Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 октября 2007 г. N Ф09-8033/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф09-8033/07-С6
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 13830/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2008 г. N Ф09-4723/08-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 17277/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Китеж" (далее - общество "Китеж") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2007 (резолютивная часть от 18.04.2007) по делу N А76-31496/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Китеж" - Калистратова Е.В., директор (решение учредителей от 31.07.2007 N 5), Герасимов В.В. (доверенность от 01.06.2007);
Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - агентство кадастра объектов недвижимости) - Молофеева А.Е. (доверенность от 09.01.2007 N 03/07);
федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата") - Бородулина Н.А. (доверенность от 16.05.2007 N 70);
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет по управлению имуществом и земельным отношениям) - Ахматханова Л.Р. (доверенность от 27.12.2006 N 13013);
закрытого акционерного общества "Центр информационных технологий" (далее - общество "Центр информационных технологий") - Баймакова Е.В. (доверенность от 18.09.2007), Толмачева А.П. (доверенность от 06.08.2007).
Общество "Китеж" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска, выразившихся в совершении утвердительной надписи на акте государственного контроля и приемки межевого дела в 2002 г. по земельному участку площадью 0,2241 га, расположенному по адресу: г. Челябинск, ул. Калинина, 5; о признании незаконными действий учреждения "Земельная кадастровая палата", выразившихся в проведении государственного кадастрового учета и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 0,2241 га (кадастровый номер 74:36:06 05 005: 0005), расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Калинина, 5, совершенных в 2002 г., и признании незаконными действий по выдаче кадастрового плана N 36 03 02 688с от 25.06.2003 (кадастровый номер земельного участка 74:36:06 05 005: 0005), выданного с исправлением технической ошибки, которая допущена при проведении кадастрового учета в октябре 2002 г. (с учетом уточнений требований, сделанных в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество "Центр информационных технологий", открытое акционерное общество "Институт Челябинский Промстройпроект", комитет по управлению имуществом и земельным отношениям.
Решением суда от 19.04.2007 (резолютивная часть от 18.04.2007) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Китеж" просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33, п. 3 ст. 36, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 19, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон "О государственном земельном кадастре"), положений ст. 66, 71, ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, он не был извещен о проводимом межевании спорного земельного участка и с ним как со смежным землепользователем не согласованы границы данного земельного участка; земельный участок не является ранее учтенным, поскольку его кадастровый номер не соответствует структуре и содержанию кадастровых номеров, которые присваивались земельным участкам; суды не дали надлежащую оценку имеющимся в деле документам и не истребовали необходимые для правильного разрешения дела доказательства. Общество "Китеж" также полагает, что межевание спорного земельного участка не проводилось, поскольку межевое дело не утверждено руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска. Кроме того, общество "Китеж" полагает, что обратилось в суд с данным заявлением в пределах срока исковой давности.
Агентство кадастра объектов недвижимости и учреждение "Земельная кадастровая палата" предоставили отзывы, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, указывая на несоответствие изложенных в кассационной жалобе доводов действующему законодательству и их противоречие материалам дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 05.10.1993 N 17-КН/420, заключенного между товариществом с ограниченной ответственностью "Мечта" (продавец) и акционерным обществом открытого типа "Инвестиционно-холдинговая компания "ДВАРАКА" (далее - компания "ДВАРАКА", покупатель), последний приобрел в собственность магазин "Арто", расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Калинина, 5. Из содержания указанного договора, который зарегистрирован в установленном порядке в уполномоченных органах, следует, что здание магазина являлось объектом приватизации и ранее было приобретено продавцом по конкурсу, а вместе с правом собственности на приобретенный объект к покупателю переходит право пользования земельным участком площадью 2149 кв.м, на котором расположено здание магазина.
Впоследствии компания "ДВАРАКА" изменила свое название на акционерное общество открытого типа "Инвестиционно-холдинговая компания "Китеж", которое затем было реорганизовано в общество "Китеж". Данное общество согласно уставу является правопреемником акционерного общества открытого типа "Инвестиционно-холдинговая компания "Китеж".
Главой г. Челябинска 06.11.2002 принято постановление N 1894-п, которым обществу "Китеж" сроком на 20 лет из земель поселений предоставлен земельный участок площадью 0,1755 га с кадастровым номером 74:36:06 14005:0019 для эксплуатации существующего на нем здания - магазина "Арто", расположенного по ул. Калинина, 5а в Калининском районе г. Челябинска (т. 2, л.д. 77).
На основании постановления главы г. Челябинска от 27.10.2003 N 1671-п и заявки общества "Китеж" между данным обществом и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям 27.11.2003 был заключен договор N 168/зем купли-продажи земельного участка площадью 1182 кв.м из земель поселений, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Калинина, 5а, кадастровый номер 74:36:06 14005:0021. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано 17.06.2004 в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 40).
