Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Авдонкина В.С. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Иванова Леонида Михайловича на решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 18 января 2024 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 17 апреля 2024 г., принятые по административному делу N 2а-12/2024 по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N1 "звание" Каплина Сергея Юрьевича об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с неначислением дохода от инвестирования накоплений на именном накопительном счете (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Авдонкина В.С, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
указанным выше решением суда административный иск Каплина удовлетворен. Суд признал незаконным решение ФГКУ "Росвоенипотека", связанное с расчетом размера дохода от инвестирования на ИНС Каплина за период с 10 июня 2012 г. по 1 января 2023 г, и обязал ФГКУ "Росвоенипотека" истребовать от Минобороны России сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, "... " руб. в качестве дохода от инвестирования за указанный период и учесть на ИНС Каплина. Кроме того, суд возложил обязанность на Минобороны России перечислить "... " руб. на ИНС Каплина.
Данное решение суда изменено апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда в части указания периода - " с 10 июня 2012 г. по 1 января 2023 г." на "с 10 июня 2012 г. по 27 июля 2022 г.", а также суммы, подлежащей перечислению на ИНС Каплина, с "... " руб. на "... " руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
В поданной 11 июня 2024 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика, считая принятые судебные акты незаконными ввиду несоответствия выводов, изложенных в них, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм процессуального и материального права, просит их отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы Иванов утверждает, что получение военнослужащим за счет средств федерального бюджета неначисленного своевременно инвестиционного дохода не предусмотрено действующим законодательством, наносит материальный ущерб не только Минобороны России, но и Российской Федерации в целом.
Также автор жалобы утверждает, что Минобороны России непосредственно ведением реестра участников НИС и учетом их накоплений не занимается, каких-либо прав административного истца не нарушало, в связи с чем Минобороны России не обязано перечислять на ИНС Каплина денежные средства в размере неначисленного инвестиционного дохода.
Более того, понуждение Минобороны России к выделению денежных средств является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, чем нарушается установленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, не имеется.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, вступившим в законную силу 28 июня 2023 г. решением Уссурийского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2023 г. удовлетворен частично административный иск Каплина об оспаривании действий командира войсковой части N1, связанных с исключением из списков личного состава воинской части. Суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N1, выразившееся в непринятии мер по реализации права административного истца на участие в НИС, и обязал указанное должностное лицо по поступлению рапорта Каплина на использование накоплений направить его установленным порядком для реализации в соответствующий жилищный орган.
Во исполнение этого судебного акта командир войсковой части N1 направил 9 марта 2023 г. в адрес начальника филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" комплект документов для выплаты накоплений Каплину.
ИНС Каплина открыт 27 февраля 2023 г. на основании сведений из регистрирующего органа от 20 февраля 2023 г, с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - 10 июня 2012 г. С 1 марта 2023 г. производился учет накоплений на ИНС Каплина и их передача в доверительное управление, инвестиционный доход начислялся и учитывался на ИНС с 1 квартала 2023 г.
Приказом командира войсковой части N1 от ДД.ММ.ГГГГ Каплин в связи с увольнением с военной службы исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
28 июля 2023 г. ИНС Каплина закрыт на основании сведений об исключении его из реестра участников НИС с правом на использование накоплений с датой возникновения основания для исключения из реестра 27 июля 2022 г. На дату закрытия ИНС сумма накоплений, причитающихся к выплате Каплину, составила "... ", включая доход от инвестирования в размере "... ". Указанные денежные средства перечислены на банковский счет Каплина 14 сентября 2023 г.
Вместе с тем из сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС, представленных ФГКУ "Росвоенипотека" на его официальном сайте, своевременно включенных в реестр участников НИС в июне 2012 г, следует, что по состоянию на 1 января 2023 г. их накопления в среднем составляли "... " руб. ("... " руб. накопительные взносы и "... " руб. инвестиционный доход), на 1 января 2022 г. - "... " руб. ("... " руб. накопительные взносы и "... " руб. инвестиционный доход).
Исходя из данных обстоятельств дела, положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 4, 5, 11, 13 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС), Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, обжалуемые судебные акты являются правильными по существу, при этом суд апелляционной инстанции обоснованно изменил решение суда первой инстанции в части периода, за который подлежал начислению инвестиционный доход, оставив его в остальной части в силе.
Доводы кассационной жалобы ранее при производстве по данному делу уже приводились автором жалобы, рассматривались судами первой и апелляционной инстанций, которые их обосновано, с приведением соответствующих мотивов отклонили.
Основанные на ошибочном понимании норм права несогласие автора кассационной жалобы с принятыми судебными актами, его доводы, суждения о том, как должно быть разрешено дело, не влекут вывода о незаконности этих актов.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством, прежде всего, формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Согласно ст. 5 того же Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
- доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- денежные средства, выделяемые из федерального бюджета уполномоченному федеральному органу для предоставления дополнительных выплат участникам;
- иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Из приведенных выше правовых положений следует, что государство гарантирует военнослужащим, являющимся участниками НИС, реализацию права на жилище, в том числе посредством начисления на их именных накопительных счетах доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
В силу изложенного выше суд первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что неполное начисление ФГКУ "Росвоенипотека" на ИНС Каплина доходов от инвестирования накоплений за период времени с момента возникновения оснований для включения его в реестр участников НИС до исключения его из данного рееста, то есть с 10 июня 2012 г. по 27 июля 2022 г, нарушает жилищные права административного истца, поскольку существенно снижает размер денежных средств, которые могут быть предоставлены ему для приобретения жилого помещения.
Учитывая, что положениями Закона о НИС установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы НИС, в том числе в части регламентации доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, утверждение представителя административного ответчика о невозможности в данном случае начисления такого дохода за счет средств федерального бюджета не является основанием для отказа в защите права административного истца на начисление ему этого дохода.
Такое решение суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости соблюдения конституционного принципа равенства, означающего, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях (постановления от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 5 апреля 2007 г. N 5-П, от 10 ноября 2009 г. N 17-П и от 24 октября 2012 г. N 23-П; определения от 27 июня 2005 г. N 231-О, от 1 декабря 2005 г. N 428-О и др.), не исключает учета фактических различий между субъектами, относящимися к одной категории (определения от 2 ноября 2006 г. N 492-О, от 2 ноября 2011 г. N 1447-О-О и др.).
Поэтому с целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с учетом корректировки решения этого суда судом апелляционной инстанции, правильно признал незаконным решение ФГКУ "Росвоенипотека", связанное с расчетом размера дохода от инвестирования на ИНС Каплина.
Привлечение Минобороны России в качестве административного ответчика и возложение на него судом указанных выше обязанностей обосновано его полномочиями в сфере НИС. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС.
С учетом приведенного выше, доводы представителя административного ответчика Иванова о том, что выплата Каплину недополученного инвестиционного дохода нанесет материальный ущерб как Минобороны России, так и Российской Федерации в целом - ошибочны, не основаны на нормах права.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что принятым решением суд ограничил права Минобороны России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, является несостоятельным, поскольку суд в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в том числе ст. 118 Конституции Российской Федерации, ст. 1-4 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", ч. 2 ст. 227 КАС РФ, осуществил судебную защиту прав административного истца и принял указанное решение в целях восстановления нарушенных его прав.
Таким образом, предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, в том числе в безусловном порядке, по доводам кассационной жалобы не имеется, ввиду чего апелляционное определение и решение суда первой инстанции, с учетом его изменения судом апелляционной инстанции, признаются законными и обоснованными, а кассационная жалоба не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 18 января 2024 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 17 апреля 2024 г. по административному исковому заявлению Каплина Сергея Юрьевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 июля 2024 г.
ПредседательствующийСудьи
Д.А. Богдашов В.С. АвдонкинИ.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.