Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах очередного 23-го заседания Смоленской областной Думы
19 декабря 2003 г."
19 декабря 2003 года состоялось двадцать третье заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 42 депутата. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: Е.Г. Анцупов, Е.А. Гуртученко, М.В. Лосенко, О.В. Малинин, Н.Н. Мартынов, А.М. Мирошкин. В работе заседания приняли участие Глава Администрации Смоленской области В.Н. Маслов, первый заместитель Главы Администрации области, представитель Администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области С.А. Хазов, заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-55.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 34 вопроса. В период подготовки к заседанию возникла необходимость рассмотрения 5 вопросов. В процессе обсуждения повестки дня по предложению комитета по бюджету, налогам и финансам из рассмотрения исключены 3 проекта областных законов о льготах по уплате транспортного налога и дополнительных льготах по уплате земельного налога в 2004 году. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- принятие законопроектов - 18 (из них: базовые - 12; изменение действующего законодательства -6);
- принесение присяги - 1;
- сложение полномочий - 1;
- назначение должностных лиц - 1;
- формирование комитета -1;
- законодательная инициатива Смоленской областной Думы - 1;
- обращения Смоленской областной Думы - 2;
- изменение сводного перечня наказов избирателей - 1;
- присвоение имен-1;
- утверждение плана и сметы - 3;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 5;
- награждение Почетной грамотой - 1.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы -6;
- депутатами Смоленской областной Думы - 4;
- комитетом по законности и правопорядку - 6;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 2;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 1;
- комитетом по социальной политике - 1;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 1;
- Главой Администрации Смоленской области - 15;
- судом -1;
- контрольный вопрос-1.
В течение заседания 6 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 11 проектов законов, ранее принятых в первом чтении, приняты в целом, 1 законопроект принят в первом чтении. Все проекты областных законов были предварительно рассмотрены, в некоторых случаях - неоднократно, профильными комитетами Смоленской областной Думы. По доработке 10 проектов законов были созданы рабочие группы, в том числе 2 - с участием всех депутатов, исполняющих обязанности на постоянной, профессиональной основе.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 7 - представляют собой целевые областные программы, в том числе, 3 - разработанные в развитие федеральных целевых программ на условиях софинансирования;
- 5 - разработаны с целью приведения областных законов в соответствие с действующим федеральным законодательством;
- 3 - составляют основу бюджетного процесса в Смоленской области и деятельности внебюджетных фондов в 2004 году;
- 2 - направлены на реализацию федеральных нормативных правовых актов и ранее принятых изменений в областное законодательство.
- 1 - имеет целью установление налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков на 2004 год;
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва на ее заседаниях рассмотрено 183 законопроекта, 169 из них приняты в целом.
Заседание началось с информации председателя избирательной комиссии Смоленской области А.И. Абрамкина о результатах дополнительных выборов Смоленскую областную Думу, прошедших 7 декабря 2003 года. Удостоверение депутата Смоленской областной Думы вручено И.И. Сорокину, избранному по избирательному округу N 38. В ходе заседания Смоленская областная Дума приняла постановление о включении депутата И.И. Сорокина в состав комитета по социальной политике.
Таким образом, законодательный (представительный) орган государственной власти Смоленской области - Смоленская областная Дума сформирована в полном составе.
На текущем заседании в соответствии с областным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области" состоялось принятие присяги В.Н. Осиным, единогласно избранным Уполномоченным по правам человека в Смоленской области 27 ноября 2003 года.
