Вы вправе списать расходы, не упомянутые в Налоговом кодексе
К расходам, которые прямо не поименованы в Налоговом кодексе, налоговики относятся подозрительно. Если вы учитываете их при расчете налога на прибыль, готовьтесь доказывать свою правоту. Сделать это можно либо в суде, либо сославшись на официальные разъяснения Минфина.
Учитывать при налогообложении прибыли любые расходы, связанные с производством и реализацией, позволяет подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Единственное условие - эти расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Перечислим случаи, когда это можно доказать.
Расходы, подтвержденные судьями
Вот в каких ситуациях компаниям удавалось отстоять прочие расходы в суде.
Визитные карточки сотрудникам. Как правило, на визитках указывают фамилию и должность специалиста, название и адрес компании, а также контактные телефоны и электронные адреса. Такие визитки не содержат рекламной информации, а значит, не могут учитываться в рекламных расходах (письмо Минфина России от 29 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/ 801).
Поэтому ничего не остается, как учитывать расходы на изготовление визитных карточек в "других" прочих расходах в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Сомнений в том, что визитки необходимы для производственной деятельности компании, у судей не возникает. Пример тому - постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2006 г. N КА-А40/2534-06. Организация выиграла это дело, представив суду списки сотрудников, которые пользовались визитками, а также должностные инструкции с перечнем служебных обязанностей. Аналогичное решение - в постановлении ФАС Московского округа от 13 октября 2006 г. N КА-А40/8892-06.
Проведение партнерских конференций. Для продвижения своих товаров многие организации устраивают PR-конференции. Для этого они арендуют специальные помещения и оплачивают услуги обслуживающего персонала. В Налоговом кодексе РФ расходы на такие мероприятия напрямую не указаны. Компании, которые приглашают на конференции прессу, выходят из этого положения просто. Они списывают затраты на PR-акции в составе нормируемых расходов на рекламу (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Ведь у них есть повод утверждать, что информация, распространяемая на таких акциях, соответствует определению рекламы из статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". То есть она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и содействует его продвижению на рынке. Минфин России согласился с этой позицией в письме от 3 октября 2006 г. N 03-03-04/1/678.
А что делать, если PR-конференция проводится только для партнеров компании? В этом случае говорить о "неопределенном круге лиц" не приходится. Но это еще не значит, что затраты на подобные мероприятия нельзя признать в расходах при расчете налога на прибыль. Ведь целью таких конференций является продвижение реализуемой компанией продукции и стимулирование сбыта. А значит, расходы на них связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и экономически обоснованны. Судьи Московского округа подтвердили это в постановлении ФАС от 10 января 2007 г. N КА-А40/12781-06. И признали право компании учитывать такие расходы в составе "других" прочих расходов на производство и реализацию (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Мебель и предметы интерьера. Как обустроить офис и другие рабочие помещения, каждая организация решает самостоятельно. Никаких конкретных требований к мебели и предметам интерьера, которые можно включить в налоговые расходы, в законодательстве не установлено. Правда, существует подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Он позволяет признать при расчете налога на прибыль расходы "на обеспечение нормальных условий труда". Однако это понятие достаточно расплывчатое, и однозначно отнести к нему можно далеко не все расходы на обустройство.
Получается, что единственная возможность учесть такие расходы при налогообложении прибыли - это ссылаться на их соответствие статье 252 Налогового кодекса РФ.
Шансы выиграть спор есть. Так, компании удалось доказать в суде экономическую обоснованность затрат на приобретение посуды, предметов интерьера и бытовой техники. Аргументы были такими. Все эти вещи были необходимы для создания благоприятного образа компании в глазах посетителей, а также для обеспечения нормального рабочего процесса. Судьи признали, что затраты на их покупку носят производственный характер. А значит, они входят в состав "других" прочих расходов на производство и реализацию (постановление ФАС Московского округа от 27 декабря 2006 г. N КА-А40/12681-06).
Аналогичные выводы можно найти в других судебных решениях. К примеру, в постановлении ФАС Уральского округа от 1 февраля 2005 г. N Ф09-6/06-С7 судьи подтвердили экономическую обоснованность расходов компании на приобретение шкафа для посуды и "тумбы сервисной".
В постановлении ФАС Московского округа от 16 августа 2006 г. N КА-А40/7454-06 арбитры признали оправданность покупки чашек, ножей, штопора, грунта для комнатных цветов, а также газонной травы и дренажа для цветов.
А в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 9 октября 2006 г. N Ф04-3191/2005 (27129-А27-26) судьи разрешили компании учесть при расчете налога на прибыль затраты на установку сигнализации и автомагнитол в автомобилях компании, которые использовались в представительских целях.
Обучение работников на предприятии. Работодатели имеют право принимать решения о необходимости профессиональной подготовки и переподготовки кадров (ст. 196 Трудового кодекса РФ). Более того, в некоторых случаях компании обязаны обучать сотрудников безопасным методам и приемам работы, обеспечивать стажировки на рабочих местах, а также проводить аттестации (ст. 212 Трудового кодекса РФ). Организовать обучение работников предприятие может своими силами.
Специальной статьи для списания расходов на такое обучение в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. О затратах на повышение квалификации сотрудников упоминается лишь в подпункте 23 пункта 1 статьи 264 и пункте 19 статьи 255 Налогового кодекса РФ. В первом из них идет речь о подготовке и переподготовке кадров на договорной основе, а во втором - о выплате предприятием стипендий ученикам.
Однако это вовсе не означает, что расходы на обучение сотрудников на предприятии нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Сделать это позволяет все тот же подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Естественно, при условии, что компания может подтвердить, что подготовка, переподготовка и переаттестация работников необходимы для производственной деятельности предприятия. Судьи признали это в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. N Ф04-8885/2005 (20013-А27-3).
Вакцинация сотрудников от гриппа. О необходимости проведения на предприятиях профилактических мероприятий от гриппа свидетельствует статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". А также санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03" (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 82). Кроме того, о важности вакцинации сотрудников высказался и Роспотребнадзор - в постановлении от 1 сентября 2004 г. N 1 (принято совместно с Главным государственным санитарным врачом РФ). В этом документе чиновники порекомендовали руководителям предприятий выделять средства на закупку противогриппозных вакцин.
Правомерность включения затрат на вакцинацию сотрудников в налоговые расходы судьи подтвердили в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. N А56-29688/2005. При этом для учета расходов на прививки они предложили использовать подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Вывоз мусора с территории предприятия. Организовывать сбор и вывоз мусора, который образуется в процессе производства, обязывает статья 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". По идее, такие расходы можно считать связанными с обеспечением нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но признавать это налоговики наотрез отказываются. А другой подходящей статьи для списания расходов на вывоз мусора они не находят.
Однако это вовсе не повод, чтобы не учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль. Ведь сомнений в том, что они носят производственный характер и являются экономически обоснованными, в данном случае нет. А значит, их вполне можно включить в прочие расходы, сославшись на подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Судьи подтвердили это в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2004 г. N А56-10096/04, ФАС Поволжского округа от 1 марта 2005 г. N А12-16475/04-С25.
Расходы, разрешенные Минфином
Возможность учета при расчете налога на прибыль некоторых не упомянутых в Налоговом кодексе расходов Минфин России признал в своих официальных разъяснениях. При этом во всех случаях чиновники сослались на подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Перечислим эти расходы в таблице.
Разъяснения Минфина о "других" прочих расходах | ||
Вид расхода | Аргументы | Реквизиты документа |
Расходы на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО -в случаях, когда компания составляет такую отчетность не по требованию законодательства, а по просьбе учредителей или кредиторов |
Эти расходы направлены на получение дохода, а значит, экономически обоснованны |
Письма Минфина России от 20 июня 2006 г. N 03-03-04/1/535 и от 23 января 2007 г. N 03-03-06/1/28 |
Расходы на перевод первичных документов с иностранного языка на русский |
Документы, подтверждающие доходы и расходы организации, должны быть составлены на русском языке (ст. 68 Конституции РФ, ст. 16 Закона РФ от 25 октября 1971 г. N 1807-1) |
Письмо Минфина России от 4 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/148 |
Стипендии, выплаченные гражданам, которые после обучения на предприятии приняты на работу |
Выплачивать такие стипендии работодателей обязывает глава 32 Трудового кодекса РФ |
Письмо Минфина России от 12 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/77 |
Выплаты по гражданско-правовым договорам работникам, состоящим в штате организации |
Такие расходы экономически обоснованны. Но при условии, что договоры подряда не подразумевают выполнение тех же работ, что и трудовые договоры |
Письмо Минфина России от 19 января 2007 г. N 03-04-06-02/3 |
Расходы на транспорт для доставки работников до места работы |
Эти расходы обоснованны, если у сотрудников нет возможности добраться до места работы на общественном транспорте |
Письмо Минфина России от 5 июля 2005 г. N 03-03-04/1/54 |
Расходы на изготовление дисконтных карт, выдаваемых покупателям |
Эти расходы направлены на увеличение сбыта продукции, а значит, экономически обоснованны |
Письмо Минфина России от 13 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/84 |
Монтаж арендованного оборудования |
Без монтажа оборудование использовать невозможно. Значит, эти расходы обоснованны и связаны с производственной деятельностью |
Письма Минфина России от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/199 и от 16 марта 2006 г. N 03-03-04/1/247 |
Анна Лукавецкая,
директор департамента аудита группы
компаний "Русконсалт"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вычет НДС при взаимозачете - только после уплаты налога контрагенту ("Деловой Орел", N 7, февраль 2008 г.)
Газета выходит с марта 1998 г.
Учредители: УФНС РФ по Орловской области, ОАО "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Екатерина Глазкова
Адрес редакции: 302028, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 76-07-26, (486-2) 43-58-08
E-mail: delovoyorel@mail.ru