25 июля 2002 года состоялось пятое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 35 депутатов. По уважительной причине отсутствовали депутаты В.В. Бочериков, А.М. Горшков, Е.И. Каманин, В.Ю. Мазин, В.А. Новиков, М.А. Хвостанцев, В.К. Чертков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали Глава администрации Смоленской области В.Н. Маслов, первый заместитель Главы администрации В.Н. Прохоров, заместители Главы администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 11-45.
В проект основной повестки дня заседания был внесен 21 вопрос. В период подготовки к заседанию возник вопрос о редакционной коллегии информационного бюллетеня Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области. Он включен в дополнительную повестку дня. Все вопросы приняты к рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- законопроекты - 7 (из них: базовые - 2, изменение действующего законодательства - 5);
- доклады должностных лиц - 1;
- обращение Смоленской областной Думы - 1;
- назначение должностных лиц - 1;
- изменение постановлений Смоленской областной Думы - 1;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 8;
- обращения субъектов Российской федерации - 2;
- награждение Почетной грамотой - 2.
В числе рассматриваемых вопросов внесено:
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 4;
- комитетом по социальной политике - 4;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 3;
- комитет по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 2;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 1;
- председателем Смоленской областной Думы - 2;
- Главой администрации области - 6;
- Уполномоченным по правам человека в Смоленской области - 1.
В течение заседания 6 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 1 проект закона принят в первом чтении. Всего с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва рассмотрено 16 законопроектов, 13 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О внесении изменения в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2002 год" принят в связи с реорганизацией органов исполнительной власти Смоленской области и вызванным этим изменением перечня распорядителей бюджетных средств. Докладчик - начальник департамента финансов, бюджета и государственного заказа А.Е. Ященко. Он отметил, что до завершения процесса реорганизации в числе распорядителей бюджета находятся как вновь создаваемые, так и упраздняемые подразделения. Таким образом, окончательно ведомственная классификация расходов будет сформирована в сентябре. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2002 год" принят в связи с изменением бюджетной классификации Российской Федерации и уточнением размера средств по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней". Докладчик - начальник департамента финансов, бюджета и государственного заказа А.Е. Ященко. Доходная и расходная части областного бюджета увеличены на 6 млн. руб. Дополнительные доходы поступили от уплаты налога на прибыль. Эти доходы в равных долях будут израсходованы на развитие Управления МНС РФ по Смоленской области и на создание системы "открытого окна". В связи с утверждением Правительством РФ правил предоставления и расходования средств Фонда компенсаций, направляемых на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, соответствующие средства будут переданы муниципальным образованиям пропорционально численности категорий льготников. Одновременно, в соответствии с проводимой реструктуризацией органов исполнительной власти Смоленской области внесены изменения по получателям бюджетных средств и передаче ассигнований правопреемникам упраздняемых органов исполнительной власти Смоленской области. Все изменения произведены в пределах выделенных ранее лимитов. В ходе обсуждения проекта закона было рассмотрено обращение работников народного образования г. Смоленска о задолженности по выплате заработной платы. Депутаты заслушали информацию первого заместителя главы администрации г. Смоленска И.И. Марченкова. Размер необходимых средств: 16,5 млн. руб. - по выплате отпускных и 16,4 млн. руб. - по выплате текущей заработной платы.
В обсуждении приняли участие депутаты В.И. Анисимов, А.С. Игнатенков, Т.А. Литвинова, Г.Н. Яремчук. Проект областного закона единогласно принят в первом чтении и в целом. Депутаты поддержали решения комитетов Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса и по социальной политике обратиться к Главе администрации Смоленской области об изыскании дополнительных средств на поддержку сельского хозяйства области и для проведения мероприятий по диспансеризации детей. Дума дала поручение комитету по бюджету, налогам и финансам и комитету по социальной политике совместно с администрацией г. Смоленска найти решение в отношении урегулирования задолженности по заработной плате работникам образования города.
Закон "О внесении дополнения в областной закон "Об установлении цены земли на территории Смоленской области" принят в связи с вступлением в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Докладчик - заместитель главы администрации Смоленской области В.К. Синицын. Статья 28 указанного закона наделяет субъект РФ правом устанавливать цену земли под объектами недвижимости, приватизированными и подлежащими приватизации из государственной и муниципальной собственности, а также на земельные участки, входящие в состав имущественных комплексов. Разработчики посчитали целесообразным урегулировать все вопросы по цене приобретения земельных участков в собственность в рамках одного, принятого до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" областного закона. Цена земли на указанные выше участки устанавливается в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади. Большинством голосов проект закона принят в первом чтении и в целом. Вместе с тем, по предложению комитета Думы по бюджету, налогам и финансам, Главе администрации области предложено рассмотреть вопрос о снижении цены земли на территории Смоленской области.
Закон "О нормах предоставления земельных участков" принят в целях реализации норм Земельного кодекса Российской Федерации. Докладчик - заместитель главы администрации Смоленской области В.К. Синицын. В соответствии со ст. 33 Земельного кодекса областной закон устанавливает предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства. Проект закона единогласно принят в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения и дополнений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" принят с целью введения в реестр государственных должностей исполнительной власти Смоленской области отдельных должностей государственного архитектурно-строительного надзора, учрежденных администрацией Смоленской области в соответствии с вступившим в силу с 1 июля 2002 года Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами федерального уровня. Докладчик - и.о. начальника департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службе В.И. Шунин. Законопроект единогласно принят в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 26 областного закона "О статусе депутата Смоленской областной Думы" принят с целью приведения областного закона в соответствие с ранее принятыми изменениями в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области". Докладчик - председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов. Изменение вызвано упразднением таких органов исполнительной власти Смоленской области, как комитет, и созданием департаментов. В связи с этим, оклад депутата, работающего на постоянной профессиональной основе, установлен равным окладу начальника департамента. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Проекты областных законов, рассмотренные на заседании
Смоленской областной Думы
Проект областного закона "О Положении о Смоленском областном фонде обязательного медицинского страхования" разработан с целью законодательного определения статуса территориального фонда в системе обязательного медицинского страхования. Докладчик - исполнительный директор Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования, депутат Е.Г. Анцупов. По законопроекту имеются замечания прокуратуры области в части регламентирования условий оплаты труда работников фонда. Председатель комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам И.В. Кучер предложил принять проекта закона в первом чтении с тем, чтобы рассмотреть его на заседании комитета на предмет соответствия общему бюджетному процессу в области. Большинство депутатов поддержало предложение бюджетного комитета. Проект закона принят в первом чтении.
