем году.
1.37. Оказывать содействие московским товаропроизводителям в проведении рекламно-информационных кампаний на льготных условиях в соответствии с городским и федеральным законодательством и программой "Московское качество". Предусмотреть возможность освобождения московских организаций-товаропроизводителей от оплаты за право размещения средств наружной рекламы своей продукции на зданиях и сооружениях, принадлежащих организации, по перечню, согласованному с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.38. Ежеквартально предоставлять сторонам социального партнерства информацию о результатах экспертизы о наличии в организациях, расположенных на территории города, признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
1.39. Представлять профсоюзам и работодателям информацию о перебазировании, реформировании, ликвидации предприятий и организаций и реабилитации освобождаемых территорий.
1.40. При реализации государственных городских целевых программ обеспечивать создание и сохранение рабочих мест для жителей города.
1.41. Осуществлять меры по комплектованию кадрами врачей - специалистов и медицинского персонала медицинских учреждений города, а также педагогическими кадрами учреждений образования города, особенно в районах новостроек.
1.42. При выделении средств организациям из Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве на создание рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, учитывать участие организаций в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.
1.43. Оказывать организационную, техническую и финансовую поддержку организациям, проводящим работу по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству.
1.44. Предоставлять профсоюзам и работодателям ежемесячно - текущую и ежеквартально - аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о выполнении Программы содействия занятости населения города Москвы на 2002-2005 годы.
1.45. Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции на основе реализации положения Федерального Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Обеспечить взаимодействие Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников и Экспертной комиссии Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве по выдаче заключений на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Работодатели:
1.46. Не допускать массового увольнения работников.
Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 30 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.47. В случае угрозы массового увольнения информировать профсоюзы, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве не менее чем за три месяца и совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
1.48. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
1.49. Представлять в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о потребности в создании новых (дополнительных) рабочих мест.
1.50. Организовать обучение руководителей организаций и специалистов практическим вопросам, связанным с работой в рамках правил деятельности Всемирной торговой организации.
Работодатели и профсоюзы:
1.51. В коллективных договорах и соглашениях предусматривать проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2 процентов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
Профсоюзы:
1.52. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства.
1.53. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "Столица" Московской Федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве ищущих работу граждан и обучении по вопросам охраны труда отдельных категорий работников.
2. В области регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны обязуются:
2.1. Установить городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, с 1 мая 2004 года - 2000 рублей и с 1 октября 2004 года - 2500 рублей.
См. Справку о размере минимальной заработной платы в г. Москве
2.2. Продолжить работу по доведению городского минимума оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного москвича, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.
2.3. Ежеквартально определять прожиточный минимум по городу Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", освещать на каналах ОАО "ТВ Центр" и ОАО "ГТК "ТВ Столица".
О городском минимуме оплаты труда см. Закон г. Москвы от 7 декабря 2001 г. N 69
2.4. Обеспечить в рамках Рабочей группы Правительства Москвы и рабочих групп при соответствующих комплексах городского управления, созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации задолженности по выплате средств на заработную плату, реализацию мероприятий по полному погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций, расположенных на территории города Москвы.
2.5. Обеспечить выполнение мероприятий Городской программы по охране труда на 2002-2004 гг.
2.6. В рамках реализации Городской программы по охране труда на 2002-2004 годы продолжить на базах Промышленно-экономического института Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) и Учебно-исследовательского центра Московской Федерации профсоюзов обучение отдельных категорий застрахованных работников охране труда на производстве.
2.7. Развивать взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
2.8. Продолжить обучение представителей общественных объединений, организаций и органов исполнительной власти города, занимающихся вопросами охраны труда и обеспечения экологической безопасности, а также изучение зарубежного опыта в этой области.
См. состав представителей Правительства Москвы в Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2004 г. N 149-ПП
Правительство:
2.9. Увеличить фонд оплаты труда работников учреждений социальной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, не менее чем на 30 процентов к уровню 2003 года.
2.10. Увеличить абсолютный размер доплат из бюджета города Москвы работникам социальной сферы с 1 мая 2004 года на 15 процентов и с 1 октября 2004 года - не менее чем на 25 процентов.
2.11. Мероприятия по охране труда в бюджетных организациях города осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание.
2.12. Обеспечить функционирование элементов экологического мониторинга по отдельным природным средам, радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды города и продолжить формирование единой городской системы экологического мониторинга.
Правительство и работодатели:
2.13. Обеспечить выполнение промышленными организациями и иными хозяйствующими субъектами требований экологической безопасности при транспортировке, обезвреживании и переработке промышленных и бытовых отходов и осуществлять плановый контроль за выполнением указанных требований. Своевременно обновлять банк данных по промышленным и бытовым отходам и перечень организаций, обеспечивающих их сортировку и переработку.
Работодатели:
2.14. Обеспечивать выплату заработной платы работникам при полном рабочем дне в размере не ниже установленного в Московском трехстороннем соглашении городского минимума оплаты труда и разрабатывать совместно с профсоюзами меры по ее поэтапному повышению до величины прожиточного минимума в соответствии с постановлением Правительства Москвы.
2.15. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам по вине работодателя. В коллективных договорах и соглашениях определять размер ее индексации, но не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
2.16. Не допускать нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т. д.) за счет снижения размеров основной заработной платы.
2.17. В коллективных договорах предусматривать положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
2.18. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера.
2.19. Обеспечить условия для осуществления контроля государственными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов по вопросам оплаты труда, охраны труда и экологической безопасности.
2.20. Незамедлительно информировать отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления и соответствующие профсоюзные органы о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на производстве.
2.21. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по охране труда и осуществлять их финансирование в соответствии с федеральным и городским законодательством об охране труда. Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на каждого работника должны составлять не менее суммы годового минимального размера оплаты труда.
2.22. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
2.23. Обеспечить организацию горячего, лечебно-профилактического питания работников организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами, нормативами и коллективными договорами.
2.24. Предусматривать в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю состояния и условий охраны труда.
2.25. Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты, и объекты социальной сферы.
2.26. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим, работающим в организациях, где их численность составляет более 15 человек.
Профсоюзы:
2.27. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по труду силами правовых и технических инспекций труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
3. В области создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
3.1. Обеспечить проведение в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, аудита экономической и технологической деятельности поставщиков услуг при изменении размера тарифа на их услуги и осуществление экспертной оценки влияния увеличения размера тарифа на энергоносители на цены основных групп товаров и услуг с обязательным опубликованием результатов в средствах массовой информации.
3.2. В пределах своей компетенции принимать необходимые меры, направленные на восстановление уровня и объемов социальных гарантий трудящимся, утраченных после введения единого социального налога.
3.3. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города.
3.4. Принимать долевое участие в финансировании ведомственных организаций и учреждений культуры и спорта, спортивных сооружений, культурно-досуговых и физкультурно-спортивных организаций и центров, работающих с детьми и подростками.
3.5. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей организаций всех форм собственности и принять долевое участие в их финансировании на уровне не ниже достигнутого в 2003 году.
3.6. Принимать долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного образования.
3.7. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда МФП и отраслевых профсоюзов.
3.8. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям организаций города.
3.9. Продолжить работу по выработке принципов функционирования в городе системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Правительство:
3.10. Предусмотреть финансирование мероприятий и программ социальной направленности в объеме не менее 40 процентов расходов бюджета города Москвы.
3.11. Формирование социальных статей бюджета города Москвы осуществлять с учетом мнения профсоюзов.
3.12. Сохранить гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению города. Не допускать закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим организациям помещений медицинских учреждений под другие цели.
3.13. Выделять средства из целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на приобретение санаторно-курортных путевок "Мать и дитя" для родителей с детьми из малообеспеченных семей.
3.14. Предусмотреть средства в бюджете города Москвы на выплату единовременного пособия молодой семье на рождение: первого ребенка в 5-кратном размере прожиточного минимума, второго ребенка - в 7-кратном размере, третьего ребенка - в 10-кратном размере.
3.15. Осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся общеобразовательных школ.
3.16. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на детей до трех лет отдельным категориям населения на возмещение роста стоимости продуктов питания.
3.17. Не допускать перепрофилирования магазинов по продаже товаров повседневного спроса и продуктов питания в районах массового проживания москвичей.
3.18. Осуществлять доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам до "социальной нормы", приближая ее размер к прожиточному минимуму пенсионера, устанавливаемому ежеквартально постановлением Правительства Москвы.
3.19. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, инвалидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание им продуктовой и вещевой помощи в объеме не ниже уровня 2003 года.
3.20. Сохранить для пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатный проезд, для школьников, учащихся учреждений начального профессионального образования и студентов дневной формы обучения среднего и высшего профессионального образования, обучающихся в государственных учебных заведениях и аккредитованных негосударственных вузах - льготный проезд в городском транспорте.
3.21. С учетом инфляции сохранить дотирование из городского бюджета стоимости предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, выделение субсидий на покрытие убытков городского пассажирского транспорта, возникающих при оказании услуг по перевозке пассажиров.
3.22. Обеспечить проведение ремонта жилых домов и благоустройство территорий, на базе которых созданы товарищества собственников жилья и сформированы кондоминиумы, а также установку приборов учета поставляемых энергоресурсов на равных условиях с домами, находящимися в управлении государственных жилищных организаций (за исключением новостроек).
3.23. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства города.
3.24. Изменение тарифов на все жилищно-коммунальные услуги производить не чаще, чем один раз в год, если иное не вызывается принятием федеральных нормативных правовых актов. Информировать социальных партнеров о готовящихся решениях за 1 месяц до их принятия.
3.25. Осуществить жилищное строительство не менее 4500 тыс. кв. м, в том числе 400 тыс. кв. м жилой площади социального использования для решения общегородских задач, до 1300 тыс. кв. м для переселения по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда и 200 тыс. кв. м. для обеспечения жильем по программе "Молодой семье - доступное жилье". При отселении москвичей из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, попавшего под ликвидацию или реконструкцию, предусмотреть возможность предоставления им жилых площадей в этих же районах ("волновой способ").
3.26. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2004 год ассигнования на предоставление безвозмездных жилищных субсидий для очередников по месту жительства на строительство или приобретение жилья с выделением на эти цели не менее 1120 млн. рублей.
3.27. Сохранить не ниже уровня 2003 года выделение бюджетным организациям городского хозяйства жилой площади по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа до 7 лет при первоначальном взносе не более 30 процентов для обеспечения работников, являющихся очередниками по месту работы и жительства.
3.28. Продолжить работу по ликвидации общежитий квартирной планировки путем перевода их в жилищный фонд города.
3.29. В программе реализации жилой площади в 2004 году предусмотреть выделение жилой площади социального использования бюджетным организациям городского хозяйства для завершения расселения рабочих общежитий, расположенных в домах квартирной планировки, с целью последующей ликвидации этих общежитий в установленном порядке.
3.30. Осуществлять прием ведомственного жилищного и нежилого фондов и объектов коммунального хозяйства в собственность города Москвы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.31. Предусмотреть выделение по договорам аренды жилой площади бюджетным организациям для укомплектования специалистами школ и поликлиник новостроек в районах массовой застройки.
3.32. Предусматривать по действующим договорам аренды земельных участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образовательных организаций, а также организаций культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, находящихся в собственности профсоюзов либо финансируемым за счет профсоюзов в полном объеме, ставку арендной платы в размере 30 процентов от базовой ставки за земельные участки, используемые профсоюзами или их организациями по целевому назначению.
3.33. Установить, что по действующим договорам аренды, а также по договорам, перезаключаемым на новый срок с арендаторами, надлежащим образом исполняющими свои обязанности, арендная плата рассчитывается по методике расчета арендной платы на пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, но при этом увеличение размера арендной платы на 2004 год не должно превышать 25% по сравнению с арендной платой, установленной на 2003 год.
3.34. Рассмотреть перечень платежей для возможного установления на 2004 год понижающего коэффициента в размере 0,5 для организаций, занимающих объекты непроизводственного назначения (субъектов малого предпринимательства).
3.35. Обеспечить возмещение эксплуатационных затрат на содержание спортивных сооружений организациям спортивного профиля города независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности по энергоресурсам, водоснабжению согласно Закону города Москвы от 26 июня 1996 года N 20 "О физической культуре и спорте" на основании решений постоянно действующей комиссии с участием профсоюзов, утвержденного порядка возмещения и перечня спортивных организаций.
3.36. Сохранить на уровне не ниже 2003 года объемы финансирования некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу с детьми, подростками, молодежью по месту жительства.