В соответствии с решением Исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов от 24.07.1990 N 262 зарегистрирован устав созданного по решению трудового коллектива арендного предприятия Кустового вычислительного центра. Решением Комитета по управлению имуществом г. Челябинска от 07.02.1994 N 37/1 был утвержден план приватизации данного арендного предприятия, которое преобразовано в акционерное общество открытого типа "Центр информационных технологий". На основании указанного решения и плана приватизации за обществом "Центр информационных технологий" (правопреемник открытого акционерного общества с таким же названием) впоследствии было зарегистрировано право собственности на нежилое здание (офис) общей площадью 2137,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Калинина, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.12.2004.
Постановлением главы администрации г. Челябинска от 28.06.1995 N 572-п для эксплуатации находящегося в г. Челябинске по ул. Калинина, 5 здания обществу "Центр информационных технологий" (в лице его правопредшественника - акционерного общества открытого типа с тем же наименованием) в долгосрочную аренду сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок площадью 0,2241 га (т. 1, л.д. 100). На основании указанного постановления между администрацией г. Челябинска и обществом "Центр информационных технологий" был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером РФ 11 - ЧБО - 36-06 N 000156 - 95 (т. 1, л.д. 101-104).
Общество "Центр информационных технологий" 03.10.2002 обратилось в учреждение "Земельная кадастровая палата" о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2241 кв.м (т. 1, л.д. 105), после чего 25.11.2002 ему была выдана выписка из государственного земельного кадастра - кадастровый план N 36/02-02-173 данного земельного участка (т. 1, л.д. 106-108). Земельному участку был присвоен кадастровый номер 74:36: 06 05 005:0005, при этом в плане (раздел "Общие сведения") указан предыдущий кадастровый номер ЧБО-36-06, а в разделе "Особые отметки" указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
Затем обществу "Центр информационных технологий" был выдан кадастровый план N 36/03-02-688 от 25.06.2003 земельного участка площадью 2241 кв.м с кадастровым номером 74:36:06 14:005:0057, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Калинина, 5, при этом в плане указан предыдущий кадастровый номер - 74:06 05 005:0005 (т. 1, л.д. 10-111).
На основании договора купли-продажи от 30.06.2003 N 112/зем за обществом "Центр информационных технологий" было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 2241 кв.м, расположенный по указанному выше адресу, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 02.12.2004 (т. 1, л.д. 60).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативные акты, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемые заявителем действия соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 1 Закона "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района (далее - Порядок ведения реестра земель). Согласно п. 1 данного Порядка государственный реестр земель кадастрового района является составной частью Единого государственного реестра земель и предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.
Как следует из п. 2.1.2. Порядка ведения реестра земель (в редакции Приказа Федеральной службы земельного кадастра от 29.07.2002 N П/301), внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утверждены приказом Росземкадастра от 10.04.2001). Данные Указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Закона "О государственном земельном кадастре".
Из п. 2.1-2.3 Указаний следует, что сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.
Как следует из п. 2.5 вышеназванных Указаний, в качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив согласно требованиями, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, сделали обоснованный вывод о том, что спорный земельный участок является ранее учтенным земельным участком и сформирован до принятия Закона "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ (п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что в данном случае отсутствует нарушение прав и законных интересов общества "Китеж" как смежного землепользователя, поскольку спорный земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет как ранее сформированный, кадастровый учет проводился с целью выкупа уже сформированного земельного участка, в связи с чем необходимости повторного проведения землеустроительных работ (межевания и согласования границ) и уведомления смежных землепользователей не имелось.
Согласно ч. 4 ст. 198 названного Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исходя из смысла данной нормы права вопросы о наличии уважительных причин пропуска срока и оснований для его восстановления должны быть разрешены в судебном заседании, и результаты их рассмотрения должны быть указаны в судебном акте.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заявитель пропустил срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, суд вправе отказать в удовлетворении заявления по этим мотивам.
Из материалов дела усматривается, что заявителю стало известно о проведении кадастрового учета в октябре 2002 г. (т. 1, л.д. 11-13).
С учетом того, что с заявлением о признании незаконными проведения государственного кадастрового учета и постановки на кадастровый учет общество "Китеж" обратилось в арбитражный суд 29.11.2006 (т. 1, л.д. 2), суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что установленный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок к моменту обращения заявителя в суд истек.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судами первой и апелляционной инстанций отказано обоснованно.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и по сути направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2007 (резолютивная часть от 18.04.2007) и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по делу N А76-31496/06 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Китеж" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ (п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Исходя из смысла данной нормы права вопросы о наличии уважительных причин пропуска срока и оснований для его восстановления должны быть разрешены в судебном заседании, и результаты их рассмотрения должны быть указаны в судебном акте."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2007 г. N Ф09-8033/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника