Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В.
судей Осиповой С.К, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федорова Сергея Александровича на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-1781/2021 по иску Федорова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике- Чувашии о признании отказ в назначении пенсии по выслуге лет незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в государственную службу, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Федоров С.А. обратился в суд с иском к УФССП по ЧР о признании права на пенсию по выслуге лет по тем мотивам, что с октября 1999 года по июнь 2020 года он проходил государственную службу в службе судебных приставов. До указанного времени с 1986 года по 1999 год он проходил службу в органах внутренних дел. 24 декабря 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в этом ему было отказано. Решение об отказе считает незаконным. Просит признать право на назначении пенсии по выслуге лет и обязать назначить ему пенсию с 24 декабря 2020 года. Дополнительным исковым заявлением Федоров С.А. увеличил исковые требования, и по тем же основаниям просил признать отказ в назначении пенсии по выслуге лет незаконным, обязать УФССП по ЧР включить работу в период с 1999 года по 2020 года в государственную службу, обязать назначить пенсию с даты подачи заявления 24 декабря 2020 года.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Федорова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике- Чувашии о признании отказ в назначении пенсии по выслуге лет незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в государственную службу, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Федоровым С.А, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, с 1 августа 1986 года по 29 июля 1999 года истец Федоров С.А, родившийся 24 марта 1968 года, проходил службу в органах внутренних дел и Вооруженных Силах, с 18 октября 1999 года проходил государственную гражданскую службу, занимая должности в подразделениях службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, последняя занимаемая с 27 апреля 2015 года должность - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности Арбитражного и Верховного судов УФССП по Чувашской Республике, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.
20 января 2020 года Федоров С.А. был письменно уведомлен представителем нанимателя о переходе Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы в связи с вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328 - ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сокращении замещаемой истцом должности, праве на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, а при отсутствии должностей или отказа от прохождения службы - расторжении служебного контракта и увольнении.
Уведомление получено истцом 20 января 2020 года, что следует из подписи истца о получении уведомления на экземпляре ответчика.
Приказом УФССП по Чувашской Республике от 3 июня 2020 года N N- к расторгнут служебный контракт с Федоровым С.А, истец уволен с федеральной государственной гражданской службы 3 июня 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Письмом от 22 января 2021 года N N УФССП по Чувашской Республике сообщило истцу на его письмо от 24 декабря 2020 года об отсутствии права на пенсию за выслугу лет как сотруднику органа принудительного исполнения Российской Федерации в связи с непоступлением на службу в органы принудительного исполнения.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец Федоров С.А. после получения уведомления о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы и возможности поступления на службу в органы принудительного исполнения па службу в органы принудительного исполнения не поступил, а 3 июня 2020 года был освобожден от занимаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы, контракт о поступлении на службу в органы принудительного исполнения с Федоровым С.А. заключен не был.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что территориальный орган Федеральной службы судебных приставов - Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии с 1 января 2020 года для истца продолжал оставаться нанимателем как для государственного гражданского служащего, при новом правовом регулировании прохождения службы в органах принудительного исполнения истец не стал сотрудником органа принудительного исполнения, пенсионное обеспечение которого приравнивается к пенсионному обеспечению военнослужащих, поскольку контракт в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ с истцом не заключался, на должность в орган принудительного исполнения он не назначался, был уволен как государственный гражданский служащий по сокращению должностей.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцу не может быть назначена пенсия за выслугу лет по правилам назначения пенсии для военнослужащих в порядке Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и в выслугу лет для назначения такой пенсии ответчиком в настоящее время не может быть зачтено время замещения должностей государственного гражданского служащего в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии.
Отказ ответчика в назначении истцу пенсии за выслугу лет по правилам назначения пенсии как для военнослужащих по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1судом апелляционной инстанции признан законным, а доводы истца о приобретении им права на назначение пенсии за выслугу лет по правилам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 отклонены за необоснованностью.
Представленные истцом копии журнала постовых ведомостей расстановки судебных приставов по УПДС на 1, 2, 3 июня 2020 года, содержащие сведения об истце, суд апелляционной инстанции признал не подтверждающими его службу в органе принудительного исполнения при новом правовом регулировании такой службы.
Доводы апелляционной жалобы о возникновении трудовых отношений истца с органом принудительного исполнения в связи с фактическим допуском к работе с ведома и по поручению работодателя, исполнении трудовых обязанностей с мая 2020 года по 3 июня 2020 года по новым правилам по должности, предусмотренной штатным расписанием органа принудительного исполнения, судебная коллегия отклонила, поскольку Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ не предусматривает такое основание возникновения правоотношений на службе в органах принудительного исполнения как фактическое допущение к работе с ведома и по поручению работодателя, в переходный период с истцом не был заключен контракт в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, истец не был назначен на должность органа принудительного исполнения, был уволен как государственный гражданский служащий по сокращению должностей.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как правомерно указано судами, прохождение федеральной государственной гражданской службы истцом Федоровым С.А. регулировалось Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в силу пункта 18 части 1 статьи 14 которого государственный служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно его пункту 2 статьи 5.
Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 7 этого же Федерального закона пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Следовательно, истец Федоров С.А, родившийся 24 марта 1968 года и на 31 декабря 2016 года не достигший возраста 55 лет для назначения страховой пенсии но старости в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона О страховых пенсиях", право на досрочное назначение такой пенсии не приобрел, поэтому ему не может быть назначена пенсия за выслугу лет как государственному гражданскому служащему.
Закон о службе в органах принудительного исполнения вступил в силу с 1 января 2020 года (статья 135). В связи с вступлением в силу названного закона был произведен перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида.
Согласно статье 68 поименованного закона порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким законодательным актом является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которому порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (статья 18).
Постановление N 723 от 21 мая 2020 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", издано в целях реализации Закона о службе в органах принудительного исполнения, предусматривающего правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе материальные и социальные гарантии сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (в редакции Постановления N 723) определяет помимо прочего порядок зачета сотрудникам органа принудительного исполнения стажа службы в органах принудительного исполнения для назначения пенсии в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 29 января 2015 года N 211-О, от 23 апреля 2015 года N 821-О).
Закон о службе в органах принудительного исполнения не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2020 года.
Правовые отношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, регулируются Законом о службе в органах принудительного исполнения, которым внесены в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" изменения, предусматривающие изложение в новой редакции наименования Федерального закона, признание утратившей силу главы I, дополнение главой I.1, содержащей общие положения. В частности, статьи 6.1, 6.5 этого закона определяют систему принудительного исполнения Российской Федерации, задачи органов принудительного исполнения, в статье 6.4 раскрывается содержание понятия "работник органов принудительно исполнения".
Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, приобрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом о службе в органах принудительного исполнения, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.
Дифференциация порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками органов принудительного исполнения их права на пенсионное обеспечение, предусмотренное статьей 68 Закона о службе в органах принудительного исполнения.
Распространение действия Постановления N 723 на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, не создает неравные условия для назначения пенсии лицам, проходившим службу в ФССП России и ее территориальных органах до этой даты и не поступившим на службу в органы принудительного исполнения, и лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания; субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении, если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них различный правовой статус; конституционный принцип, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 1 марта 2012 года N 5-П, от 12 марта 2015 года N 4-П, определения от 15 июля 2008 года N 399-О-О, от 3 апреля 2009 года N 480-О-О).
Доводы кассационной жалобы о том, что он не писал заявлений об увольнении по сокращению штата, не согласен с увольнением, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку истцом требований об оспаривании увольнения в рамках данного спора не заявлялось.
Доводы об осуществлении с 1 июня по 3 июня 2020 года трудовых обязанностей, следовательно осуществлял обязанности сотрудника органа принудительного исполнения, о фактическом допущении к работе, заявлялись истцом и были правомерно отклонены судами, не согласиться с выводами судов оснований не имеется.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федорова Сергея Александровича без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи С.К. Осипова
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.