3.37. Предусмотреть в соответствии с окружными соглашениями возможность выделения средств из целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на оказание помощи коллективам детского и юношеского самодеятельного художественного и технического творчества, детско-юношеским спортивным школам, работу с детьми и молодежью, осуществляемую организациями культуры и спорта, в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в бюджете города Москвы на 2004 год.
3.38. Осуществлять организационную и финансовую помощь Московскому городскому центральному туристическому клубу, "Ассоциации МГКС ДСО профсоюзов", Городскому спортивному клубу "Буревестник", Городскому межотраслевому физкультурно-спортивному клубу инвалидов в проведении физкультурно-спортивных мероприятий при включении их в Календарь физкультурно-массовых и спортивных мероприятий Москомспорта.
3.39. Обеспечить в 2004 году в рамках реализации городской целевой программы поддержки некоммерческих спортивных организаций финансирование ДЮСШ и СДЮ-ШОР, подведомственных некоммерческой организации "Ассоциации МГКС ДСО профсоюзов", в необходимых объемах за счет средств бюджета города Москвы.
Одновременно проработать вопрос о подведомственном подчинении вышеуказанных школ.
3.40. Продолжить выплату студентам высших учебных заведений именных стипендий Правительства Москвы и ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам в объеме не ниже уровня 2003 года.
3.41. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2004 год средства на организацию оздоровительных мероприятий для детей и подростков, в том числе в профильных городских и выездных лагерях и лагерях труда и отдыха в период летних и зимних школьных каникул.
3.42. Сохранить не ниже достигнутого в 2003 году уровня по количеству бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
3.43. Разработать и реализовать меры по развитию сети городских и загородных лагерей труда и отдыха.
3.44. Сохранить льготные тарифы на проезд организованных групп детей в каникулярный период в городе, а также к местам отдыха и обратно.
3.45. Предусмотреть в бюджете города Москвы не менее 391,3 млн. рублей на приобретение земель в Подмосковье под коллективное садоводство льготных категорий москвичей и затраты по развитию инфраструктуры районов в местах размещения садоводческих некоммерческих объединений.
Правительство и работодатели:
3.46. Принимать меры по сохранению социально-культурных объектов организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.
Правительство и профсоюзы:
3.47. Обеспечить участие профсоюзов в реализации городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002 - 2004 гг.)", в разработке и принятии городских программ "Молодежь Москвы (2004 - 2006 гг.)", "Спорт Москвы (2004 - 2006 гг.)", а также в развитии детского отдыха и оздоровлении.
3.48. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных учреждениях организаций Москвы, расположенных на территории Московской области.
3.49. Организовать Новогодние представления для детей и подростков в дни зимних школьных каникул 2004 -2005 гг. в Государственном Кремлевском дворце и осуществить их финансирование на долевых началах.
Работодатели и профсоюзы:
3.50. Осуществлять постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
3.51. Предусматривать при заключении коллективных договоров выделение финансовых средств из фондов организаций в размере до 1,4 процента от фонда заработной платы для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
3.52. Предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций.
3.53. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия по аккумулированию финансовых средств на приобретение жилой площади для улучшения жилищных условий работников, содержание объектов социальной сферы.
3.54. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздоровительными, социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих и поддержанию на должном уровне их технического состояния.
3.55. Предусматривать в коллективных договорах введение в организациях штатных единиц инструкторов-методистов по физической культуре.
3.56. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях отчисление средств на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Профсоюзы:
3.57. Обеспечить участие детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) профсоюзов и организаций в реализации Городской целевой программы поддержки некоммерческих спортивных организаций.
3.58. Организовать обучение руководителей клубных учреждений, библиотек, детских оздоровительных лагерей организаций города, детско-юношеских спортивных школ профсоюзов.
Работодатели:
3.59. Обеспечить выплату работающим гражданам установленных законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
3.60. Обеспечить своевременное (в течение 10 дней) предоставление информации органам социальной защиты населения о приеме на работу пенсионеров в целях эффективного и целевого использования средств городского бюджета.
4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства стороны обязуются:
4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
4.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
4.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях города.
4.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях и уведомительную регистрацию в установленном порядке коллективных договоров.
4.6. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.
4.7. Оказывать содействие в работе Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и Московскому городскому правовому центру "Защита".