Главным событием текущего заседания стало принятие основного финансового документа Смоленской области на 2004 год - областного закона "Об областном бюджете на 2004 год". Перед депутатами выступил Глава Администрации Смоленской области В.Н. Маслов. В своем кратком докладе Глава Администрации отметил значение закона для динамики развития экономики области, повышения жизненного уровня ее жителей, проинформировал о состоянии социально-экономического развития Смоленщины на конец 2003 года и тех задачах, которые предстоит решить в 2004 году и в среднесрочной перспективе. Бюджет 2004 года носит ярко выраженную социальную направленность. При его формировании Администрация Смоленской области исходила из обеспечения реальности исполнения плановых показателей, роста доходов областного бюджета, усиления контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ресурсов. Особенностью бюджета следующего года является новый механизм финансирования образовательных учреждений области, централизация платежей за неработающее население, установление единых для всех муниципальных образований нормативов отчислений по федеральным и региональным налогам и сборам, введение казначейского исполнения бюджета. Работа над проектом бюджета началась в августе 2003 года. За прошедший период состоялись депутатские слушания по параметрам бюджета, проведено 15 заседаний комитетов Смоленской областной Думы. В бюджетном процессе были задействованы органы местного самоуправления всех муниципальных образований области, общественные организации, областные учреждения, что позволило максимально сбалансировать интересы всех участников этого процесса.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "Об областном бюджете на 2004 год" принят в качестве основы бюджетного финансирования в Смоленской области в 2004 году. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 27 ноября 2003 года. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Доходная часть областного бюджета составляет 6106,7 млн. руб. Расходы бюджета в 2004 году составляют 6462,6 млн. руб. Предельный дефицит бюджета установлен в размере 356 млн. руб. Проект закона был обсужден на депутатских слушаниях и дважды - на заседаниях всех комитетов Смоленской областной Думы (на предмет первого и второго чтения). Ко второму чтению были распределены по муниципальным образованиям средства, направляемые на выравнивание уровня их социально-экономического развития а также средства, выделяемые из федерального бюджета целевым назначением на реализацию федеральных законов, предусматривающих льготы и субсидии для граждан. В отличие от 2003 года методики носят дифференцированный характер, что позволяет учесть особенности муниципальных образований области. В ходе подготовки проекта бюджета на предмет его принятия во втором чтении все комитеты Смоленской областной Думы предложили профильному комитету - по бюджету, налогам и финансам создать рабочую группу, в задачу которой входило обобщение и устранение замечаний, высказанных депутатами, согласование позиций по ряду проблем, отмеченных в заключениях правового управления и Контрольно-счетной палаты Думы. Докладчик проинформировал депутатов об урегулировании всех вопросов, в частности - о льготах по оплате электроэнергии для жителей 30-километровой зоны вокруг САЭС, по взаимоотношениям с УМНС РФ по Смоленской области и др. Рабочей группой были уточнены редакции всех статей закона, в том числе формулировки 10 статей предложены депутатами Смоленской областной Думы.
В ходе текущего рассмотрения депутат М.А. Хвостанцев отметил, что объективные особенности бюджетного процесса вызывают необходимость мониторинга расчетов по ТЭК в I квартале 2004 года. Параметры областного бюджета базируются на данных по состоянию на 01.10.2003. Однако, за оставшийся до конца года период кредиторская задолженность бюджетных учреждений возросла, что, возможно, потребует внесения изменения в ходе исполнения бюджета. Депутаты единогласно приняли поправки к проекту закона, утвердили показатели бюджета по доходам (по группам, подгруппам и статьям классификации), по нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, по расходам областного бюджета (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функциональной классификации), по общему объему капитальных вложений, размеру резервного фонда, объему финансовой помощи местным бюджетам и др.. Смоленская областная Дума утвердила программу государственных внутренних заимствований и областную программу дорожных работ на 2004 год, перечень законодательных актов, действие которых приостанавливается в 2004 году в связи с отсутствием финансирования и приняла закон "Об областном бюджете на 2004 год" в целом.
Закон "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2004 год" принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и во исполнение областного закона "О порядке внесения, рассмотрения и принятия областного закона об областном бюджете и о порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят в первом чтении 27 ноября 2003 года. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Ведомственная классификация расходов областного бюджета на 2004 год соответствует структуре классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли поправки к проекту закона и закон в целом.
Закон "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения в 2004 году финансирования на территории Смоленской области системы обязательного медицинского страхования. Проект закона был внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят в первом чтении на предыдущем заседании Смоленской областной Думы. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике, депутат Е.И. Каманин. Доходная часть и расходная части бюджета фонда утверждены в сумме 1119 млн. руб., 90% из которых планируется направить на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования. 6% средств фонда выделено на реализацию областных целевых программ, в частности - программы борьбы с заболеваниями социального характера. Особенностью бюджета 2004 года является централизация платежей за неработающее население в областном бюджете. Второй особенностью бюджета ФОМСа 2004 года является переход лечебно-профилактических учреждений всех муниципальных образований области на финансирование из бюджета Фонда. Ранее Представленный депутатам проект бюджета доработан рабочей группой, одобрен правлением фонда, комитетом по социальной политике и комитетом по бюджету, налогам и финансам Смоленской областной Думы. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно проголосовали за принятие поправок редакционного характера и закона в целом.
Закон "О структуре органов исполнительной власти Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. Согласно нормам настоящего закона структуру органов исполнительной власти Смоленской области составляют Администрация Смоленской области и иные органы исполнительной власти: Аппарат Администрации, департаменты Смоленской области и другие органы, наличие которых предусмотрено федеральными законами. Установление перечня органов исполнительной власти Смоленской области отнесено к компетенции Главы Администрации Смоленской области. В законе определен правовой статус Администрации Смоленской области, структура и порядок формирования которой устанавливаются Уставом Смоленской области и соответствующим областным законом. Формирование иных органов исполнительной власти области осуществляет Администрация Смоленской области. В ходе рассмотрения проекта закона профильным комитетом была предложена редакционная поправка. В соответствии с рекомендацией комитета по вопросам местного самоуправления, государственной служба и связям с общественными организациями Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнения в областной закон "О статусе депутата Смоленской областной Думы" принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен на рассмотрение депутатами В.И. Анисимовым, Л.В. Хлудовой, В.К. Чертковым и представляет собой новую редакцию положений областного закона в отношении гарантий депутатской неприкосновенности депутата Смоленской областной Думы, как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Докладчик - заместитель председателя комитета по законности и правопорядку, депутат В.К. Чертков. Соответствующие поправки в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были внесены на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года N 9-П. Учитывая предложения депутатов, высказанные в ходе предыдущего рассмотрения проекта областного закона, депутат Н.Н. Мартынов внес поправку, отражающую особый порядок процессуальных действий в отношении депутата. Большинством голосов Смоленская областная Дума приняла проект областного закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Закон "О внесении изменений в статью 1 областного закона "О перечне документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядке предоставления данных документов" принят с целью приведения областного закона в соответствие Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28 октября 2003 N 134-ФЗ). Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат Смоленской областной Думы В.К. Чертков. Внесенное изменение уточняет категории граждан, на которых распространяется действие настоящего областного закона. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О порядке установления размера денежной компенсации, выдаваемой выпускникам образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием" принят с целью реализации прав указанных категорий выпускников путем закрепления единого денежного размера компенсации. Проект закона был внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 27 ноября 2003 года. Докладчик - председатель профильного комитета, депутат Е.И. Каманин. Постановлением Правительства Российской Федерации определены предельные размеры компенсации, что на практике влечет ее значительную дифференциацию в различных учреждениях. Настоящим законом Глава Администрации Смоленской области наделяется полномочиями по определению единого размера компенсации на основании перечня, установленного Правительством Российской Федерации, и реальных цен, сложившихся на территории Смоленской области. В результате доработки проекта предложено 3 поправки, в том числе по наименованию закона. В новой редакции наименование закона более точно отражает предмет его регулирования. По рекомендации комитета по социальной политике Смоленская областная Дума единогласно приняла поправки к проекту закона и закон в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 1 областного закона "О дополнительных льготах по уплате земельного налога в 2004 году" принят с целью поддержки организаций, осуществляющих строительство объектов социально-культурного назначения. Проект закона внес на рассмотрение депутат Смоленской областной Думы М.В. Лосенко. Докладчик - председатель профильного комитета, депутат И.В. Кучер. Концепция закона направлена на предоставление организациям в 2004 году льготы по уплате земельного налога за земельные участки, предоставленные им для строительства спортивных сооружений, в период строительства данных сооружений. Условием предоставления льгот является то, что указанные земельные участки в период строительства спортивных сооружений не используются в коммерческих целях. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Закон "Об областной целевой программе "Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в Смоленской области на 2004-2006 годы" принят с целью совершенствования деятельности правоохранительных органов по защите прав и свобод человека, обеспечения правопорядка в регионе, продолжения государственной политики, начатой с реализации одноименной областной программы на 2001-2003 годы. Проект закона был внесен Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 27 ноября 2003 года. Докладчик - заместитель председателя комитета по законности и правопорядку, депутат В.К. Чертков. Мероприятия программы направлены на активизацию воздействия на причины и условия совершения преступлений, социальную реабилитацию слоев населения, являющихся социальной базой для преступности, усиление противодействия преступным проявлениям, расширение круга субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений, путем включения в их состав не только правоохранительных органов, но и представителей иных государственных органов, общественных организаций, объединений граждан и религиозных конфессий. В результате доработки проекта были устранены замечания правого управления и Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы. Итогом нескольких заседаний рабочей группы стали 23 редакционные поправки, в том числе в части уточнения наименования закона. С целью наглядности и удобства пользования мероприятия программы изложены в новой редакции. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно поддержали предложенные поправки и проголосовали за принятие областного закона в целом.
Закон "О долгосрочной областной целевой программе "Электронная Смоленщина" на 2004-2010 годы" принят в развитие федеральной целевой программы "Электронная Россия". Проект закона был внесен Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 30 октября 2003 года. Докладчик - заместитель председателя комитета по экономическому развитию и инвестициям, депутат И.А. Юхименко. В результате реализации областной программы за счет активизации внедрения и повышения результативности информационных и коммуникационных технологий предполагается достичь роста эффективности государственного управления экономическими процессами в Смоленской области, улучшения качества социальной защиты, образования, здравоохранения, развития культуры, повышения информационной открытости органов государственной власти, органов местного самоуправления и их взаимодействия с гражданами и организациями. За прошедший после принятия проекта в первом чтении период состоялось 4 заседания рабочей группы. В итоге в законопроект внесено 18 поправок. Часть разделов программы и перечень ее мероприятий изложены в новой редакции. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон в целом.
Закон "Об областной целевой программе "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области" на 2004-2006 годы" принят с целью формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов. Проект закона был внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думы в первом чтении 30 октября 2004 года. Докладчик - председатель комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию В.В. Вуймин. Экологическое просвещение осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, природоохранными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, организациями спорта и туризма, другими организациями. Созданной по решению профильного комитета Смоленской областной Думы рабочей группой предложено 24 поправки, в том числе уточнены наименование закона, дата его вступления закона в силу, критерии количественной и качественной оценки результатов реализации и ожидаемой эффективности программных мероприятий. Для удобства пользования перечень мероприятий программы изложен в новой редакции. На основании рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла поправки к проекту закона и закон в целом.
Закон "О долгосрочной областной целевой программе "Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы" принят в развитие федеральной целевой программы "Дети России". Проект закона был внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят в первом чтении 30 октября 2003 года. Докладчик - председатель комитета по социальной политике, депутат Е.И. Каманин. Областная программа позволяет продолжить на территории Смоленской области государственную политику поддержки материнства и детства, реализация которой начата в 1995 года. В соответствии с приоритетными направлениями программа включает 7 подпрограмм: дети-инвалиды, дети-сироты, одаренные дети, развитие социального обслуживания семьи и детей, профилактика безнадзорности несовершеннолетних и правонарушений, организация отдыха детей, безопасное материнство. был принят в первом чтении 30 октября 2003 года. За прошедший период состоялось несколько заседаний рабочей группы, созданной по решению профильного комитета Думы. В итоге вниманию депутатов была предложена 21 редакционная поправка. Перечень мероприятий программы изложен в новой редакции. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно проголосовали за принятие поправок к проекту закона и закона в целом.
