Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах очередного 21-го заседания Смоленской областной Думы
30 октября 2003 г."
30 октября 2003 года состоялось двадцать первое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 38 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: Н.К. Бондаренко, В.В. Бочериков, А.Г. Гучев, М.В. Лосенко, О.В. Малинин, В.Г. Плешков, В.А. Разуваев, М.А. Хвостанцев, А.А. Шматков. В работе заседания принял участие первый заместитель Главы Администрации области, представитель Администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 13-15.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 50 вопросов. В период подготовки к заседанию возникла необходимость рассмотрения 7 вопросов, включенных в дополнительную повестку дня, в том числе 5-и проектов областных законов и Концепция управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- принятие законопроектов - 31 (из них: базовые - 14; изменение действующего законодательства - 15, новые редакции законов - 2)
- утверждение Концепций - 1;
- назначение должностных лиц - 1
- прекращение полномочий должностных лиц-1;;
- об административно-территориальном устройстве области -1;
- утверждение Положений Смоленской областной Думы - 2;
- изменение постановлений Смоленской областной Думы - 2;
- изменение сводного перечня наказов избирателей - 1;
- изменение программы законопроектной деятельности- 1;
- изменение плана контрольных мероприятий - 1;
- о проведении депутатских слушаний - 1;
- об исполнении решений Смоленской областной Думы - 1;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 5;
- обращения субъектов Российской Федерации - 6;
- иные обращения -1;
- награждение Почетной грамотой - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы - 1;
- депутатами Смоленской областной Думы - 6;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 10;
- комитетом по законности и правопорядку - 6;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 3;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 3;
- комитетом по социальной политике - 1;
- комитетом по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями - 1;
- Главой Администрации Смоленской области - 25;
- судом -1;
- Уполномоченным по правам человека в Смоленской области - 1;
- контрольные вопросы - 1.
В течение заседания 10 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 7 проектов законов, ранее принятых в первом чтении, приняты в целом, 12 законопроектов приняты в первом чтении, 1 - отклонен, по одному проекту работа будет продолжена.
В числе рассмотренных законопроектов 14 имеют целью приведение областного закона в соответствие с федеральным законодательством, 2 - приняты в развитие федеральных законов, 4 - отражают бюджетный процесс в Смоленской области, 8 законопроектов представляют собой областные целевые программы, впервые предлагаемые к финансированию, 6 из которых разработаны в развитие федеральных целевых программ, 3 законопроекта направлены на совершенствование действующего законодательства на основании правоприменительной практики. Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва на ее заседаниях рассмотрено 157 законопроектов, 135 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О гербе и флаге Смоленской области" принят с целью уточнения правового смысла положений принятого ранее областного закона и учета норм Федеральных конституционных законов "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном флаге Российской Федерации". Одновременно учтена практика применения действующей редакции областного закона на территории Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение депутатами Смоленской областной Думы Н.Н. Мартыновым, В.И. Рыжиченковым, В.К. Чертковым и был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 23 сентября 2003 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку В.К. Чертков. Закон содержит описание официальных символов Смоленской области и регламентирует случаи их применения. Принятие областного закона "О гербе и флаге Смоленской области" в новой редакции обусловлено обеспечением удобства его применения. Рабочей группой предложено 13 поправок в 5 из 10 статей законопроекта. В основном поправки носят редакционный характер. Существенной является поправка депутатов Л.В. Хлудовой и И.А. Юхименко об исключении положения, допускающего использование флага и герба Смоленской области в коммерческой деятельности (на произведенной продукции, в товарных знаках, в рекламных и иных целях). Смоленская областная Дума приняла одобренную профильным комитетом таблицу поправок и проект закона в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О мировых судьях в Смоленской области" принят с целью совершенствования областного закона на основании практики создания и функционирования института мировых судей в Смоленской области, иных субъектах Российской Федерации. Проект закона был внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель председателя профильного комитета Смоленской областной Думы В.К. Чертков. Закон регулирует отдельные вопросы деятельности мировых судей и аппарата мировых судей. В отличие от действующей редакции прописаны полномочия Департамента обеспечения деятельности мировых судей в Смоленской области, изменен действующий порядок отбора кандидату для назначения на должность мировых судей. Законопроект был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 3 июля 2003 года. За прошедший период состоялось 4 заседания рабочей группы. В итоге профильным комитетом одобрено 13 поправок. В частности, был достигнут компромисс заинтересованных сторон в отношении процедуры отбора кандидатур на должности мировых судей. Мировые судьи будут предлагаться к назначению на должность по совместному представлению председателя областного суда и Главы Администрации Смоленской области. Решено оставить прежнюю редакцию положений о временном отсутствии мирового судьи и полномочиях Смоленской областной Думы в части определения порядка рассмотрения кандидатур. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон в целом.