Характеристика вопросов, рассмотренных на заседании Думы
На текущем заседании заслушан специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Смоленской области "О проблемах соблюдения прав и свобод детей, защиты материнства и семьи в Смоленской области". В докладе отмечено, что защита прав и свобод ребенка, поддержка материнства, семьи являются важнейшими задачами социального государства. Наряду с приведенными фактами нарушения прав ребенка, снижения рождаемости, общего ухудшения демографической ситуации в области, Уполномоченный констатировал снижение количественных и качественных показателей работы с детьми. По его мнению органы государственной власти, органы местного самоуправления области не в полной мере реализуют организационные возможности по данному вопросу. Основным источником роста числа детей сирот, появления социального сиротства являются проблемные семьи. На работе с такими семьями Уполномоченный и предложил, в первую очередь, сосредоточить усилия органов власти. Депутаты приняли доклад к сведению. Главе администрации области предложено учесть в бюджете на 2003 год расходы на финансирование областных целевых программ, направленных на улучшение положения детей. Кроме того, ему предложено обратить внимание на частичное неисполнение норм областного закона "О защите прав ребенка в Смоленской области", на несвоевременность выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, рассмотреть ряд иных вопросов, связанных с организацией воспитательного процесса, особенно в отношении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В постановление Смоленской областной Думы включены рекомендации органам местного самоуправления области.
Депутаты внесли изменения в решение Смоленской областной Думы от 28.02.95 N 24 "О сохранении культурного наследия Смоленской области". Необходимость изменений вызвана принятием Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
По рекомендации комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса Смоленская областная Дума единогласно приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову по вопросу о критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа. Согласно определенным Постановлением Правительства от 29.04.2002 N 282 критериям к организациям индустриального типа должны быть отнесены птицефабрики области. В связи с этим их налоговая нагрузка существенно увеличится, что вызовет тяжелые не только финансовые, но и социальные последствия. В обращении предложено установить в качестве критерия долю кормов, выращенных на сельхозугодьях организаций, дифференцировав эту долю для нечерноземной зоны Российской Федерации.
Депутаты единогласно поддержали предложение председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова о включении в редакционную коллегию информационного бюллетеня Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области заместителя председателя Смоленской областной Думы А.И. Мишнева, заместителя руководителя аппарата областной Думы О.В. Окуневой и начальника информационно-аналитического управления аппарата областной Думы И.В. Григорьева.
В рамках работы по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотрены и поддержаны:
- Законодательная инициатива Московской областной Думы по внесению изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Инициатива направлена на совершенствование действующего пенсионного обеспечения.
- Законодательная инициатива Белгородской областной Думы по внесению дополнения в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Инициатива связана с ухудшением социального обеспечения указанной категории граждан в связи с вступлением в силу пакета законов нового пенсионного законодательства.
- Законодательная инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению изменения и дополнения в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Законопроект направлен на разграничение понятий санаторно-курортной и оздоровительной деятельности, что имеет принципиальное значение при оформлении лицензий и сертификатов.
- Законодательная инициатива Брянской областной Думы по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принятие проекта закона позволит создавать органам законодательной власти субъектов Российской Федерации резервные фонды для оказания помощи бюджетным учреждениям и гражданам.
- Законодательная инициатива Законодательного Собрания Челябинской области по внесению изменения в пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Настоящий законопроект однозначно определяет доли федерального и региональных бюджетов от платы, взимаемой за государственную регистрацию. Это позволит реально и в полном объеме планировать доходную часть бюджетов.
- Законодательная инициатива Законодательного Собрания Ленинградской области по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях". Предлагаемые изменения направлены на упорядочение и совершенствование государственного регулирования естественных монополий и разграничение функций по регулированию между федеральными и региональными органами исполнительной власти.
- Законодательная инициатива Тюменской областной Думы по внесению изменений и дополнений в статьи 7, 16, 33 Федерального закона "О рекламе". Законопроект направлен на ограничение рекламы алкогольной и табачной продукции.
- Законодательная инициатива Тюменской областной Думы по внесению изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". С целью защиты потребителя от некачественной продукции предлагается ввести маркировку специальной региональной маркой импортной алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.
- Обращение Совета народных депутатов Кемеровской области к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ранее указанные платежи носили целевой характер и направлялись на природоохранные мероприятия в субъектах Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7-ФЗ формы и порядок исчисления платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов не определены. Данный вопрос особенно актуален для регионов с высокой техногенной нагрузкой. Так, на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам было рассмотрено аналогичное обращение Законодательного Собрания Челябинской области.
- Обращение Законодательного Собрания Челябинской области к Председателю Правительства Российской Федерации о полномочиях федеральных государственных учреждений по управлению сельскими лесами и федеральных государственных учреждений - сельских лесхозов. В целях рационального использования лесных ресурсов предлагается определить единый федеральный государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу лесорубочных билетов и отпуск древесины.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
26 июля 2002 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 5-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 25 июля 2002 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/