Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2006 г. N А05-2823/03-46/15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кустова А.А. и Сосниной О.Г.,
рассмотрев 22.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение от 18.11.2005 (судья Цыганков А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2006 (судьи Бекарова Е.И., Бушева Н.М., Волков Н.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2823/03-46/15,
установил:
Федеральная налоговая служба России в рамках дела о банкротстве открытого акционерного общества "Савинский завод асбестоцементных изделий" (далее - Завод) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о включении требования уполномоченного органа в сумме 2.484.335 руб. 48 коп. в реестр требований кредиторов должника (далее - реестр).
Определением от 18.11.2005 в третью очередь реестра включено требование ФНС в сумме 366.500 руб., в том числе 310.959 руб. недоимки и 55.541 руб. пеней, в признании обоснованным требования ФНС в остальной части отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2006 определение от 18.11.2005 изменено. В третью очередь реестра включено требование ФНС в сумме 379.663 руб., в том числе 310.959 руб. недоимки и 68.704 руб. пеней, в признании обоснованным требования ФНС в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ФНС, ссылаясь на нарушение судом обеих инстанций норм материального права и неполное исследование имеющихся в деле доказательств, просит отменить определение и постановление в части отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа и принять новый судебный акт о включении в реестр требования ФНС в сумме 2.104.672 руб. 48 коп.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением от 24.03.2003 принято к производству заявление Завода о признании его несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура наблюдения.
Определением от 16.10.2003 в отношении Завода введено внешнее управление.
Решением от 14.06.2005 Завод признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Сведения о признании Завода банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы 09.07.2005.
ФНС обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением 01.09.2005, то есть до закрытия реестра.
Из материалов дела видно, что требование уполномоченного органа включает в себя:
- 1.411.502 руб. 48 коп. задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе 1.267.495 руб. 50 коп. недоимки и 144.006 руб. 98 коп. пеней;
- 1.072.833 руб. задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, в том числе 718.504 руб. недоимки по взносам и 354.329 руб. пеней.
Размер задолженности по всем ее видам указан ФНС на 24.03.2003 - дату принятия заявления о признании Завода банкротом и введения процедуры наблюдения, что является правом уполномоченного органа.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу названной статьи с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.
В силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006, взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В то же время согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. При взыскании недоимки и пеней по страховым взносам подлежат применению нормы НК РФ, поскольку Закон N 167-ФЗ не регламентировал до 01.01.2006 порядок их взыскания, за исключением указания на судебный порядок.
В связи с этим при неуплате плательщиком взноса после вступления в силу Закона N 167-ФЗ в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (статья 70 НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (статья 48 НК РФ).
Как установлено судом, в связи с неуплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за I, II, III и IV кварталы 2002 года налоговый орган направил Заводу требования N 80 от 23.05.2002, N 204 от 16.07.2002, N 342 от 29.10.2002 и N 388 от 10.11.2002, не исполненные должником в установленные в них сроки.
Полномочия налоговых органов по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяли им, в качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования споров, направлять страхователям требования об уплате страховых взносов.
Следовательно, указанные требования налогового органа являются надлежащими.
Однако, поскольку обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I, II, III и IV кварталы 2002 года возникла у Завода после вступления в силу Закона N 167-ФЗ, налоговый орган уже не обладал правом взыскания данной задолженности в бесспорном порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, в связи с чем вывод суда первой инстанции о недоказанности ФНС того обстоятельства, что налоговый орган воспользовался таким правом с соблюдением установленных НК РФ сроков, является неправомерным.
Взыскание недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за 2002 год находится в исключительной компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации, которым до 01.01.2006 Законом N 167-ФЗ не было предоставлено право взыскания такой задолженности иначе, чем в судебном порядке.
В то же время неправильное применение судом обеих инстанций названных норм материального права не привело к принятию неправильных определения и постановления в части отказа во включении в реестр требования ФНС в сумме 1.398.339 руб. 44 коп., в том числе 1.267.495 руб. 50 коп. недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и 130.843 руб. 94 коп. пеней.
Заявление уполномоченным органом подано в суд по истечении шестимесячного срока, установленного статьей 48 НК РФ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации не взыскали недоимку по страховым взносам и пени в названном размере в судебном порядке, а потому заявленное требование ФНС в указанной части не подлежало признанию обоснованным и включению в реестр.
В части, подтвержденной решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2003 по делу N А05-124/02-7/9 о взыскании с Завода в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 13.163 руб. 04 коп. пеней, требование ФНС является обоснованным, в связи с чем апелляционная инстанция правомерно изменила обжалуемое определение в части признания требования ФНС в указанном размере необоснованным и включила требование уполномоченного органа в сумме 13.163 руб. 04 коп. пеней в третью очередь реестра.
ФНС также заявлено требование о включении в реестр 1.072.833 руб. задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, в том числе 718.504 руб. недоимки по взносам и 354.329 руб. пеней.
В силу статьи 11 Закона N 118-ФЗ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Согласно пункту 6 статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Страховщиком в силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Статья 22.1 Закона 125-ФЗ регулирует порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, и взыскания недоимки и пеней. Однако до принудительного исполнения данной обязанности отделение Фонда обязано направить требование об уплате задолженности и пеней в добровольном порядке и установить срок исполнения.
Как видно из материалов дела, государственным учреждением "Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Учреждение) в адрес Завода направлены требования от 02.04.2001 N 7/5-141 и от 19.12.2003 N 7/5-494 об уплате в добровольном порядке недоимки по страховым взносам и пеней сроком исполнения . 18.04.2001 и 05.01.2004 соответственно.
Поскольку в установленный срок должник не погасил задолженность по требованию от 02.04.2001 N 7/5-141, Учреждение 15.06.2001 приняло решение N 7/8-119 о взыскании недоимки в сумме 310.959 руб. и пеней в сумме 55.541 руб. в бесспорном порядке за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке.
В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете должника Учреждением 26.11.2001 вынесено решение N 7/10-45 и постановление N 7/11-45 о взыскании налога и пеней за счет иного имущества Завода, которые направлены судебному приставу-исполнителю.
Проверив соблюдение Учреждением установленных НК РФ сроков направления налогоплательщику требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней от 02.04.2001 N 7/5-141 и принятия решения о взыскании задолженности в бесспорном порядке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по названному требованию срок обращения в суд уполномоченным органом не пропущен, в связи с чем правомерно признал обоснованным и подлежащим включению в реестр требование ФНС в сумме 366.500 руб., в том числе 310.959 руб. недоимки и 55.541 руб. пеней.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства принятия Учреждением мер по бесспорному взысканию недоимки по страховым взносам и пеней в связи с неисполнением Заводом требования от 19.12.2003 N 7/5-494, подлежат отклонению.
Действительно, в связи с неисполнением Заводом в добровольном порядке требования от 19.12.2003 N 7/5-494 об уплате 910.285 руб. недоимки по страховым взносам и 334.736 руб. пеней в установленный срок, Учреждение 06.01.2004 приняло решение N 7/10-2 и постановление N 7/11-2 о взыскании налога и пеней за счет имущества Завода.
По смыслу пункта 7 статьи 46, пункта 1 статьи 47 НК РФ, пункта 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ решение об обращении взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика может быть принято лишь при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о таких счетах, то есть только после принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке.
Однако решение о взыскании недоимки и пеней в бесспорном порядке по требованию от 19.12.2003 N 7/5-494 за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке, Учреждением не принималось "ввиду введения в отношении Завода процедуры банкротства" (том 1, л.д.39).
Поскольку шестимесячный срок для обращения в суд по требованию от 19.12.2003 N 7/5-494 уполномоченным органом пропущен, а пропуск данного пресекательного срока не имеет правового значения лишь в случае принятия страховщиком решения о бесспорном взыскании задолженности с соблюдением сроков, установленных пунктом 3 статьи 46 НК РФ, то основания для включения в реестр задолженности, указанной в требовании от 19.12.2003 N 7/5-494, отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что жалоба ФНС удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 26.02.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2823/03-46/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2006 г. N А05-2823/03-46/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника