Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 августа 2010 г. N Ф09-5103/08-С4 по делу N А07-6160/1997
Дело N А07-6160/1997
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Азанова П.А., Шершон Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" Акимовой Эльвиры Раисовны на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2010 по делу N А07-6160/1997 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу о признании государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" - Сорокин Р.Ф. (доверенность от 01.03.2010);
Федеральной налоговой службы - Доленко О.В. (доверенность от 15.06.2010).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился конкурсный управляющий государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" (далее - должника) Акимова Э.Р. с заявлением об урегулировании разногласий о порядке формирования реестра требований кредиторов должника.
Определением суда от 23.03.2010 (судьи Давлетова И.Р., Султанов В.И., Гаврикова Р.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 (судьи Столяренко Г.М., Матвеева СВ., Серкова З.Н.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий должника не согласен с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить. По мнению заявителя, ошибочен вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что после 01.07.2009 (даты применения к делу о банкротстве должника положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") правовая природа включенного в реестр требований кредиторов требования уполномоченного органа на изменилась, и оно не подлежит исключению из реестра и учету в качестве текущего обязательства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2005 по делу N А07-6160/1997 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 25.11.2008 конкурсным управляющим должника утверждена Акимова Э.Р. Реестр требований кредиторов закрыт 01.07.2005.
В состав четвертой очереди реестра требований кредиторов было включено требование Федеральной налоговой службы в сумме 303 814 270 руб. 20 коп., при применении к должнику процедуры конкурсного производства требование уполномоченного органа в сумме 73 813 930 руб. 20 коп. было удовлетворено.
Определением суда от 22.09.2009 на основании п. 6 ст. 233 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" удовлетворено ходатайство Федеральной налоговой службы, являющейся кредитором должника, о переходе к рассмотрению дела о банкротстве должника по правилам, установленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве в новой редакции).
На состоявшемся 15.01.2010 собрании кредиторов должника, в котором приняли участие Федеральная налоговая служба (далее также - уполномоченный орган) и закрытое акционерное общество "Стерлитамакская машиностроительная компания". В отношении уполномоченного органа конкурсным управляющим должника было указано на отсутствие у данного лица права голоса в связи с тем, что с 01.07.2009 его требование должно учитываться как текущее. При проведении собрания представитель уполномоченного органа заявил о необходимости включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и предоставления Федеральной налоговой службе права голоса на собрании. Во время голосования по вопросам, включенным в повестку дня, при подсчете голосов конкурсным управляющим должника были учтены лишь голоса закрытого акционерного общества "Стерлитамакская машиностроительная компания". Представителем уполномоченного органа было указано на то, что в связи с отсутствием надлежащим образом сформированного реестра требований кредиторов определить наличие кворума на собрании кредиторов невозможно.
Конкурсный управляющий должника, ссылаясь на наличие разногласий между ним и уполномоченным органом относительно порядка формирования реестра требований кредиторов, обратился с заявлением в суд, в котором просил исключить требование Федеральной налоговой службы из четвертой очереди реестра требований кредиторов и перевести требование уполномоченного органа в сумме 230 000 340 руб. в состав внеочередных платежей. В обоснование заявленного требования конкурсный управляющий ссылался на то, что до перехода к применению процедуры банкротства по правилам, установленным Законом о банкротстве в новой редакции, реестр требований кредиторов состоял из пяти очередей, кроме того, требование уполномоченного органа возникло после признания должника банкротом, поэтому в силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является текущим и подлежит исключению из реестра требований кредиторов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие оснований для изменения правового характера требования Федеральной налоговой службы и признания его текущим платежом.
Выводы судов являются обоснованными, суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Согласно п. 1, 2 ст. 233 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ данный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу. По делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу данного закона до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до вступления данного закона в силу, применяются нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п. 6 ст. 233 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ до 01.07.2009 лица, участвующие в деле о банкротстве, производство по которому возбуждено до дня вступления в силу данного закона, вправе обратиться с ходатайством о переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным данным законом. В этом случае с 01.07.2009 рассмотрение дела о банкротстве, производство по которому возбуждено до дня вступления в силу данного закона, осуществляется по правилам, предусмотренным данным законом.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано на то, что до 01.07.2009 к делу о банкротстве должника подлежали применению нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве N 6-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 106 Закона о банкротстве N 6-ФЗ требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды подлежали включению в состав четвертой очереди реестра требований кредиторов.
Требование Федеральной налоговой службы было включено в реестр требований кредиторов 01.07.2005 на основании требования данного лица от 12.04.2005 N 0011-0309/4184.
Положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающие порядок применения с 01.07.2009 данного закона к делам о банкротстве, производство по которым было возбуждено до его вступления в силу, не предусматривают возможности изменения правовой природы требований кредиторов и их исключения из реестра вследствие того, что дальнейшее рассмотрение дела будет производиться в порядке, установленном Законом о банкротстве в новой редакции.
В связи с этим судами первой и апелляционной инстанций правомерно отказано в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника об исключении требования Федеральной налоговой службы из четвертой очереди реестра требований кредиторов и переводе данного требования в состав внеочередных платежей.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2010 по делу N А07-6160/1997 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" Акимовой Эльвиры Раисовны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 106 Закона о банкротстве N 6-ФЗ требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды подлежали включению в состав четвертой очереди реестра требований кредиторов.
...
Положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающие порядок применения с 01.07.2009 данного закона к делам о банкротстве, производство по которым было возбуждено до его вступления в силу, не предусматривают возможности изменения правовой природы требований кредиторов и их исключения из реестра вследствие того, что дальнейшее рассмотрение дела будет производиться в порядке, установленном Законом о банкротстве в новой редакции.
...
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2010 по делу N А07-6160/1997 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" Акимовой Эльвиры Раисовны - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2010 г. N Ф09-5103/08-С4 по делу N А07-6160/1997
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-6160/1997
09.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
20.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-756/12
11.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
03.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11067/11
21.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10042/11
12.10.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-6160/1997
01.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
28.03.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3085/11
24.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12335/2010
02.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08-С4
31.05.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3891/2010
31.05.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3891/2010
15.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08-С4
14.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17834/09
29.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17834/09
28.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17834/09
25.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08-С4
17.06.2009 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
10.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
24.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
12.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
18.11.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
10.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008