Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2007 г. N Ф09-2945/07 по делу N А50-16252/2006
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2008 г. N Ф09-2938/08-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2007 г. N 10322/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 августа 2007 г. N 10322/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2007 г. N Ф09-2945/06-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Юртаевой Т.В.,
судей Сухановой Н.Н., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Соликамский магниевый завод" (далее - общество, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 по делу N А50-16252/06 Арбитражного суда Пермской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Гущина О.А. (доверенность от 10.04.2007), Ремеслова Е.А. (доверенность от 19.10.2004), Исаев В.Г. (доверенность от 19.10.2006);
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) - Нестеров К.В. (доверенность от 09.01.2007).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 11.09.2006 N 11-31/23/4229дсп в части.
Решением суда от 21.11.2006 заявление удовлетворено полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 решение суда отменено в части признания недействительным оспариваемого решения инспекции в отношении доначисления обществу единого социального налога (далее - ЕСН) с компенсационных выплат, а также в части соответствующих пеней по ЕСН. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки инспекция вынесла оспариваемое решение, которым обществу доначислены налоги, пени и штраф.
Одним из оснований для доначисления налога послужило невключение в налогооблагаемую базу для исчисления ЕСН компенсационных выплат работникам за особые условия труда, а также за неиспользованные отпуска в части, не превышающей 28 календарных дней, выплаченные обществом своим работникам, не прекратившим трудовые отношения с работодателем.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение инспекции, сослался на то, что указанные выплаты не включались обществом в расходы, уменьшающие базу для исчисления налога на прибыль. Кроме того, суд посчитал, что отсутствуют основания для включения в базу для исчисления ЕСН компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, поскольку это противоречит п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Апелляционный суд отменил решение суда, придя к выводу о необходимости включения рассматриваемых выплат в налоговую базу по ЕСН.
Выводы апелляционного суда являются правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса облагаемая ЕСН база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Кодекс не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу п. 1 ст. 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат. Исходя из ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
По смыслу абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
В отличие от них компенсации, определенные ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной выше нормой Кодекса и в соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса образуют объект обложения ЕСН. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из ст. 255 Кодекса. В соответствии со ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно п. 3 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями предусмотрена ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Выплата указанных доплат произведена работникам общества на основании его локальных актов, что свидетельствует об оплате труда в повышенном размере, предусмотренном ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку выплаты, производимые в качестве компенсации за вредные условия труда, являются составной частью заработной платы работников и не охватываются нормой, определенной абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, они подлежат включению в налоговую базу по ЕСН.
Перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению ЕСН, указанный в подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, является исчерпывающим. Согласно данному перечню не подлежит обложению ЕСН компенсация за неиспользованный отпуск только при увольнении работника.
Поскольку денежная компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением работника, не является компенсацией в смысле ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, она подлежит включению в состав расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль согласно п. 8 ст. 255 Кодекса, а также обложению ЕСН.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о доначислении инспекцией ЕСН на рассмотренные выплаты.
Кроме того, доначисление обществу налога явилось основанием для доначисления соответствующих сумм пеней по ЕСН.
Общество считает, что пени по ЕСН могут начисляться только по итогам отчетных периодов.
Суд первой инстанции, поддержав доводы налогоплательщика, признал недействительным решение налогового органа в этой части, указав на то, что в соответствии со ст. 75 и п. 3 ст. 243 Кодекса пени за несвоевременную уплату ЕСН могут начисляться только по результатам отчетного периода, а не помесячно.
Апелляционный суд, не согласившись с выводом суда первой инстанции, отменил решение суда в указанной части, отметив, что пени подлежат начислению с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Данный вывод апелляционного суда является правильным.
Согласно ст. 240 Кодекса налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налогоплательщик, не выполнивший данное условие, считается не исполнившим обязанность по уплате налога в установленный срок.
В соответствии со ст. 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны не неправильном толковании норм материального права. Оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 по делу N А50-16252/06 Арбитражного суда Пермской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Соликамский магниевый завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Юртаева |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 240 Кодекса налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
...
В соответствии со ст. 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2007 г. N Ф09-2945/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника