Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 06 декабря 2022 г. по делу N 33-4194/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.
судей краевого суда Погореловой Е.А, Малолыченко С.В.
при секретаре Поладецкой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 6 декабря 2022 г. гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту законных интересов Поляковой М. В. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплат, по апелляционным жалобам ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" и третьего лица Министерства обороны РФ, на решение Центрального районного суда г. Читы от 6 июня 2022 г, которым постановлено:
иск заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту законных интересов Поляковой М. В. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплат - удовлетворить.
Признать действия ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", связанные с включением при начислении заработной платы Поляковой М. В. в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, и премии экономии фонда оплаты труда - незаконными.
Обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" начислять Поляковой М. В. заработную плату без учета указанных премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях.
Взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в пользу Поляковой М. В. задолженность по заработной плате за период с февраля по ноябрь 2021 года в размере 29 775 рублей 96 копеек, а также проценты (денежную компенсацию) за задержку заработной платы за период с 11.03.2021 по 31.12.2021 в размере 2 121 рубль 78 копеек.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона 10 июня 2022 г..в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Поляковой М.В, ссылаясь на результаты проверки, проведенной по обращению истца, в ходе которой установлено, что последняя работает по трудовому договору в войсковой части N78081 в должности делопроизводителя. Поляковой М.В. установлена заработная плата ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях. Начисляется дополнительная выплата в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства обороны РФ от 26.07.2010 N 1010, которые не должны учитываться в составе МРОТ с указанными коэффициентами. В соответствии с трудовым договором Поляковой М.В. установлены должностной оклад, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с неблагополучными климатическими условиями-10%, районный коэффициент - 30% и иные выплаты. Из приказа командира войсковой части и расчетных листков следует, что в различные периоды времени работнику начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом N1010, а также премия экономии фонда оплаты труда, которые фактически осуществляли и прикрывали доведение размера начисляемой заработной платы до МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условиях, что противоречит законодательству о заработной плате, предусматривающем такие выплаты сверх МРОТ, но не в ее составе.
Просил признать действия ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", связанные с включением при начислении заработной платы работнику в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г..N1010, и премии экономии фонда оплаты труда незаконными, с возложением на работодателя обязанности начислять работнику заработную плату без учета указанных премий в составе МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, взыскать с ответчика в пользу Поляковой М.В. задолженность по заработной плате с февраля по ноябрь 2021 года в размере 29 775, 96 руб, проценты за задержку выплат в сумме 2 121, 78 руб. за период с 11 марта по 31 декабря 2021 г..
Определением суда от 11 апреля 2022г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ, войсковая часть 78081.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" Шиндяева Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований прокурора полностью отказать. Выражая несогласие с решением суда, указывает, что в соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях распространяются трудовое законодательство иные акты, содержание нормы трудового права, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ установлена приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г..N 545, пунктом 38 которого установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда за счет экономии фонда оплаты труда. Конституционный суд в п.4.2 Постановления от 26 марта 2021 г..N 8-П, учитывая положения п.7 Указа N 1459 и п.2 приказа 1010 указывая, что финансовое обеспечение дополнительного материального стимулирования осуществляется за счет фонда оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих, фактически пришел к выводу, что данное стимулирование является формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате. Следовательно, дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с приказом Министра обороны РФ N 1010 за счет средств фонда оплаты труда и премии экономии фонда, являются частью вознаграждения работника за труд и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Между тем суд первой инстанции данные разъяснения Конституционного Суда РФ проигнорировал, неправильно истолковал законы и положения приказа N 545.
Кроме того, действующее законодательство не содержит императивных норм о том, что при сравнении начисленной заработной платы с МРОТ подлежат учету только гарантированные выплаты обязательного характера. Именно исходя из такой правовой позиции Управление производит доначисление заработной платы до МРОТ работникам войсковой части. В свою очередь все выплаты, которые подлежат учету в качестве доплаты до МРОТ, указаны в постановлениях Конституционного Суда РФ N 38-П от 07.12.2017, N 17-П от 11.04.2019, N 40-П от 16.12.2019. Такая правовая позиция соответствует письму Министерства труда от 13 апреля 2021 г..N 14-1/10/п-2796 и поддержана Департаментом социальных гарантий Минобороны России N 182/5/5241нс от 9 июля 2021 г..Судом не принято во внимание и не дана надлежащая оценка доводам Управления о том, что доплата до МРОТ также не предусмотрена системой оплаты труда, то есть при формировании фонда оплаты труда не учитывается, вместе с тем является составной частью системы оплаты труда. Таким образом, суд неправильно истолковал закон. Из содержания искового заявления не усматривается, когда именно проводилась проверка (ее начало и окончание), уведомлялось ли Управление как о начале, так и об окончании проведенной проверки. Не усматривается из поступивших в адрес Управления документов то, что Управлением были получены результаты проверки с указанием конкретных сумм, а также конкретных нарушений. Основания для обращения прокурора в суд находятся в прямой причинно-следственной связи с фактическим проведением самой проверки и ее результатами и наличия заявления материального истца об обращении прокурора в суд в его интересах. Данный вопрос судом первой инстанции не выяснялся. Выражает несогласие с принятым судом расчетом, произведенным прокуратурой, считает его неверным. При выработке истцом не полной нормы рабочего времени или нормы труда обязанность работодателя начислять заработную плату не ниже МРОТ трудовым законодательством не предусмотрена.
Поскольку с 16 июля по 20 августа 2021 г..истец находилась в очередном отпуске, т. е. ею не выработана норма рабочего времени, то основания для выплаты заработной платы не ниже МРОТ у финансового органа отсутствовали. Ссылаясь на положения ст.ст. 381, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, что суд разрешилнесуществующий спор по выплате еще незаработанной истцом заработной платы. Считает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам прокурора о необоснованности включения в состав заработной платы не ниже МРОТ премии из экономии фонда оплаты труда. Также указывает на то, что ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, учитывая сферу возложенных на него функций, с учетом положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333 Налогового кодекса Российской Федерации
С решением суда также не согласилось Министерство обороны РФ, представитель Министерства Оленников А.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В апелляционной жалобе представитель третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации Оленников В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требованиях отказать в полном объеме. Указывает, что из разъяснений, изложенных в письмах Минздравсоцразвития Российской Федерации от 9 июля 2010 г..N22-1-2194 и Минтруда РФ от 20 декабря 2016 г..N14-1/ООГ-11149 следует, что ниже МРОТ не может быть заработная плата, включающая стимулирующие и компенсационные выплаты, что не противоречит статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2018 г..N205/2/45 представители Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие полномочия работодателя, должны обеспечивать выплату заработной платы гражданскому персоналу, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, не ниже МРОТ в пределах, доведенных на это лимитов бюджетных обязательств. Из письма Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 1 марта 2019 г..N182/5/1366 следует, что вышеуказанную выплату следует расценивать как выполнение работодателем трудового законодательства по обеспечению заработной платы работника не ниже МРОТ, а не в качестве обязанности работодателя устанавливать работнику доплату до МРОТ.
Считает, что выплаты стимулирующего характера, в том числе премия по приказу N 1010 являются частью месячного дохода работника, а значит, учитываются при сравнении размера его месячной заработной платы до МРОТ. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах лимитов бюджетных обязательств, доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год. В соответствии с пунктом 1 Приложения к вышеуказанному приказу дополнительные выплаты военнослужащим, премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, военных округов, флотов, родов войск ВС РФ, объединений, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ. На основании ежеквартальных решений Министра обороны Российской Федерации в 2021 году выплата премии носит ежемесячный характер утвержденной суммой на одного работника в течение года. Премия по приказу N1010, как и выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, подлежат налогообложению и безусловно относятся к доходам работника, получаемых за исполнение трудовых обязанностей. Соответственно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ, должны учитываться все выплаты, произведенные работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. Кроме того, приказами Министра обороны Российской Федерации N 255 и N 545, а также Приказом N1010 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. Таким образом, при определении размера оплаты труда до уровня МРОТ применяются все виды вознаграждения за труд, а значит истцам начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ.
Данная позиция согласуется с Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 г..N 8-П, от 7 декабря 2017 г..N 38-П, от 11 апреля 2019 г..N17-П, от 16 декабря 2019 г..N40-П. Считает, что реализация положений законодательства о МРОТ должны осуществляться с учетом вышеуказанных постановлений, которые не предполагают исключения из состава заработной платы при сравнении с МРОТ каких-либо выплат стимулирующего характера. Позиция, указанная в постановлениях Конституционного Суда РФ поддержана Минтруда России в письме от 13 апреля 2021 г..N 14-1/10/П-2796. Судом преждевременно удовлетворены требования прокурора о возложении обязанности на Управление начислять истице заработную плату без учета премий в состав МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, так как доказательств нарушения ответчиком прав работника в иные периоды не представлено
В возражениях на апелляционные жалобы ответчика и третьего лица заместитель военного прокурора Читинского гарнизона Клименко С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Материальный истец Полякова М.В, представители третьих лиц - войсковой части 78081, Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об отложении не просили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, против удовлетворения которых возражал прокурор Борголов М.С, и на удовлетворении которых настаивала представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" Шиндяева Н.И, изучив доводы возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между командиром войсковой части 78081 и Поляковой М.В. 7 апреля 2015г. заключен трудовой договор N 259, согласно которому истец принята на должность делопроизводителя с установлением должностного оклада, процентной надбавки в виде районного коэффициента 30%, надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 30%, премии и иных выплат, установленных в соответствии с коллективным договором, локальными актами работодателя, стимулирующих выплат (доплата, надбавки и другие выплаты), которые проводятся в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ N 255 от 23.04.2014.
Из приказов командира войсковой части и расчетных листков с февраля по ноябрь 2021 г. следует, что в различные периоды времени Поляковой М.В. начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом N1010: в феврале 2021 г. - 3643 руб, в марте - 3675 руб, в апреле - 3780 руб, в мае - 3370 руб, в июне - 3481 руб, в июле - 3377 руб, в августе - 3433 руб, в сентябре - 3432 руб, октябре - 3392 руб, в октябре - 3261 руб, а также премия из экономии фонда оплаты труда в сентябре за август 2021 г. - 4543 руб, в октябре за сентябрь - 4676 руб, в ноябре за октябрь - 3249 руб.
Выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с учетом требований ст. 392 ТК РФ, исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г..N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г..N545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", не являются гарантированной и обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотренными системой оплаты труда, и осуществляются только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Признавая незаконными действия ответчика, связанные с включением при начислении заработной платы истцов в состав МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом N1010, и премии экономии фонда оплаты труда, суд первой инстанции исходил из положений статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказа N1010 в своей взаимосвязи не предполагают включение в состав заработной платы указанного дополнительного материального стимулирования, а экономия фонда оплаты труда направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), следовательно, премия экономии фонда оплаты труда выплачивается за счет экономии бюджетных средств и не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, соответственно, не может быть включена в заработную плату работника и должна выплачиваться сверх МРОТ.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может в виду следующего.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статей 315 - 317 Трудового кодекса Российской Федерации в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется свыше МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N38-П).
В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. N17-П, от 16 декабря 2019 г. N40-П).
В силу части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" Министр обороны Российской Федерации приказом от 18 сентября 2019 г. N545 урегулировал вопросы, касающиеся системы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (пункт 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом N1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Такой вывод следует из пункта 3 Порядка, предусматривающего, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N1459 также не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и лицам гражданского персонала, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.
Утвержденный Приказом N1010 Порядок определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплатой труда.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") (далее по тексту - Приказ от 18 сентября 2019 г. N545) предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21).
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
Таким образом, из анализа положений приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала в/частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесено прямо к составной части зарплаты, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.
Следовательно, премия, выплаченная Поляковой М.В. в соответствии с указанным приказом являются неотъемлемой составной частью заработной платы, а потому не может не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
Как видно из расчетных листков Поляковой М.В. расчет её заработной платы с февраля по ноябрь 2021 г. производился работодателем исходя из размера установленного оклада, процентной надбавки за выслугу лет, за стаж, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с учетом премии по приказу N и обеспечивался до минимального размера оплаты труда соответствующей доплатой.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, начисляются к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N473-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", с 1 января 2021 г. МРОТ составлял 12792 руб. в месяц.
Согласно расчетным листкам районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к Крайнему Северу, начислялись к заработной плате истца сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, совокупный размер оплаты труда Поляковой М.В. в спорные месяцы обеспечивался не только до, но и сверх минимального, и не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, что является недопустимым, а за счет соответствующих доплат.
В этой связи выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном толковании норма материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 6 июня 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту законных интересов Поляковой М. В. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплат оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 декабря 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.