СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А,
судей Архаровой Л.В, Круковской А.В,
при секретаре Сметаниной Е.Ф,
рассмотрела в судебном заседании 17 декабря 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2018 года, которым
восстановлен Серов А.К. на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека с 22.10.2013;
обязана ФСИН России отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты от 3.04.2018 о снятии Серова А.К. с учета;
обязано УФСИН России по Республике Коми произвести перерасчет размера ЕСВ с учетом 4 членов семьи в соответствии с ч. 3 Правил N 369 от 24.04.2013 и направить протокол с новым расчетом во ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В, объяснения представителя истца Жучек М.В, представителя ответчиков Алябушевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серов А.К. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об отмене решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 3 апреля 2018 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учет, произвести перерасчет размера ЕСВ и направить протокол с новым расчетом во ФСИН России. Заявленные требования мотивировал тем, что решением Сыктывкарского городского суда от 22 августа 2016 года удовлетворены его требования о постановке на учет для получения ЕСВ, однако решением комиссии от 3 апреля 2018 года он незаконно снят с учета.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Серова О.А..
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали.
Представитель истца Жучек М.Г. исковые требования истца поддержала.
Представитель ответчиков УФСИН России по РК и ФСИН России Мартынова Л.М. иск не признала.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по Республике Коми просит об отмене решения суда, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец, третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Согласно ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия, лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Серов А.К. проходил службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний.
22.10.2013 Серов А.К. обратился с рапортом о постановке в очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека- Серов А.К, Серова О.К. (супруга), Серова М.А, "Дата обезличена" года рождения (дочь), Серова А.А, "Дата обезличена" г.р.(дочь) по состоянию на 23.08.2013 г. выслуга составляет 23 года 08 месяцев 02 дня. Семья занимает жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью... кв. м, принадлежащее на праве собственности супруге истца. Иного жилья не имеет.
Комиссией принято решение о признании за Серовым А.К. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека, о направлении в комиссию ФСИН России документов для рассмотрения вопроса о предоставлении ЕСВ Серову А.К.
Приказом ГУФСИН России по Республике Коми от 29.11.2013 года N 790-лс Серов А.К. уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "е" Положения о службе (по сокращению штатов).
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений N 2 от 13 декабря 2013 года Серову А.К. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, учетное дело направлено в ГУФСИН России по Республике Коми.
Основанием к отказу истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения его заявления (рапорта) Комиссией Серов А.К. был уволен со службы и не был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года.
Решением Сыктывкарского городского суда по делу N 2-7859/2016 от 22 августа 2016 года постановлено отменить решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений, оформленное протоколом N 2 от 13 декабря 2013 года, в части отказа Серову А.К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Возложить на ФСИН России обязанность принять Серова А.К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22.10.2013.
Протоколом N 39 от 18.10.2017 Серов А.К. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 4 человека с 22.10.2013 в соответствии с решением суда.
Рапортом от 26.01.2018 истец направил документы, подтверждающие, что они с супругой с 06.09.2000 и дочерьми с 26.12.2003 по настоящее время зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью... кв. м. по адресу: ( "Адрес обезличен", принадлежащем на праве собственности супруге (представлена копия свидетельства от 25.09.2000).
По данному адресу представлен финансово- лицевой счет и выписка домовой книги, согласно которой на жилой площади всего зарегистрирована семья заявителя (в т.ч. его старшая дочь ФИО23 "Дата обезличена" г.р.).
Выписки из ЕГРП от 11.01.2018 на имевшиеся (имеющиеся) объекты движимого имущества, предоставлены всеми территориальными управлениями Росреестра на территории Российской Федерации с указанием девичьей фамилии супруги заявителя. Выписка из ЕГРП на супругу представлена по регионам, указанным в запросе.
Согласно выпискам из ЕГРП от 11.01.2018 у заявителя и его супруги зарегистрировано отчуждение 25.08.2009 жилого помещения общей площадью... кв. метра по адресу: "Адрес обезличен"
Как следует из копии договора-купли продажи жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен", он заключен 19.04.2000.
На основании решения комиссии ФСИН России от 03.04.2018, оформленного протоколом N 14, Серов А.К. снят с учета для получения ЕСВ на основании п.п. "г" п. 15 Правил (в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Из объяснений представителя ответчиков следует, что основанием для снятия с учета послужил тот факт, что истец при подаче рапорта на постановку на учет в 2013 году в территориальную подкомиссию с целью постановки в очередь на учет для получения ЕСВ и необходимого пакета документов, не проявил должную осмотрительность и осторожность при сборе соответствующих документов, не предоставил информацию об отчуждении в 2009 году жилого помещения. Отсутствие этой информации послужило основанием для принятия в последующем судами решения об отмене принятого комиссией ФСИН России решения, оформленного протоколом N 2 от 13.12.2013 в части отказа Серову А.К. в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, применив нормы Жилищного кодекса РФ, Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и т.д, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N 369, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, в том числе, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. ч. 2, 4 ст. 4 названного Федерального закона).
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В силу части 8 статьи 4 этого же Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4).
По смыслу закона ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудниками и (или) членами их семьи совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
В силу ч. 5 ст. 4 данного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с положениями п. 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
Согласно положениям п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К заявлению в числе иных прилагаются копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
В силу подп. "г" п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у него права на постановку на такой учет).
Вместе с тем обстоятельства по настоящему делу свидетельствуют о том, что истец и члены его семьи не совершали действий, которые могут быть квалифицированы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, продав квартиру по адресу: г.Емва, ул.Ленинградская, д.6, кв.40, истец и члены его семьи приобрели квартиру большей площади, тем самым улучшили свои жилищные условия.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что Серов А.К. не совершал намеренных действий, повлекших его нуждаемость в улучшении жилищных условий, обосновано пришел к выводу, что отсутствие в представленном им пакете документов сведений о регистрации в 2009 году договора купли-продажи не могло повлиять на наличие или отсутствие у него права на постановку на учет, соответственно, у ответчика не имелось оснований для снятия истца с учета 3.04.2018.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для отмены решения о снятии истца с учета и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая являлась предметом исследования и оценки суда, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При этом судебная коллегия считает, что при разрешении требований истца о возложении обязанности на УФСИН России по РК произвести перерасчет размера ЕСВ и направить протокол с новым расчетом во ФСИН России суд должен был принять во внимание, что в силу положений п. 4, п. 7.2.1, п. 21 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" рассмотрение вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и расчет ее размера отнесены к компетенции комиссии ФСИН России.
Поскольку истцом исковые требования были предъявлены, в том числе и к ФСИН России, судебная коллегия считает возможным уточнить резолютивную часть решения суда, возложив обязанность по перерасчету размера ЕСВ с учетом 4 членов семьи в соответствии с ч. 3 Правил N 369 от 24.04.2013 на ФСИН России.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2018 года оставить без изменения.
Уточнить абзац третий резолютивной части решения суда, изложив её в следующей редакции:
"Обязать ФСИН России произвести перерасчет размера ЕСВ с учетом 4 членов семьи в соответствии с ч. 3 Правил N 369 от 24.04.2013".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.