Закон "О долгосрочной областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Смоленской области" на 2003-2006 годы" принят в развитие соответствующей федеральной целевой программы. Проект закона был внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 30 октября 2003 года. Докладчик - председатель профильного комитета, депутат Е.И. Каманин. Целью программы является стабилизация эпидемиологической ситуации в Смоленской области с последующим снижением заболеваемости на основе лечения и профилактики болезней, проведения реабилитационных мероприятий. Областная целевая программа объединяет существовавшие ранее отдельные программы по борьбе с сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими заболеваниями, заболеваниями, передаваемыми половым путем, вызываемыми вирусом иммунодефицита и др. Таким образом, реализуется комплексный подход к проблемам профилактики заболеваний социального характера и борьбы с ними. За прошедший период состоялось 3 заседания рабочей группы по доработке проекта областного закона. В результате на текущее рассмотрение вынесено 25 поправок к проекту закона, которые, в основном, носят редакционный характер. В новой редакции изложено оглавление программы и перечень мероприятий. Депутаты единогласно поддержали решение комитета по социальной политике и с учетом поправок приняли закон в целом.
Закон "Об областной целевой программе "Неотложные меры по профилактике заболевания бешенством людей и животных в Смоленской области" на 2004-2008 годы" принят в связи с неблагоприятной эпизоотологической и эпидемиологической ситуацией по заболеванию бешенством. Проект закона был внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 27 ноября 2003 года. Докладчик - председатель комитета по вопросам агропромышленного комплекса, депутат А.С. Игнатенков. Целью программы является предупреждение распространения заболевания среди животных и профилактика (исключение) заболевания бешенством населения. Ухудшение эпидемиологической ситуации обусловлено активизацией природных очагов бешенства, интенсивным вовлечением в эпизоотический процесс домашних животных, популяция которых в последнее время существенно возросла, ростом заболеваемости на сопредельных со Смоленской областью территориях. Система программных мероприятий включает меры по снижению заболеваемости бешенством среди домашних и диких животных, мониторинг заболеваемости животных с помощью качественной лабораторной диагностики. Программой предусмотрено выделение финансовых средств для закупки антирабических препаратов, для организации гигиенического воспитания населения средствами наглядной агитации, повышения квалификации врачей с участием специалистов из ведущих научных и лечебных учреждений Российской Федерации. Созданной по решению профильного комитета рабочей группой были учтены предложения Департамента Смоленской области по ветеринарии, Центра санитарно-эпидемиологического контроля, Департамента Смоленской области по здравоохранению. В результате вниманию депутатов предложено 52 редакционные поправки, в том числе по наименованию закона. Смоленская областная Дума единогласно приняла поправки к проекту закона и закона в целом.
Закон "О внесении дополнений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" принят с целью реализации положений областного закона от 12 ноября 2003 года N 77-з "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О мировых судьях в Смоленской области". Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента обеспечения деятельности мировых судей в Смоленской области А.В. Маханьков. В настоящем законе реализовано положение о включении в структуру аппарата мирового судьи должности помощника мирового судьи, что позволит создать кадровый резерв для замещения должностей мировых судей и обеспечить более эффективное управление аппаратом мирового судьи. Соответствующие дополнения внесены в перечень должностей категории "В" и реестр государственных должностей органов исполнительной власти Смоленской области. На заседании профильного комитета - по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - депутат Л.В. Хлудова внесла 3 редакционные поправки. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. Ранее действующая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривала установление областным законом схемы управления субъектом Российской Федерации. В новой редакции от 4 июля 2003 года это положение исключено. Настоящим областным законом признается утратившим силу областной закон "О схеме управления Смоленской областью" с последующими изменениями. Положения областного закона "О схеме управления Смоленской областью", касающиеся формирования органов исполнительной власти Смоленской области, реализованы в рамках областного закона "О структуре органов исполнительной власти Смоленской области", принятого на текущем заседании. В ходе обсуждения проекта областного закона на заседании комитета по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями депутаты одобрили редакционную поправку депутата В.К. Черткова. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Закон "О признании утратившим силу областного закона "Об энергосбережении на территории Смоленской области" принят с целью устранения противоречий областного закона федеральному законодательству. Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат И.А. Юхименко. Согласно ст.2 Федерального закона "Об энергосбережении" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения могут быть приняты только при наличии договора о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектом. Органы юстиции Смоленской области, прокуратура Смоленской области неоднократно указывали на превышение компетенции субъекта Российской Федерации с принятием областного закона "Об энергосбережении на территории Смоленской области". В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона, наделяющий субъект Российской Федерации полномочиями в части регулирования вопросов энергосбережения. Однако этот проект федерального закона в связи с окончанием полномочий депутатов Государственной Думы третьего созыва не был принят в окончательной редакции. В соответствии с рекомендацией комитета по экономическому развитию и инвестициям Смоленская областная Дума приняла закон "О признании утратившим силу областного закона "Об энергосбережении на территории Смоленской области" в целом. Вместе с тем, вопросы энергосбережения являются актуальными. Значительная часть расходов областного и местного бюджетов приходится на платежи за потребленную электроэнергию. Рост тарифов на энергоресурсы ведет и к росту себестоимости продукции предприятий области, что влияет на их конкурентоспособность. Не случайно, при обсуждении проекта бюджета на 2004 года было высказано предложение о необходимости разработки нового областного закона об энергосбережении и соответствующей программы по внедрению ресурсосберегающих технологий.
Проекты областных законов,
принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Развитие малого предпринимательства в Смоленской области на 2004-2006 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью обеспечения благоприятных условий для развития малого предпринимательства, повышения темпов экономического роста за счет повышения качества и эффективности использования внутренних факторов развития малого предпринимательства, инвестиционной деятельности, осуществления мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Докладчик - начальник управления потребительского рынка и услуг Департамента экономического развития Смоленской области В.А. Мальцев. Приоритетными направлениями программы являются формирование благоприятной среды для развития, совершенствование форм финансовой, кредитной, информационной поддержки, инфраструктуры бизнеса, содействие в разработке муниципальных программ развития малого предпринимательства. В результате реализации мероприятий программы будут обеспечены: качественное улучшение условий для развития предпринимательской деятельности и здоровой конкурентной среды, увеличение уровня налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого предпринимательства, рост доли производства товаров (работ, услуг) субъектов малого бизнеса в объеме валового регионального продукта, повышение количества малых предприятий в производственной сфере, снижение уровня безработицы. Проект программы согласован с органами местного самоуправления и большинством объединений субъектов малого и среднего бизнеса. В соответствии с рекомендацией комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям депутаты приняли проект закона в первом чтении.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
В ходе заседания по рекомендации комитетов областной Думы депутаты приняли 2 обращения Смоленской областной Думы и решили внести 1 проект федерального закона в качестве законодательной инициативы:
- обращение Смоленской областной Думы "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости внесения проекта федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Проект федерального закона разработан Уполномоченным по правам человека в Смоленской области В.Н. Осиным, исходя из практики реализации законодательства о занятости в отношении лиц, имеющих акции и паи хозяйственных обществ и товариществ. При рассмотрении законодательной инициативы на заседании комитета по социальной политике 16 октября 2003 года депутаты посчитали целесообразным предварительно изучить мнение иных субъектов Российской Федерации по предмету законопроекта, для чего разработано обращение.
- обращение Смоленской областной Думы "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу установления особого порядка производства по административным делам, предусмотренного Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года N 9-П предусматривают необходимость установления федеральным законом процессуальных гарантий, связанных с привлечением депутата регионального законодательного органа субъекта Российской Федерации к административной ответственности. В настоящее время указанный федеральный закон не принят и вопрос механизма привлечения депутата к административной ответственности остается неурегулированным. Обращение о рассмотрении о поддержано всеми комитетами Смоленской областной Думы.
- проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В Постановлении Конституционного Суда от 12 апреля 2002 года N 9-П РФ указано, что вопросы неприкосновенности относятся к предметам ведения Российской Федерации. Вместе с тем, Конституционный Суд отмечает, что в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа. Из этого вытекает необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. К числу таких гарантий относится институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе - от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. В настоящее время институт неприкосновенности депутата законодательного органа региона закреплен в статье 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако, правовое регулирование этого вопроса представляется неполным, а гарантии депутатской неприкосновенности - недостаточными. Поэтому концепция законопроекта о внесении изменения в статью 13 предполагает дополнительные гарантии в виде права законодательного (представительного) органа субъекта РФ обжаловать в суде решение о применении мер процессуального принуждения, применяемых к депутату. Проект федерального закона одобрен всеми комитетами Смоленской областной Думы.
Председатель Смоленской областной Думы предложил направить документы не только в Государственную Думу, но и вновь избранным депутатам по избирательному округу NN 168, 169.
Рассмотрев материалы, представленные председателем Смоленского областного суда, решение комитета АО законности и правопорядку Смоленская областная Дума приняла постановление о назначении мировыми судьями С.В. Сырокоренного и О.С. Шкиля соответственно по участкам N 48 и N 50. Председатель Смоленской областной Думы вручил вновь назначенным кандидатам удостоверения мировых судей.
На основании ходатайства Администрации Смоленской области, продержанного комитетом Смоленской областной Думы по социальной политике, депутаты приняли постановление о присвоении имени М.И. Глинки государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Смоленское музыкальное училище".
В связи с обращениями депутатов Смоленской областной Думы, рассмотренными комитетом по бюджету, налогам и финансам были внесены изменения в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2003 году.
В соответствии с предложениями комитетов Смоленской областной Думы, Контрольно-счетной палаты сформирован и утвержден план работы Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы на 2004 год, в который включены: экспертизы областных законов, проверки эффективности и целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областных программ, финансирование ряда разделов областного бюджета, а также подготовка заключений по проектам областных законов об исполнении областного бюджета и бюджета фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год, на отчеты о поквартальном исполнении областного бюджета в 2004 году. Депутаты также утвердили изменения в план Контрольно-счетной палаты на 2003 год.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти иных субъектов РФ по рекомендации профильных комитетов Смоленская областная Дума поддержала законодательные инициативы:
- Народного Хурала Республики Бурятия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Предметом законодательной инициативы является неприкосновенность депутатов законодательных органов регионов, что подтверждает актуальность инициативы и обращения Смоленской областной Думы, рассмотренных на текущем заседании. Предлагается установить объем неприкосновенности для депутатов регионального уровня по аналогии с нормами, предусмотренными федеральным законодательством для судей.
- Законодательного собрания Челябинской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законодатели Челябинской области предлагают повысить размер административного штрафа в случае управления транспортным средством, незарегистрированным в установленном законом порядке.
- Сахалинской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России". Предлагается включить в перечень дней воинской славы День победы над милитаристской Японией в 1945 году - 3 сентября.
- Парламента Кабардино-Балкарской Республики о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Предлагаемая поправка уточняет понятия, применяемые в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", что позволяет распространить его нормы об ответственности за воспитание на родителей, наряду с иными законными представителями ребенка.
- Алтайского краевого Совета народных депутатов о внесении изменений и дополнения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве). Действующая редакция закона, прежде всего, защищает интересы государства, арбитражных управляющих. Предлагаемые изменения направлены на повышение защищенности работников предприятий-банкротов и кредиторов второй очереди.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
19 декабря 2003 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 23-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 19 декабря 2003 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/