Закон "О перечне документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядок предоставления данных документов" принят с целью обеспечения реализации на территории Смоленской области Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Проект закона был внесен Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 23 сентября 2003 года. Докладчик - заместитель председателя профильного комитета Думы, депутат В.К. Чертков. В законе определены случаи предоставления бесплатной юридической помощи, а также перечень и порядок представления документов на получение такой помощи. Рабочей группой предложены поправки во все 3 статьи проекта областного закона. Норма о перечне и порядке представления документов для получения юридической помощи бесплатно прописана более детально и изложена в новой редакции. С учетом таблицы поправок депутаты Смоленской областной Думы единогласно проголосовали за принятие закона в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 5 областного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области" принят с целью исключения из действующей редакции закона положений, отражающих процедурные вопросы. Докладчик - депутат В.К. Чертков, внесший проект закона на рассмотрение. Внесенное изменение исключает пункт статьи 5, который определяет действия в случае непринятия Думой решения о назначении Уполномоченного по правам человека. Порядок повторного рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного по правам человека регулируется Положением о порядке назначения Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, утвержденным в ходе текущего заседания Думы. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. В протесте прокурора Смоленской области отмечено несоответствие отдельных положений областного закона Бюджетному кодексу Российской Федерации и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в части зачисления административных штрафов в областной бюджет и установления формы протокола. Проект областного закона устанавливает, что зачисление взыскиваемых административных штрафов производится не в областной, как предусмотрено в действующей редакции закона, а в местные бюджеты. Исключено приложение к закону, содержащее форму протокола, а также ссылки на это приложение по тексту закона. Комитет Смоленской областной Думы по законности и правопорядку рекомендовал удовлетворить протест прокурора и принять проект закона в первом чтении. Однако, в ходе заседания Думы прокуратура предложила принять проект в целом, поскольку подобное действие вытекает из решения об удовлетворении протеста. Депутаты поддержали эту точку зрения и единогласно проголосовали за удовлетворение протеста прокурора области и принятие проекта областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об административных комиссиях в Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. В порядке устранения замечаний прокуратуры Смоленской области из закона исключен пункт о порядке составления протокола, в новой редакции изложена статья об исполнении постановлений административной комиссии, поскольку эти вопросы относятся к ведению Российской Федерации. Руководствуясь тем, что рассматриваемый законопроект логически связан с принятым в ходе предыдущего голосования законом, профильный комитет предложил принять проект областного закона в первом чтении и в целом. Смоленская областная Дума поддержала решение комитета. Комитету по законности и правопорядку дано поручение заслушать информацию о работе административных комиссий области по итогам 2003 года.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" принят с целью приведения областного закона в соответствие с действующим федеральным законодательством. Проект закона внесен депутатами комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями В.А. Гимаровым, Т.А. Литвиновой, Л.В. Хлудовой. Докладчик - депутат Л.В. Хлудова. Действующая редакция областного закона соответствовала сложившейся в Смоленской области практике, но, ввиду отсутствия у субъекта РФ права передачи полномочий по регистрации актов, противоречила федеральному законодательству на момент принятия закона. С внесением изменений в статьи 4 и 79 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" наделение органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния получило правовую основу. Вместе с тем, в федеральном законе предписано определить законом субъекта РФ ряд моментов, в том числе: место хранения и восстановления записей, требования к печати регистрирующего органа. Настоящий областной закон уточняет порядок реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области полномочий по записи актов гражданского состояния. Ввиду значительного количества изменений и с целью удобства пользования закон изложен в новой редакции. Проект закона был дважды рассмотрен профильным комитетом. В ходе его рассмотрения депутат Е.П. Малик предложила поправку в части формулировки статьи законопроекта, регулирующей требования к печати, используемой при осуществлении государственной регистрации отделом записи актов гражданского состояния. Предложенная редакция была поддержана областной прокуратурой и Управлением Минюста РФ по Смоленской области. При обсуждении проекта закона депутат П.А. Лубенский напомнил, что передача полномочий предполагает и передачу соответствующих финансовых ресурсов, которые должны быть отражены в межбюджетных отношениях в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год. Необходимые пояснения о порядке финансирования полномочий были даны начальником Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении и с учетом поправки депутата - в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год" принят с целью отражения изменений, произошедших в ходе исполнения областного бюджета. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. За счет дополнительных средств федерального бюджета на 34,2 млн. руб. возросла доходная часть областного бюджета. В расходной части эти средства распределены в местные бюджеты и по разделам "Социальная политика", "Промышленность, энергетика и строительство". В связи с исключением средств облигационного займа изменены основные параметры бюджета, произведено перераспределение средств в ряде разделов. Профильный комитет дважды рассматривал проект закона. В период прохождения законопроекта в Смоленской областной Думе поступило 10 поправок субъекта права законодательной инициативы и 2 поправки депутата В.К. Черткова. В основном они носят уточняющий и редакционный характер. Принципиальной является поправка о пролонгации до конца текущего года срока возврата бюджетных ссуд, выданных бюджетам муниципальных образований до 1 июля 2003 года на покрытие временных кассовых разрывов. В порядке обсуждения законопроекта депутатом Г.Н. Яремчук был поставлен вопрос о восстановлении нормального водоснабжения в пяти муниципальных образованиях Смоленской области. Решение данного вопроса взято под контроль депутатского объединения "Единая Россия". В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и с учетом поправок - в целом.
Закон "О внесении изменения и дополнений в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2003 год" принят с целью отражения в ведомственной классификации расходов изменений, внесенных в областной бюджет. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О ставках налога на игорный бизнес" принят с целью определения размеров налогообложения игорного бизнеса в соответствии с требованиями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 января 2004 года. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента экономического развития Смоленской области Ю.П. Васев. С 2004 года налог на игорный бизнес является региональным, что повышает его значение для формирования консолидированного бюджета области. Налоговый кодекс определяет предельные размеры ставок и объекты налогообложения по видам игорного бизнеса. В принятом областном законе ставки установлены в размере 180-200% от минимальных ставок, что составляет 30-40% максимальных ставок, предусмотренных федеральным законодательством. По рекомендации комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам депутаты приняли проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов о налогах и сборах" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента экономического развития Смоленской области Ю.П. Васев. С введением с 1 января 2004 года новой главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес" областные законы о налоге на игорный бизнес, принятые в соответствии с ранее действовавшим законодательством, утрачивают силу. Депутаты Смоленской областной Думы в соответствии с рекомендацией профильного комитета единогласно приняли проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О дополнительных льготах по уплате земельного налога в 2004 году" принят с целью улучшения финансово-экономического положения и обеспечения социальной защиты ряда категорий налогоплательщиков. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по промышленности, коммуникациям, науке и новым технологиям Т.А. Соловьева. На 2004 год предлагается сохранить льготы, действующие в текущем году. На 50% снижена сумма налога для организаций транспорта общественного пользования, автотранспортных предприятий, выполняющих мобилизационное задание. Полностью освобождены от уплаты налога общественные организации инвалидов и их организации, отвечающие требованиям, установленным областным законом. Льготы предоставлены в части налога, зачисляемой в областной бюджет. При рассмотрении проекта закона на заседании профильного комитета - по бюджету, налогам и финансам - депутат В.П. Раевский предложил исключить организации, осуществляющие деятельность терминалов (автобусные станции и т.п.). В ходе текущего рассмотрения после представления дополнительных сведений о данной категории налогоплательщиков, депутат отозвал свою поправку, но предложил распространить льготу только на автобусные станции. От депутатов комитета по социальной политике, его председатель, депутат Е.И. Каманин напомнил о существовании в 2003 году льгот для детских домов семейного типа и многодетных семей. Депутаты одобрили все поступившие предложения и единогласно проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении и в целом.
Закон "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" принят в развитие соответствующей федеральной программы в связи с социально-политической остротой проблемы, ее межотраслевым и межведомственным характером. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса, депутат А.С. Игнатенков. Для устойчивого социально-экономического развития села и эффективного функционирования агропромышленного производства Смоленской области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе. Достичь указанной цели предполагается путем решения ряда задач, обозначенных в программе. Приоритетными направлениями являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности. Предполагается, что финансирование программы из федерального бюджета составит 40% необходимых средств, оставшаяся часть средств в равных долях поступит из областного бюджета и внебюджетных источников. Отвечая на вопрос депутата А.М. Горшкова о несовпадении сроков реализации программы со сроками прогнозирования социально-экономического развития области в целом, докладчик отметил, что выполнение программы будет осуществляться в 2 этапа. При этом срок окончания первого этапа - 2006 год - совпадает с программой общего развития экономики и социальной сферы Смоленской области. Проект закона был принят в первом чтении 29 сентября 2003 года. За прошедший период состоялось несколько заседаний рабочей группы. В результате всесторонней проработки законопроекта было предложено 76 поправок, одобренных профильным комитетом. Таблица поправок дополнена 13 приложениями, которые поясняют внесенные изменения и конкретизируют объекты программы в разрезе отдельных муниципальных образований. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О культурной деятельности в Смоленской области" принят с целью совершенствования действующего областного законодательства в культурной сфере. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике, депутат Е.И. Каманин. Изменения связаны с принятием Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Ранее действовавший закон РСФСР "Об охране памятников истории и культуры", на который ссылался областной закон, утратил силу. Дополнен перечень званий и премий для стимулирования коллективов художественного творчества, образовательных учреждений сферы культуры. В проекте закона закреплен статус уже учрежденных литературных премий имени А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского. Проект закона был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 23 сентября 2003 года. Рабочей группой предложены 4 поправки как редакционного плана, так и в части дополнения перечня литературных премий. Изменено название законопроекта. Смоленская областной Дума единогласно приняла проект закона в целом с учетом таблицы поправок.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.И. Сиротин. Изменения в Федеральный закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" были внесены после принятия областного закона. В настоящем областном законе уточнен круг лиц (близких родственников), на который распространятся норма о максимальном земельном участке, находящемся в пользовании одного лица. В отношении предельного минимального размера земельного участка внесено дополнение - "вновь образуемые участки", при этом мелиорированные земли учитываются по размеру системы осушения или орошения. Уточнены правоотношения при отчуждении земельного участка, совершении сделок с долями в праве общей собственности. По рекомендации профильного комитета Смоленской областной Думы - по вопросам агропромышленного комплекса - депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" принят с целью детализации ряда норм закона. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку, депутат В.К. Чертков. В законе определен порядок утверждения положений об удостоверениях лиц, замещающих государственную должность. В соответствующих органах государственной власти Смоленской области положения утверждаются правовыми актами Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области, избирательной комиссии Смоленской области и Уполномоченного по правам человека в Смоленской области. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.12.2002 N143 уточнена формулировка по периодам службы, включаемым в стаж замещения государственных должностей для назначения пенсии за выслугу лет. Проект закона был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 23 сентября 2003 года. За прошедший период рабочей группой предложены 2 поправки, содержащие новые редакции норм проекта. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно проголосовали за принятие таблицы поправок и закона в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Смоленской области" принят с целью приведения действующего областного закона в соответствие с пенсионным законодательством. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель председателя профильного комитета В.К. Чертков. В законе порядок прекращения выплаты надбавки к пенсии уточнен на предмет его соответствия законодательству о выплате трудовой пенсии. Одновременно внесены изменения в наименование органа, осуществляющего доплату, и органа, принимающего решения о назначении доплаты. Проект закона был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 29 мая 2003 года. Рабочей группой предложено 4 поправки во все статьи и реквизиты закона. С учетом таблицы поправок Смоленская областная Дума единогласно приняла закон.
Проекты областных законов, рассмотренные на заседании
Смоленской областной Думы
Проект областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О референдуме Смоленской области" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. Нормы областного закона о проведении агитации прописаны согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после вступления в силу новой редакции областного закона "О референдуме Смоленской области". Одновременно в областной закон предлагается внести изменения, направленные на его совершенствование с учетом новаций юридической техники и придания единообразия формулировок с иными областными законами о выборах, разработанными и принятыми позднее областного закона о референдуме. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений и дополнения в областной закон "О статусе депутата Смоленской областной Думы" внесен на рассмотрение депутатами Смоленской областной Думы Л.В. Хлудовой, В.К. Чертковым с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладчик - председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов. В новой редакции изложены гарантии депутатской неприкосновенности депутата Смоленской областной Думы. Соответствующие изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были внесены на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. В ходе обсуждения депутатами было внесено предложение отложить рассмотрение проекта до получения ответов на обращения в Государственную Думу РФ и к субъектам РФ.
Проект областного закона "Об обеспечении деятельности юридических консультаций на территории Смоленской области" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью реализации на территории Смоленской области Федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации". Докладчик - начальник Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.И. Сиротин. В соответствии со статьей 24 указанного федерального закона вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В представленном законопроекте определены органы государственной власти Смоленской области, обеспечивающие деятельность юридических консультаций на территории области, их полномочия. Порядок выделения служебных помещений предполагается регулировать нормативным правовым актом Администрации Смоленской области. Депутаты единогласно поддержали принятие проекта закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2004 год" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области в соответствии с требованиями областного закона "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". Докладчик - начальник Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.И. Сиротин. Средства от приватизации объектов областной государственной собственности являются одним из источников неналоговых доходов доходной части областного бюджета. При этом прогноз должен быть согласован с проектом бюджета на очередной финансовый год и Концепцией управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области. На 2004 год планируется приватизировать 4 областных государственных унитарных предприятия, акции 2-х акционерных обществ, 2 объекта недвижимости и 4 объекта незавершенного строительства. Учитывая планируемое рассмотрение Смоленской областной Думой проекта областного бюджета на 2004 год, депутаты единогласно приняли прогнозный план приватизации в первом чтении, с тем, чтобы в ходе дальнейшей работы согласовать суммы доходов.
Проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "Об энергосбережении на территории Смоленской области" принят с целью устранения противоречий областного закона федеральному законодательству, отмеченных в письме прокуратуры Смоленской области. Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат И.А. Юхименко. Согласно ст.2 Федерального закона "Об энергосбережении" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения могут быть приняты только в соответствии с договором о разграничении предметов ведения с Российской Федерацией. 17 октября 2003 года, после рассмотрения настоящего проекта областного закона на заседании профильного комитета , Государственной Думой РФ принят во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об энергосбережении". В связи с этим комитет рекомендовал принять проект областного закона в первом чтении с тем, чтобы иметь возможность определиться по его дальнейшему прохождению.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2004-2010 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области в развитие соответствующей федеральной программы. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию и молодежной политике А.С. Мурыгин. Цель программы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в области, поскольку на территории нашей области доля вводимого в эксплуатацию социального жилья существенно ниже количества жилья, реализуемого на коммерческой основе. Программа разрабатывалась достаточно длительный период, в результате механизм государственного воздействия был изменен. Вместо прямого субсидирования из областного бюджета приобретения жилья предусмотрено погашение за счет бюджетных средств части процентной ставки займа кредитных учреждений. Выбор кредитного учреждения производится на конкурсной основе. Минимальный срок кредитования - 5 лет. При рождении ребенка возможно получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. Формирование списков участников программы производится органами местного самоуправления и утверждается межведомственной комиссией. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О долгосрочной областной целевой программе "Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области в развитие федеральной целевой программы "Дети России". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по труду и социальному развитию С.Р. Кривко. Указанная областная программа позволяет продолжить на территории Смоленской области государственную политику поддержки материнства и детства, начатую с реализацией одноименных программ с 1995 года. Представленная вниманию депутатов программа является очередным этапом ранее проводимой работы. В соответствии с основными направлениями программа включает 7 подпрограмм: дети-инвалиды, дети-сироты, одаренные дети, развитие социального обслуживания семьи и детей, профилактика безнадзорности несовершеннолетних и правонарушений, организация отдыха детей, безопасное материнство. В процессе обсуждении программы депутат В.П. Раевский предложил включить в перечень соисполнителей программы юридических лиц, желающих участвовать в ее реализации. По рекомендации профильного комитета Смоленской областной Думы депутаты единогласно проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении.
Проект областного закона "О долгосрочной областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Смоленской области" на 2003-2006 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области в развитие соответствующей федеральной целевой программы. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению М.З. Гогения. Целью программы является стабилизация эпидемиологической ситуации в Смоленской области с последующим снижением заболеваемости на основе лечения и профилактики болезней, проведения реабилитационных мероприятий. Областная целевая программа объединяет существовавшие ранее отдельные программы по борьбе с сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими заболеваниями, заболеваниями, передаваемыми половым путем, вызываемыми вирусом иммунодефицита и др. Таким образом, реализуется комплексный подход к проблемам профилактики заболеваний социального характера и борьбы с ними. Программа очень актуальна для Смоленской области в связи с наблюдающимся в области резким ростом заболеваний социального характера. Депутаты единогласно поддержали постановление о принятии проекта областного закона в первом чтении.
Проект областного закона "О долгосрочной областной целевой программе "Электронная Смоленщина" на 2004-2007 годы" внесен на рассмотрение Главой Администрации в развитие федеральной целевой программы "Электронная Россия". Докладчик - начальник управления информатики и телекоммуникаций Администрации Смоленской области П.М. Лопашинов. В результате реализации областной программы предполагается достичь повышения эффективности государственного управления экономическими процессами в Смоленской области, повышения качества социальной защиты, образования, здравоохранения, развитие культуры за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий, повышения информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, за счет использования информационных и коммуникационных технологий. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Переселение граждан, проживающих в Смоленской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2004-2010 годах" внесен Главой администрации Смоленской области в развитие соответствующей подпрограммы федеральной программы "Жилище". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Г.П. Гомонов. Основными целями Программы являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; ликвидация до 2010 года аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2002 году. По состоянию на 1 января 2002 года общая площадь ветхого жилищного фонда на территории Смоленской области составляет 2%, площадь аварийного - 0,1% от общей площади всего жилищного фонда. Непринятие мер по переселению граждан, проживающих в аварийном жилье, порождает серьезные социальные проблемы, индикатором которых служит все возрастающее количество обращений и жалоб граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ходе обсуждения программы докладчик ответил на вопросы депутатов А.М. Горшкова, Т.А. Литвиновой. Депутаты поддержали рекомендацию профильного комитета Смоленской областной Думы - по экономическому развитию и инвестициям - о принятии проекта закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об утверждении областной целевой программы "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области на 2004-2006 годы" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по охране окружающей природной среды и природопользованию Н.Н. Богомолов. Экологическое просвещение осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, природоохранными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, организациями спорта и туризма, другими организациями. Отвечая на вопрос депутата А.М. Горшкова, докладчик проинформировал, что на проведение экологического образования предполагается израсходовать 14,7 млн. руб. в течение 2004-2006 годов, в то время как на различного рода природоохранные мероприятия ежегодно расходуется около 70 млн. руб. Вопрос депутата Г.Н. Яремчук касался конкретного механизма проведения обучения. Смоленская областная Дума по рекомендации комитета по экономическому развитию и инвестициям приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" внесен на рассмотрение избирательной комиссией Смоленской области с целью приведения закона в соответствие с принятыми ранее федеральными и областными законами. Докладчик - председатель избирательной комиссии Смоленской области А.И. Абрамкин. В соответствии с Федеральным законом "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" в реестр государственных должностей избирательной комиссии Смоленской области включены специалисты, обслуживающие систему ГАС-ВЫБОРЫ. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и областному закону "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области" уточнен правовой статус и порядок замещения должностей в избирательной комиссии Смоленской области. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Оздоровление крупного рогатого скота от гиподерматоза в Смоленской области на 2004-2008 годы" внесен на рассмотрении Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - и.о. начальника Департамента Смоленской области по ветеринарии Л.С. Кашко. Разработка Программы обусловлена необходимостью координации действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединения научного и производственного потенциала, а также концентрации финансовых ресурсов, в части организации на территории Смоленской области работ по профилактике и ликвидации гиподерматоза. Программа предусматривает внедрение современных средств и технологий, включение эффективных экономических механизмов, позволяющих успешно решить данную проблему в Смоленской области. В результате реализации областной программы будет достигнуто снижение экономического ущерба от болезней, обеспечение безопасности животноводческой продукции. По рекомендации комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса депутаты единогласно приняли проект областного закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Смоленской области" был внесен депутатом А.И. Мишневым в связи с решением об удовлетворении протеста прокурора Смоленской области, которым оспаривалась правомерность передачи органам местного самоуправления полномочий по регистрации актов гражданского состояния. Докладчик - депутат комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями Л.В. Хлудова. Проект закона был принят в первом чтении 3 июля 2003 года. С принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 79 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" законопроект утратил актуальность. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла постановление о возвращении проекта закона к процедуре первого чтения и отклонении его.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на
заседании Думы
На текущем заседании утверждена Концепция управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области на 2003-2006 год, которая внесена на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области в соответствии с требованиями областного закона "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". В Концепции сформулированы цели и механизм управления государственной собственностью в целом, а также по отдельным видам собственности, информационное, кадровое и финансовое обеспечение, контроль в сфере государственного управления собственностью. Определен механизм, позволяющий управлять госсобственностью эффективно, и направления его совершенствования. Установлена система критериев и методов эффективного управления и распоряжения госсобственностью, использования объектов областной собственности, цели и система экономического мониторинга деятельности областных государственных предприятий, казенных предприятий. Проект Концепции был неоднократно рассмотрен комитетом Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию. В результате к утверждению Концепция представлена с таблицей поправок, одобренных профильным комитетом.
В ходе заседания был принят ряд постановлений Смоленской областной Думы по ряду вопросов, связанных с реализацией полномочий Смоленской областной Думы и признанием утратившими силу ранее принятых решений:
- постановление "Об утверждении Положения об информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области". В связи с принятием новой редакции областного закона, регулирующего порядок опубликования нормативных правовых актов Смоленской области, изменением структуры исполнительных органов государственной власти Смоленской области и порядка написания наименования высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области Положение об информационном бюллетене изложено в новой редакции. Со дня вступления в силу настоящего постановления все иные решения Думы о вестниках, принятые ранее, признаются утратившими силу.
- постановление "Об утверждении Положения о порядке назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Смоленской области". В связи с истечением в 2003 году полномочий Уполномоченного по правам человека в Смоленской области возникла необходимость регулирования процедуры рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного, в том числе в случае повторного рассмотрения кандидатур. В Положении отражены требования к кандидату, порядок представления и рассмотрения кандидатур.
- постановление "О прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека в Смоленской области" устанавливает срок истечения полномочий действующего в настоящее время Уполномоченного по правам человека в Смоленской области - 10 декабря 2003 года и необходимость внесения предложений по кандидатурам на должность Уполномоченного в соответствии с областным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области". С момента принятия данного постановления начинается процесс выдвижения кандидатур на должность Уполномоченного. Согласно действующему законодательству правом выдвижения кандидатур наделены Глава Администрация Смоленской области и депутаты Смоленской областной Думы. Председатель Смоленской областной Думы проинформировал о своем предложении, поддержанном другими депутатами, о выдвижении кандидатуры В.Н. Осина для избрания его на второй срок.
- постановление об образовании нового сельского поселения - деревни Вольские дачи Андрейковского сельского округа Вяземского района Смоленской области. Соответствующие документы об образовании будут направлены на экспертизу в Федеральную службу геодезии и картографии и для присвоения названия - в Правительство Российской Федерации.
- постановление о снятии с контроля постановления Смоленской областной Думы от 25.07.02 N 91 "О специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Смоленской области "О проблемах соблюдения прав и свобод детей, защиты материнства и семьи в Смоленской области". Информация о ходе исполнения постановления была заслушана комитетом по социальной политике. Была отмечена положительная динамика в решении болевых проблем, отмеченных в рекомендациях к докладу. Нерешенная часть задач, в частности, по обеспечению жильем детей-сирот, требует источников финансирования.
- постановление о проведении депутатских слушаний по рассмотрению проекта областного закона "Об областном бюджете на 2004 год". С целью подготовки к рассмотрению параметров областного бюджета на 2004 год комитет по бюджету, налогам и финансам рекомендовал Смоленской областной Думе провести депутатские слушания 4 ноября 2003 года. Организация и проведение слушаний поручены комитету по бюджету, налогам и финансам.
- постановление о внесении изменений и дополнений в Сводный перечень наказов избирателей по избирательным округам NN 3, 5, 14, 18, 21, 26, 28, 32, 37, 40, 41, 45, 46. Постановление принято в связи с обращениями депутатов и рекомендацией профильного комитета - по бюджету, налогам и финансам.
- постановление "О признании утратившими силу некоторых решений Смоленской областной Думы". Комитет Смоленской областной Думы по законности и правопорядку рекомендовал Смоленской областной Думе признать утратившими силу решения Думы по вопросам, которые носили текущий характер и утратили актуальность или были приняты по областным законам, не действующим в настоящее время.
- постановление "О внесении изменений в отдельные постановления Смоленской областной Думы". Постановление принято в связи с внесением изменения в название комитета по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями (в полномочия и название комитета включены вопросы государственной службы).
В ходе заседания по предложениям Администрации Смоленской области, поддержанным комитетами Смоленской областной Думы, были внесены следующие изменения в Примерную программу законопроектной деятельности Смоленской областной Думы на 2003 год:
- исключен из программы проект областного закона "О внесении изменения в статью 13 областного закона "Об отходах производства и потребления в Смоленской области". Данное решение основано на мнении прокуратуры Смоленской области о том, что действующая редакция пункта 5 статьи 13 соответствует федеральному законодательству, его отмена или изменение нецелесообразны. В связи с этим комитет по имущественным и земельным отношениям, природопользованию поддержал предложение Администрации об исключении проекта из Примерной программы.
- исключен из программы проект областного закона "О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований Смоленской области". В свое время проект закона был внесен в программу в связи с представлением прокурора Смоленской области. В настоящее время, в связи с вступлением в силу статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отражающей порядок преобразования муниципальных образований, предмет представления прокурора урегулирован в рамках федерального законодательства.
В ходе заседания в соответствии с рекомендацией комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку произведено назначение на должности мировых судей по участкам N 32 и N 41. Председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов вручил удостоверения мирового судьи вновь назначенным судьям и судьям, назначение которых состоялось на предыдущем заседании Думы.
В рамках взаимодействия с органами законодательной (представительной) власти иных субъектов РФ по рекомендации профильных комитетов депутаты Смоленской областной Думы поддержали следующие законодательные инициативы и обращения:
- законодательную инициативу Государственной Думы Томской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". По аналогии с Федеральным законом "О техническом регулировании" предлагается исключить возможность установления дополнительных требований, условий и ограничений, сверх предусмотренных законом о лицензировании и положениями Правительства о лицензировании конкретных видов деятельности.
- законодательную инициативу Мурманской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю". Предлагаемые изменения направлены на расширение полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в вопросе распоряжения и управления земельными ресурсами.
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Вологодской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах", которая вызвана тяжелой ситуацией дорожной отрасли, сложившейся в субъектах РФ после изменения порядка формирования территориальных дорожных фондов. Предлагаемая редакция закона имеет целью частичное возмещение выпадающих доходов фондов за счет перераспределения доходов из федерального бюджета в региональные.
- законодательную инициативу Государственной Думы Ярославской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год". Предлагается исключить статью о кассовом обслуживании органами федерального казначейства исполнения бюджетов дотационных субъектов РФ. По мнению ярославских законодателей данное положение вторгается в предметы ведения субъектов РФ и нарушает принцип самостоятельности бюджетов субъектов. На территории Смоленской области создано областное казначейство, поэтому инициатива актуальна для области.
- законодательную инициативу Белгородской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О списании задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, а также по бюджетным ссудам под товарный кредит на приобретение горюче-смазочных материалов, выданным в 1995 году". Предлагаемые меры являются реальной возможностью оказать поддержку сельскохозяйственным производителям России.
- обращение Новосибирского областного Совета депутатов "К Федеральному Собранию Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову по вопросу необходимости внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство в части исключения обязанности юридических лиц по возмещению расходов энергосберегающей организации за недорасход электрической энергии относительно заключенных договоров и за ее перерасход в связи со сложившимися чрезвычайными обстоятельствами, об ускорении разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике". Обращение направлено на защиту хозяйствующих субъектов и ускорение принятия ряда нормативных правовых актов, в числе которых утверждение основы ценообразования, правил государственного регулирования тарифов и т.д.
- Обращение Правительства Нижегородской области "К Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями по формированию федерального бюджета на 2004 год". Во исполнение ст.48 Бюджетного кодекса РФ (о соотношении распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы РФ) предложено установить норматив отчислений акцизов на автомобили в бюджет субъекта РФ в размере не менее 50%.
- Обращение Законодательного Собрания Владимирской области "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с ситуацией, складывающейся при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2004 год". В обращении перечислены направления межбюджетных отношений, по которым проект федерального бюджета на 2004 год следует доработать с тем, чтобы не допустить снижения доходов бюджетов субъектов РФ.
- Обращение Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу о приостановлении действия Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В обращении отмечен целый ряд недостатков действующего закона и предложено приостановить его действие. В настоящее время Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона о переносе срока вступления закона в силу.
- Обращение депутатов Законодательного Собрания Пензенской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу" также касается приостановления действия федерального закона о страховании гражданской ответственности автовладельцев.
- Обращение депутатов Законодательного Собрания Пензенской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу". Обращение вызвано сложившейся практикой арбитражных судов в отношении возврата излишне уплаченных налогов на землю и на пользователей дорог, что приводит к потерям местных и областных бюджетов. Решения арбитражных судов основываются на неточности формулировок федеральных законов. Законодатели Пензенской области предлагают внести соответствующие изменения в перечисленные в обращении федеральные законы.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
30 октября 2003 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 21-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 30 октября 2003 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/