4.8. В случае возникновения коллективных трудовых споров по вопросам Соглашения обращаться в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его рекомендации.
4.9. Рекомендовать включение в коллективные договоры и отраслевые соглашения положений о передаче в случае возникновения коллективного трудового спора его рассмотрение в Учреждении "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его рекомендации.
4.10. Проводить в Московском городском правовом центре "Защита" бесплатные юридические консультации по трудовому законодательству, законодательству о занятости для населения города Москвы, а также предоставлять бесплатную правовую защиту трудовых интересов слабо защищенных категорий граждан в судах общей юрисдикции.
4.11. Проводить согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзных организаций в организациях, в том числе в зарубежных фирмах, осуществляющих свою деятельность в городе, привлечению в профсоюзы работников из числа иностранной рабочей силы, используемой в организациях городского хозяйства.
4.12. Рекомендовать при заключении окружных соглашений включать в них обязательства о предоставлении в пользование окружным отделениям Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) необходимых помещений, в том числе для проведения выставочной деятельности.
4.13. В I квартале 2004 года обеспечить создание в "Московской промышленной газете" и газете "Тверская, 13", а также в окружных средствах массовой информации постоянной рубрики, рассказывающей о практике социального партнерства в городе.
4.14. Оказывать практическое содействие Московскому городскому правовому центру "Защита", а также Фонду содействия занятости и охраны труда "Столица" Московской Федерации профсоюзов в деятельности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о занятости и охране труда в окружных и городских средствах массовой информации на условиях социальной рекламы.
Правительство:
4.15. Обеспечить участие представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых Правительством Москвы на уровне города и административных округов постоянно действующих комиссий, рабочих групп, рассматривающих вопросы размещения городского заказа за счет бюджетных средств на конкурсной основе, о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы, банкротства, перебазирования; перепрофилирования, ликвидации организаций, обеспечения занятости, улучшения жилищных условий населения и другие проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интересов горожан.
4.16. Рекомендовать префектам административных округов включать в состав коллегий при префектурах председателей правлений окружных отделений Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
4.17. При формировании проекта бюджета города Москвы предусматривать средства на поддержку организаций, действующих в системе социального партнерства.
4.18. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотреть в бюджете города средства в размере 18870 тыс. рублей на частичное финансирование деятельности учебных центров профсоюзов, направленной на обучение представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
4.19. Выделить из бюджета города Москвы средства на финансирование деятельности Учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" в сумме 7 млн. рублей.
4.20. Предоставить профсоюзам, их структурным подразделениям, организациям, учреждениям право арендовать нежилые помещения на уровне базового (минимального) размера арендной платы за объекты нежилого фонда.
4.21. Обеспечить предоставление в пользование окружным советам Московской Федерации профсоюзов, их консультационно-правовым пунктам необходимых помещений, оборудования, средств транспорта и связи, оказывать им материальную, техническую помощь за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы в соответствии с заключенными окружными соглашениями.
4.22. Предоставить Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) и ее структурным подразделениям право арендовать нежилые помещения на уровне базового (минимального) размера арендной платы за объекты нежилого фонда.
Правительство и профсоюзы:
4.23. Обеспечить дальнейшую работу специалистов Московского городского центра "Защита" и Фонда содействия занятости и охраны труда "Столица" Московской Федерации профсоюзов в консультационно-правовых пунктах, расположенных в помещениях окружных советов МФП в административных округах города. Предусмотреть увеличение штата юрисконсультов Московского городского правового центра "Защита" и создание рабочих мест для них.
Работодатели:
4.24. Продолжить работу консультативно-методического кабинета Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) с представителями социального партнерства по вопросам правового регулирования в сфере договорно-правовых, имущественно-земельных отношений и отношений, связанных с предбанкротным состоянием организаций.
Профсоюзы:
4.25. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
4.26. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями, коллективными договорами.
От Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
От московских объединений профсоюзов |
М.Д. Нагайцев |
От московских объединений |
Е.В. Панина |
22 декабря 2003 г.
г. Москва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) (Москва, 22 декабря 2003 г.)
Текст Соглашения опубликован в газете "Тверская, 13" от 15 января 2004 г. N 4-5
Настоящее Соглашение вступает в силу 1 января 2004 г. и действует до вступления в действие нового
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2005 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) (Москва, 29 декабря 2004 г.)