Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 сентября 2010 г. по делу N А48-2715/2006
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 мая 2009 г. N А48-2715/06-16б (Ф10-1731/09)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ФНС России: Р.С.В. - представитель (дов. N 37 от 23.11.2009); от иных лиц, участвующих в деле: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Заводскому району г. Орла на определение Арбитражного суда Орловской области от 26.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А48-2715/2006, установил:
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.01.2007 в отношении муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) "Д" открыто конкурсное производство сроком на один год.
Определением арбитражного суда от 11.05.2007 в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования ГУ ОРО ФСС РФ в сумме 1366064,84 руб.
ИФНС России по Заводскому району г. Орла (далее - заявитель), ссылаясь на внесение изменений в п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене кредитора в реестре требований кредиторов МУП "Д" по капитализированным платежам: ГУ ОРО ФСС на ФНС России.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 26.03.2010 в удовлетворении заявления ИФНС России по Заводскому району г. Орла о замене кредитора ГУ ОРО ФСС РФ в реестре требований кредиторов МУП "Д" было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 указанное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе уполномоченный орган, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемое определение и постановление отменить.
Доводы жалобы поддержаны представителем ее заявителя в заседании арбитражного суда кассационной инстанции.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд находит обжалуемые судебные акты не подлежащими изменению или отмене в силу нижеследующего.
Рассматривая заявление уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов должника суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 48 АПК Российской Федерации для его удовлетворения.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует требованиям законодательства и материалам дела.
В силу ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемый в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам определена Федеральная налоговая служба.
Согласно Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на Фонд социального страхования РФ возложена обязанность по аккумуляции предусмотренных платежей в случае ликвидации должника.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты Фонду капитализированной суммы. Требование Фонда социального страхования Российской Федерации об установлении капитализированных платежей, основанное на норме п. 2 ст. 23 Закона об обязательном страховании, должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласие гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования РФ не требуется.
Согласно части 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.
Таким образом, Фонд социального страхования являлся надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью.
Согласно ч. 1 ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Материалы настоящего дела не содержат сведений о переходе ФНС России права требования в отношении требований Фонда социального страхования Российской Федерации по капитализированным платежам.
В связи с этим, следует признать правомерным отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов должника.
При изложенных обстоятельствах, кассационная судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" в обоснование доводов о неправомерности обжалуемых судебных актов не может быть принята во внимание, поскольку обжалуемое определение суда первой инстанции принято 26.03.2010 - т.е. ранее даты опубликования указанного Информационного письма.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает необходимым разъяснить, что в соответствии с рекомендациями, изложенными в данном Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 136, ФНС России вправе повторно обратиться с аналогичным заявлением о процессуальной замене в Арбитражный суд Орловской области.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение Арбитражного суда Орловской области от 26.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" в обоснование доводов о неправомерности обжалуемых судебных актов не может быть принята во внимание, поскольку обжалуемое определение суда первой инстанции принято 26.03.2010 - т.е. ранее даты опубликования указанного Информационного письма."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 сентября 2010 г. по делу N А48-2715/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1731/09
22.11.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3458/10
21.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3458/10
18.07.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3458/10
10.08.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1731/09
06.05.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3458/10
10.06.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1731/09
20.03.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3458/10
26.09.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3458/10
26.09.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1731/09
10.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3458/10
13.09.2012 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-2715/06
06.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А48-2715/2006
09.04.2010 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-2715/06
25.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 10371/09
05.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10371/2009
19.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А48-2715/06-16Б
27.02.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5712/08
17.07.2008 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-2715/06
17.01.2007 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2715/06
27.06.2006 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-2715/06